Консультация для педагогов
консультация (подготовительная группа) на тему

Консультация для педагогов «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания» Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос « что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определил патриотизм как…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть не профессия, а естественное человеческое чувство» Патриотическое воспитание - одна из актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Появились принципиально новые подходы к пониманию содержания и технологий патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Во многом актуальность обусловлена законом РФ « Об образовании» 273 - Ф3, «ФГОС ДОО», «Национальная стратегия в интересах детей на 2013-2017гг», а также, в государственном проекте «Национальная доктрина образования в РФ», 2008 года обозначено «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость», закон « О днях воинской славы России». - современные дети мало знают о родном городе, стране; -особенностях народных традиций; - часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе; - редко сострадают чужому горю; - явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников, поэтому : 30-31 октября 2008года в Тольяттинском государственном университете прошла Всероссийская конференция на тему «Психолого- педагогические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста». Во время конференции были выделены основные блоки знаний, которые необходимо дать дошкольникам: - знания о себе, своей семье, роде; -знания о людях, живущих в нашей стране. -знания о людях разных национальностей ,имеющих особую значимость для формирования толерантности; - знание о своем крае, городе, его достопримечательностях, его природное окружение; - элементарные знания о правах человека; -знание о русских традициях и промыслах; -знание о России и ее столице; -знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн) - знания о других странах мира, о планете Земля, на которой мы живем. Знания обогащают чувство ребенка, он начинает ценить то, о чем больше узнает. Важно, чтоб ребенок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в том окружении, в котором постоянно живет. И на этом в последующем « вырастет »патриотическое чувство. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Естественно, развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольном учреждении, по начальному формированию чувств патриотизма во взаимодействии с семьей Нравственно - патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: 1. Особенности дошкольного возраста; 2. Многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире; 3. отсутствие концепции, теоритических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы). В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Однако в ней освещаются лишь некоторые стороны нравственно- патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет стойкой системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, желание сохранять и преумножать богатство своей Родины. Дошкольные учреждения, как начальное звено системы образования, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников, именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и родителями. Целью нравственно - патриотического воспитания является: формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Для достижения цели необходимо решение следующих задач: -воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине; -формировать представления о своем городе; -формировать бережное отношение к природе и всему живому; -развивать интерес к русским традициям и промыслам; -формировать элементарные знания о правах человека; -формировать чувство ответственности и гордости за достижения Родины; -расширять представления о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России; -знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн) Решая задачи нравственно - патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы: - « позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, пример: детям мл. группы сложны знания о столице) - непрерывность и преемственность педагогического процесса; - дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей, интересов, уровня развития; - рациональное сочетание разных видов деятельности, поддержание интереса у ребенка его активной позиции в процессе выполнения практических и творческих заданий, помогающих расширить кругозор и отразить впечатления, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; - развивающий характер обучения, основанный на детской активности. -«принцип наглядности» - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д. - «принцип последовательности»- предполагает планирование материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали материал постепенно, в определенной системе; - Принцип тематического планирования» предполагает подачу материала по тематическим блокам. Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Тематика сохраняется, но объем, и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам.( например, тема « мой любимый город»хорошо приурочить к «дню города в мае») Система и последовательность работы по теме может быть представлена в следующих блоках: - моя семья, мой дом; - мой детский сад; - мой любимый город; - моя малая Родина» - страна, ее столица, символика» - культура и ее традиции; - будем Родине служить; - правила, по которым мы живем. Безусловно, данные блоки могут не передать всю полноту работы по данному вопросу, включающую воспитание у детей любви к родной природе, природе своей страны, уважение к людям труда, но, все эти задачи присутствуют как бы внутри блоков. Следует подчеркнуть, что для ребенка-дошкольника, характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к ней. Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны Основные методы и формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию: - Основная форма работы - познавательные занятия. Важно, чтоб они повышали детскую мыслительную активность - Беседы, игры - беседы, - Игры - путешествия, творческие игры, игры - соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры, игры- инсценировки. - Экскурсии (природоведческие, бытовые - в прачечную, в мед. кабинет, на кухню, на почту) - Праздники (к дню 8 марта, к дню защитника отечества, ко Дню Победы и т. д ) - Развлечения - Продуктивная деятельность (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование выставки рисунков и т.д) например, по теме «моя семья мы сделали выставку рисунков « портрет моей семьи» и приурочили к празднику. фото - Чтение стихов, рассказов - Организация мини-музеев - Встречи с ветеранами, художниками - Фото выставки. - Физкультурный досуг («Буду в армии служить, буду Родину любить»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания»

         Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос « что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определил патриотизм как…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть не профессия, а естественное человеческое чувство»

      Патриотическое воспитание - одна из актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Появились принципиально новые подходы к пониманию содержания и технологий патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

     Во многом актуальность обусловлена законом РФ « Об образовании» 273 - Ф3, «ФГОС ДОО», «Национальная стратегия в интересах детей на 2013-2017гг», а также, в государственном проекте «Национальная доктрина образования в РФ», 2008 года обозначено «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость», закон « О днях воинской славы России».        

            - современные дети мало знают о родном городе, стране;

            -особенностях народных традиций;

            - часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе;

            - редко сострадают чужому горю;

            - явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

          Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников, поэтому :

            30-31 октября 2008года в Тольяттинском государственном университете прошла Всероссийская конференция на тему «Психолого- педагогические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста». Во время конференции были выделены основные блоки знаний, которые необходимо дать дошкольникам:

 - знания о себе, своей семье, роде;

-знания о людях, живущих в нашей стране.

 -знания о людях разных национальностей ,имеющих особую значимость для формирования толерантности;

 - знание о своем крае, городе, его достопримечательностях, его природное окружение;

 - элементарные знания о правах человека;

 

-знание о русских традициях и промыслах;

 -знание о России и ее столице;

 -знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн)        

 - знания о других странах мира, о планете Земля, на которой мы живем.    

        Знания обогащают чувство ребенка, он начинает ценить то, о чем больше узнает. Важно, чтоб ребенок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в том окружении, в котором постоянно живет. И на этом в последующем « вырастет »патриотическое чувство.

        Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

    Естественно, развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

      Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольном учреждении, по начальному формированию чувств патриотизма во взаимодействии с семьей

        Нравственно - патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

 1. Особенности дошкольного возраста;   

 2. Многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;   

 3. отсутствие концепции, теоритических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

      В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Однако в ней освещаются лишь некоторые стороны нравственно- патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет стойкой системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, желание сохранять и преумножать богатство своей Родины.

      Дошкольные учреждения, как начальное звено системы образования, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников, именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и родителями.

          Целью нравственно - патриотического воспитания является:

 

формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

 Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

 -воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

 -формировать представления о своем городе;

 -формировать бережное отношение к природе и всему живому;

 -развивать интерес к русским традициям и промыслам;

 -формировать элементарные знания о правах человека;

 -формировать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;

 -расширять представления о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России;

 -знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

 Решая задачи нравственно - патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:

 - « позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, пример: детям мл. группы сложны знания о столице)

 - непрерывность и преемственность педагогического процесса;

 - дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей, интересов, уровня развития;

 - рациональное сочетание разных видов деятельности, поддержание интереса у ребенка его активной позиции в процессе выполнения практических и творческих заданий, помогающих расширить кругозор и отразить впечатления, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

 - развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

 -«принцип наглядности» - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.

 - «принцип последовательности»- предполагает планирование материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали материал постепенно, в определенной системе;

 - Принцип тематического планирования» предполагает подачу материала по тематическим блокам. Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Тематика сохраняется, но объем, и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам.( например, тема « мой любимый город»хорошо приурочить к «дню города в мае»)

 Система и последовательность работы по теме может быть представлена в следующих блоках:

 - моя семья, мой дом;

 - мой детский сад;

 - мой любимый город;

 - моя малая Родина»

 - страна, ее столица, символика»

 - культура и ее традиции;

 - будем Родине служить;

 - правила, по которым мы живем.

      Безусловно, данные блоки могут не передать всю полноту работы по данному вопросу, включающую воспитание у детей любви к родной природе, природе своей страны, уважение к людям труда, но, все эти задачи присутствуют как бы внутри блоков. Следует подчеркнуть, что для ребенка-дошкольника, характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к ней.

   Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны

Основные методы и формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию:

- Основная форма работы - познавательные занятия. Важно, чтоб они повышали детскую мыслительную активность

 - Беседы, игры - беседы,

 - Игры - путешествия, творческие игры, игры - соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры, игры- инсценировки.

 - Экскурсии (природоведческие, бытовые - в прачечную, в мед. кабинет, на кухню, на почту)

 - Праздники (к дню 8 марта, к дню защитника отечества, ко Дню Победы и т. д )

 - Развлечения

 - Продуктивная деятельность (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование выставки рисунков и т.д) например, по теме «моя семья мы сделали выставку рисунков « портрет моей семьи» и приурочили к празднику. фото

 - Чтение стихов, рассказов

 - Организация мини-музеев

 - Встречи с ветеранами, художниками

 - Фото выставки.

 - Физкультурный досуг («Буду в армии служить, буду Родину любить»).

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....