Консультация для молодых специалистов «Технология изучения и обобщения педагогического опыта (самообразование)»
консультация на тему

Редькина Лилия

Качество обучения и воспитания в саду напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Эффективность курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без постоянного самообразования воспитателя. Самообразование как процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности является потребностью творческого и ответственного человека любой профессии, тем более педагога. Педагог должен учиться постоянно, потому что перед ним в лицах его воспитанников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Консультация

для молодых специалистов

«Технология  изучения и обобщения педагогического опыта (самообразование)»

                                                                       

                                                                         Подготовил: методист

                                                             Редькина Л.М.

                                                           Педагог – это человек, который учится всю

жизнь, только в этом случае он обретает право учить.

                                                                                                                              В. М. Лизинский

Качество обучения и воспитания в саду напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Эффективность курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без постоянного самообразования воспитателя. Самообразование как процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности является потребностью творческого и ответственного человека любой профессии, тем более педагога. Педагог должен учиться постоянно, потому что перед ним в лицах его воспитанников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога, на основании которых воспитатель 21 века - это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- тот, кто умеет отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

- тот, кто способен организовать рефлексивную деятельность;

- тот, кто обладает высокой степенью профессиональной компетенции.

Самообразование – это непрерывная целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных достижений педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает у него определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Способность к самообразованию учитель не получает вместе с дипломом вуза. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого педагога, но не в меньшей степени она вырабатывается в процессе работы с источниками информации, путем самоанализа, мониторинга своей деятельности, анализа опыта коллег.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, развлечению, общесадовскому мероприятию у воспитателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

- Желание творчества. Воспитатель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на воспитанниках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ воспитателя как несовременного человека.

- Общественное мнение. Воспитателю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим воспитателем!

- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Основные принципы самообразования:

  • непрерывность;
  • систематичность;
  • последовательность.
  • целенаправленность;
  • настойчивость;
  • результативность;
  • интегративность;
  • единство общей и профессиональной культуры;
  • взаимосвязь и преемственность;
  • доступность;
  • опережающий характер;
  • перманентность перехода от низкой ступени к высшей;
  • вариативность и др.

Основные направления самообразования:

  • профессиональное;
  • психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей);
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
  • правовое;
  • эстетическое (гуманитарное);
  • историческое;
  • иностранные языки;
  • политическое;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • охрана здоровья;
  • интересы и хобби.

В чём заключается суть процесса самообразования? Воспитатель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Источники получения знаний:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • интернет;
  • видео, аудио;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер - классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Составляющие процесса самообразования воспитателя

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
  • Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования:

  • систематический просмотр определённых телепередач;
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в интернете информации по предметам, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  • изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
  • изучение информационно-компьютерных технологий;
  • посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
  • ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Результаты самообразования

В личном плане самообразования воспитателя обязательно сообщается список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок. Результаты самообразования отслеживаются педагогом на каждом этапе работы.

Самообразовательная деятельность должна привести к следующим результатам:

- приобретение теоретических знаний;

- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

- разработанные или изданные методические пособия, аналитические статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

- доклады, выступления на МО, семинарах, форумах и т.д.;

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- создание учебных комплектов;

- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

- разработка и проведение открытых уроков, внеурочных мероприятий по собственным, новаторским технологиям;

- создание педагогических разработок;

- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Воспитатель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
  • педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
  • программа профессионального развития воспитателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
  • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
  • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Организация процесса самообразования

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1-й этап – установочный. Он предусматривает:

создание определённого настроя на самостоятельную работу;

выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) детского сада;

формулирование личной индивидуальной темы;

осмысление последовательности своих действий, т.е. составление личного плана работы по самообразовательной теме.

2-й этап – подготовительный. На данном этапе осуществляется:

теоретическое исследование проблемы путём изучения психолого-педагогической и методической литературы;

создание тезисной картотеки изученной литературы;

выступление на заседаниях МО, педсоветах по выбранной проблеме образования;

отчёт по теме самообразования.

3-й этап – практический. В ходе этого этапа происходит:

накопление педагогических фактов, их отбор и анализ;

апробирование новых методов работы, постановка экспериментов;

краткое описание полученных результатов;

отчёт по теме самообразования.

4-й этап - заключительный. Он предусматривает:

анализ и оценку результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и рекомендаций для коллег;

литературное оформление материалов работы по самообразованию(брошюра, аналитическая статья, обобщение опыта работы и т.д.);

отчёт о полученных результатах перед коллегами (открытый урок, творческий отчёт, семинар-практикум, мастер-класс и др.)

Структура папки по самообразованию

  • Титульный лист.
  • Содержание.
  • План  самообразования.
  • Оценка эффективности самообразовательной работы.
  • Механизм презентации достигнутых результатов.
  • Список использованных источников (литература, ресурсы интернета и др.).
  • Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования.Презентация  на тему «Формирование начал экологической культуры  у детей дошкольного возраста»...

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования.

laquo;Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей "Первая встреча воспитателя с родителями и детьми в период адаптации" (обобщение педагогического опыта)

Представляю вашему вниманию, уважаемые педагоги, мой педагогический опыт по теме самообразования "Адаптация к ДОО всех участников образовательного процесса", результатом которого является ко...