Родительское собрание в средней группе «Моя семья – что может быть дороже!»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Гончаренко Ольга Николаевна

Родительское собрание в средней группе
«Моя семья – что может быть дороже!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней группе
«Моя семья – что может быть дороже!»

Программное содержание:  

  • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  • Повысить уровень педагогической культуры родителей;
  • Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;
  • Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Форма проведения: круглый стол

Место проведения: групповая комната

Продолжительность: 40 мин

Оборудование, магнитофон, , бейджики, бубен, музыка, видеосюжет, стихотворение, благодарственные письма, бумага А3, чаша красивая, сердечки бумажные, листочки, карандаши.

План проведения:

  1. Вступительное слово воспитателя по теме  (Гончаренко О.Н.)
  2. Блиц-опрос «Что такое семья? (Гончаренко О.Н.)
  3. ФГОС-  начальная ступень образовательной системы России
  4. Наша жизнь в детском саду (выступление детей)
  5. Народная мудрость. (Проценко Е.И.)  
  6. Памятка  «Современный ребенок – какой он?» (Проценко Е.И.)  
  7. Мнение родителей:  сочинение на тему  «Мой ребенок»
  8. Рефлексия «Чаша».
  9. Вручение благодарственных писем.
  10. «Горячая линия» - обмен мнениями, обсуждение, планы.
  11. Итог.

Подготовительный этап:

1. Провести интервью с детьми на тему «Что такое семья? » Записать высказывания детей на видео.

2 сочинение родителей  на тему  «Мой ребенок»

3.  Подготовить выставку детского  творчества на тему: «Моя семья»

4   Подготовить для родителей памятки ««Современный ребенок – какой он?»

5. Подготовить выступление детей на тему «Наша жизнь  в детском саду»

6.Подготовка бейджиков для родителей

Основной этап:

Столы стоят полукругом. Пока родители собираются, звучит тихая спокойная музыка. Им предлагается написать на бейджике имя, которое было бы удобно для общения на собрании.

1. Вступительное слово воспитателя по теме

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Чтобы нам было легко и удобно общаться, у всех есть бейджики с именами. Листочки и карандашики помогут вам без труда записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к родителям или к нам.

Итак, тема нашей встречи «Моя семья – что может быть дороже!» неслучайна, 15 мая празднуется международный день семьи. И, конечно же, у каждого из нас есть свои день семьи, который наверняка все помнят и некоторые даже празднуют его в кругу семьи, привлекая тем самым детей к главным человеческим ценностям. Я думаю многие, согласятся, с тем, что человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

2. Блиц-опрос родителей «Что такое семья?»

В словаре Ожегова написано: «Семья — это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью». Согласитесь, звучит сухо, официально и не очень привлекательно. Так что же такое, по- вашему мнению, семья? Предлагаю поиграть в игру «Веселый бубен». Пока звучит музыка, бубен катится по рукам, музыка закончилась – у кого в руках бубен, тот высказывает свое мнение «Что такое семья?» (3-4 мнения родителей). Мы задали этот же вопрос нескольким ребятам, давайте послушаем, что они скажут. (видеосюжет мнение 3-4 детей). Предлагаю объединить мнения родителей и детей, прочитав замечательное стихотворение. (по строчке)

1. Семья – это счастье, любовь и удача,

2. Семья – это летом поездки на дачу.

3. Семья – это праздник, семейные даты,

4. Подарки, покупки, приятные траты.

5. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

6. Мечты о хорошем, волнение и трепет.

7. Семья-это то, что мы делим на всех.

8. Всем понемножку и слезы, и смех.

9. Взлет и падение, радость, печаль,

10. Дружбу и ссоры, молчанья печать.

11. Семья – это труд, друг о друге забота.

12. Семья – это много домашней работы.

13. Семья – это важно! Семья – это сложно!

14. Но счастливо жить одному невозможно!

15. Семья – это счастье, семья – это дом.

16. Где любят и ждут и не помнят о злом.

3. ФГОС-  начальная ступень образовательной системы России

Все родители, чьи дети посещают детский сад или школу, конечно, слышали о федеральном государственном стандарте или, как чаще его называют, ФГОС.  Именно в этом году плавный переход к единому стандарту завершается, но не все родители знают, о чем идет речь.                                                 С принятием ФГОС, детский сад стал начальной ступенью образовательной системы России. Однако,  это не означает его превращения в мини-школу. Ни в коем случае. Задача детского сада не научить читать и писать к моменту поступления в школу, а развивать желание ребенка учиться, познавать новое. Воспитатель - не учитель, все знания ребенок приобретает играя. Конечно, игра – ведущий вид деятельности в саду, но не единственный. Есть еще экспериментирование, наблюдение, беседы, рассматривание иллюстраций, лепка, аппликация, музыкальная и трудовая деятельность и многое другое.

Любые даже самые сложные знания мы стараемся преподнести ребенку в игровой форме, где и побегать можно, и сказки услышать, и рассуждать.

Важную роль при этом имеет предметно-развивающая среда.  Очень много требований ФГОС предъявляет именно к ней. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие настольные игры, игрушки и т. д. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Воспитатели прикладывают немало усилий, чтобы дети могли выбрать какой-то уголок групповой комнаты или участка для игры. Конечно, без Вашей помощи, дорогие родители, нам не обойтись.  

4. Наша жизнь  в детском саду

Детский сад – это тоже маленькая семья.

1 ребенок

Мы сегодня вам расскажем,

   Даже кое-что покажем:

   Как мы в садике играем,

   Что рисуем, что читаем.

2-ой ребенок.

   Знают все, что каждый час

   По минутам расписан у нас.

   Стрелки весело бегут —

   И скучать нам не дают.

3-ий ребёнок:

На площадке по порядку

   Становись скорее в ряд!

   На зарядку! На зарядку!

   Собираем всех ребят!

   Шире руки! Шире плечи!

   Раз, два, три! Дыши ровней!

   От зарядки станешь крепче,

   Станешь крепче и сильней!

   1 ребенок

Восемь тридцать  — время наше:

   Мы садимся кушать кашу.

 

2 Ребенок (переводит стрелки на 9.00 утра).

   Вот уже десятый час

И занятие у нас.

Мы рисуем, и считаем,

Много нового узнаем,

А сейчас проверим вас.

1-я задача.

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать? (4)

2-я задача.

Вяжет бабушка лисица

Трем внучатам рукавицы: —

Подарю вам скоро, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте!

Сколько рукавичек вы пересчитайте! (6)

3-я задача.

Сколько насекомых в воздухе кружит?

Сколько насекомых в ухо мне жужжит?

2 жука, одна пчела,

Муха есть и стрекоза,

2 осы, два комара…

Называть ответ пора?  (9)

4-ая задача.

Вот упал Серёжка, а за ним Алёшка,

А за ним Маринка, а за ней Иринка,

А потом упал Игнат. Сколько же всего ребят? (5)

Солнце скрылось за домами,
Покидаем детский сад.
Я рассказываю маме
Про себя и про ребят.
Как мы хором песни пели,
Как играли в чехарду,
Что мы пили,
Что мы ели,
Что читали в детсаду.
Я рассказываю честно
И подробно обо всем.
Знаю, маме интересно
Знать о том,
Как мы живем.

5. Народная мудрость.

Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки будет предложено, вам надо будет вспомнить ее окончание.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

За общим столом еда вкуснее.

Материнская молитва со дна моря достает.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Семьей дорожить — счастливым быть.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

Вместе тесно, да врозь скучно.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В своем доме и стены помогают.

6. Памятки родителям «Современный ребенок – какой он?»

 Современный ребёнок – какой он?

Современные дошколята – это что-то необыкновенное.

Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними? Мы, как и наши дети, меняемся – вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с бешеным ритмом современной жизни.

Какие же они – современные дети?

Современные дети:

  • Умные, настойчивые, требовательные
  • Более коммуникабельные; 
  • Более информированные;
  • http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=649610430-06-72&n=21Более эрудированные;
  • Более осведомлены об окружающем мире, т.к. живут в эпоху информационного бума;
  • Более практичны и самостоятельны, просто потому что родители посвящают работе больше времени, чем общению с ними;
  • Более тревожны и агрессивны;
  • Очень подвижные и гиперактивные;
  • Зависят от техники и не представляют свою жизнь без сумасшедших гаджетов и компьютеров; 
  • Не имеют героев и кумиров;
  • Не умеют играть –  в современных  игрушках и играх предусмотрено все и нечего додумывать;
  • Не слышат указаний и приказов;
  • Часто нарушают общепринятые правила и запреты. 
  • Не терпят насилия.
  • Любые шантажи, уговоры, «традиционные меры воздействия» («Сейчас придет Баба-яга и съест тебя!») никак на него не действуют.

Просто у современных детей – современное детство!                                     Родителям сейчас сложно. Все мы хотим иметь хороший заработок, создать ребёнку прекрасные условия. Мы очень заняты, часто задерживаемся на работе, и ребёнку не хватает родительского внимания.

Старайтесь проводить больше времени вместе.

Современные дети не трудные и не лёгкие. Они – обычные дети, которым, как и сто лет назад, по-прежнему нужны тепло маминых объятий и надёжность папиных рук. Мы можем каждый день, приходя с работы, дарить ребёнку игрушки, но через годы он будет с нежностью вспоминать не череду кукол и машинок, а вечер, когда вся семья наряжала ёлку, каталась на лыжах или ездила на рыбалку.

Каждый ребенок это неповторимый, уникальный мир - это личность, обладающая своей точкой зрения своими уникальными способностями и задача взрослых  находить время и желание для того чтобы учиться понимать этот мир, помогать ему взрослеть, сохраняя и оберегая эту уникальность.

7. Сочинение на тему :  «Мой ребенок»  

8. Рефлексия.

Подвести итоги нашей встречи нам поможет вот эта  чаша. Представьте, что эта чаша – душа  ребенка. У  каждого  из  вас  есть  сердечки – напишите  черту характера, качество, которым  вы  хотите  наделить  вашего  ребенка, которое, по вашему мнению, поможет ему в жизни,  и  поместите  его в  чашу. Будем очень надеяться, что все пожелания сбудутся. (кладут сердечки) Чтобы  эта  чаша  не  разбилась, взрослые, которые окружают ребенка должны быть добрыми и требовательными, ласковыми и терпеливыми.

9. Вручение благодарственных писем.

А  сейчас  о  приятном. Мы говорим спасибо всем родителям, за активную позицию в жизни группы в учебном году. И надеемся на дальнейшее сотрудничество.

10. «Горячая линия» - обмен мнениями, обсуждение, планы.

11. Итог. Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.

Дети так любят вас, гордятся вами, подражают во всём и мы, кто работает с вашими детьми, разделяем их чувства и признаём: вас есть за что любить, чем гордиться. Вы действительно являетесь достойным примером для своих детей, примером доброжелательности, вежливости  и отзывчивости. Нам приятно отметить, что за всё время работы, мы не встречали отказов на наши просьбы: помочь в оформлении группы и сада, принять участие в совместных конкурсах и выставках, праздниках и развлечениях.



Предварительный просмотр:

«В РУССКОЙ ИЗБУШКЕ…»

Программа «Родник»,  Народная культура и традиции

 - автор составитель В.Н. Косарева.

Руководитель: Гончаренко  Ольга Николаевна

- возраст детей средняя группа (4-5лет).

2015 – 2016 года

   3.   Информационно-методическое обеспечение программы

1

Образовательная область по ФГОС ДО

Группа/возраст

Познавательное развитие/речевое развитие

Средняя группа  4-5 лет

Общеобразовательные программы

Основные

Дополнительные

Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы»

В.Н. Косарева «Народная культура и традиции»

Педагогические методики, технологии

2. Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями

В пособии представлена система работы по ознакомлению детей 3-7 лет с прошлым и настоящим в истории страны и родного края, основами народной культуры, соответствующая концепции комплексной программы "Радуга" (авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва). Предложены календарно-тематическое планирование для всех возрастных групп, диагностический инструментарий и ресурсный материал, подробные конспекты занятий с включением авторских дидактических игр, современных форм и приемов активизации познавательной деятельности дошкольников, которые позволят педагогам приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям, развить интеллект, творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, помогут малышу осознать свое место в окружающем мире и повысить уровень социализации, тем самым обеспечить эффективную реализацию образовательной программы в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Предназначено методистам и воспитателям всех видов дошкольных учреждений, специалистам дошкольной педагогики, рекомендовано студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский

Программа «Родник» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Она определяет новые, основанные на приобщении к истокам русской народной культуры, ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний.

Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей. Музейно-педагогическая работа имеет хороший потенциал: образовательную среду, методический пакет, неиссякаемый интерес к познанию прошлого.

В основу предлагаемого пособия положена система работы по приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры.

Содержание

Введение    3

Программа «Родник»

Пояснительная записка    4

Критерии мониторинга    16

Перспективное планирование    20

Игровые образовательные ситуации    30

Тема: Знакомство с русской избой (первое посещение «избы»)    30

Тема: «Ходит сон близ окон…»    32

Тема: «Как у нашего кота…»    36

Тема: Русская матрешка    38

Тема: «Маша варежку надела»    40

Тема: «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»    43

Тема: «К бабушке Варварушке в гости на оладушки»    45

Тема: «Приди, весна, с радостью»    47

Тема: Глиняный человек    49

Тема: Народная игрушка – матрешка    53

Тема: Золотое веретено    58

Тема: «Сошью Дуне сарафан»    60

Тема: «Весна, весна, поди сюда!»    63

Тема: Волшебная дудочка    67

Тема: Путешествие в прошлое ручки    71

Тема: «Эх, лапти мои, лапти липовые…»    74

Тема: Праздник «Капустница»    78

Тема: Теремок    83

Тема: Путешествие в прошлое часов    88

Тема: Из прошлого ложки    94

Тема: «Матушка, печка, укрась своих детушек»    98

Тема: «Пришла Коляда, отворяй ворота…»    103

Тема: Путешествие в прошлое одежды    107

Тема: «Госпожа честная Масленица…»    112

Тема: Народная игрушка – кукла-самоделка    115

Тема: «Как рубашка в поле выросла» (по мотивам рассказаК. Д. Ушинского)    120

Тема: Устное народное творчество – потешки, небылицы, считалочки    126

Тема: Народная игрушка – деревянная игрушка    131

Тема: Потешный промысел наших предков    136

Тема: «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»    144

Тема: Великий праздник – Пасха    149

Тема: «Светит, да не греет»    155

Тема: «Мой город под названием Шарья…»    161

  1. Пояснительная записка

Программа « Родник», « Народная культура и традиции», автор В.Н.Косарева.

 Цель:

- приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и использование произведений русского народного творчества;

- знакомство детей с традициями русской народной культуры;

- зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, его истории, культуре.

Задачи:

  1. -воспитывать чувство патриотизма;
  2. -воспитывать любовь к родному краю и природе;
  3. -расширять кругозор;
  4. -помочь детям прикоснуться к великому русскому искусству, почувствовать глубину и     красоту русских обычаев и обрядов;
  5. -продолжать знакомить с народными приметами, пословицами, поговорками; заучивание закличек, скороговорок;
  6. -развивать речь, память;
  7. - использовать фольклорный материал в повседневной жизни детей;
  8. -поднять уровень духовной и музыкальной культуры детей, развить сознательное отношение к творческому процессу пения;
  9. -развивать навыки передачи многообразных оттенков, эмоций, настроений в пении, танцах, играх;
  10. -знакомить детей с русской народной танцевальной культурой;
  11. -формировать положительное отношение к содержанию народной музыки;
  12. -развивать стойкий интерес к русским народным музыкальным произведениям.
  13. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал. Кружковая деятельность позволяет оптимально учитывать интересы, наклонности, потребности детей в саморазвитии и самореализации.

ЦЕЛЬ КРУЖКА :  Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста .                                       Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, помочь нам, взрослым, воспитать патриотов.  Дать представления об особенностях жизни русского народа внутри семьи, его лучших национальных качествах.  Способствовать отражению представлений в разнообразных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкально-художественной, театральной.  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.  Воспитывать бережное отношение к предметам искусства.

Сведения  о педагоге

ФИО

стаж

образование

Квалификационная категория

Общий

педагогический

В данном учреждении

Гончаренко Ольга Николаевна

12 лет

12 лет

9 лет

высшее

1-ая

График работы кружка  «В Русской избушке…»

Гончаренко  О. Н.   на 2015-2016 учебный год

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Список детей по подгруппам:

1 группа

№ п/п

Ф.И  ребенка

1

Агафонов Владимир  07.06.2011

2

Машкин Святослав      07.02.2011

3

 Крицкая Ева                21.12.2011

4

Русанова Кристина      08.11.2011

5

Клинова Вероника       11.01.2011

6

Золотарь Никита          22.01.2011

7

Кожанов Егор               03.03.2011.

8

Секисова Виктория      07.02.2011.

9

Погорелов Саша

10

Ермоленко Артем

11

Пищулин Глеб

12

Харина  Анна

2 группа

1

Апостолова Милана   05.11.2010

2

Ефимова Маргарита  01.11.2010

3

Ильина Полина         03.12.2010

4

Иванов Виталий

5

Губарев  Егор

6

Кайдашов Артем       02.11.2010

7

Листопадов Артем

8

Попов Максим           21.09.2010.

9

Шавлов Олег

10

Калашникова Настя

11

Доманов Вова

12

Самоделолв  Максим

Поэтапно- перспективное тематическое планирование средняя группа

№ П/п

ТЕМА

МЕСЯЦ

1

2

-диагностика

-теремок

сентябрь

3

4

-«глиняный человечек»

- «путешествие в прошлое часов»

октябрь

5

6

-«народная игрушка – матрешка»

-«из прошлого ложки»

ноябрь

7

8

-«золотое  веретено»

-«матушка печка, укрась своих детушек»

декабрь

9

10

-«сошью Дуне сарафан»

-«пришла коляда, отворяй ворота»

январь

11

12

-«Весна, весна, поди сюда»

-«путешествие в прошлое одежды»

февраль

13

14

-«волшебная дудочка»

-«госпожа честная масленица»

март

15

16

-«путешествие в прошлое  ручки»

-«народная игрушка-кукла самоделка»

апрель

17

18

-«эх, лапти мои, лапти липовые…»

-« ПРАЗДНИК   «Устное народное творчество - потешки, небылицы, считалочки»

-диагностика

май

Тема : «ТЕРЕМОК»

Программные педагогические задачи: познакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы (художественные и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством;  расширять словарный запас новыми  словами:  изба, сруб, рубить, конек, крыльцо; воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Планируемые результаты: проявлять познавательный интерес к особенностям жилищ предков, традициям строительства избы;  использовать в речи новые слова; поддерживать диалог со взрослыми  и сверстниками.

 Словарная работа: изба, сруб, рубить, конек, крыльцо

Предварительная работа: прогулки в ближайший лес, бор;  рассматривание альбома «деревянное зодчество», экскурсия по близлежащим улицам, рассматривание иллюстраций русских народных сказок.

Тема:  «ГЛИНЯНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Программные педагогические задачи: формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке; познакомить с природным материалом – глиной, ее свойствами, использованием в быту нашими предками; активизировать в речи слова; развивать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке, к природному материалу – глине; использует в речи новые слова; выражает желание творить по мотивам народного творчества.

Словарная работа: глина, глиняная, тяжелая, бьется, хрупкая.

Материал: глиняные игрушки, предметы быта из глины, сказка »Глиняный парень»; плоскостное изображение горшка для раскрашивания.

Тема  «Путешествие в прошлое часов»

Программные педагогические задачи: познакомить с историей часов ; учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способам употребления; активизировать словарный запас; воспитывать уважение к труду человека- изобретателя, созидателя, творца .

Планируемые результаты:  проявлять интерес к истории часов, активно участвовать в диалоге со взрослым ; иметь представление  о  значении труда взрослых.  

Словарная работа: часы. циферблат, маятник, шестеренка, пружина, механизм, часовщик.

Материал:  картинки с изображением разных видов часов; часового механизма;часы: песочные, механические, электронные, электрические

Подготовительная работа:  рассматривание разных видов часов; чтение книги И.В. Мельникова  «Про часы  и о часах», заучивание загадок, стихотворения «Часы» В. Берестова, чтение энциклопедии для малышей «Чудо всюду».

Тема:  «НАРОДНАЯ ИГРУШКА – МАТРЕШКА»

Программные педагогические задачи: познакомить с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства; расширять словарный запас; развивать интерес к народным игрушкам, творчество, воображение.

Планируемые результаты: имеет представление о матрешке как о символе русского народного искусства; проявляет интерес к народным игрушкам, творчеству.

Материал: разные виды матрешек, плоскостное  изображение матрешки, кисти, краски, русская народная музыка.

Словарь: расписная матрешка деревянная, игрушка-  неваляшка.

Тема:  «Из прошлого  ложки»

Программные педагогические задачи: познакомить с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием; упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами; способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков.                                                                                 Планируемые результаты: проявлять интерес к предметам (кухонной утвари), ремеслам предков;  пользуется  диалогической формы речи;  использует новые слова в речи.

Материал:.  Ложка- заготовка, расписная ложка, алюминиевая и металлическая  ложки; заготовки плоскостных изображений ложки , краски, кисточки, вода, разные виды ложек (иллюстрации)

Словарь: ложка. заготовка, расписная, деревянная, металлическая, музыкальный инструмент , ложкари,  сувенир

Тема:  « ЗОЛОТОЕ ВЕРЕТЕНО»

Программные педагогические задачи: познакомить с женским народным ремеслом прядением и орудиями труда (прялкой, веретеном); учить работать в парах; расширять словарный запас новыми словами; развивать интерес к старине, бережное отношение к старинным вещам.

Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к женским народным ремеслам; владеет навыками выполнения заданий  в паре; бережно относится к старинным вещам.

Материал: прялка, веретено, пряжа, нитки.

Словарная работа: прялка, веретено, пряжа, клубок, рукодельница.

Подготовительная работа: чтение сказки «Морозко», «Хаврошечка»,  рассматривание альбома «Женские ремесла», посещение мини-выставки «Рукоделие наших бабушек»

Тема : «Матушка печка, укрась своих детушек»

Программные педагогические задачи: познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; активизировать словарный запас; прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков..

Планируемые результаты: проявляет активность для расширения своих представлений об особенностях русской избы, быта  крестьян;  эмоционально откликается на самобытную красоту жизни предков.

Материал:  иллюстрации из сказок с  изображением русской печи, имитация угла избы с домашней утварью и «красным углом», клубок, поленья разнообразных деревьев.

Словарная работа .изба, печь, закуток, «красный угол», скамья.

Тема: «СОШЬЮ ДУНЕ  САРАФАН»

Программные  педагогические задачи :  познакомить с русским народным костюмом  (мужским и женским); формировать понятия «праздничная» и «домашняя»  (будничная) одежда;  расширять словарный запас;  развивать творчество,  интерес  к  прошлому.

Планируемые результаты: проявляет интерес к русскому народному костюму; имеет представление о праздничной и будничной одежде; владеет диалогической формой речи.

Материал: кукла в русском костюме, костюмы для детей – сарафан, сорочка, кокошник, штаны, косоворотка,  кушак;  сундучок,  загадки об одежде.

Словарная работа: народный костюм, сарафан, штаны, кушак, рубаха – косоворотка.

Подготовительная работа: рассматривание альбома «Одежда для крестьян», игра «Одень куклу», чтение сказки «Заюшкина избушка».

Тема: «Пришла коляда, отворяй ворота…»

Программные  педагогические задачи :  познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющих знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям.

Планируемые результаты: проявляет интерес к праздникам народного календаря, жизни предков и  их обычаям, традициям; использует новые слова в речи, опираясь на полученные знания.

Материал: иллюстрации, песенки- колядки, угощение для детей.

Словарная работа: народный праздник Рождество,  Святки, Коляда, колядки, вертел, ряженые.

Подготовительная работа: чтение русской народной сказки  «Морозко», авторской сказки В.Ф. Одоевского «Мороз  Иванович»; заучивание примет,  пословиц и поговорок.

Тема: «ВЕСНА, ВЕСНА, ПОДИ СЮДА!»

Программные  педагогические задачи: познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны; развить речь, заучивая заклички, поговорки; воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа; прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества (загадки, потешки, попевки).

Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к народным обрядам, обычаям, связанным со встречей весны; эмоционально окликается на загадки, потешки, попевки; владеет связной устной речью в общении со взрослыми и сверстниками.

Материал: иллюстрации о проведении обряда встречи весны, заклички, поговорки, приметы.

Словарная работа: встреча весны, заклички, проводы зимы, поговорки, весна – красна.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций о праздниках на Руси; заучивание закличек, примет, поговорок о весне.

Тема  «Путешествие в прошлое одежды»

Программные  педагогические задачи: познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека; обогащать словарный запас; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи, познавательный интерес к прошлому.

Планируемые результаты: проявляет интерес к прошлому; активен в беседе об изменениях и преобразованиях одежды человека в разное время,; использует знакомые и новые слова в речи.

Материал: детская одежда для выставки, картинки с изображением человека в одежде из натуральных тканей (лен, хлопок).

Словарная работа: лен, хлопок, ткацкий станок, веретено.

Подготовительная работа: рассматривание одежды, ее частей, беседа об их назначении; чтение книги М. Константиновского « как ткани ткут и нитки прядут», рассказов об одежде из энциклопедии «Чудо- всюду».

Тема: ВОЛШЕБНАЯ ДУДОЧКА

Программные  педагогические задачи: познакомить с русскими народными музыкальными инструментами; учить различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые) и звучанию; обогащать словарный запас новыми славами; развивать интерес к старинным музыкальным инструментам.

Планируемые результаты: проявлять интерес к русским народным музыкальным инструментам, имеет представление об ударных, струнных, духовных инструментах. Активно пользуется связной устной речью.

Материал: колокольчик, деревянные ложки, трещотки, дудочки, балалайки.

Словарная работа: колокольчик, дудочка, ложки, трещотки, балалайка, гармонь, гусли.

Подготовительная работа:  рассматривание альбома «Играй, гармонь», самостоятельные игры на музыкальных  инструмента, посещение мини – выставки музыкальных инструментов.

Тема : « Госпожа честная масленица»

Программные  педагогические задачи: познакомить с традициями русского народа – обрядовым праздником  Масленица; развивать речь, заучивать заклички, поговорки; воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

Планируемые результаты:  проявляет интерес к обрядовому празднику Масленица, уважение к традициям русского народа; имеет навыки заучивания поговорок, закличек.

Словарная работа: праздник Масленица, чучело, проводы зимы.

Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОШЛОЕ  РУЧКИ

Программные педагогические задачи: познакомить с историей ручки, с процессом ее преобразования человеком; учить понимать назначение и функции ручки, ее необходимость в жизни человека, устанавливать причинно – следственные связи между назначением и способами употребления; развивать интерес и желание знать прошлое человека; активизировать мыслительную деятельность, словарный запас.

Планируемые результаты: проявляет активность и инициативность для расширения своих представлений о предмете (ручке); интересуется историей предмета, его назначением.

Материал: конверт с диском, угольки, бумага, палочка-стиль, гусиное перо, чернильный набор, видеофильм, ручки.

Словарь: уголек, перо, ручка.

Подготовительная работа: рассматривание альбома «Письменность на Руси», рисование мелками, угольками, перышками, ручкой.

Тема:  «Народная игрушка – кукла -самоделка…»

Программные педагогические задачи: познакомить с народной игрушкой – куклой-самоделкой, спосабами изготовления этой куклы; расширить словарный запас;развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.

Планируемые результаты:  проявляет интерес к народной игрушке кукле-самоделке, способам его изготовления; мастерит игрушки самостоятельно; активно пользуется связной речью.

Словарная работа: кукла-самоделка, кукла-самокрутка, стригунок, оберег, тряпичная кукла, подручный материал, природный материал

Материал: подручный материал, природный материал, игрушки –самоделки, тряпичные куклы

Тема:  «ЭХ,  ЛАПТИ  МОИ,  ЛАПТИ ЛИПОВЫЕ…»

Программные педагогические задачи: формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта  (их цвете, форме,  величине,  материале,  назначении), о родовидовых понятиях;  развивать связную речь; упражнять в нахождении вещественно – полевых ресурсов в играх по системе ТРИЗ.

Планируемые результаты:  проявляет познавательный интерес  к рукотворному миру, активность для расширения своих знаний; имеет представление о предметах народного быта.

Словарная работа: лапти, лапоточки, плести лапти, плетеная, лыко, лыко драть, лыченица, щеголять.

Подготовительная работа: посещение выставки русской народной одежды; чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам (по выбору воспитателя), рассматривание иллюстраций о старинной обуви и об изготовлении лаптей; работа над частушками.

Материал: круги Эйлера, картинки с изображением разных видов обуви; лапти, силуэты лаптей, вырезанные из бумаги,  и тесьма – для каждого ребенка.

Тема: ПРАЗДНИК   «Устное народное творчество - потешки, небылицы, считалочки»

Программные педагогические задачи : познакомить с устным народным творчеством, дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; развивать умение практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе «Моя семья – что может быть дороже!»

Программное содержание: • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы; • Повысить уровень педагогической культуры родителей; • Вов...

Родительское собрание в средней группе «Моя семья — что может быть дороже!»

1. Провести анкетирование родителей на тему «Семейные традиции»2. Подготовить совместно с детьми приглашение на собрание каждой семье.3. Провести интервью с детьми на тему «Что такое семья?» Записать ...

Родительское собрание в средней группе «Моя семья – что может быть дороже!»

Программное содержание:  ·         Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;·...

Родительское собрание в средней группе " Моя семья - что может быть дороже!"

Родительское собрание в средней группе«Моя семья – что может быть дороже!»...

Родительское собрание в средней группе «Моя семья — что может быть дороже!»

Программное содержание:•Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;• Повысить уровень педагогической культуры родителей;&bul...

Родительское собрание в средней группе "Моя семья - что может быть дороже!"

Приобщить родителей к участию жизни детского сада, повысить уровень педагогической культуры....