"Особенности организации предметно-пространственной среды" Консультация для воспитателей
консультация (старшая группа) на тему

Хохлова Тамара Александровна

"Особенности организации предметно-пространственной среды" - консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_organizatsii_predmetno.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО -  ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

 

Организуя предметно развивающую среду в групповой комнате, в раздевалках, педагоги должны учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка  закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально – потребностной сферы.

      Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

      При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями.

       В «Концепции по дошкольному воспитанию» изложены 8 принципов построения развивающей среды в дошкольном учреждении».

      Рассмотрим, как эти принципы реализуются в условиях ДОУ.

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

(ребенок может выбрать место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или наоборот. Разновозрастная мебель дает возможность взрослому приблизится к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции взрослого).

  1. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

( Символы каждого центра, позволяют детям легко ориентироваться в группе).

  1. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.

( Предметно – развивающая среда меняется в зависимости от возраста ребенка. Важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту).

  1. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

(Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая, друг другу, разными видами деятельности).

  1. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

(Учитывая, что ребенок находится в детском саду целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в развития. Уголки уединения).

  1. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

       (В группе должно быть не только уютно, комфортно, но и

        красиво).

7. Принцип  открытости – закрытости может быть  

представлен в нескольких аспектах:

открытость природе; единство человека и природы.

Открытость культуре.

Открытость своего «Я» (зеркало в гр., семейные фото и игрушки)

  1. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Учитывать интересы, наклонности мальчиков и девочек.

При переходе ребенка в старшую и, особенно в подготовительную группу меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать его ощущения такой организацией среды, при которой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.

      Предметно игровая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заняться любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам.

   Центр конструирования и искусства (в нем находятся  материалы для изодеятельности и ручного труда);

   Центр игры (сюжетно – ролевой, режиссерской, театрализованной);

   Центр природы и экспериментирования;

   Центр занимательной математики;

   Центр литературно – театральный (музыкальный) (включающий книжный уголок, игры и  пособия для мелкой моторики рук, игры с грамматическим содержанием)

   Центр строительный (сосредоточить весь строительный материал)

   Центр физкультурно – оздоровительный (использование разнообразных физкультурных и спортивно – игровых пособий).

   Центр игр для мальчиков и девочек.

Раздевалка:

Стенды для взрослых: «Наша выставка» «Вот как мы живем», «Здоровейка», «Мое настроение», «С днем рождения», информационный стенд (режим, сетка занятий и т.д.)

Мини – библиотека методической литературы для родителей и детской литературы.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...