Главные вкладки

    Программа по развитию сотрудничества между детьми 5-7 лет
    рабочая программа (старшая группа) на тему

    Антонова Ольга Тарасовна

    Данная программа составлена для развития коммуникативных способностей детей 5-7 лет. В основе лежит идея формирования ровеснических отношений (по Шулешко), которые зарождаются у старших дошкольников и продолжаются развиваться в младшем школьном возрасте. Активно используются подгрупповые формы работы с детьми. Использован материал Фесюковой Л.Б., Шулешко Е.Е., Дрезниной М.  и др. Будет интересна для воспитателей, педагогов-психологов и педагогов дополнительного образования на занятиях по социально-личностному и эмоциональному развитию дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Содержание

    Введение.

    Пояснительная записка к Программе «Играем вместе». (Программа  по развитию сотрудничества, взаимопонимания у детей старшего дошкольного возраста) ___________________________________________ 3

    Основная часть.

    1.Сущность  социо-игровой технологии_____________________________9

    2.Рекомендации педагогам, использующим в работе социо-игровую технологию _____________________________________________________12

    3.Использование арт- методик в  Программе «Играем вместе»________14

    4. Содержание Программы «Играем вместе»________________________20

    Заключение_____________________________________________________27

    Список  литературы _____________________________________________29

    Приложения ____________________________________________________31

    Введение.

     Актуальность темы программы

      Коммуникативная компетентность дошкольника включает распознование эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

       Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:

    - сотрудничать;

    - слушать и слышать;

    - воспринимать и понимать (перерабатывать информацию);

    - говорить самому.

       Но практическая работа показывает, что в связи с реализацией других направлений общеобразовательных программ ДОО, целенаправленное формирование коммуникаиваных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания.

       В соответствии с ФГОС ДО воспитательно-образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Дошкольные гогды – период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности. Поэтому важно применять в рабое технологии, которые позволяют сохранить и развить возможности ребенка, без ущерба его психическому и физическому развитию. Одна из таких технологий, пользующихся большой популярностью в последнее время, представлена Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и В.М. Букатовым и носит название социо-игровой технологии.

       По замыслу авторов, первая часть – социо – означает малый социум (не социальный), поэтому правильное написание через дефис. Вторая часть – игровой – подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т.е. интерактивную.

       Таким образом, социо-игровая технология – это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры. Задача взрослых – помочь детям освоить доступные для возраста 5-7 лет способы и приемы эффективного взаимодействия друг с другом. т.е. сдружиться.

      Программа «Играем вместе» составлена для коррекции и развития эмоциональной и познавательной сферы, совершенствования навыков сотрудничества детей 5-7 лет.

       Цель программы – создание социо-игрового пространства в условиях ДОУ для развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

       Задачи:

    • Развитие эмоциональной и познавательной сфер, навыков произвольной регуляции поведения.
    • Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми, доверия, группового сотрудничества.
    • Развитие «ровеснических отношений».[Шулешко Е.Е.]
    • Снятие эмоционального и мышечного напряжения (релаксационные упражнения).
    • Развитие творческих способностей детей.
    • Развитие позитивной Я-концепции ребенка.

         При создании программы «Играем вместе» были использованы игры для детей на развитие сотрудничества Фопеля К., игры на листе бумаги М.Дрезиной, русские народные игры, социо-игровые приемы и упражнения Букатова В.М. и Ершовой А.П., Шулешко Е.Е., материалы автора серии «Бесед по картинкам»  Фесюковой Л.Б., игровые упражнения Мартыненко Л.А.

      Структура программы

       Программа «Играем вместе» составлена для создания у детей дружественных отношений на основе ведущих видов деятельности  дошкольного возраста: игровой, исследовательской и  продуктивных творческих форм деятельности. Тематика занятий подобрана таким образом, чтобы дети могли обогатить свои знания друг о друге и сумели эмоционально отразить свое отношение к темам занятий. Для дошкольников всегда актуальными являются темы познания эмоционального, чувственного мира людей, познание самого себя, родных, друзей.

      Первые два занятия являются вводными и дают возможность детям понять специфику общения в малых группах на специальных занятиях.

      Основная часть – занятия-знакомства с собственным богатым эмоциональным миром и окружающих людей.

      Завершающая часть программы – занятие «Праздник друзей», где в совместных игровых и арт-упражнениях дети повторяют и обмениваются информацией, полученной на занятиях.

     

       Организация и структура занятий:

      По запросу воспитателей старших групп осенью (сентябрь) проводится диагностирование детского коллектива. Далее (октябрь-ноябрь) проводится цикл занятий с детьми старшей группы, 1-2 раза в неделю. Длительность одного занятия от 20 до 30 минут. Общее количество занятий:12-16. Тематику занятий можно проигрывать на нескольких встречах, если взрослый видит в этом необходимость, и, напротив, некоторые темы может по своему усмотрению пропустить. Допускается вариативность использования упражнений и методик на занятиях в социо-игровом стиле. Фрагменты занятий (игровые приемы, правила взаимодействия) воспитатель включает в свою повседневную деятельность. Это относится и к условиям создания социо-игровой среды в группе.

        Структура занятий представлена примерно, т.к. особенности социо-игрового подхода не предполагают наличие четкой организации.

    Часть 1. Вводная Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные методические приемы работы — приветствия, игры с именами, разделение на подгруппы детей.

    Часть 2. Рабочая На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: беседы, проблемные ситуации, элементы сказкотерапии; игры на развитие навыков общения; игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; рисование, кляксография, пластилинография.

    Часть 3. Завершающая Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

    Методические приемы:

    Рассматривание иллюстраций

    Беседы, направленные на знакомство с различными ситуациями, эмоциями, чувствами.

    Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.

    Социо-игровые приемы.

    Здоровьесберегающие приемы.

    Релаксационные упражнения.

    Психогимнастические упражнения.

    Проигрывание этюдов, импровизация.

    Рисование коллективное, групповое, индивидуальное.

    Пластилинография.

    Проблемные ситуации.

    Диагностический этап: сентябрь

     Занятия по программе с детьми организованы после диагностирования проблем взаимодействия детей в группе. Для этих целей используется карта определения  формы общения детей и опросник «Навыки ДжиН 5+». Воспитатели и родители, а также специалисты, работающие с группой детей, могут помочь в обследовании детей, дополняя представления об имеющихся проблемах.

    Необходимые материалы к занятиям отражены в приблизительных планах  занятий.

    Тематический план занятий можно представить в виде таблицы

    № п/п

    Тема занятия

    Количество часов

    1

    Давайте познакомимся

    1

    2

    Учимся расставаться

    1

    3

    Новенькая

    1

    4

    Учимся быть смелыми

    1

    5

    Мы стали смелее!

    1

    6

    Чужая игрушка

    1

    7

    Ссориться не будем!

    1

    8

    Как поступить?

    1

    9

    Твердое слово «нет!»

    1

    10

    Право на ошибку

    1

    11

    Играть вместе веселее

    1

    12

    Уходи, обида, прочь!

    1

    13

    Благодарим мы деда: «Спасибо за Победу!»

    1

    14

    Что такое доброта? Это сердца высота!

    1

    15

    Долог день до вечера, если делать нечего!

    1

    16

    Праздник друзей

    1

    Критерии результативности программы:

    В процессе работы по программе у детей будут происходить изменения во взаимоотношениях со сверстниками, начнут зарождаться «ровеснические» [Е.Е Шулешко] отношения. Эти изменения в отношениях в группе должны отражаться на всей жизнедеятельности детей. Воспитатели могут представлять изменения в карте наблюдений за деятельностью детей. При необходимости можно отследить развитие навыков сотрудничества и взаимопонимания с помощью опросника «Навыки ДЖиН 5+».

    Основная часть.

    Сущность социо-игровой технологии.

       В своей Программе «Играем вместе» мы опираемся на представление о том, что дети с 5 летнего возраста (до 10 лет включительно) жизни «способны выработать новую социальную культурную норму, именуемую ровесничеством. Они перестают быть толко членами семьи, нахоят и формируют свое ближайшее окружение – ровесников, осваивают форму выражения своей социальной позиции – предстают в глазах общества как учащиеся среди своих учащихся».(Е.Е. Шулешко).

       Такие представления позволяют наладить содержательные, деловые отношения между детьми и не подменять собой то, что дети могут делать самостоятельно.

       Суть социо-игрового метода раскрывается в следущих правилах:

    1. Работа проводится малыми группами до 6 человек (можно и 2, 3, 4 ребенка).В шестерке каждый ребенок находит максимально выгодные  условия для возникновения делового общения. В такой мкрогруппе лидеры меньше давят на менее активных сверстников, а тихий ребенок может уйти от давления, защитившись окружением таких же тихих детей. В микрогруппах дети учатся находить подходы друг к другу, открывают в себе терпимость. Совместная деятельность позволяет каждому ребенку, сравнив себя с другими, утвердиться в своих возможностях и способностях. Микрогруппы могут меняться от  занятия к занятию по следующим игровым приемам: по считалке, по цвету волос, по одинаковой букве в именах, по разрезным открыткам и т.д.
    2. Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность. Мнение всей группы выражает лидер (по считалке или по договоренности между детьми). Каждый раз при смене группы, меняется и ее лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, и помогает скромным набраться опыта и выступать в дальнейшем в роли представителя группы.
    3. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети могут общаться в разных углах группы:  за столами, на полу, в любимом уголке и т.д. Смена мизансцены помогает помогает воспитанникам переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем активнее и работоспособнее нервная деятельность, тем выше сопротивляемость детского организма стрессам, а в ДОО создаются благоприятные условия для здоровьесбережения. Если во время занятия дети мало двигались или сидели на стульчиках, то социо-игровая технология не состоялась.
    4. Ограниечение по времени предлагает смену темпа и ритма. Благодаря этому дети понимают, что каждое задание имеет начало и конец и требует определенной сосредоточенности.
    5. Неотъемлимая часть социо-игровой технологии – интеграция видов деятельности. Это способствует речевому, художественно-эстетическому,социально-коммуникативному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использоватьразличные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
    6. Ориентация на принцип полифонии, или как его назвали авторы, «133 зайца». В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит иначе: есои гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного не поймаешь, но если сразуц за 133, то, глядишь, с десяток и наловишь. Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообщат решать задачи, стимулирует увлеченность.

       Таким образом, используя правила социо-игровой технологии, педагоги учат детей слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию. Кроме этого, у них развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.

     

     

    Рекомендации педагогам, использующим в работе социо-игровую технологию

    Кроме правил социо-игровой технологии существуют еще некоторые рекомендации для педагогов, которые необходимо учитывать в своей работе.    

    1. Авторы технологии предупреждают «Будьте готовы к собственным промахам». Любое предложение педагога сыграть, показать, вспомнить, придумать или выполнить должно исходить из реальной возможности данной конкретной группы. Возможности выыясняются не сразу, поэтому нужно быть готовым к собственным возможным промахам и не ждать, что предстоящая деятельность обязательно будет успешной и принесет запланированные результаты.
    2. «Не разжевывайте смысл задания». Часто дети  не начинают задания, объясняя это тем, что ничего не поняли. Это совсем не означает необходимости разжевывать задания. Следует дать возможность самому додумать, сообразить, понять. В заданиях доля самостоятельности должна раз от раза расти. Тогда дети могут почувствовать: «не понял» - это , наверное, просто поосторожничал, «поленился», или подумать, или попробовать. Если они увидячт, как кто-то из них поробует, и поймут, что  вэтом нет ничего страшного, то число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.
    3. «Обращайте внимание на интересные неожиданности.» Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Инеогда оно оказывается более интересным и полезным, чем»верный» вариант, запланированный педагогом. Важнее включит в работу активность, даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки. В мпротивном случае согюз детей и педагога превратиться в лидерство взрослого и иждивенчество ребенка, в результате чего равноправие исчезнет, игра умрет.
    4. «Учитесь видеть в детских отказах ценные подсказки.» Педагоги по-разному относятся к отказам детей им симпатичных и несимпатичных. Первым они доверяют, поэтому их отказ воспринимается как сигнал, что чиуация оказалась педагогически непродуманной. В отказах же вторых видят либо злой умысел, либо вредность характера ребенка. Проблему можно решить, если детский отказ воспринимать не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, подаренную ребенком.
    5. «Умейте порадоваться шуму.» Часто у педагогов возникает недовольство посторонним шумом, естественным при повышении активности детей. Каждый раз приходится давать себе отчет – «вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так! Чаще всего он возникает от стихийно возникших «деловых» репетиций (т.е. подготовки задания на местах).В этом случае педагогу скорее нужно не беспокоиться, а радоваться, что задание у всех вызывает желание работать, и самрому с интересом включаться в работу детей, помогая каждой команде своими ненавязчивыми советами.

       Когда педагог приходит к выводу, что шум вреден, мешает работе, то игровое упражнение нужно сменить.

    Использование арт-методик в Программе «Играем вместе»

       Принимая во внимание, что основными

       5.Рисование шерстяной нитью. 

       Загадочные рисунки могут получаться следующим видами деятельности в дошкольном возрасте являются игровая, творческая и исследовательская, мы выбираем в качестве инструментария для работы комплекс методических приемов и техник, основанных на перечисленных выше деятельностях. Среди большого числа необходимо выделить арт-методики.

      Рассмотрим, какие необычные техники рисования можно использовать в нашей Программе на выбор педагога.

      Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Этим можно на- много повысить интерес дошкольников к  рисованию. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. 
    Проведение занятий с использованием арт-техник:

    • Способствует снятию детских страхов;
    • Развивает уверенность в своих силах;
    • Развивает пространственное мышление;
    • Учит детей свободно выражать свой замысел;
    • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
    • Учит детей работать с разнообразным материалом;
    • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности;
    • Развивает мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
    • Способствуют пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
    • Внимания и усидчивости;
    • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
    • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
    • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
    • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

         Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
         Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют  не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, ведь многие техники напоминают игру, и можно пошалить с красками. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. 

        Необычность нетрадиционного рисования  состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

      Некоторые рисуночные методы применяем в групповой работе с детьми в социо-игровом стиле ведения занятий. Вот некоторые из них.

    1.Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги. 
       Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт, например, на обоях). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя сверстника или родителя (мамы,папы). А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Рисующие  договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

    2.Рисование пальчиками в группе или одному.

       Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 

    Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.

    3.Рисование ладошками в группе или одному.

       Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, пальчиковые краски, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 
    4
    .Рисование с секретом.
        Берется прямоугольный лист бумаги, 3-6 карандаша.( по числу человек в группе). Распределяются дети: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

    образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое дети рассматривают, обводят и дорисовывают в своей группе. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. 

    6.Рисование с помощью открыток

       В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему. 

     7.Рисование линий с характером.

       Для этого задания понадобятся бумага форматаА3 и фломастеры. Предлагаем детям выбрать цвет и линию для изображения злой, спокойной, сердитой, доброй, ласковой, хитрой, зубастой, веселой, больной и т.д. линий. Все они могут жить в одном доме или вразных и ходить друг к другу в гости. Работая в группе детей, можно просить выбрать линии по своему настроению и придумать рассказ. Это задание учит понимать, различать и изображать с помощью линии разные человеческие чувства, ощущения.

     8.Рисование лабиринта с помощью разных линий.

       Для этого задания понадобятся снова бумага формата А3 и фломастеры или яркие карандаши. Дети уже умеют рисовать линии с характерами, поэтому сейчас предлагается задание прогулки по листу бумаги разними линиями в разных направлениях. Задание напоминает метод фрактального рисования. Затем предлагается обыграть и оживить получившийся лабиринт, раскрасить разными цветами получившиеся фигурки, силуэты, придумать сказку и рассказать детям.

    9.Как из мячика сделать ромашку, или дорисуй геометрически е фигуры.

    Предлагается работать с заданными фигурами разного цвета. В этом задании хорошо развивается воображение детей. Для этого вырезаются детьми сначала разные фигуры (три кружка: черный, зеленый и красный; три квадратика разного цвета и три прямоугольника разного цвета), которые приклеиваются и дорисовываются до необходимых предеметов. У нас – это интерьер комнаты. Работа снова коллективная, договорная. Затем один от группы презентует свою комнату для всех.

    10.Рисование пластилином или пластилинография.

       Выбор средств: мягкий пластичный пластилин, бумага разного цвета, обои или картон. Детям предлагается раскрасить пластилином изображения (готовые или которые сами  дети нарисуют) разными способами:разноцветными жгутиками, комочками. Можно потом сочинить историю и включить в нее всех персонажей . Детям разрешается всем вместе рассказать историю или лидер группы рассказывает для слушателей историю.

       Таким образом, у педагога в арсенале есть целый комплекс  рисуночных методик, которые способствуют самовыражению детей и среди других следуют правилу  «133 зайцев».

                                                                                                                                     



    Предварительный просмотр:

    Содержание Программы «Играем вместе»

    Примерное краткое планирование занятий

    Сроки

    Тема

    Материалы к занятиям

    Рекомендуемые методы и приемы

    октябрь

    1

    Давайте познакомимся

    1. Картинка №1 из набора «Я и другие» Серии «Беседы по картинкам» (автор Л.Б.Фесюкова)

    2.Схемы-пиктограммы «Настроения» (автор Крюкова С.В.) –по числу групп (3-5)

    3. Цветные карандаши на каждого ребенка.

    4.Открытки (по числу групп), разрезанные на количество детей в микрогруппе. (для деления на команды)

    1. Беседа по картинке «Дениска у бабушки»

    2. Работа с текстом «Как собака друга искала»( сказка в сокращении)

    3.Активные формы работы со стихотворением «Тигренок» (С.Б. Зайцевой)

    4. Этюды «Маугли», «Случай в электричке»

    5 Работа в микрогруппах «Знакомство», «Самопрезентация», работа со схемами «Настроения».

    6. Рефлексия «Уменя есть друзья»

    октябрь

    2

    Учимся расставаться

    1. Картинка №2 из набора «Я и другие» Серии «Беседы по картинкам» (автор Л.Б.Фесюкова)

    2. Схемы с изображением солнышка на каждого ребенка индивидуально.

    3. Цветные карандаши на каждого ребенка.

    1.Работа в микрогруппах. Придумать рассказ по картинке и назвать его. «Мальчик уезжает в деревню к бабушке».

    2.Работа с текстом в микрогруппах «Муравьишка пошел в школу!» Придумать окончание сказки и инсценировать.

    3.Работа со схемами индивидуально. Дорисовать солнышки грустное и веселое.

    октябрь

    3

    Новенькая

    1. Картинка №3 из набора «Я и другие» Серии «Беседы по картинкам» (автор Л.Б.Фесюкова)

    2.Мяч

    3.Бумага для рисования

    4.Цветные карандвши или фломастеры.для групп детей.

    1.Беседа по картинке в микрогруппах «Новенькая пришла в детский сад»

    2.Инсценирование стихотворения «Щенок» коллективно.

    3.Этюды «Театр прикосновений», «Обезьянка» в тройках.

    4. Игра с мячом «Закончи фразы». Взрослый начинает и бросает мяч, дети ловят мяч по почереди и продолжают фразу.

    5. Подвижная игра «Пингвины»

    6. Рисуночная методика «Рисование с секретом» в парах или тройках.

    7. Правила общения с новенькими. «Хлопайте в ладоши!»

    октябрь

    4

    Учимся быть смелыми

    1. Картинка №4 из набора «Я и другие» Серии «Беседы по картинкам» (автор Л.Б.Фесюкова

    2. Эмблемы божьих коровок на каждого ребенка для раскрашивания.

    3.Карандаши цветные  на каждого ребенка.

    4.Листы бумаги формата А4 на каждого ребенка.

    1.Беседа и исценирование в микрогруппах истории «Страшный гусь!»

    2.Этюды «Люди и божьи коровки», «Лисенок боится»

    3. Подумаем вместе. Проблемная ситуация для детей в микрогруппах. Кто-нибудь один проясняет для всех.

    4. Рисование линий с разными характерами: трусливую, веселую, смелую. Придумывание историй про линии в группах.

    5.Игра «Боимся-не боимся!» Взрослый проговаривает фразу, а дети отвечают «ура», если не боятся.

    октябрь

    5

    Мы стали смелее!

    1. Картинка №5 из набора «Я и другие» Серии «Беседы по картинкам» (автор Л.Б.Фесюкова

    2. Иллюстрации сказочных персонажей Бабы Яги, Змея Горыныча, Кощея Бессмертного , Лешего (из Сказочной Азбуки, худ. Ст.Ковалев, Пермское книжное издательство)

    3. Пальчиковые краски или гуашь для рисования в подгруппах.

    4. Листы бумаги формата А3 или обои.

    5.Музыкальное сопровождение «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова.

    1.Беседа по картинке.

    2. Работа с текстом «Я уколов не боюсь!»

    3. Этюд в микрогруппах «Покажи страшилку».

    4.Рисование ладошками в подгруппах «Веселое чудище» и «Пугало». Исполнение импровизированных танцев под музыку .

    5. Выводы. Взрослый объясняет, когда страх бывает полезен.

    октябрь

    6

    Чужая игрушка

    1. Картинка №6 из набора «Я и другие» Серии «Беседы по картинкам» (автор Л.Б.Фесюкова)

    2. Детское игрушечное кольцо или маленький камешек.

    3. Плотные листы бумаги или картон.

    4. Толстые нити на каждую пару по 3 штуки длиной 30 см.

    5. Гуашевые или акварельные краски, кисти для рисования в парах.

    1.Беседа по картинке «Чужая игрушка»

    2. Этюды и упражнения «Птичка», «Золотой дождик»

    3. Активные формы работы со стихотворением «Игрушки» (С.Б.Зайцевой)

    4. П\и «Колечко-колечко выйди на крылечко…»

    5. Фразы в мусорное ведро. Взрослый предлагает выбросить в мусорное ведро те фразы, которые детям не нравятся.

    6. Рисование ниточкой в парах.

    ноябрь

    7

    Ссориться не будем!

    1. Картинка №7 из набора «Я и другие» Серии «Беседы по картинкам» (автор Л.Б.Фесюкова

    2. Листы бумаги для рисования в парах.

    3. Цветные карандаши или фломастеры.

    1.Беседа по картинке «Капитан теперь другой»

    2.Этюды «Разговор через стекло в парах», «Доброе животное».

    3.Подумаем вместе.Как стать интересным для друзей? Каждая микрогруппа называет по одному варианту, затем другая ит.д.пока не закончатся варианты.

    4. Волшебное слово «Тух-тиби-дух!»

    5. Рисование лабиринта в парах с помощью линий с разными характерами.

    ноябрь

    8

    Как поступить?

    1. Картинка №8 из набора «Я и другие» Серии «Беседы по картинкам» (автор Л.Б.Фесюкова

    2.Схемы семей зверят (ежиная, беличья, волчья) для раскрашивания .По количеству групп.

    3. Цветные карандаши на каждого ребенка.

    1.Беседа по картинке «Ссора родителей».

    2. Активные формы работы со стихотворением «Кошка и котята» (И.Солнышко)

    З. Этюды в группах «Я прислушиваюсь», «Мама рассердилась», «Хорошее настроение».

    4.Хоровое пение «Необычный ход»

    5. Работа со схемами в подгруппах. Рисунки разных семей зверят. Раскрасить их всем вместе.

     6. Игра «Дружная семья»

    ноябрь

    9

    Твердое слово «нет!»

    1. Картинка №9 из набора «Я и другие» Серии «Беседы по картинкам» (автор Л.Б.Фесюкова

    2. Свисток.

    3. Схемы правил «Как вести себя с незнакомыми людьми»(6 схем)

    4. Обои или длинная полоса бумаги для совместного рисования.

    1.Беседа по картинке»Встреча с незнакомцем».

    2. Этюды «Не знаю», «Что рописходит» в микрогруппах

    3.Подумаем вместе «Случай с петардами»

    4.П\и «Расставить посты», Безопасные и опасные моменты «Ой».

    5.Правила рисованные . На длинной полосе рисование каждым ребенком правила безопасности

    ноябрь

    10

    Право на ошибку

    1. Картинка №10 из набора «Я и другие» Серии «Беседы по картинкам» (автор Л.Б.Фесюкова

    2.Мяч

    3. Плакат для коллажа.

    4. Фломастеры для воспитателя.

    1.Беседа по картинке «Забили гол»

    2.Работа с текстом о Звездном мальчике. Вопросы для осмысления в подгруппах.

    3.Этюды и упражнения «Выбор», «Ой, ой, живот болит!», «Медвежата выздоровели!»

    4.Подумаем вместе.Проблемные ситуации.

    5. П\Игра «Договор», «Ловля мяча»

    6. Подготовка общего плаката-коллажа ( с участием родителей) «Мои ошибки все реже и реже» (оформление возможно вне занятия, обсуждение на занятии)

    ноябрь

    11

    Играть вместе веселее

    1. Картинка №11 из набора «Я и другие» Серии «Беседы по картинкам» (автор Л.Б.Фесюкова

    2. Коробки из под обуви 2-3 штуки.

    3. Парные коробки разной величины (4-5 пар).

    1.Беседа по картинке «Разрушенная постройка».

    2. Работа с текстом «Кто главный в песочнице?» Задания выполняются в подгруппах.

    3. Упражнение для команды из 3игроков «Кто дальше пройдет в коробках».

    4.Этюды и упражнения «Покажите радость и грусть», «Я думаю, я сосредоточен»

    5. Парное рисование на  тему «Дружба – это здорово!»

    6. Обсуждение и принятие «Законов дружбы.»

    ноябрь

    12

    Уходи, обида, прочь!

    1. Картинка №3 из набора «Чувства.Эмоции.» Серии «Беседы по картинкам» (автор Л.Б.Фесюкова

    2. Вырезанные из разных журналов и открыток предметы, которые нужно составитьт в композицию и дорисовать в паре.

    3. Цветные карандаши, бумага разных цветов.

    1. Беседа на тему «Я себе хочу  помочь.Уходи , обида прочь!»

    2. Этюд-сценка «Я обижаюсь, когда…» Выполняется в группах, затем лидер группы рассказывает о своих друзьях.

    3. Игра «Хорошо-плохо»

    4. Упражнения-помощники «Если тебя обидели».

    5.Подумаем вместе. Как ответить друзьям, которые дразнятся?

    6.Дискуссия «Кого так дразнят?»

    7. Рисование в паре «С помощью открыток»

    8. Упражнение на расслабление

    декабрь

    13

    Благодарим мы деда: «Спасибо за Победу!»

    1. Картинка №18 из набора «Чувства. Эмоции» Серии «Беседы по картинкам» (автор Л.Б.Фесюкова)

    2. Длинные полосы бумаги для рисования в группе.

    3. Краски акварель, кисти, стаканчики-непроливайки.

    1.Беседа на тему: «Благодарим мы деда: «Спасибо за Победу!»

    2.Этюд «Посещение больного»

    3. Работа с текстом «Два пирожных»

    4. Упражнение «Отгадайте-ка!»

    5. Рисование на тему «Моя любимая полочка» ( с подарками друзей и близких) в паре или в группе на длинных листах.

    6. Упражнение на расслабление «Штанга»

    декабрь

    14

    Что такое доброта? Это сердца высота!

    1. Картинка №19 из набора «Чувства. Эмоции» Серии «Беседы по картинкам» (автор Л.Б.Фесюкова)

    2. Музыкальное сопровождение  П.Чайковского «Русская пляска».

    3. Мяч.

    4. Листы с изображением пламени и ветерка на каждого ребенка для пластилинографии.

    5. Мягкий пластилин, салфетки, стеки, досочки для лепки.

    1.Беседа на тему «Что такое доброта? Это сердца высота!».

    2.Этюды «Поможем пятачку», «Добрый мальчик» в подгруппах.

    3.П/Игра «Добрый друг»

    4.Чтение сказки О.Онисимовой «Пламечко»

    5.Упражнение для работы в подгруппах «Как помочь зайке и мишке»

    6. Рисование пластилином «Пламечко и ветерок» (по сказке О.Онисимовой)

    7.Задание для детей после занятия: «Совершать добрые дела дома и вне дома.»

    декабрь

    15

    Долог день до вечера, если делать нечего!

    1. Картинка №7 из набора «Чувства. Эмоции» Серии «Беседы по картинкам» (автор Л.Б.Фесюкова)

    2. Зеркальце для игры в «Солнечный зайчик».

    3. Предметы для парного бега (коробки, книги или крышки, кегли, мячи, мешочки с наполнителями)

    4. Готовые геометрические фигуры, вырезанные детьми перед встречей на занятии с воспитателем.(по 3 разного цвета кружочки, квадраты, прямоугольники).

    5. Бумага для рисования.на каждого ребенка.

    6. Клей, цветные карандаши, пастель.

    1.Беседа «Долог день до вечера, если делать нечего!»

    2.П/Игра «Скучно, скучно так сидеть!»

    3.Этюд «Скучно»

    4 Подумаем вместе и в подгруппах «Что нужно делать, чтобы не скучать»

    5. П\И «Солнечный зайчик», «Ребёнок-ёлка», «Необычный бег», «Руки-чудесницы»

    6. Техника «Дорисуй геометрические предметы» Превращение скучных предметов.

    7. Упражнение на расслабление «Шарик»

    декабрь

    16

    Праздник друзей

    1. Схемы для работы в подгруппах детей «Домик Дружбы»

    2. Мяч.

    3. Все необходимое для чаепития: чай или сок, сладости к чаю.

    1.Беседа «Что такое праздник друзей?!»

    2.Работа со схемой в подгруппах «Домик Дружбы»

    3. Игра «Веселый мячик»

    4.Этюд «Подарок для друга» в микрогруппах.

    5. Организация чайной церемонии «Мы за чаем не скучаем»

    6. Выставка работ за весь период встреч по Программе «Играем вместе!»

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Пожелания авторов социо-игровой технологии воспитателям и учителям

    - Детей не следует опекать ни жестко, ни мягко. Тогда только они поймут, что желательно другим детям и взрослым, и сами сделают выбор, реализующий как их. Так и не только их собственные желания.

    - Противопоказано индивидуальное обучение в социо-игровой технологии. Только отказ взрослого от регламентирующего индивидуального обучающего подхода к человеку открывает возможности для групповой инициативы детей при общем признании личных интересов каждого.

    - Детям «показано» быть в группе сходного возраста для поиска в своем ближайшем окружении определенного каждым для себя числа собеседников ( а именно от четырех до восьми, в среднем шестеро). Тогда етсь круг поиска для любого в этом кругу. Тогда появляется основа для удачных, содружественных выборов. В игре или в деле противопоказаны отношения несерьезные, неравноправные, быстро перерастающие в конфликтные. Они часто возникают при попытках взаимодействия с неисходным возрастом, когда к младшим либо относятся снисхлдительно, высокомерно, либо оставляют их без шансов на успех.

    - Педагогу противопоказан конспект. «Показано» же обратное – привычка к наблюдению за происходящим с детьми, формирование за счет доверительного гостевого обмена опытом с коллегами способности к экспертным оценкам. Тогда возщникают чуткость к детским инициативам, радостям и трудностям и гтовность в зависимости от них изменять свои планы и намерения.

    - Противопоказано устанавливать разграничение сфер приаменения инициативных выборов поп половому признаку. Например, освоение вязания крючком вервок и вязания спицами и крючком рекомендуетя не только девочкам,но и мальчикам.

    - Не следует практиковать перечитывание одного текста. Оно учит плохому представлению о себе и небрежной оценке других. Для начинающих учиться читать неприемлема уравниловка перед текстом. Выбор по собственному желанию любой книги будет лучшим стимулом к чтению, к появлению надежды на успех у тех, кто его не ждет.

    - Достижение заданного извне результата не может достигаться чередой повторных действий, которые контролируются со стороны. Ведь такое обучение исключает и заинтересованное наблюдение за процессом достижения результата, и сознательное усмотрение всех обстоятельств, предшествующих выбору и началу работы.

    - Взрослому не следует забывать, что игровая групповая деятельность - лучшая форма обучения в этом возрасте (дошкольный и младший школьный: 5-10 лет)

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 224 с.: ил.
    2. Дрезнина М. Г. Игры на листе бумаги .Открой в себе художника.- М.: «Издательский дом «Искатель», 1998. – 79с.:ил.
    3. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников:исправочно-методическое пособие/ Под ред. В.М. Букатова. –СПб.: Образовательные проекты; М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.- (Библиотека воспитателя).
    4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с. Ил. – (Серия: «Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем»).
    5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190с.,ил.
    6. Мартыненко Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. – 64 с. (Психологическая служба)
    7. Павлова А.Б., Ситница В.С. Использование социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе//Справочник педагога-психолога. Детский сад. Профессиональный журнал. – 2015. - №5. – стр. 58-69.
    8. Фесюкова Л.Б. Беседы по картинкам «Чувства. Эмоции.». Наглядное пособие для воспитателей , учителей и родителей. – М.:ТЦ Сфера, 2014.
    9. Фесюкова Л.Б. Беседы по картинкам «Я и другие». Наглядное пособие для воспитателей , учителей и родителей. – М.:ТЦ Сфера, 2014.
    10.  Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 3. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.: ил.
    11.  Шулешко Е.Е. Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий/ Под ред. А.С. Русакова. – М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2015. – 128с. – (Библиотека воспитателя).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Договор о сотрудничестве между школой и ДОУ

    общепринятая форма договора между ОУ и ДОУ...

    Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": картотека подвижных игр на развитие сотрудничества между сверстниками в возрастной группе «Дружные ребята»

    Цели и основные задачи:Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям о...

    Сообщение из опыта работы "Игры направленные на развитие общения между детьми".

    Цель: Сближение детей,организация их совместной деятельности, поддержка положительных взаимоотношений....

    Методическое сопровождение педагогов старших групп, направленное на развитие сотрудничества между детьми.

    Презентация рекомендованиа для старших воспитателей и педагогов детских садов. Анализ данного материала, поможет организовать работу по развитию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольног...

    Договор о сотрудничестве между школой и дошкольным образовательным учреждением

    Предмет договора.Осуществление взаимодействия между школой и дошкольным образовательным учреждением, с целью обеспечения преемственности учебно – воспитательного процесса, социокультурной адапта...

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РЕБЕНКОМ И ВЗРОСЛЫМ

    Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных п...