Мастер-класс "Возможности использование традиционных народных тряпичных кукол в работе с детьми"
методическая разработка

Мальцева Оксана Валерьевна

   Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

   Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности использование традиционных народных  тряпичных кукол в работе с детьми.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей посредством знакомства их с народными тряпичными куклами. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения технологии  изготовления традиционной тряпичной народной куклы.

Задачи:

- познакомить педагогов с историей возникновения традиционных народных кукол

- вызвать интерес у педагогов к данному виду народного творчества, желание применять его в практической деятельности с детьми.

- создание игровой куклы «Зайчик на пальчик»  по традиционной технологии.

- создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.

Планируемые результаты:

- Появление  интереса у педагогов к изготовлению традиционных народных кукол.
- Изготовление русской народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»


Оборудование:
Выставка традиционных тряпичных кукол.
Тряпичные лоскутки для изготовления куклы, вата, нитки

Ход мастер-класса
     Во все времена простые люди на Руси занимались рукоделием и прикладным творчеством. И одним из видов творчества было изготовление тряпичных кукол.

     Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым детям кукол делали мамы, старшие сёстры, бабушки, а детей постарше обучали специально традиционным приёмам изготовления куклы. С пяти лет девочек начинали учить делать простейшие тряпичные куклы.

     В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой, а наоборот, всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше девочка играет, тем счастливее и благополучнее будет её жизнь. В некоторых избах кукол насчитывалось не менее сотни. Изготовлять кукол было не трудно, крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпочек с помощью традиционных приемов.
     Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и всё больше и больше современных людей начинают интересоваться не только их изготовлением, но и народными обрядами, связанными с ними, культурой и традициями Древней Руси.

     Традиционные русские народные куклы можно разделить на три группы игровые, обрядовые и обереговые. Все куколки были безликими. Изначально считалось, что с лицом в куколку вселялся дух, который может навредить человеку

     Обереговые куклы делались  для защиты от болезней, несчастий, злых духов. Для их изготовления нужно было знать особые приёмы. Куклы – обереги передавались от матери к дочери. Считалось, что они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим хозяевам от невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье. («Кубышка – травница», «Крупеничка (Зерновушка)», «Колокольчик», «Кувадка» )


     Обрядовые куклы играли главные роли в праздниках и бытовых народных обрядах, в традициях крестьян.  Невозможно представить быт народа без обрядов и сопровождавших их народных кукол. Существует даже календарь изготовления народной тряпичной куклы. («Рождественская Коза», «Купавка», «Желанница»)


     Игровые куклы предназначались ребенку в самом малом возрасте. С игровыми куклами всё просто. Эти куколки использовались для детских игр и забав. Названия у кукол были самые простые и отражали сущность и принадлежность куклы.
     Кукла «Утешница». Эту куколку можно было  носить  в своём кармане. А когда ребёнок грустит, плачет или капризничает, тогда из кармана доставали куколку и с её помощью утешали плачущего малыша. И даже говорят, что последние слёзки на личике ребёнка вытирали подолом юбочки этой куколки. Само название этой куколки говорит о многом. Утешница была самым сильным и верным средством от детских слез.
     Кукла «Хороводница» - очень весёлая и забавная игрушка. И сделать её своими руками несложно. Кукол лучше делать сразу пару – одну для левой, а другую для правой руки. Эта тряпичная кукла была и остаётся не только забавой, но и своеобразным тренажером. Чтобы Хороводница расправила свои юбочки надо быстро вращать пальчиками палочку, на которой закреплена кукла. Такое движение готовило ручки девочки к работе пряхи. Если совсем не получается вращать одной рукой, то куклу можно поместить между двух ладоней и при этом совершать движение, как будто потираете руки.

     Кукла « Зайчик на пальчик». Чаще всего делали детям с трёх лет, чтобы они имели собеседника. Зайчик одевался на пальчик и был всегда рядом. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становится скучно или страшно к нему можно обратиться как другу, пожаловаться или просто поиграть.

     Сегодня я предлагаю сделать Вам вместе со мной такую куклу.

     Для изготовления куклы нам понадобится:

1. Прямоугольный лоскут ткани размером 10 на 20см

2. Красные нитки

3. Вата или любой другой наполнитель.

Технологическая карта изготовления куклы «Зайчик на пальчик»

E:\ОКСАНА\НАРОДНЫЕ КУКЛЫ\Новая папка\xMWCVfPsIeA.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми при ознакомлении с окружающим миром.

Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде. Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность. Учить накапливать опыт гуманного отно...

Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»

  Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»Образовательная област...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они спосо...

Развивающее занятие с использованием традиционных лоскутных кукол для детей 3-4 лет

В структуру занятия входит: пальчиковые игры, элементы театрализации, ручной труд, рисование песком, подвижные игры, логоритмика....

Консультация для родителей "Использование традиционных и нетрадиционных методов работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Прививая родителям привычку совместного семейного досуга, преследуется цель увеличения времени общения с детьми, за счет чего у детей быстрее формируется связная развитая речь....