Необходимость формирования вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
статья на тему

Гореленко Юлия Викторовна

Песенное творчество – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю.В. Гореленко

студентка БиГМК

научный руководитель – Т.А. Целищева

Необходимость формирования вокально-хоровых навыков

 у детей дошкольного возраста (Из опыта работы)

Песенное творчество – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.  Н.А. Ветлугина считает, что при пении активно формируются музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений. О влиянии правильно поставленного пения на координацию голоса и слуха указывает Н.А. Метлов в своей книге «Музыка детям».  

Для   определения эффективности использования специальных условий в  развитии песенного творчества старших дошкольников на базе двух групп детского сада (МДОУ №1 «Ромашка» и МДОУ №2 «Светлячок» с. Целинное) с 04.06.09 по 07.09.09г. было проведено экспериментальное исследование.

В эксперименте участвовало  20 человек. Экспериментальная группа А- дети старшей группы МДОУ №1 «Ромашка» - 10 человек, контрольная группа Б – дети старшей группы МДОУ №2 «Светлячок» - 10 человек.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1. Констатирующий эксперимент.

2.  Формирующий эксперимент.

3.  Контрольный эксперимент.

                    Цель констатирующего эксперимента заключалась в  выявлении уровня развития песенного творчества у старших дошкольников. Для этого была подобрана диагностическая методика исследования и определены критерии определения уровня развития песенного творчества детей.              

                  Анализируя полученные результаты констатирующего эксперимента можно сделать такие выводы.

        При выполнении заданий дети скованы эмоционально. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью, у них нет достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков и нет опыта музыкально-творческой деятельности. У дошкольников слабо развит мелодический, тембровый и высокочастотный слух, а также чувство ритма. При выполнении заданий дети не пытались слушать себя, правильно интонировать мелодию.                                                        

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что уровень развития песенного творчества детей недостаточно высокий. Исходя из этого следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие песенного творчества. Поэтому, в следующем этапе были разработаны и реализованы специальные условия, направленные на формирование у детей вокально-хоровых навыков. Этот комплекс   занятий состоял из игр и упражнений.

Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми выразительного исполнения музыкального произведения. Этому способствует овладение вокально-хоровыми навыками и умениями.  

Наблюдение за детьми на занятиях отчетливо показали значительные качественные изменения, произошедшие в экспериментальной группе после проведенной работы. Дети стали более увлеченными, решительными, у них появилось желание и стремление к активному поиску новых решений, способов деятельности. Кроме того, дети искренне радовались своим успехам, стремились самостоятельно решить творческую задачу,  у них повысилась самопроизвольная творческая активность. В то время как детям контрольной группы требовалось постоянное систематическое побуждение со стороны взрослого для проявления творческой активности и помощь для преодоления трудностей. Таким образом, экспериментальные данные показывают, что сформированные вокально-хоровые навыки способствуют развитию  песенного творчества у детей.

        В заключении отметим основные составляющие эксперимента.

         Данные констатирующего эксперимента показали, что дети имеют недостаточно высокий уровень развития песенного творчества, так как при выполнении заданий испытывали затруднения, в связи с низким уровнем развития основных музыкальных способностей и неумением свободно ориентироваться в непривычных ситуациях и  применять свой опыт в новых условиях. При этом уровень развития песенного творчества детей экспериментальной и контрольной групп примерно одинаков.

Формирующий эксперимент показал, что на более эффективное развитие песенного творчества будут влиять сформированные на занятиях вокально-хоровые навыки, а также применяемые в процессе обучения певческие упражнения и музыкально-дидактические игры.

Контрольный эксперимент подтвердил, что использование разработанных условий повышает уровень развития основных музыкальных способностей дошкольников, что и продемонстрировали ребята из экспериментальной группы.

 

Список литературы

  1. Алиев, Ю. Методика музыкального воспитания детей: (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, 1998 .- с. 45, 65.
  2. Богуславская, Э. Музыкальное воспитание в детском саду: М., 2000. -  с. 123-128.
  3. Вопросы музыкальной педагогики: Сб. статей вып.2/ ред. - сост. В.И.Руденко – М., 1980. -  с. 165-166
  4. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ А.Г. Гогоберидзе, В.Л. Деркунская - М., 2007.-320с.
  5. Емельянов, В.В. Фонопедический метод развития голоса: М., 1999. -  с. 117.
  6. Зимина, А. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: М., 2000. -  с. 110-116.
  7. Метлов, Н.А. Музыка – детям: М., 1985. -  с. 76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

Приобщение к музыке  - один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.Д. Шостакович...

Педагогическая технология "Развитие вокально-хоровых умений у детей дошкольного возраста"

Давно замечено, что в  детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, муз...

Формирование вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и г...

дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыкову детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников. Культурно-гигиенические навык...

Вокально-хоровые навыки у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса....