Использование воспитателем народной тряпичной игрушки в работе с детьми с общим недоразвитие речи.
статья на тему

Фёдорова Вера Сергеевна

" Кто в куклы не играл - тот счастья не видал!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование воспитателем народной тряпичной игрушки в работе

с  детьми с  общим недоразвитие речи.

Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Существуют обрядовые куклы, куклы-обереги, зольные куклы и многие другие виды старинных кукол. Куклы делали из бересты, золы, дерева, но в основном это были тряпичные куклы из лоскутов ткани. Тряпичные обереги сопровождали человека от рождения и до конца своих дней, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги, для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода. С ними встречали гостей, их дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы " Кто в куклы не играл - тот счастья не видал!". Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу. Не смотря на обилие современных игрушек, которые предлагают торговые центры, народная самодельная кукла не теряет своей актуальности. С ее помощью ребенок не только учится игре, но и развивает фантазию, изучает старинные традиции. Каждая кукла - это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия.

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящие в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

Адаптация детей с ОНР в детском саду всегда была и остается наиболее сложным периодом для ребенка, родителей и педагогов.

Что же делать и как помочь в этот период ребенку?

После изучения множество специальной литературы мы пришли к выводу о необходимости  использования народной тряпичной куклы в период адаптации детей с ОНР к новой группе. Ведь куклы помогают ребенку находить выход из трудных ситуаций, при этом, делают это мягко и не навязчиво. Маленькая кукла-перевертыш, внезапно появляющаяся из кармана воспитателя, вызывающая у ребёёнка улыбку, отвлекающая от невеселых мыслей, дарящая волшебство. Она не требует особых затрат, безопасна в использовании, развивает фантазию и приносит радость.

Кукла-перевертыш-это особая игровая народная кукла. Она отличается тем, что в 1 кукле сразу 2 персонажа. Сверху один, перевертыш – будет другой. Вот, например, кукла Бабушка превращается в куколку Внучку.

Использования народной тряпичной куклы в значительной степени помогает смягчить течение адаптационного периода, обеспечит внутреннее эмоциональное благополучия воспитанника с ОНР.

Задачи использования народных тряпичных кукол:

1. Наладить с помощью кукол – перевертышей доверие детей к воспитателю, снять у ребенка эмоциональное напряжение.

2. Организовать эмоциональное общение в системе воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок.

3. Стабилизировать аппетит, сон, настроение ребенка, активность в игре, речевую активность в более короткие сроки.

Эта замечательная кукла – перевертыш, изготовлена из экологически чистых материалов. Такую народную куклу не купить в магазине. Такие куклы сохраняют энергетику человека, который ее изготовил.

Использование кукол – перевертышей в разные режимные моменты в детском саду.

1. Во время утреннего приема детей в группу используется кукла – перевертыш

«Хохотушка - Плакса». Грустная девочка приходит к деткам.

Воспитатель предлагает развеселить ее, спеть песенку, сыграть в игру, научиться смеяться. Кукла в руках воспитателя быстро переворачивается и превращается из грустной в веселую, Так же кукла переворачивается при исполнении детьми заданий, при мирном разрешении конфликта, при встрече с малышом в период адаптации: «Маша грустила, а увидела Сашу и обрадовалась, заулыбалась! »

Кукла может быть любой «Кошка - мышка», «Щенок - котенок», «Волк и лиса». Главное то, что дети каждый раз радуются этому простому трюку и верят в чудесное превращение.

2. Умывание. Умываемся с куклой «Таня -Ваня».

3. Во время приема пищи используется забава «Хитрая бабушка», которая проводится с куклой «Бабушка - внучка».

Сварила кашку бабушка

Для внученьки своей

И наварила бабушка

Горячих вкусных щей

Зовет с прогулки внученьку:

-Обед остыл, пора!

Но Машеньку _ проказницу

Дождаться не могла.

Ну, а бабушка хитра,

Громко говорит она:

«Положу-ка на обед (Я себе сейчас конфет) »!

Тут же внучка у окна:

«Вот я, бабушка, пришла! »

(Бабушка превращается во внучку)

4. В период адаптации дети с ОНР к новой группе плохо засыпают, и опять на помощь приходит кукла – перевертыш «Спит – не спит», она споет колыбельную песенку и сама заснет.

Образовательной деятельности, как сюрпризный момент, при проведении физминуток. Кукла – перевертыш «Маша и медведь».

Дидактическую куклу-перевертыш «Девочка - лягушка» можно использовать в играх и на различных занятиях.

Забавная игрушка поможет обыграть любое фольклорное произведение.

Например, частушку, колыбельную или стихотворение.

Использование кукол – перевертышей позволило:

1. Ежедневно поддерживать положительный эмоциональный фон в течение всего дня пребывания ребёнка в группе.

2. Сократить сроки стабилизации аппетита, сна, поведения в условиях детского сада.

3. Таким образом, введение народных тряпичных кукол  в процесс адаптации детей с ОНР к новой группе помогло детям преодолеть различные негативные переживания, свойственные в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями и знакомыми сверстниками, изменения обстановки и режима дня).

Ежедневно присутствие игрушки – сюрприза смягчило прохождение процесса адаптации воспитанников с ОНР к новой группе и дало детям чувство защищенности и безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи с использованием ИКТ и элементов сказкотерапии . ТЕМА: "Встреча с Осенью"

Логопедические цели.Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и  динамического праксиса: воспроизведение    ритмической структуры.2. Развитие слухового внимания и памяти, вербальн...

Мастер-класс "Возможности использование традиционных народных тряпичных кукол в работе с детьми"

 Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.   Познавая кра...

Мастер-класс для воспитателей "Народная тряпичная игрушка «Зайчик на пальчик»"

ЗАДАЧИ:- расширить знания педагогов в области народного художественного творчества;-познакомить с видами и способом изготовления тряпичной куклы, как средством развития творческого потенциала и приобщ...

Мини-музей "Русская народная тряпичная игрушка"

Русская тряпичная кукла – это образ и символ времени, культурное наследие страны и народа, отражение духовного развития поколений. С давних времён она является традиционной русской игрушкой, сим...

Мастер -класс « Народная тряпичная игрушка»

ЦЕЛЬ. Пробуждение интереса детей и взрослых к русской культуре и традиционной народной кукле.АКТУАЛЬНОСТЬ.Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, ч...

«Народная тряпичная игрушка – эффективное средство духовно-нравственного воспитания и обучения дошкольников"

ØДуховно-нравственное воспитание дошкольников на народных традициях посредством использования народных тряпичных кукол и кукол-проводников , как эффективного средства для поддержания познавательного и...