Использование малых фольклорных форм в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
статья на тему

Червякова Наталья Петровна

Как с помощью малых фольклорных форм  сформировать   культурно-гигиенические навыки у детей?

Формирование культурно-гигиенических навыков – важная составная  часть культуры поведения, которая в свою очередь является составной частью нравственного воспитания, без которого невозможна полноценная жизнь в современном обществе.  Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.  Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. (С.В. Петерина) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы

Тема: Использование малых фольклорных форм в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

«Счастье в том, чтобы  

отдавать,  делать добро».

Дейл Карнеги                                                  

 Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрения более прогрессивных форм участия государства и семьи в воспитании детей, повышения ответственности педагогических коллективов дошкольных учреждений за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. В соответствии с современной научной «Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и раскрывающая его индивидуальные особенности.  В условиях современных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребёнка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных).  Основываясь на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.  Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом, «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребёнка» (В.В. Давыдов). Таким образом, развитие выступает, как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей. (Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.)  Свою работу основываю  на принципах, обозначенных в Программе воспитания и обучения в детском саду  по которой работает наше дошкольное учреждение.  Дошкольное учреждение – это живой творческий союз взрослых и детей. Дети должны воспитываться в атмосфере доброжелательности, уважительного отношения к их запросам и потребностям; знать, что их любят (всех и каждого в отдельности) и искренне радуются их успехам и достижениям.  Детство не просто время спонтанной и свободной  активности ребёнка, это очень важный период. Проживая его, ребёнок приобретает умения, которые в дальнейшем позволят ему освоить мир взрослых. При работе с детьми взрослый вступает в непосредственный эмоциональный контакт с ребёнком, а важность эмоциональных переживаний, особенно на ранних этапах развития, представлена в психоаналитических концепциях. Э. Эриксон подчёркивал: на различных возрастных этапах перед ребёнком встают особые задачи развития, и успешное решение их возможно только с помощью взрослого, который создаёт  социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребёнка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу. Но главное, взрослый несёт ответственность за решение базовых жизненных задач, которые определяют судьбу ребёнка: он либо принимает этот мир и самого себя, либо относится к нему с недоверием и не верит в собственные силы. Поэтому перед педагогом стоит особая задача – продумать и проанализировать конкретные ситуации, в которых происходит образовательная работа с детьми. (Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.)  

Ориентируясь на Программу воспитания и обучения в детском саду,  я выделила  цель своей работы – с помощью малых фольклорных форм  сформировать   культурно-гигиенические навыки у детей - как составной части нравственного воспитания, что входит в основу  базовой культуры личности.

      Формирование культурно-гигиенических навыков – важная составная  часть культуры поведения, которая в свою очередь является составной частью нравственного воспитания, без которого невозможна полноценная жизнь в современном обществе.  Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.  Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. (С.В. Петерина)  

В психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием.  Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки,  т.е. в потребность поступать определённым образом (например, ежедневно заниматься утренней гимнастикой не только в детском саду, но и дома, и т.д.)  Для успешного формирования такой потребности необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости дети были способны проявить определённые усилия воли для достижения результата. (С.В. Петерина)  

Достичь этого помогает художественное слово, в частности использование устного народного творчества (малых фольклорных форм).      

«Язык народа – лучший,  никогда не увядающий  и  вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…» К.Д. Ушинский.

«Значение для развития ребёнка яркого образного языка трудно переоценить. Они обращены к сердцу и чувствам дошкольника» О. Ушакова.  «Воздействие,  словом чрезвычайно важно. Всякий язык богат, красив»  И.П. Токмакова.  «Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий народные потешки и песенки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается контакта с детьми, успешнее прививает им навыки, связанные с различными режимными моментами». (Н. Неганова)

«Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растёт, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой». (Л. Павлова). «Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать (колыбельная песня), когда моют руки и лицо, причёсывают, когда ребёнок плачет (ласковые потешки).  Фольклорные произведения для детей несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребёнок – вершина человеческой любви.  Народное поэтическое слово, предназначенное детям, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Этот конь-богатырь для Алёши-удальца», «Маша черноброва», «Расти, косынька, до пят, все волосыньки в ряд» и т.д.).   Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребёнку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для детей – народная дидактика».  (Л.Павлова)

Исходя из выше изложенного,  были определены задачи:

  1. прививать интерес к  малым  фольклорным формам;
  2. поэтапно формировать культурно-гигиенические  навыки  с помощью малых  фольклорных форм;
  3. формировать привычку,  т.е.  потребность в соблюдении культурно-гигиенических навыков и использования песенок, потешек, приговорок и т. д.
  4. совершенствовать культурно-гигиенические навыки  и  развивать  осознанное отношение к ним.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

В детский сад дети приходят в 3 года. Многие  уже умеют самостоятельно мыть руки, вытирать своим полотенцем, правильно держать ложку, одеваться и снимать одежду. Но есть и такие, за которых всё делает мама. И задача воспитателя – показать и научить таких детей элементарным культурно-гигиеническим навыкам. Много лет работая с детьми, я сталкивалась с трудностями, с нежеланием детей самостоятельно выполнять те или иные действия. И тут пришли на помощь потешки, приговорки, песенки и другие малые фольклорные формы. Я обратила внимание на то, что сопровождая, какое либо действие стихами и потешками у детей появляется заинтересованность в выполнении действия, повышается эмоциональное состояние и ребёнок тщательно и старательно моет руки, надевает штаны и куртку, застёгивает пуговицы.  А доброжелательное отношение  и похвала педагога придают ребёнку силы и веру в себя. Начиная с младшей группы, я использовала в своей работе с детьми разнообразные по содержанию фольклорные формы, и дети, привыкая слышать их, с удовольствием выполняют все положенные в конкретном возрасте к-г навыки. Это происходит не сразу и не со всеми детьми. Работа должна проводиться в системе с соблюдением условий необходимых для перехода навыков в привычку. Для того чтобы ребёнок овладел к-г навыками необходимо соблюдать следующие условия:

  1. учитывать возрастные особенности ребёнка;
  2. его индивидуальные особенности (учитывать тип высшей нервной деятельности ребёнка);
  3. уровень умений и навыков;
  4. уклад жизни семьи, стиль взаимоотношений между её членами;
  5. соблюдать единые требования, предъявляемые  всеми взрослыми, воспитывающими ребёнка;
  6. спокойный, дружелюбный тон взрослых;
  7. постоянность и систематичность (воспитание новых навыков и привычек связывать с уже имеющимися, закрепившимися ранее);
  8. последовательность и настойчивость в своих требованиях;
  9.  соблюдение чувства меры и такт;
  10.  пример взрослого;
  11.  заинтересованность ребёнка;
  12.  доверительные, дружеские взаимоотношения между педагогом и детьми.

Методы и приемы, с помощью которых  формируются культурно-гигиенические навыки:

  1. наблюдение;
  2. наглядный показ и пояснение способов действия;
  3. упражнение;
  4. беседы;
  5. применение устного народного творчества;
  6. игры - инсценировки;
  7. специально организованные занятия;
  8. чтение детской художественной литературы;
  9. рассматривание иллюстраций, рисунков и фотографий.

 

Эти приёмы помогают детям овладеть к-г навыками, осознанию необходимости их выполнения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребёнка,  поддерживают у него желание поступать правильно. (С.В. Петерина)

Трудности в формировании к-г навыков испытывают дети в семьях которых не уделяют должного внимания этой проблеме.  Недостаток знаний родителей, или попустительский  стиль в общении с ребёнком  или гиперопека,  не позволяют привить ребёнку необходимые умения и навыки. Когда не соблюдается условие  предъявления единых требований  к ребёнку в детском саду и дома, нет систематичности.  Ребёнок подстраивается к ситуации, у него не формируется главное – привычка, т. е. нет потребности в выполнении,  а значит и осознанности для чего это необходимо выполнять.  Напротив,  формируются вредные привычки, которые  очень трудно исправить.   Поэтому необходимо проводить  разъяснительную работу с родителями:  родительские собрания, конференции, круглые столы о  значении культурно-гигиенических навыков, о необходимых условиях для их формирования, о важности  использования устного народного творчества,  о нравственном воспитании  в дальнейшей жизни их детей. Использовать наглядную агитацию: папки-передвижки, тематические фотовыставки «Наши достижения». Очень важно, чтобы родители видели искреннюю заинтересованность педагога в успехах детей, завлечь, зажечь  их, побуждать выполнять все рекомендации. Только так, совместными усилиями, возможно, достичь положительных результатов.

Эффективность данной методики можно увидеть, если сравнить результаты  диагностики в разных возрастных группах в начале года и в конце. Наблюдение проводилось по методике  Г.А. Урунтаевой  «Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у детей от 1 года до 7 лет».  Описание методики.

Материал. Оборудование для бытовых процессов.

Ход исследования. Воспитатель наблюдает за ребёнком во время выполнения бытовых процессов: приёма пищи, одевания, раздевания, мытья рук.

Результаты наблюдений фиксируются в таблице. Подсчитывается количество детей, у которых сформированы к-г навыки, применяются осознанно, т.е. существует потребность в их выполнении. Количество детей, которые выполняют к-г навыки, только после напоминания взрослого. И дети, у которых к-г навыки не сформированы, в силу возраста, либо воспитания в семье. Подсчитываются проценты и выводятся  диаграммы на начало года и конец года, для того, чтобы  увидеть повлияло ли обучение и воспитание на ребёнка с помощью  всех перечисленных условий и приёмов, устного народного творчества. Произошло ли то самое главное – осознание нравственных норм, определяющих поведение детей.

Рекомендации.

Работа с родителями:

  1. Постоянно вести индивидуальную работу с родителями по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
  2. Провести консультации по темам: «Как научить малыша мыть руки (одеваться и др.)?», «Что должен уметь ребёнок?»
  3. Провести анкетирование по вопросам:

Какие культурно-гигиенические навыки сформированы у вашего ребёнка?

Почему так важно вовремя сформировать у ребёнка культурно-гигиенические навыки?

Как ваш ребёнок относиться к бытовым процессам: мытью рук, приёму пищи, одеванию, раздеванию? Почему?

Проявляет ли он при этом самостоятельность? Как вы на это реагируете? Почему?

4. Приглашать родителей в детский сад, на «День открытых дверей», для того, чтобы родители могли посмотреть, как воспитатель формирует у детей к-г навыки. И использовать интересные приёмы дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....

Необходимость формирования вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

Песенное творчество – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации направлены на помощь в развитии у детей дошкольного возраста социально-речевых умений, самостоятельности мышления, умении активизировать самостоятельную и творческую деятельн...

формирование культурно-гигиеничческких навыков у детей дошкольного возраста

консультация для педагогов по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста...

Картотека "Малые фольклорные формы для формирования культурно-гигиенических навыков"

Картотека "Малые фольклорные формы для формирования культурно-гигиенических навыков"...

Формирование вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и г...

Формирование первоначальных произносительных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития

В работе отражены специфические особенности коррекционной работы по формированию первоначальных произносительных навыкову детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития....