"Развитие предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста"
консультация (младшая группа) по теме

Курунова Екатерина Ивановна

В помощь педагогам раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon syuzhetno-otobrazitelnaya_igra.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Из опыта работы Подготовила: воспитатель группы раннего возраста № 1, ГБДОУ д/с № 37 Курунова Екатерина Ивановна

Слайд 2

Сейчас актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры. В современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения, занимает все меньше времени в жизнедеятельности ребенка, вытесняется другими видами деятельности, просмотром ТВ, компьютерными играми и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Ранний возраст – период расцвета сюжетно – отобразительной игры, точнее, имеются предпосылки сюжетно - ролевой игры, возможности. Новые впечатления, яркие, интересные, могут стать основой развития игры, но при одном условии: этим предпосылкам следует помогать. Чтобы игра стала самостоятельной, инициативной, сюжетной, необходимо развивать и совершенствовать механизм моделирования жизненных явлений на игрушках. Моделирование – общая основа игры и воображения. Не прорабатывать многократно какой-то сюжет, а проигрывать, ежедневно осваивать новые сюжетные действия и их варианты.

Слайд 3

Цель: Развитие предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста. Задачи: 1.Пополнить РППС группы необходимыми для игровых действий предметами игрового обихода. 2.Формировать у детей раннего возраста представления о семье в совместной с педагогом деятельности. 3. Формировать у детей начальные навыки ролевого поведения, умения связывать сюжетные действия с ролью, поощряя их желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, используя предметы-заместители. 4. Способствовать общению детей друг с другом.

Слайд 4

Игра - это увлекательное занятие для ребенка, через чего формируется его личность. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

Слайд 5

Для ребенка раннего возраста игра является пока не сюжетно-ролевой, а сюжетно-отобразительной. Большую роль здесь играет подражание. Этот самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Главным в детской игре пока остаются предмет и действия с ним. Ребенок пока не принимает на себя роль, но может копировать действия, движения, слова (кормит куклу укладывает спать купает ее и т. д.) Но одна из важных задач в работе с детьми 2-3 лет - формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры, т. е. развитие у детей умения играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.

Слайд 6

В этом возрасте у ребенка возникает интерес к игре сверстников. В начале он проявляется в отношении к игрушке. Так у одной куклы появляются 2 доктора, у одного автомобиля 2 шофера. Но согласовывать друг с другом свои действия, в силу возрастных особенностей, дети еще не могут. Поэтому, хорошо зная характеры и интересы детей, педагог должен увлечь их совместными действиями с игрушкой или организовать совместную игру. Совместные игры возможны лишь при участии взрослого. Но дети пока играют не вместе, а рядом.

Слайд 7

Воспитание простейших навыков совместной игры - это одна из важных задач в работе с детьми 2-3 лет. Совместные действия доставляют детям радость, так как создают возможность для обмена знаниями, активного речевого общения, проявления разнообразных эмоций. Необходимо помогать малышам развивать содержание игр, в которых возможны объединения из нескольких (2-3) человек. Надо всячески поддерживать интерес малыша к определенной роли, обучать в ходе игры необходимым умениям, подсказывать какие-то действия, сообщать те или иные сведения. В дальнейшем малыш по настоящему увлеченный ролью будет играть всерьез, искренне переживая все чувства своего героя.

Слайд 8

Очень важно чтобы ребенок сам ставил игровую задачу, определял содержание предстоящего игрового действия: накормлю куклу кашей, уложу спать и т. п. Полезно, когда малыш самостоятельно находит необходимые для этих действий игрушки или предметы-заместители. Предметы-заместители необходимы для развития фантазии, творчества ребенка, для того чтобы найти выход из любой ситуации, нестандартное непривычное решение проблемы. Чем больше игрушечных трудностей малыш преодолеет, тем богаче будет его опыт творчества, которым он уверенно, находчиво и разнообразно сможет воспользоваться во взрослой жизни.

Слайд 9

Отсутствие знаний умений и навыков, которые необходимы для создания правдивого игрового образа в коллективной игре, приводит к распаду игры, к отказу от роли. Поэтому важное значение имеет непосредственное участие в игре воспитателя, который берет на себя главную, ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности.

Слайд 10

Особое место в руководстве сюжетно-ролевой творческой игрой детей 2-3 лет занимает подбор соответствующего игрового материала: рассказ, беседы по картинкам и иллюстрациям о том или ином лице или действии, показ игровых действий, создание игровых ситуаций, обыгрывание новых игрушек в форме театрализованного представления, организация игр с песком, снегом, водой и др. На развитие содержания детских игр оказывает влияние изготовление игрушек-самоделок. Педагог может на глазах у детей сделать некоторые атрибуты. Например, торт или печенье из строительного материала, телевизор для игры в семью, фонендоскоп для игры в больницу и т. д.

Слайд 11

Се йчас актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения, занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности, просмотром ТВ, компьютерными играми и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

Слайд 12

Работа с родителями Важное значение в обогащении опыта детей, имеет участие в этой работе родителей, которые, получая конкретные задания (сделать вместе с ребенком покупки в магазине, на рынке, в аптеке; показать и рассказать ему, как это нужно делать и т.п.), становятся активными участниками воспитательного процесса. Такая совместная деятельность является очень эффективной. Некоторые формы работы родителей с детьми: *Беседы с детьми на следующие темы: «Мама, папа, я», «Кто, что делает дома?», «Машины в нашем городе» и т.п. *Беседы по сюжетным картинкам. *Организация наблюдений: работа по дому мамы, папы, бабушки; в магазине - работа кассира, продавца, действия покупателя; в больнице – работа врача, поведение больного; работа водителя, кондуктора; действия парикмахера и его клиента. * Собственный пример родителей. *Целевые прогулки: в различные магазины (в зависимости от тематики игры), больницу, парикмахерскую . * Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, рекомендованных педагогами по темам игр. Формы работы педагогов с родителями: *Показ вариантов проведения игр (фото- или видеоотчёт). *Совместная разработка сценариев для сюжетно-ролевых игр. *Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол, изготовление чеков, рецептов и т.п.); *Оформление альбомов«Профессии», «Моя семья», «Модные прически»; *Изготовление и выставка игрушек-самоделок (печенье, конфеты, и т.п.) *Выставка фотографий (фотогазета) в группе на тему «Играем дома и в детском саду».

Слайд 13

Вывод Игра в раннем возрасте является средством социально-личностного развития ребенка, предполагает формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками. На протяжении дошкольного возраста игра в развитии проходит три последовательных этапа: этап сюжетно-отобразительной игры, начальный этап сюжетно-ролевой игры, этап развитой сюжетно-ролевой игры. Эти этапы развития игры только условно соотносятся с определенным возрастом детей. При условии, если своевременно решаются задачи руководства игрой, она развивается и достигает высокого уровня. В таком случае игра действительно становится ведущей деятельностью, в которой происходит полноценное психическое развитие детей и подготовка к учебной деятельности.

Слайд 14

Литература Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова « Организация сюжетной игры в детском саду » Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. . -- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. Н.В. Микляева, Ю.В. Ярова « Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ » – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с. А.Н. Леонтьев « Психологические основы дошкольной игры » Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1-М.: Педагогика,1983. —392 с. Д.Б. Эльконин « Психология игры в дошкольном возрасте / В кн.: Психология личности и деятельности дошкольников. — М., 1965. Л.С. Выготский « Раннее детство » - Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина « Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях » - М.: Владос, 2010 г., 172 с. Р.С. Буре, Л.Ф. Островская « Воспитатель и дети » — М.: Просвещение, 1985.—143 с. О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005. Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сюжетно-ролевые игры для детей раннего возраста

конспект сюжетно-ролевых игр для детей раннего возраста,включает в себя цели,задачи,предварительную и индивидуальную работу,методы и приемы ,а так же организационные моменты по каждой игре...

«Формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста».

Игра-это увлекательное занятие для ребенка,через чего формируется его личность.Для ребенка раннего возраста игра является пока не сюжетно-ролевой,а сюжетно-отобразительной.Дети стараются самостоятельн...

СТАТЬЯ "Развитие сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста".

В статье описаны этапы развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. Краткая характеристика каждого этапа у детей раннего возраста. Роль взрослого в развитии игры....

Развитие речи и логические игры для детей раннего возраста.

Для детей в 2-3 года естественным является познавать мир через общение и помощь взрослым..Развитие логики у малышей раннего возраста находится на начальном этапе, поэтому многие логические...