Рабочая программа по патриотическому воспитанию дошкольников через физкультурно-массовые мероприятия «Патриотизм начинается с детства»
рабочая программа по физкультуре на тему

Колесникова Светлана Валерьевна

Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотичесого воспитания дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

«Подснежник» пгт Подосиновец Кировской области

                                                                                                                Принята на заседании

педагогического совета

                                                                                                                    от «____»______2015г.

                                                                                                               протокол №_______

                                                                                                 

                                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                      Заведующий МКДОУ

                                                                                                             детский сад «Подснежник»

______________/В.А. Огаркова

                                                                                                    «___»________________2015г.

                                                                     

Рабочая программа

по патриотическому воспитанию дошкольников через физкультурно-массовые мероприятия

«Патриотизм начинается с детства»

Возраст детей от 4 до 7 лет

Срок реализации 1 год

Разработчик:

Колесникова Светлана Валерьевна

инструктор по физической культуре

I кв. категории

МКДОУ д/с «Подснежник»

пгт Подосиновец

 пгт Подосиновец 2015 г.

                                                                                             

Содержание

I. Целевой раздел:

1. Пояснительная записка: ……………………………………………...3        

а) Актуальность…………………………………………………...3

б) Особенности и новизна………………………………………..4

в) Практическая значимость……………………………………..4

г) Цель, задачи………………………………………………….....5

д) Возраст детей…………………………………………………..5

е) Срок реализации программы………………………………….5

2. Нормативно-правовая база…………………………………………...5

3. Принципы построения программы…………………………………..6

4. Условия реализации программы……………………………………..7

II. Содержательный раздел:

1. Организация образовательной деятельности………………………..8

2. Планируемые результаты освоения программы:…………………..10

а) Общие планируемые результаты освоения программы…….10

б) На этапе завершения младшего дошкольного возраста…….11

в) На этапе завершения дошкольного образования………….11

3. Система мониторинга. ……………………………………………….12

4. Календарно-тематическое планирование физкультурно-массовых         мероприятий:…………………………………………………………….13

а) Младший дошкольный возраст……………………………….13

б) Старший дошкольный возраст………………………………..15

III. Материально-техническое обеспечение………………………...19 

IV. Список литературы………………………………………………..19

V. Приложения………………………………………………………….21

I. Целевой раздел:

1. Пояснительная записка:

Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотического воспитания дошкольников, способствует удовлетворению возрастных потребностей, позитивной социализации, морально-нравственному и познавательному развитию, развитию физических качеств. Основу программы составляют мероприятия, которые планируются с учётом возможностей, условий, особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения. 

а) Актуальность:

В настоящее время во внутренней политике нашего государства идёт большая работа по воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма и популяризации спорта.

Важность патриотического воспитания отмечена в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», и в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации с 2000 по 2025 гг.

          В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, патриотизм провозглашён как одна из базовых национальных ценностей, воспитательный идеал, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации.

Как отмечают психологи (А.В. Запорожец, В.А. Петровский) дошкольный возраст, имеет свои потенциальные возможности для формирования основ личности, высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает патриотическое воспитание дошкольников и строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой.

 Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом и выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Программа патриотического воспитания разрабатывается и утверждается в каждой образовательной организации самостоятельно на основе ФГОС.

       В МКДОУ детский сад «Подснежник» пгт Подосиновец Кировской области была разработана программа по патриотическому воспитанию дошкольников через физкультурно-массовые мероприятия, потому что физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом являются эффективным средством решения задач патриотического воспитания подрастающего         поколения. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» подчёркнуто, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

 б) Новизна программы заключается в системном использовании средств физической культуры и спорта для создания среды ориентированной на нравственно-патриотическое воспитание и взаимодействия всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

 в) Практическая значимость:

– в оптимизации условий патриотического воспитания дошкольников и дополнении содержательной базы системы физического воспитания детей в детском саду, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;

- в создании методического обеспечения процесса сопровождения по патриотическому воспитанию дошкольников (разработок различных форм работы с детьми и родителями и др.).

Программа доступна в практическом применении и может использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений по патриотическому воспитанию детей:

  – воспитателями, старшими воспитателями, специалистами дошкольной педагогики в плане методических разработок по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий;

   – родителями, в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.

Благодаря целенаправленной работе, с применением разнообразных форм и методов, у педагогов есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

г) Цель: воспитание патриотических чувств и национального самосознания у детей дошкольного возраста средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения. 

Следуя этой цели, решаются следующие задачи:

1. Создать условия для организации практической деятельности воспитанников по формированию патриотического поведения и проявлению положительных эмоций в спортивно-массовых мероприятиях.

2. Воспитывать нравственно-волевые черты личности через стимуляцию детской активности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений.

3. Создать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера.

4. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. Развивать у детей терпение и выносливость.

5. Формировать у воспитанников чувство патриотизма на основе развития чувства гордости за свою семью, группу, детский сад, посёлок, область, страну.

6. Воспитывать личность гражданина через уважение к историческому и культурному прошлому России, гордости за достижения Родины; интерес к традициям своего народа, формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; бережное отношение к родной природе.

7. Воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

8. Повышать компетентность родителей по патриотическому воспитанию детей, обеспечивать педагогическую поддержку семьям воспитанников.

д) Возраст детей: рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста: 4-5 лет (2 младшая, средняя группы)и старшего дошкольного возраста 6-7 лет (старшая и подготовительная группы)

е) Срок реализации программы: программа рассчитана на учебный год

2. Нормативно-правовая база.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г №273-ФЗ;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329 – ФЗ;

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 № 1493;

- «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (с 2000 по 2025 гг) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751;

- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО);

- Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МКДОУ детского сада "Подснежник» пгт Подосиновец.

3. Рабочая программа опирается на следующие принципы:

1. Принцип развития подразумевает появление у детей нового отношения к себе, близким людям, сверстникам, к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование новых способностей, интересов, освоение новых способов деятельности. Дети стремятся к самостоятельности, проявляют инициативу, стараются получить результат.

2. Принцип самоценности дошкольного возраста предполагает использование таких видов деятельности, которые способствуют гармоничному психофизиологическому развитию, формируют необходимые ЗУН.

3. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия осуществляется в сотрудничестве взрослых и детей. Взрослые через индивидуальный подход создают условия для проявления и реализации детьми своей индивидуальности. Предъявляют адекватные требования, используют формы и методы работы соответственно возрасту и особенностям развития.

4. Принцип полноты содержания образования, создание условий для всех линий развития: познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического.

5. Принцип интеграции образовательных областей через сочетание различных видов детской деятельности в разных мероприятиях. 

6. Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемого материалу наглядности.

7. Принцип преемственности, согласованность в подходах к воспитанию и обучению ребёнка в ДОУ и семье. Цели, задачи, содержание обеспечивают преемственность в работе с начальной школой.

8. Принцип связи с жизнью. Культуросообразность. Содержание образовательной деятельности в программе находит отражение в реальной жизни. Дети усваивают традиции, культуру своего края, страны.

9. Принцип сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников, вовлечение их в образовательную деятельность.

4. Условия реализации программы.

- Использование комплексного подхода. При реализации патриотического воспитания дошкольников через физкультурно-массовые мероприятия решаются задачи не только непосредственно нравственного, физического, но и умственного, трудового, эстетического воспитания.

- Создание положительного психологического климата в детском коллективе Проводимые мероприятия должны быть интересны, запоминающимися, вызывать радость, сопричастность к общему делу, стимулировать позитивное общение.

- Работа строится с учётом возраста детей, индивидуальных особенностей (уровнем мотивации, физического развития, мышления, умственных способностей, социально-личностной зрелости).

- Педагогическая поддержка семей воспитанников. Изучение социального статуса семей и образовательных потребностей.

- Привлечение социальных партнёров в рамках преемственности в вопросе по патриотическому воспитанию для более полного и углублённого формирования патриотического самосознания, познавательной, социальной мотивации воспитанников к саморазвитию, самореализации средствами физической культуры: МКДОУ д/с «Светлячок», ДЮСШ, дом детского творчества, военно-патриотический клуб «Долг», военно-морской клуб «Альбатрос», районная детская библиотека, краеведческий музей, администрация посёлка, СМИ районная газета «Знамя».

- Участие воспитанников совместно с родителями и педагогами в государственных праздниках, акциях, спортивных мероприятиях проводимых в посёлке, районе, области создает благоприятные условия для расширения представлений детей о традициях посёлка и исторических событиях страны.

- Использование социокультурных и физкультурно-оздоровительных объектов посёлка: сквер воинам-победителям, сосновый парк с беговыми дорожками, волейбольная и баскетбольная и тренажёрная площадки; физкультурные площадки ДОУ и школы, лыжная база «Рамешки».

- Организация предметно-развивающей среды. Наличие учебно-наглядных пособий, дидактических материалов.

- Учет особенностей организации образовательной деятельности в ОУ.  

Данная программа дополняет содержание по патриотическому воспитанию детей основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада "Подснежник» пгт Подосиновец.

II. Содержательный раздел:

1. Организация образовательной деятельности по реализации программы.

Образовательная деятельность по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе подготовки, организации и проведении специально разработанных физкультурных сюжетных занятиях, проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников, развлечений и досугов, тематических спортивно —развлекательных мероприятиях, соревнованиях, конкурсах, проектной деятельности. Работа с детьми ведётся систематически и последовательно, согласно перспективному плану работы на учебный год.

Для более доступного и удобного осуществления программного содержания все проводимые спортивно-массовые мероприятия разделены на направления:

  1. Физкультурно-развлекательное,
  2. Физкультурно-спортивное,
  3. Военно-патриотическое.

Каждое направление решает свои задачи в нравственно-патриотическом воспитании. 

Физкультурно – развлекательное направление решает задачи физкультурно-оздоровительного цикла образовательной области физическая культура и направлено на укрепление дружеских взаимоотношений со сверстниками, родителями, на формирование позитивной социализации, ЗОЖ, сбережение и укрепление своего здоровья, поддержание народных традиций, семейных обычаев. В содержание физкультурно-развлекательного направления входят такие мероприятия  как  «День Здоровья», праздник «Масленица», тематические спортивные развлечения - «Весёлые старты», «Папы, вперёд!», «Вместе с мамой», «Папа, мама, я - спортивная семья», совместные занятия с родителями на День Матери, 8 марта, День Отца, конкурсы фотографий, рисунков «Наша спортивная семья» «Мы любим спорт», участие во Всероссийской акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам» в разных номинациях.

Физкультурно-спортивное направление направлено на развитие физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, меткости, совершенствование двигательных умений и навыков, приобщение к традициям большого спорта, формирование командного духа, таких волевых качеств личности как настойчивость выдержка, целеустремлённость, воспитание характера, нравственных и моральных качеств, мотивацию к занятиям спортом, нравственную и гражданскую позицию о социально значимых ценностях.  Содержание физкультурно-спортивного направления включает проведение спортивных игр (футбол, волейбол, хоккей), занятий-тренировок, Спартакиад (осеняя и весенняя) между возрастными параллелями, проект «Олимпийские игры в детском саду», районные соревнования на первенство поселка по лыжным гонкам на личное и командное первенство среди дошкольников, районные соревнования по легкоатлетическому четырёхборью на личное и командное первенство среди детей дошкольного возраста, лыжные гонки с папами на 23 февраля. Участие воспитанников в «Лыжне России», сдаче норм ГТО.

Военно-патриотическое направление воспитывает чувства уважения, гордости за своих отцов, дедов, свою страну, приобщает к патриотическим ценностям, формирует детские представления о Российской армии, военной службе, военных профессиях, учит проявлять смекалку, находчивость, сообразительность. Содержание военно-патриотического направления составляют: праздник «День защитников отечества», «Зарница», «Смотр строя и песни» тематические физкультурные развлечения «Если только захотим, то мы в космос полетим».

Для проведения каждого мероприятия проводится большая подготовительная работа, которая охватывает всех участников образовательного процесса.

Организуются различные формы совместной деятельности взрослых и детей: посещение детской библиотеки на познавательные беседы, викторины, просмотр презентаций; посещение тематических выставок в музее; прогулки в парк, где проводят подвижные и спортивные игры; чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, заучивание стихов, подготовка музыкальных номеров совместно с музыкальным руководителем, участие в проектной деятельности.

          Для привлечения родителей организуются такие формы работы как: мастер классы, практикумы по изготовлению эмблем, атрибутов, плакатов с лозунгами поддержки своих команд, придумывают название команд, девизы, речёвки. Они привлекаются к участию в акциях, конкурсах, выставках патриотического содержания различного уровня, выставляют свои команды на олимпиады, соревнования, формируют группы поддержки. Работа по патриотическому воспитанию освещается на сайте ДОУ, даётся информация в родительские уголки – буклеты, стенгазеты.

          При организации мероприятий учитывается возраст детей. На Масленице малыши принимают активное участие в народных играх, а старшие принимают на себя роли ведущих, состязаются в забавах – перетягивание каната, боях на подушках. В соревнованиях младшие дошкольники зрители и участники концертных номеров. Для мальчиков и девочек даются разные по сложности задания. Особое внимание уделяется привлечению к физкультурно-массовым мероприятиям детей из неблагополучных семей. Для болельщиков всегда устраиваются весёлые эстафеты, викторины. Награждение особо отличившихся детей, родителей дает положительный настрой всем собравшимся, стимулирует желание принимать активное участие в физкультурно-массовых мероприятиях, стремление повышать свое спортивное мастерство.

Создаётся развивающая предметно-пространственная среда. Мероприятия проходят в торжественной обстановке, на красочно оформленной площадке во дворе детского сада или музыкальном зале.

2. Планируемые результаты освоения детьми программы:

а) Общие планируемые результаты освоения программы:

- Повышение качества образования и работы по патриотическому воспитанию в детском саду.

- Пополнение материально-технической базы детского сада.

- Снижение пропусков дней в год по болезни на одного ребёнка.

- Отсутствие случаев травматизма детей.

- Положительная динамика развития физических качеств и навыков детей.

- Повышение компетентности родителей в вопросе патриотического воспитания детей, активное участие в физкультурно-массовых мероприятиях, акциях, конкурсах различного уровня.

- Участие в Параде Победы 9 мая пгт Подосиновец с показательными выступлениями строевой подготовки.

- Выставки продуктов проектной деятельности (плакаты, стенгазеты, поделки, фотографии).

- Создание презентации «Наша спортивная жизнь».

- Призовые места в конкурсах, смотрах, соревнованиях.

- Значки ГТО у выпускников ДОУ к 1 классу школы.

б) На этапе завершения младшего дошкольного возраста:

Физкультурно-развлекательные направление:

- Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных физкультурно спортивных мероприятиях, играх, следует игровым правилам.

- Ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе.

- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, значении здорового образа жизни для людей, соблюдает элементарные правила гигиены. 
Физкультурно-спортивное направление:

- Проявляет интерес к двигательной активности, занятиям спортом, физической культуре, инициативу и самостоятельность.

- Имеет элементарные представления о видах спорта, спортсменах, спортивных соревнованиях, олимпийском движении.

Военно-патриотическое направление

- Имеет элементарные представления о некоторых родах войск, профессиях военных, военной технике.

- Имеет представление о символике поселка, района, области, страны.

в) На этапе завершения дошкольного образования:

Физкультурно-развлекательное направление:

- Участвует в совместных физкультурно спортивных мероприятиях, позитивно общается со взрослыми и сверстниками.

- Имеет представление о национальных обычаях, традициях, фольклоре.

- Соблюдает правила личной гигиены и ЗОЖ.

- Понимает сопричастность к социальной и окружающей среде, осознает себя полноправным членом общества.

Физкультурно-спортивное направление:

- Принимает активное участие в физкультурно-массовых мероприятиях.

- У ребенка развита крупная и  мелкая  моторика;  он  подвижен,  вынослив, владеет основными  движениями,  может  контролировать  свои  движения  и  управлять ими.

- Стремится повышать свое спортивное мастерство.

- Обладает чувством собственного достоинства, способен к волевым усилиям.

- Способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

- Знает летние и зимние виды спорта, некоторых знаменитых спортсменов, соблюдает правила спортивных игр, имеет представление о олимпийском движении.

Военно-патриотическое направление:

- Имеет краткие сведения об истории посёлка, района, области, страны.

- Знает герб, флаг Российской Федерации.

- Имеет представление о Президенте, Правительстве России; о воинах-  защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

- Имеет представления о родах войск, профессиях военных, военной технике.

- Имеет представление о государственных праздниках.

- Владеет элементами строевой подготовки.

3. Система мониторинга.

- Мониторинг проводится в соответствии с Картами индивидуального развития ребенка в начале каждого учебного года (октябрь) и в конце (май). Критерии диагностических процедур: интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач, проблемных ситуаций, связанных с нравственно-патриотическим содержанием; адекватность детских ответов и решений; самостоятельность применения знаний, умений, навыков.

Методы диагностики: наблюдение за проявлением активности в ходе совместной и самостоятельной деятельности, опросы, беседы, и т.д.
Форма фиксации результатов – Карта индивидуального развития ребенка.

- Мониторинг физического развития детей по нормативам.

Дополнительно оценка эффективности реализации программы осуществляется на анализе следующих показателей:

- Учёт случаев заболеваемости на одного ребёнка (журнал)

- Учёт случаев травматизма (журнал)

- Наличие грамот за призовые командные места, личное первенство за участие в конкурсах, спартакиадах, соревнованиях, смотрах.

- Анкета для родителей по определению компетентности в вопросе патриотического воспитания, удовлетворённости процессом и результатами совместной работой детского сада и семьи по физическому развитию

- Активность родителей при организации и участии в спортивно-массовых мероприятиях.

4. Календарно-тематическое планирование спортивно-массовых мероприятий.

а) Календарно-тематическое планирование спортивно-массовых мероприятий в младшем дошкольном возрасте (4-5 лет)

Месяцы

Формы работы

Задачи

Ответственный

Участники

Физкультурно-развлекательные направление

Сентябрь

Физкультурное развлечение «Осенние забавы»

Доставить детям радость, приобщать к ЗОЖ, развивать ДА, воспитывать уважение к труду взрослых

Инструктор по ФК, музыкальный руководитель

Дети 2 младших, средних групп

Октябрь

Фотовыставка семейного отдыха «Вот оно какое наше лето!»

Поддержание семейных традиций в физическом воспитании детей

Старший воспитатель, инструктор по ФК, воспитатели

Родители, дети 2 младших, средних групп

Ноябрь

Совместные занятия с мамами «В школе веселых мячей», «Морское путешествие»

Доставить детям радость от совместного общения с мамами, приобщать к ЗОЖ, развивать ДА

Инструктор по ФК,

Дети 2 младших, средних групп

Декабрь

Физкультурное развлечение

«Нам морозы не страшны»

Доставить детям радость, развивать ДА, закрепить правила поведения зимой на улице

Инструктор по ФК, музыкальный руководитель

Дети 2 младших, средних групп

Январь

Проектная деятельность - день здоровья «Быть здоровым – здорово!»

Формировать у детей сознательную установку на ЗОЖ, развивать познавательный интерес, физические качества

Старший воспитатель, инструктор по ФК, музыкальный руководитель

Родители, дети 2 младших, средних групп

Февраль

Совместное физкультурное занятие с папами «Вместе с папой», «Папа самый лучший друг!»

Доставить детям радость от совместного общения с папами, приобщать к ЗОЖ, развивать ДА

Инструктор по ФК

Папы, дети 2 младших, средних групп

Март

Мастер классы: «Нетрадиционные методы оздоровления», «Подвижные игры с детьми на улице»

Приобщение семьи к ЗОЖ, формирование семейных традиций

Инструктор по ФК

Родители, дети 2 младших, средних групп

Апрель

Физкультурное развлечение «Отворяй ворота Масленица пришла!»

Доставить детям радость от народных игр, приобщать детей к народным традиция, развивать ДА

Инструктор по ФК, музыкальный руководитель

Дети 2 младших, средних групп совместно с подготовительными и старшими группами

Июль

Физкультурный досуг «Я люблю свою семью» (конкурсная спортивно-развлекательная программа к дню семьи)

Приобщение родителей к физкультурно-массовым мероприятиям в ДОУ, формирование семейных традиций, ЗОЖ, развитие ДА детей

Инструктор по ФК, воспитатели

Родители, дети 2 младших, средних групп

Август

Мастер класс «Изготовление нестандартного спортивного оборудования из бросового материала»

Проектная деятельность - день здоровья

«Будь здоров!»

Изготовление пособий по физической культуре для повышения двигательной активности детей дома

Формировать у детей сознательную установку на ЗОЖ, развивать познавательный интерес, физические качества

Инструктор по ФК

Старший воспитатель, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, воспитатели

Родители, дети 2 младших, средних групп

Физкультурно-спортивное направление

Март

Физкультурный праздник «Мамы спортивные наши»

Приобщать родителей к физкультуре и спорту, развивать у детей двигательные качества, эмоциональную и нравственную сферу, воспитывать любовь и уважение к матери

Инструктор по ФК, музыкальный руководитель

Мамы, дети 2 младших, средних групп

Июнь

Летний спортивный праздник «Лето красное пришло – отдых, радость принесло!»

Приобщать детей к физкультуре и спорту, укреплять их здоровье, воспитывать у детей дружелюбие, радость от солидарности со сверстниками при выполнении заданий, развивать двигательные и физические качества

Инструктор по ФК, музыкальный руководитель

Дети 2 младших, средних групп совместно с подготовительными и старшими группами

Военно-патриотическое направление

Февраль

Физкультурный праздник «Ай да папа, ай да я!»

Расширять представления детей о защитниках Отечества, воспитывать любовь к Родине и желание вырасти похожими на смелых и умелых солдат

Инструктор по ФК, музыкальный руководитель,

ДДТ студия «Клип» (видеоролик «Рассказ о папе»

Папы, дети 2 младших, средних групп

Май

Старший воспитатель, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, воспитатели

б) Календарно-тематическое планирование спортивно-массовых мероприятий в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет)

Месяцы

Формы работы

Задачи

Ответственный

Участники

Физкультурно-развлекательное направление

Сентябрь

Фотовыставка семейного отдыха «Наше спортивное лето!»

Поддержание семейных традиций в физическом воспитании детей

Старший воспитатель, инструктор по ФК, воспитатели

Родители, дети старших, подготовительных групп

Ноябрь

Физкультурные досуги «Мамы, на старт, внимание ..!», «Весёлые старты»

(конкурсная спортивно-развлекательная программа к Дню матери)

Приобщение родителей к физкультурно-массовым мероприятиям в ДОУ, формирование семейных традиций, ЗОЖ, развитие ДА детей, воспитание любви и уважения к матери

Инструктор по ФК, музыкальный руководитель, воспитатели

Мамы, дети старших, подготовительных групп

Декабрь

Физкультурное развлечение «Здравствуй, Зимушка Зима!»

Мастер класс «Создание лэпбука на спортивную тематику и здоровье»

Закреплять знания о зимних видах спорта, совершенствовать физические навыки и умения, воспитывать чувство сопереживания, эмпатии

Мотивировать родителей на использование в совместной деятельности с ребенком методов, приёмов, игровых заданий, представить педагогический опыт по использованию современных педагогических технологий в воспитании детей дошкольного возраста

Инструктор по ФК, музыкальный руководитель

Инструктор по ФК,

Дети старших, подготовительных групп

Родители

Январь

Проектная деятельность - день здоровья «Быть здоровым – здорово!»

Закреплять культурно-гигиенические навыки у детей, приобщать детей к занятиям физкультурой и к ЗОЖ, развивать двигательные навыки, выдержку и внимание в играх и эстафетах, создать радостное эмоциональное настроение

Старший воспитатель, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, воспитатели

Родители, дети старших, подготовительных групп

Апрель

Физкультурное развлечение «Отворяй ворота Масленица пришла!»

Тематическое физкультурное занятие «Космические приключения»

Доставить детям радость от народных игр, приобщать детей к народным традиция, развивать ДА

Расширять и углублять знания детей о космосе, героев космоса, о строении солнечной системы, воспитывать чувство гордости за достижения Российской космонавтики, развивать физические качества, Воспитывать самостоятельность, активность, товарищеские чувства умение работать в коллективе.

Инструктор по ФК, музыкальный руководитель

Инструктор по ФК,

Дети подготовительных, старших групп совместно с 2 младшими, средними группами

Дети подготовительных, старших групп

Июнь

Летний спортивный праздник «Лето красное пришло – отдых, радость принесло!»

Приобщать детей к физкультуре и спорту, укреплять их здоровье, воспитывать у детей дружелюбие, радость от солидарности со сверстниками при выполнении заданий, развивать двигательные качества

Инструктор по ФК, музыкальный руководитель

Дети подготовительных, старших групп совместно с 2 младшими, средними группами

Август

Проектная деятельность - день здоровья

«Будь здоров!»

Формировать у детей сознательную установку на ЗОЖ, развивать познавательный интерес, физические качества

Старший воспитатель, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, воспитатели

Родители, дети старших, подготовительных групп

Физкультурно-спортивное направление

Октябрь

Спартакиада «Осенние старты»

Развивать интерес к физической культуре и спорту, стремление к победе, способствовать реализации двигательного потенциала, закреплять навыки в беге, прыжках, метании, воспитывать уверенность в своих силах.

Инструктор по ФК,

тренеры ДЮСШ, Районная детская библиотека

Дети старших, подготовительных групп

Февраль

Лыжные гонки

«А ну-ка, папы!»

Приобщать родителей к физкультуре и спорту, развивать у детей двигательные качества, выносливость, воспитывать гордость за своих отцов

Инструктор по ФК,

тренеры ДЮСШ

Папы, дети подготовительных групп

Март

Соревнования по лыжным гонкам на личное и командное первенство пгт Подосиновец среди дошкольников

Развивать интерес к физической культуре и спорту, стремление к победе, воспитывать уверенность в своих силах.

Инструктор по ФК,

тренеры ДЮСШ

Дети старших, подготовительных групп

Май

Соревнования по легкоатлетическому многоборью на личное и командное первенство пгт Подосиновец среди дошкольников

Развивать интерес к физической культуре и спорту, воспитывать уверенность в своих силах, эмоционально-волевые качества в условиях соревнования

Инструктор по ФК,

тренеры ДЮСШ

Дети старших, подготовительных групп

Июль

Неделя спортивных игр и забав

Проектная деятельность «Олимпийские игры в детском саду» (1раз в 4 года)

Вызвать у детей положительные эмоции, доброе, жизнерадостное настроение через двигательную, игровую, познавательную деятельность, закрепить навыки в летних видах спорта.

Приобщать детей к физической культуре и спорту, олимпийскому движению, совершенствовать двигательные и физические качества в соревновательной форме, воспитывать внимание, уважение к сопернику, волю к победе, взаимопомощь, терпение и целеустремлённость, способствовать положительному эмоциональному подъёму детей и их родителей.

Инструктор по ФК, воспитатели

Старший воспитатель, инструктор по ФК, воспитатели,

тренеры ДЮСШ, Районная детская библиотека

Дети старших, подготовительных групп

Родители, дети старших, подготовительных групп

Военно-патриотическое направление

Февраль

Военно-патриотическая игра «Большие манёвры»

Приобщать родителей к физкультурно-массовым мероприятиям в ДОУ, формировать у детей знания о профессиях военных, о защитниках Родин развивать смекалку, находчивость, ловкость, выносливость, силу воли, воспитывать чувства сплочённости, взаимовыручки

Инструктор по ФК,

Папы, дети подготовительных групп

Май

Смотр-конкурс строя и песни

Военно-патриотическая игра «Зарница»

Формировать чувства патриотизма, любви к Родине, учить детей работать в коллективе, подчиняться определенным правилам, развивать чувство дисциплины и товарищества, развивать чувство гордости за достижение каждого в отдельности и команды, выработать навыки строевой подготовки.

Закреплять знания детей о воинских специальностях, родах войск, развивать физические качества, воспитывать чувство взаимовыручки, товарищеской поддержки, самостоятельность, дисциплину, чувство гордости за свою армию, желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Инструктор по ФК, музыкальный руководитель, воспитатели, ДДТ, РДК

Дети старших, подготовительных групп

Дети старших групп

III. Материально-техническое обеспечение

Для качественной реализации программы по всем направлениям в детском саду должны быть следующие методические и дидактические материалы, оборудование:

- методическая литература;

- физкультурно-спортивное оборудование;

- атрибуты к подвижным и спортивным играм;

- наглядный и демонстрационный материал: иллюстрации, портреты, плакаты, тематические альбомы, фотографии, репродукции картин, презентации (Государственная символика, символика Кировской области, Подосиновского района и пгт. Подосиновец, карты, глобус, иллюстрации различных видов спорта, различных видов войск, профессий военных, портреты героев и т.д.);

- детская художественная литература в соответствие с возрастом детей;

- электронные образовательные ресурсы современные средства ТСО: ноутбук проектор;

- аудиозаписи.

Материально техническое оснащение и оборудование, пространственная организационная среда должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.

IV. Список литературы

1. Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание 2004 № 1. С. 46-51. 

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М.: Мозаика-Синтез, 2008. -112с.

3. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 144 с.

4. Карта индивидуального развития ребёнка: Педагогическая диагностика» практический материал для педагогов дошкольных групп: дидактическое пособие /авт.-сост. Арасланова Е.В., Ефремова Е.С., Севастьянова И.Н., ИРО Кировской области. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 20015. – 40 с.
5. Лысова В.А. Спортивные праздники и развлечения (младший, средний, старший возраст). 2001.

6. Луконина Н., Чудова Л. Физкультурные праздники в детском саду. 2003.

7. Мещерякова С. В., Логвинова О. Ю., Сорока А. Г., Потапова Г. Я. Патриотизм в физическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 886-888.

Журнал «Инструктор по физкультуре» № 2. - 2012; № 5, № 8. — 2015.

8. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста / Авт.-сост. Р.И. Амарян, В.А.Муравьёв. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 128 с. (дошкольное воспитание и развитие)

9. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МКДОУ детского сада "Подснежник» пгт Подосиновец.

10. Тарасова Т.А. Контроль Физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 176 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

11. Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды / Е. Шаламова // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1.

12. Шебеко В.Н. – Физкультурные праздники в детском саду: творчество в двигательной деятельности дошкольника: Кн. для воспитателей дет. сада / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. – 3-е изд. – М.: Просвещение. 2003. – 93 с.

13. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. 1999.

14. http://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-programa-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

V. Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с выдающимися людьми Поморского края

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных. Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любв...

"Особенности патриотического воспитания дошкольников через через музейную педагогику".

Музейная педагогика. для работы с воспитателями и родителями...

«С чего начинается Родина?» (формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем)

Воспитание патриотических чувств – одна из актуальных  и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.Сегодня я затрону тему, которая близка всем п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИ "ПАТРИОТИЗМ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА" ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотического воспитания дошкольников, способствует удовлетворению возрастных потребностей, позитивной социализации, м...

Педагогический практико-ориентированный проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным городом»

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?" - 2022 г.

Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств посредством художественной литературы. С самого рождения ре...