Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ
статья на тему

Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное

Образовательное учреждение

«Детский сад   « Черёмушки» города Балашова Саратовской области

Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ

        

                                                                   

                                                                         Воспитатель: Медведева В.П.

                                                                             1 квалификационная категория

2015-2016 уч.г.

Воспитание и обучение – процесс двусторонний, построенный на одновременном взаимодействии педагога и ребёнка. Успешность осуществляется напрямую, зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса. Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия, общения.

Большинство исследователей, изучающих проблему общения, определяют это понятие как взаимодействие людей. Исследователи проблемы педагогического общения по - разному истолковали это понятие, но многие подчёркивают, что этот вид общения осуществляется профессионалом для реализации педагогических функций, решение которых применительно к ребёнку дошкольного возраста.

Общение с детьми является сутью педагогической профессии. И от того, насколько эффективно удается это общение организовать, зависит не только самочувствие воспитанников, но и  удовлетворенность собой как профессионалом, самооценка и самочувствие.

Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый социальными потребностями и включающий в себя обмен информацией, взаимопонимание и взаимопознание.

Педагогическое общение это, прежде всего, целенаправленное общение. Его цель развитие и воспитание ребенка. Другими словами, если педагог делает по отношению к ребенку что-то и четко знает для себя зачем, что он хочет развить или воспитать, то это педагогическое общение.

Общение является коммуникативной деятельностью, это значит, что можно говорить о развивающем значении педагогического общения для ребёнка. Гуманизация педагогического процесса непосредственно связана со сферой общения «воспитатель – ребёнок». Ребёнок воспринимает взрослого как идеальный образец для подражания.

Выделяют несколько функций общения:

Установление общности между людьми, которому способствует знакообмен, который позволяет выделять «своих» среди всех прочих. Человек, который отмалчивается и отворачивается от людей, тем самым подает им (хочет или не хочет) знак, который читается следующим образом: «Я вам не свой, вы мне не свои».

Регуляция совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. Дети получают их с самого рождения за счет общения со старшими.

Изначальный инструмент познания всего на свете.

Осознание своего «Я». Ребенок в процессе общения постоянно переходит к «опредмечиванию» самого себя, к выделению «Я» среди других людей, среди разнообразных «не Я».

Самоопределение личности в ее мыслях и поступках. Происходит во время удовлетворения потребностей физиологических и психологичеких (потребность в положительных эмоциях).

Педагогическое общение характеризуется определённым стилем. В психолого – педагогических исследованиях используются близкие к этому термину понятия: тип или стиль отношений, руководства.

Традиционная классификация стилей педагогического взаимодействия: авторитарный, демократический и либерально – попустительский. В педагогическом общении важна форма взаимодействия между ребенком и воспитателем (демократическая или авторитарная) – она влияет на оценку педагогом социально-психологической ситуации в детском коллективе, а также на оценку воспитанниками своего воспитателя и взаимоотношений с ним.

Теоретический аспект изучения проблемы использования техники и приемов педагогического общения в работе с детьми дошкольного возраста, позволяет выделить существенные характеристики педагогического общения и их педагогические возможности применения в работе воспитателя ДОУ.

Проведя анализ технологии и практики педагогического общения в дошкольном учреждении, мы сделали вывод: в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Конечно, наиболее предпочтительным является демократический стиль. Однако допустимо использование и элементов либерального стиля, например, при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности. Так же педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой или отдельными детьми относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия. 

Таким образом, стиль общения педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело  с маленькими детьми или постарше, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.

Так же, мы выявили две основные особенности: личностную (любовь к детям, любовь к профессии, терпение, доброта, справедливость, ит.п.) и профессиональную (педагогические знания, педагогический такт, стиль взаимодействия и т.п.). И эти компоненты по-разному воспринимаются детьми. Некоторые дети больше обращают внимание на внешний вид учителя, его доброту, терпеливость, вежливость, мягкость в обращении с ними. Другие же оценивают своих воспитателей сточки зрения особенностей их характера (требовательность, прямота, чуткость и отзывчивость, правдивость по отношению к воспитанникам и т.д.).

В психолого – педагогической литературе по общей педагогике выделяют ряд условий, повышающих эффективность педагогического взаимодействия.

1) Создание в коллективе атмосферы доброжелательности;

2) Введение в жизнь детей положительных факторов, усиливающих общечеловеческие ценности;

3) Организация совместной деятельности;

4) Оказание помощи ребёнку при выполнении учебных и других задач;

5) Организация коллективных игр;

Важнейший фактор повышения эффективности педагогического взаимодействия – организация совместной деятельности детей.

Это даёт возможность перейти от монологического стиля общения («педагог - дети») к диалогическому, от авторитарной формы – к демократической.

При этом меняется позиция воспитанника: из пассивного (объекта воздействия) переходит в активную.

Одна из первостепенных задач в работе современного педагога  формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии слова. Приемы взаимодействия с ребенком должны быть психологически эффективными:

  • слушать и понимать ребенка;
  • взаимодействовать с ребенком без борьбы;
  • научиться самому и научить ребенка справляться со своими чувствами;
  • побудить его на положительные поступки.

Если КАЖДЫЙ ребенок, приходя утром в группу, чувствует себя комфортно и свободно, если воспитатель уважает право ребенка оставаться самим собой, то с уверенностью можно утверждать, что воспитатель профессионал и ему удалось создать в группе психологически  комфортную обстановку.

Библиографический список

  1. Абдурахмонова Н. С. Психология педагогического общения и педагогический такт / Н. С. Абдурахмонова // Молодой ученый. – 2015. – №12. – С. 690-692.
  2. Акчулпанова, Р. К. Профессионально-педагогическое общение как элемент педагогического мастерства / Р.К. Акчулпанова // Молодой ученый. – 2013. – №7. – С. 589-593.
  3. Бороздина, Т. А. Педагогическая культура / Т.А. Барзина // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2016. –  34 с.
  4. Берикханова, Е.А Педагогическое  общение  как  основа  взаимодействия  субъектов  педагогического  процесса/ Е.А Берикханова //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: сборник статей по материалам XL международной научно-практической конференции. (19 мая 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 145–149.
  5. Мудрость великих педагогов / авт.-сост. А, Ю.  Кожевников, Т. Б. Линдберг. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014. –303 с.
  6. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабардова. М.- Нальчик, 2010. 296 с.
  7. Фастова, Е.И. Инновационные педагогические технологии : кейс успешного педагога: индивидуальный образовательный маршрут; личностно- развивающие технологии и методики; проектирование вариативного образовательного пространства; диагностический инструментарий на электронном носителе / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова.  Волгоград : Учитель, 2015.  79 с.
  8. Цинкерман, Т. Н. Вариативность воспитательных стилей общения/ Т.Н. Цинкерман // Коммуникативные практики речевой деятельности. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013. C. 47-55.
  9. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития / С. Д. Якушева.  М.: Форум, 2014.  416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей через проектно-игровой метод для познавательно-речевых способностей детей с речевыми нарушениями при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- образовательного процесса.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...

Консультация для воспитателей «Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ»

Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правила взаимодействия. ...

План взаимодействия с семьёй в образовательном процессе по реализации основной общеобразовательной программы группа раннего возраста «Ладошки»

Воспитание очень сложное и ответственное дело. Для получения результатов недостаточно одной любви к детям, ребенка надо уметь воспитывать. Для этого нужны специальные знания, особенно молодым родителя...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ИНОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ИНОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...

Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ

Воспитание и обучение – процесс двусторонний, построенный на одновременном взаимодействии педагога и ребёнка. Успешность осуществляется напрямую, зависит от характера связей двух субъектов воспи...

«Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ»

laquo;Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ»...

Консультация для воспитателей «Педагогическое взаимодействие с ребёнком в образовательном процессе ДОУ»

Консультация для воспитателей" Педагогическое взаимодействиес ребенком в образовательном процессе ДОУ"...