Традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми при ознакомлении с окружающим миром.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Лютова Виктория Николаевна

Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде. Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность. Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам. Воспитывать бережное отношение к воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkoe_opisanie_proekta.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми при ознакомлении с окружающим миром.

Цель проекта:
воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Задачи проекта:

Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде. Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность. Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам. Воспитывать бережное отношение к воде.

Описание проекта:

Актуальность.

Окружающая природа - это первый эстетический воспитатель ребенка, источник развития не только ума, но и нравственных чувств. Моя работа с детьми в рамках экологического проекта строится на основе интегрированного подхода: экологические минутки, экскурсии, природоохранные акции, эксперименты и опыты, практическая деятельность в природе, развивающие дидактические и подвижные игры, экологические сказки. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Знания, полученные детьми, помогают им понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.


Изюминка моего проекта в том, что мы с детьми не станем решать глобальные экологические проблемы ,как спасти мир, а постараемся решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношение к воде.
Закружилась моя маленькая экологическая карусель. А с чего начать? Начала с самого простого, но столь важного – жизнь зародилась в воде. Не имея лаборатории и специального оборудования, как это объяснить детям, чтобы они поняли. Ведь недаром в одной мудрой китайской пословице говориться: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это стало моим девизом, основой, на которой будет построена вся моя деятельность.
Продолжительность проекта составит два учебных года – с 2013 по 2015 год, в средней, старшей и подготовительной группах.
Выстроила систему педагогического взаимодействия:
• Организованное обучение (беседы, рассказы по картинкам, чтение литературных произведений).
• Совместная деятельность взрослого с ребенком (наблюдения, опыты).
• Самостоятельная деятельность детей (полив и уход за растениями).
Формами обучения стали:
• Мониторинг экологического воспитания на начальном этапе и в конце работы по данному направлению.
• Занятия.
• Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, аппликация, ведение календаря природы.
• Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность
• Наблюдения в уголке природы, на прогулке.
• Целевые прогулки на природе.
• Игры: подвижные, дидактические, настольные.
• Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.
• Организация труда в уголке природы, на участке детского сада.
• Экспериментирование, ведение поисковой деятельности на интересующие вопросы.
• Работа с календарем природы, ведение наблюдений.
• Создание книг-самоделок с придуманными занимательными историями. 
Работа направлена на:
• Развитие речи.
• Развитие логического мышления.
• Пробуждение воображения и фантазии.
• Обобщение представлений о природе.
• Классификация представлений о природе.
• Развитие коммуникативных качеств у детей.
Вести совместную деятельность с детьми, в которой отразятся такие формы:
Наблюдения в уголке природы;
Целевые наблюдения;
Рассматривание иллюстраций о природе;
Экспериментальная и поисковая деятельность;
Труд в уголке природы и на участке детского сада;
Работа детей и родителей над наблюдениями в природе.
Совместные экологические праздники и театрализованные представления;
Создание газет с семейными историями.
Я готовлю интересные беседы :
«Вода. Какая она?» (где встречается вода в повседневной жизни)
¬
«Как поступает вода в наши дома».
¬
«Мы пришли на в
¬одоем» (о безопасном поведении у водоема летом и зимой).
«Значение воды».
¬
«Мировой океан».
¬
«На пруду».
¬
«Ручейки и озера».
¬
«Родники. Образование родников».
¬
«Почему воду нужно беречь».
¬
«Берегите воду».
¬
Начнем с экспериментальной деятельности. Будут проведены такие эксперименты как: 
«Ходит капелька по кругу» - этот опыт поможет понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют. Для этого эксперимента возьму две прозрачные емкости и помещу разные условия – на подоконник и рядом с батареей.
¬
«Образование родников» - будет проведен следующим образом: в импровизированную модель земной коры – прозрачный сосуд (пластиковая бутылка)помещу на дно – глину, далее песок, землю и дерн. Проделаю с боков сосуда отверстия. Волью воду, и дети увидят, как вода, пройдя дерн, землю и песок, не сможет пройти через глину и станет искать себе выход, вытекая сквозь отверстия. Так в природе образуются родники.
¬
Будет проведен большой цикл опытов и экспериментов на тему: «Какой бывает вода».
Помимо занятий и экспериментов планирую провести большой цикл наблюдений «Вода в природе». 
Консультация для родителей:
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».
"Экологическое воспитание детей в семье»
«Водяное царство»
Ожидаемые результаты:
-формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
- расширение и углубление представлений детей об окружающем мире, развитие познавательных умений через экспериментальную деятельность;
- накопление опыта гуманного отношения к растениям и живым существам. 
Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, можно воспитать аккуратного, но бессердечного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные и нетрадиционные формы работы детского сада с родителями младшего дошкольного возраста

семья, как ведущий социальный институт формирования личности ребёнка; формы работы; специфика воспитания детей младшего дошкольного возраста; психофизические особенности детей младшего дошкольного воз...

Формы организации с детьми по ознакомлению с окружающим миром со старшими дошкольниками

В докладе описываютс основные формы работы с детьми, а также свой опыт работы в приобщении дошкольников к окружающему миру с помощью участка...

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они спосо...

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт собственных родителей. Задача ...

Сообщение на педагогический совет на тему: «Сохранение и укрепление здоровья детей через традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми по физическому воспитанию»

Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Несмотря на что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных за...