Главные вкладки

    Доклад на тему:"Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".
    консультация на тему

    Редькина Лилия

       Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей стали искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания- это шаг к возрождению России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_pedsovet.docx22.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему:

     "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".

    Подготовил: методист

                                                      Редькина Л.М.

    2016 г.

       

      «Правильное воспитание – это наша   счастливая     старость,

    плохое воспитание – это наше будущее   горе, это  наши   слезы,

    это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

    А.С.МАКАРЕНКО

       Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей стали искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания- это шаг к возрождению России.

    В проекте  Национальной доктрины образования  РФ подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:

    • Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
    •   Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное  отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
    • Формирование культуры мира и межличностных отношений;
    • Разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности и т.д.

    Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. А нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический  процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

           Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

           Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

          Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

    Слово  патриотизм  образовано от греческого «ПАТРИС»- «Родина».

        Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины (словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова)/

    В нормативно-правовой основе педагогической деятельности  по нравственно-патриотическому воспитанию  необходимо учитывать следующие документы:

    Государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;

     Закон   «Об образовании РФ»;

     Закон «О днях  воинской славы (победных днях) России»;

     Закон «Об увековечении Победы советского  народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;

     Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;

      Национальная доктрина образования в РФ.

          Сухомлинский В.А. утверждал, что «детство -  каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

           Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения  данной задачи,  связана,  прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный  и длительный, требующий от педагогов большой  личной убежденности и вдохновения. Эта работа  должна вестись во всех возрастныхгруппах, в   разных   видах   деятельности  и  поразным  направлениям.

        Представления у дошкольников расширяются постепенно. Система обобщённых знаний формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.

    Характерной чертой воспитания у детей является слитность нравственных чувств и знаний. Когда знания окрашены чувствами и переживаниями, только   тогда   знания   окажут   влияние   на нравственное развитие  дошкольника.

    В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой   народ, и ощущение  своей  неразрывности с окружающим  миром,      и желаниесохранять  и    приумножать   богатство нашей  Родины.

    Работа  по нравственно-патриотическому воспитанию  включает целый комплекс задач:

    — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    — формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    — воспитание уважения к труду;

    — развитие интереса к русским традициям и промыслам;

    — формирование элементарных знаний о правах человека;

    — расширение представлений о городах России;

    — знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

    — развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

                                        Задача педагога:

    - отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).

    - отбор  сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)

     - расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы.

    - огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры).

    - привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «фронтовой и трудовой подвиг».

    - знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.

    - показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

    Основной формой патриотического воспитания, являются тематическая организованная деятельность , экскурсии, игры, наблюдения, нерегламентированная деятельность, по некоторым темам – праздники, досуги, развлечения.

          Учет возрастных особенностей требует применения игровых приемов, неоднократное обращение к одной и той же теме, подкрепление различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов,   тематическое     рисование), посещение музеев,    а также  организация  музеев в  детском саду.

          Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует  большого  такта и терпения,  так как  в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения.

         Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, Семейные клубы, а также совместные проекты «Дети-родители». Ведь  семейное  изучение    своей      родословной

    помогает  детям  понять, что  семья – ячейка  общества.

    Самое  главное, не следует  ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате  педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил  наш  город, Отчизну, если он будет проявлять  интерес  к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

    Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

    Доклад "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников"

    Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире....

    Доклад «Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию ставших дошкольников через внедрения программы «Юный кадет»

    В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура:  музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.Насторажива...

    Доклад на тему: "Современные подходы к организации патриотического воспитания в ДОО"

    Доклад на тему: "Современные подходы к организации патриотического воспитания в ДОО"...

    Доклад "Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"

    Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание историческим переемственности поколений, сохронение, распростронение и развитию национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческ...

    Статья по теме "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы . У детей стали искажены представления ...

    «Патриотическое воспитание в ДОУ». Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

    laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...