Консультация для педагогов "Условия воспитания воли у детей дошкольного возраста"
консультация

Яковлева Екатерина Васильевна

Информация будет полезна как для воспитателей, так и для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_vospitaniya_voli_u_doshkolnika.docx49.79 КБ

Предварительный просмотр:

Условия воспитания воли у ребенка

В своих исследованиях В.С. Мухина выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные стороны:

1) развитие целенаправленности действий;

2) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;

3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Не секрет, что в последнее время многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи чаще интересуют вопросы образовательной подготовки - обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность - родители часто не придают большого значения.

Конечно же воля ребенка 3-7 лет еще очень слаба. Вместо выдержки, самообладания и настойчивости, которыми обычно характеризуется воля взрослого человека, у дошкольника мы наблюдаем неустойчивость желаний, в своей деятельности он часто теряет цель, которую перед собой поставил, его умственные процессы - восприятие, внимание, память, мышление - отличаются большой непроизвольностью. Многие действия ребенка носят подражательный характер - это тоже связано со слабостью воли. Позднее дети начинают копировать жесты взрослых, их интонации, манеру говорить. Дошкольник подражает поступкам взрослого, его поведению. Сильное влияние оказывают и окружающие дети. Здесь особенно важен пример поведения взрослых, а также других детей в воспитании малыша.

Один из основных факторов в воспитании воли - режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов - хорошее средство воспитания воли.

Одним из приемов, помогающих ребенку осознать свою жизнь во времени, может стать планирование и подведение итогов дня. Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер - оно направлено главным образом к родителям. По отношению к другим детям упрямство проявляется редко. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения.

Также не секрет, что воля ребенка развивается в различных видах его деятельности – рисовании, лепке, конструировании, и, особенно, при выполнении трудовых поручений взрослых.

Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:

  • постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;
  • поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;
  • постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямыми инструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;
  •  создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и на занятиях.

Следует согласиться, что главным методом воспитания волевого поведения детей раннего и дошкольного возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности. Психологи советуют использовать наставление ребенка в волевых действиях, устраивая игры с правилами, особенно с правилами-запретами, когда игроку следует приложить волевые усилия, чтобы не нарушить их.

Чем моложе ребенок, чем он более возбудим, чем меньше приучен подчиняться правилам, чем меньше умеет сдерживаться и преодолевать трудности, тем большее значение для развития его воли имеет мера требований, предъявляемых к нему воспитателем. Значит, что различной должна быть сложность задач, на решение которых ребенок направляет свои усилия, и длительность волевого напряжения на достижение поставленной цели.

Различной должна быть и мера помощи ребенку со стороны взрослого. Иногда эта помощь ограничивается подсказкой цели действия: «Хорошо, если ты в подарок бабушке нарисуешь что-нибудь». Иногда необходимо помочь ребенку определить и пути достижения цели: «Можно нарисовать картину, как мы с тобой ходили на лыжах по лесу». Если принятая цель оказалась трудной и воспитатель видит, что ребенок не выдерживает напряжения, что он устал, необходимо ему незаметно помочь практически, чтобы ребенок увидел конечный результат своего волевого усилия. Но иногда целесообразно предложить ребенку отдохнуть и закончить работу вечером или на следующий день. Особенное значение имеет положительная оценка взрослого (в подкреплении волевых усилий, проявленных ребенком). Она побуждает ребенка повторять свои усилия [1].

Как было сказано выше, большую помощь дошкольникам в умении управлять собой оказывают дидактические и подвижные игры. Правила становятся точкой опоры, которая помогает ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия. Так как дидактические игры чаще протекают как совместные, то в них дошкольник имеет возможность сравнивать себя со сверстниками, смотреть на себя их глазами. Это значительно облегчает управление собой, делает его осмысленным. В играх дети преодолевают сиюминутные желания и даже некоторые внутренние трудности. Например, несмотря на страх быть пойманным, малыш не убегает до того, как прозвучит сигнал, позволяющий бежать. Особенно важны такие игры в развитии воли и произвольности у младших и средних дошкольников, но они не теряют своего значения и в более старшем возрасте.

К примеру, детям младшего и среднего возраста (от 3 до 5 лет) для воспитания волевых качеств помогут игры подвижные и дидактические, а также бытовые ситуации, которые требуют сдерживания собственных желаний и достижения поставленной взрослым цели:

  • «Море волнуется раз, море волнуется два...», «Да и нет не говорить...», «Прятки», «Салки-пятнашки» и др.;
  • Настольно-печатные игры с правилами с участием нескольких игроков;
  • Выполнение простых поручений (полить цветы, накрыть на стол, убрать игрушки).

В старшем возрасте (5-7 лет) к уже имеющимся средствам добавляются творческие и познавательные задания и собственные обязанности.

  • Изготовление подарков-сюрпризов для друзей и близких, подготовка семейных досугов и праздников;
  • Выполнение бытовых обязанностей (помощь по дому, уборка своих вещей);
  • Выполнение учебных заданий, ведение длительных наблюдений за природой, проведение простых экспериментов с водой, снегом, тканью и бумагой.

Также важным в воспитании волевых качеств является умение ребенка планировать свои действия, выделить для себя конечный результат и стремиться к нему. Это умение формируется через речь и общение.

Речевое общение выступает средством развития воли, произвольности в том случае, если оно включено в деятельность детей, отвечает их интересам и не совпадает с сиюминутными действиями.

С помощью вопросов педагог выделяет связь между настоящими, прошлыми и будущими действиями, а также цель и средства ее достижения: «Что ты хочешь построить? Что тебе для этого нужно? С чего начнешь?»  Педагог может ставить ребенка в ситуацию выбора, побуждать самостоятельно принимать решения, представлять разные варианты своего действия, осознавать свое желание: «Во что ты хочешь играть: в мозаику или строить? С кем хочешь играть?» Задача взрослого состоит не в оценке, а в том, чтобы подкрепить и выделить самостоятельные действия, придать им произвольный осознанный характер. Также с помощью речи создается ситуация борьбы мотивов, когда взрослый спрашивает: «Почему ты так хочешь? А как можно по-другому? А как бы поступил другой мальчик?» или: «Ты закончил свою работу. Можешь идти играть... Или можешь помочь Лене, у нее работа сложнее. Или иди играть. Как ты хочешь? Как хочешь, так и поступай». Также ребенку предоставляется возможность прогнозировать и обсуждать возможные последствия своих действий: «А что будет, если...»

Речь помогает достигать поставленную цель, развивая целеустремленность ребенка. И здесь решению этой задачи способствует ряд приемов, например выдвижение промежуточной цели.

В качестве вывода хочется добавить, что развитие волевых качеств личности на этапе старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. Волевые качества личности не являются врожденными (Божович Л.). Они формируются в процессе всей жизни человека и, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания. Специфика волевых действий состоит в сознательном саморегулировании своего поведения в затруднительных условиях, когда надо прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной цели, достичь ее. Следует всегда помнить, что общая недостаточность воли – это возрастная особенность старшего дошкольника.

Использованная литература:

  1. Люблинская, А. А. Детская психология [Электронный ресурс]: уч. пос. / А. А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – Режим доступа : http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya68.html
  2. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. – М. : Академия, 1999. – 456 с.
  3. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах [Электронный ресурс] / Е. О. Смирнова. – М. : Изд-во ИПП ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с. – Режим доступа : http://psychlib.ru/mgppu/SRv-1998/SRV-001.HTM
  4. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : уч. пос. / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2001. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная консультация для родителей "Воспитание послушания у детей дошкольного возраста"

Цель консультации: познакомить родителей с причинами появления непослушания, показать важность и значимость этой проблемы, помочь родителям в воспитании послушания у своих детей, дать советы и рекомен...

Консультации для родителей. Воспитание бережливости у детей дошкольного возраста.

Воспитание бережливости-проблема огромной важности,как в нравственном , так и в социальном отношении......................

консультация для родителей "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

16 ноября - День Толеррантности. Данный материал содержит консультацию для родителей по теме: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национально...

Консультация для родителей «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»

Эта консультация для родителей направлена на повышение компетентности родителей дошкольников в вопросах гендерного воспитания...

Консультация для родителей «Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста»

Об ответственности родителей за воспитание детей сказано много. А сегодня поговорим о том, как воспитать ответственное отношение к вещам и поступкам в наших детях....