Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников. Блок « Я и моя семья» для детей 3-4 лет
рабочая программа (младшая группа) на тему

Маркина Анна Ивановна

Рабочая программа по гражданско-птриатическому воспитанию детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа41.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №53 «Елочка»

Согласована

заместитель заведующего (старший воспитатель)

____________

 Принята на заседании Педагогического совета

Протокол

От «__» ____________201  г.

№_________

Утверждена Приказом МБДОУ «Детский сад №53 «Елочка»

От «__» _____________201  г.

№__________

Рабочая программа 

по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников

Блок  « Я и моя семья»

для детей 3-4 лет

Воспитатель: Маркина Анна Ивановна

Тамбов, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи

1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса

1.4. Возрастные  особенности воспитанников

1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы

2. СОДЕРДЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Тематическое планирование для использования программы

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        

3.1. Работа с детьми

3.2. Работа с родителями

3.3 Работа с педагогами

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. Семья  – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное де

1.2. Цели и задачи

Цели:

- формировать у детей понятие «семья», показать ее ценность для человека;

- воспитывать  любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

- развивать в детях  чувство семейной сплоченности, интерес  к истории своей семьи к ее традициям.

- расширять словарный запас, познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость у всех участников образовательного процесса.

Задачи:

-познакомить с понятием «семья»;

- учить детей называть членов семьи;

- внушать детям чувство гордости за свою семью;

-прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам;

- развивать интерес ребенка к истории своей семьи;

- помочь ребенку осознать примечательные особенности каждого члена семьи;

- формировать чувство ответственности за жизнь вокруг себя  и укреплять доброе отношение к близким;

- помочь взрослым по-новому взглянуть на значение и роль каждого члена семьи в становлении личности ребенка;

- формировать интерес к своей родословной.

Реализация  поставленных целей и задач программы  осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

- образовательная деятельность осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

- самостоятельная деятельность детей.

- взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса

- плановость, систематичность, последовательность  формирования знаний у детей;

- тесная взаимосвязь теоретических знаний с конкретными практическими действиями;

- воспитательная ценность знаний и умений;

- осознанная деятельность всех участников педагогического процесса.

1.4. Возрастные  особенности детей 3-4 лет

          В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы

- иметь первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях;

- расширение представления детей о значимости  семьи и её ценности;

- создание необходимых  условий для организации совместной деятельности с родителями.

- установление доверительных детско-родительских отношений.

2. СОДЕРДЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Тематическое планирование для использования программы

Месяц

Тема

Цель

Программное содержание

Форма работы с детьми в разных видах деятельности

Сентябрь

«Я и моё имя», «Наши имена»

Знать свои имя, фамилию, пол, возраст.

Знать членов своей семьи, их имена.

Дать представление о том, что у животных тоже есть имена- клички. Вспомнить клички своих домашних животных, придумать клички игрушкам- животным.

Воспитывать у детей желание обращаться к сверстникам и взрослым по имени. Дать представление о значении своего имени и имен близких.

Побуждать родителей к разговору с детьми об именах близких людей, о родственных отношениях.

Формировать у родителей представление о необходимости совместной деятельности с ребенком и радости от полученного результата.

Коммуникативная

Беседа на тему «Наши имена», «Как много разных есть имен», «Женские и мужские имена».

Познавательная

Беседа на тему: «Для чего человеку имя?»

Беседа на тему «Клички-имена животных»

Художественно-эстетическая

Изготовление именных карточек.

Рисование на тему "Мой лучший друг".

Восприятие художественной литературы

 «Похищенное имя» Шорыгина Т.А.

«Федотка» К.Чукрвский

 «Шарик и бобрёнок» Э.Успенский

Игровая

Игра "Полное" и "неполное" имя

Словесная игра «Назови ласково», «Позови меня.»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Моя дружная семья»

«Моя родословная»

«Наши бабушки и дедушки»

«Семейные традиции, семейные реликвии»

«Мой папа - защитник Отечества!»

«Моя мама!»

«Семейные праздники»

«Отдых моей семьи. Семейные путешествия»

 Закрепить знания детей о семье; воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

Воспитывать чувство долга и внимания к ближним; раскрыть понятия «род», «родители», «семья»; вызвать интерес к истории своего рода.

воспитывать уважение, проявлять заботу, быть внимательными и милосердными в отношении пожилых людей.

Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к своим папам -защитникам нашей Родины.

Прививать любовь к близкому , родному человеку- маме!

 рассказывать детям о праздниках семьи

формирование ценности семьи и теплых родственных взаимоотношений, а также создание благоприятных условий для семейного

отдыха

Воспитывать у детей нравственные качества, такие как любовь к самым близким людям. Внушать детям чувство гордости за свою семью, стремление заботиться о членах своей семьи.

познакомиться с историей создания и развития каждой семьи; показать необходимость знания своей родословной; способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

воспитывать доброжелательное отношение к старшим в семье, заботиться о них и уважать.

Повышение престижа семьи; развитие интереса к семейным традициям, реликвиям.

Формирование позитивного эмоционального отношения к папе, как к главному члену семьи; закрепление знаний о том, что у всех есть папа.

Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.

Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг.

расширять представления детей о семейных праздниках, о том, как

они отмечаются в семье (День рождения, Именины, Крестины,

Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Новый год и др.);

Расширить представление о семейном отдыхе; вызвать желание путешествовать вместе с семьей; ознакомление с природой родного края; вызвать желание увидеть города России.

Коммуникативная

 Составление рассказов на предложенную тему – индивидуально:  «Наша семья»

Познавательная

Беседа на тему « Папа, мама, я – дружная семья», «Семейные традиции»

Художественно-эстетическая

Рисование на тему " «Портрет семьи»"

Конструирование «Дом для моей семьи»

Лепка «Мебель для моей семьи»

Восприятие художественной литературы

Чтение «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», чтение пословиц, поговорок о семье

Игровая

С/р игра «Дом», «Семья»,

Дидактические игры: «Назови имена родных», «Ласковое слово (имя)», «Что умеет делать мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т.д.»

Коммуникативная

Беседа на тему « Легко ли человеку ,когда он один?»

Познавательная

Беседа на тему «Происхождение фамилии»

Рассматривание семейных альбомов.

Художественно-эстетическая

Рисование на тему "Рисуем человечка".

Конструирование «Дерево семьи»

Восприятие художественной литературы

Чтение русских  сказок « Три медведя»; « Волк и семеро козлят»»

Игровая

Дидактические игры:

 «Кто старше?»

«Кто младше?»

 «Родственные отношения»,

«Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».

Коммуникативная

Беседа на тему: «Наши дедушки и бабушки»

Познавательная

Беседа на тему «Портрет бабушки и дедушки», «Что растёт в огороде у бабушки и дедушки».

Рассматривание семейных альбомов.

Художественно-эстетическая

Рисование на тему "Полотенце для бабушки", «Подарок дедушке»

Восприятие художественной литературы

Чтение рассказа О.Григорьев «Бабушка»,

«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский.

Игровая

Сюжетно – ролевая игра: «К нам бабушка приехала».

Коммуникативная

Составление творческих рассказов на тему «Моя семья самая хорошая «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье»

 Познавательная

Беседа на темы « Что такое семейные традиции?», «Что такое реликвия?», «У каждой семьи есть свои традиции».

Художественно-эстетическая

Рисование на тему "Прогулка моей семьи", «Семейный праздник»

Лепка «Угощение для гостей»

Восприятие художественной литературы

Чтение рассказов «Синяя чашка» М. Матвеева

«Теплый хлеб» К. Паустовский

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Цветик-семицветик» В. Катаев

Игровая

Пальчиковые игры " Сорока-Белобока", "Семья»

Д/и « Собери целое»;

Д\И « Составь дерево»

Сюжетно-ролевая игра «Будем заваривать чай»

Коммуникативная

Беседа с детьми на тему "Папины профессии", "Есть такая профессия Родину защищать"

Беседа «Русские богатыри»

Рассматривание иллюстраций о богатырях, русских народных костюмах

Познавательная

Беседа «Знакомство с праздником День защитника Отечества»

Беседа «Наша армия родная»

Рассматривание иллюстраций об армии, военной техники.

Художественно-эстетическая

Рисование на тему "Портрет моего папы", «Военная техника»

Конструирование  игрушки "Танк"

Лепка «Самолёт мы слепим сами…».

Изготовление подарков для пап.

Восприятие художественной литературы

Чтение и заучивание стихов о папах. «Самый лучший!» Ольга Чусовитина, «Мой папа» Лика Разумова

Чтение стихотворения "Мой папа - военный" Г. Лагздынь

Игровая

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «На рыбалке»

С/ролевая игра «Моряки»

Коммуникативная

Беседа с детьми о своих мамах «Я люблю свою мамочку», «Чтобы не огорчать мамочку » Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".

Познавательная

Беседа с детьми о своих мамах «Мамы есть у всех», «Я и моя мама», «Вот так мама, золотая прямо», «Профессии наших мам»

Художественно-эстетическая

Рисование «Цветочки для любимой мамочки». «Цветные ниточки для бабушки»

«Разноцветные шары для мамы»

Аппликация «Красивое платье для мамы».

Изготовление подарков для мам.

Восприятие художественной литературы

Чтение стихотворения Благининой «Вот какая мама».

«Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто

«Мама» К. Ибряев

«Мама», «Моя мамочка» Я. Ким, «Мамин портрет» Г. Виеру

«Мамочке подарок» О. Чусовитина

«Каждый по своему маму поздравляет» И. Ивенсен

Игровая

С/р игра «Дочки – матери». 

Сюжетно-ролевая игра «Вот как я стираю, маме помогаю»

Коммуникативная

Беседа с детьми «Что такое праздник? Зачем люди отмечают праздники»

Познавательная

Рассказ воспитателя на тему «Праздники, которые мы отмечаем в семье»

Художественно-эстетическая

Рисование «Шары к празднику»

Лепка «Подарок»

Восприятие художественной литературы

Чтение стихотворения «У меня сегодня день рождения», чтение произведений  с стихотворений на темы : «Новогодние праздники», «Именины», «Пасха» и т.д

Игровая

Д/и «Какого цвета скатерть»

Дидактическая игра «Домашние хлопоты»

С/ролевая игра «Накроем к празднику стол»

Коммуникативная

Составление детьми рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моё путешествие с родителями»

Познавательная

Рассматривание иллюстраций с изображением природы родного края, животных родного края, городов России.

Беседы на темы : «Как мы отдыхаем», «Виды транспорта для путешествия», «Одежда для путешествия», «Что нужно  взять с собой в путешествие»

Художественно-эстетическая

Рисование «Кораблик для моей семьи»

Лепка «Самолет»

Восприятие художественной литературы

Песенки, потешки «Еду-еду к бабе, к деду...»

«Сидит белка на тележке...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.»,

Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», С. Михалков. «Песенка друзей»

Игровая

Игры: «Хитрая лиса», «Кто скорее до флажка», «Гуси-гуси»

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Работа с детьми

  • занятия (познавательного цикла, по продуктивной деятельности);
  • чтение художественных произведений;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, словесные игры, настольно-печатные игры, игры драматизации, строительные игры);
  • рассматривание проблемных ситуаций;
  • моделирование, обыгрывание игровых ситуаций;
  • экскурсии.

3.2 Работа с родителями

      •        анкетирование;

      •        беседы, консультации, родительские собрания;

      •        привлечение родителей к книжным новинкам по теме;

      •        совместные досуги, вечера-викторины, развлечения;

      •        открытые просмотры занятий с детьми по данной тематике, участие родителей на занятиях;

      •        участие в выставках, конкурсах;

      •        участие в экскурсиях;

      •        размещение в уголке для родителей статей, материалов, папок-передвижек о значении семейного  воспитания.

Месяц

Форма работы с родителями

Сентябрь

Оформление альбома родителями  «Тайна имени». Консультация для родителей «Имя для моего ребенка». Папка-передвижка «Тайна моего имени».

Октябрь

Сбор фотографий в фотоальбом: «Это я и моя семья», фотовыставка  «Я и моя семья». Консультация: «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»

Ноябрь

Консультация «Что такое генеалогическое древо?» Создание коллажа «Генеалогическое дерево моей семьи»

Декабрь

Создать фотовыставку «Дедушка и бабушка – мои лучшие друзья». Конкурс: «Бабушкины рецепты»

Январь

Выставка рисунков «Семейная реликвия, семейная традиция»

Февраль

Выставка совместных работ родителей и детей  « Наша Армия всех сильней». Фотовыставка: «Мой папа самый лучший»

Март

Выставка совместных работ родителей и детей  «Мамин день». Оформление стенгазеты «Мамины помощники».

Апрель

Создание фотоотчета семейных праздников.

Май

Привлечь родителей к созданию плана  и карты семейного путешествия. .  Консультация: «Семейные путешествия  и их значение в жизни ребенка»  

3.3 Работа с педагогами

       •        диагностика интересов и потребностей ДОУ;

       •        семинары-практикумы;

      •        педагогическая печать;

       •        методические объединения;

       •        мастер-классы;

       •        познавательные  игры, способствующие реализации цели проекта.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.

2.Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

3.Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.

4.Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.

5.Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.

6.Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

7.Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : Педагогическое общество России. 2007. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыкальному воспитанию дошкольников «Музыка»

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона и муниципалитета,  образовательных потребностей и запросов  воспитанни...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию дошкольников через физкультурно-массовые мероприятия «Патриотизм начинается с детства»

Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотичесого воспитания дошкольников....

Воспитание гражданско – патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений

Сергеева Ирина ИвановнаВоспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Ханты-Мансий...

Опыт работы «Формирование гражданско – патриотических чувств у дошкольников через использование кейс – метода»

Сычева Ольга Валерьевна и Алоян Армине Робертовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Аленушка», г. Тейково Ивановской области.Во...

Презентация: "Формирование целостного воспитательного пространства для гражданско-патриотического становления личности дошкольника"

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее,стать подлинным патриотом» (С. Михалков)...

Воспитание гражданско-патриотической активности у дошкольников в системе взаимодействия ДОУ с семьей( из опыта работы).

Выступление на педагогическом совете №2 «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО»...