Традиционные и нетрадиционные формы работы детского сада с родителями младшего дошкольного возраста
материал по теме

Бякина Александра Николаевна

семья, как ведущий социальный институт формирования личности ребёнка; формы работы; специфика воспитания детей младшего дошкольного возраста; психофизические особенности детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tradicionnye_i_netradicionnye_formy_raboty.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционные и нетрадиционные формы работы детского сада с родителями детей младшего дошкольного возраста

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы проблемы организации традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями……………………………………. 5

1.1.  Семья как ведущий социальный институт формирования личности ребёнка………………………………………………………………………............5

1.2. Роль и место общественного воспитания в формировании  личности ребёнка………………………………………………………………………………19

1.3. Формы работы детского сада с семьёй……………………………………….21

1.4. Специфика воспитания детей младшего дошкольного возраста. Психофизические особенности детей…………………………………………….34

Заключение…………………………………………………………………………37

Список использованной литературы……………………………………………..39

Введение

Главным в работе любого дошкольного образовательного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – является первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

 Задачами детского сада являются:  установление единства в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей, изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Также важной задачей детского сада является привлечение родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником. Для этого в детском саду существуют различные формы работы с родителями - традиционные (родительское собрание, презентация детского сада, семинары и консультации, наглядный материал - информационные стенды, буклеты, памятки; педагогические беседы, посещение семей, дни открытых дверей и т.д.)  и нетрадиционные (анкетирование, конкурсы и проекты, круглый стол с родителями) формы работы.

Родителям необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. В законе российской федерации об образовании говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте [13; 388].

Таким образом, объектом  курсовой работы является формы работы детского сада с семьёй.

Предметом изучения данной курсовой является традиционные и нетрадиционные формы работы детского сада с родителями детей младшего дошкольного возраста.

Целью  курсовой работы: выделить формы работы детского сада с родителями детей младшего дошкольного возраста на основе анализа теоретических основ проблемы.

1. Теоретические основы проблемы организации традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями

  1. Семья как ведущий социальный институт формирования

личности ребёнка

Семья была,  есть и,  всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определённого образа его жизни.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.) Выявлено много признаков семьи. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. Всё чаще семью называют специфически малой социально – психологической группой, подчёркивая тем самым, что для неё характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени  управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание её членов, общее домашнее хозяйство.

Семья с позиции социологов (Гуреневич З.А., Ковалёвский М., Михайловский Н. К. и др.) – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный  институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

Как самая малая, первичная социальная ячейка, семья представляет своего рода «элементарную частицу» общества. Будучи особой самостоятельной частью, она в то же время тесно связана с определённой социальной средой и от неё зависит. В семье находят отражения всё основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни. В то же время семья влияет на жизнь общества, ей принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека, продолжении человеческого рода, на неё ложатся большие обязанности в воспитании детей и подростков, в физическом и духовном развитии личности. Семья, по признанию учёных, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Толковый словарь современного русского языка дает следующее определение семьи: «Семья – это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Семья – это группа людей, сплочённых общей деятельностью, интересами, дружбой, или это просто люди, живущие в одном селении»[29;715]

В жизни многих людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявления. Для одних семья – оплот, надёжный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других – своего рода брони, где все её члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья, подавляющее большинство живущих на Земле связывают, прежде всего, с семьёй: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своём доме. Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более спокойно переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее, по сравнению с теми, кто не сумел создать нормальную, сохранить её от распада или является убеждённым холостяком. Об этом говорят результаты социологических исследований, проведенных в разных странах.

Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций, важных для общества, необходимых для жизни каждого человека. Под функциями семьи понимают способ проявления активности, жизнедеятельности её членов.

В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Рассмотрим функции семьи более подробно.

Функция продолжения рода (репродуктивная). Это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать. Репродуктивная функция семьи заключается в том, что для поступательного развития человечества важно и количественное и качественное воспроизводство населения. От семьи непосредственно зависит, возрастает ли численность живущих на земле людей, и каков будет её качественный вклад в население, что принесут её дети окружающему миру.

Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребёнка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости.

Хозяйственная функция (экономическая). Обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п. Но в настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилась новыми формами, такими, как арендный порядок, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность. Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, то есть справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей. Немаловажное значение имеет устройство бытовой стороны жизни ребёнка и место денег и средств существования в общей жизни семьи; надо, чтобы все члены семьи отводили хозяйственной стороне жизни именно роль средства жизни, но не содержания семьи.

Функция организации досуга. Цель этой функции заключается в восстановлении и поддержании здоровья, удовлетворении различных духовных потребностей.

В условиях различных социально–экономических потрясений, при нарастании в обществе отчужденности, взаимного недоверия, агрессивности и пессимизма семья как психологическое убежище выступает источником стабильности и для конкретного человека и для страны в целом. Так было в годы революций и войн, когда мысли и заботы о близких согревали, придавали силы, помогали выжить. И сегодня многие семьи, попавшие в чрезвычайно тяжёлые обстоятельства, не опускают руки, не впадают в отчаяние, всеми силами стараясь поддержать близких, заботиться друг о друге, не омрачать детство ребёнка. В этом и проявляется и любовь к семье, и обострённое чувство ответственности за её благополучие. Но восстановительная роль современной, её жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя её взрослых членов, от целеустремлённости, волевых черт характера, которые необходимо воспитывать у себя.

Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и больших, и маленьких членов семьи выразить своё эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких и любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни.  Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Уверенность в нравственно – психологической помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение человека. Оптимистический настрой в семье, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса помогают преодолеть невзгоды и неудачи.

Для поддержания здоровья и работоспособности организма, восстановление сил необходим рациональный режим жизни, полноценное удовлетворение жизненных потребностей, занятия физической культурой и т.д. Здесь происходит прямая зависимость восстановительной функции семьи от налаженности домашнего хозяйства, быта. Также большую роль играют уют, тепло домашнего очага, которые создаются и его внешним оформлением, удобством, и вниманием, заботой всех членов семьи друг о друге. Если это удалось сделать общими усилиями взрослых и детей, то семья становится настоящим  психологическим убежищем.

В семье важно умело организовать досуг, внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.

При оценке полноценного досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулка на лыжах, посещение музея и т.д.) Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности всех её членов. Важно, чтобы досуг был коллективным, когда ему с радостью предаются все члены семьи. Радость от совместного восторга может быть разной: сынишка в восторге, что он в первый раз закинул удочку, папа доволен, что приобщил сына к своим увлечениям, а мама, сидящая с книжкой в стороне, счастлива оттого, что её близкие рядом, что им хорошо, что она разделяет их настроение.

Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех её членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д. Содержательный досуг, доставляющий радость всей семье, препятствует проникновению в её таких враждебных разрушающих сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение.

Наиболее популярными формами проведения свободного времени является хождение в гости и приём гостей, просмотр телепередач. Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание, степень участия взрослых и детей. Одно дело, когда гостей приглашают и сами идут в гости ради застолья. Совсем другое, например, когда собрались несколько молодых семей с детьми, чтобы рассказать о проведённом лете, посмотреть фотографии, устроить выставку детских рисунков, поделок. Превращение телевизора в «теленяньку», когда дети много часов проводят пред экраном, ничего, кроме вида, не даёт – всё это приводит к утомлению зрения ребёнка. Совсем другое дело, если устраивать семейный просмотр передачи, после которого идёт неторопливое обсуждение, каждый высказывает свои впечатления. Досуг может быть разнообразным и полезным для развития семьи, надо только стремиться жить полнокровной, интересной жизнью, а не по скучному стандарту.

Функция творческого развития и творческих увлечений. Способствует общему развитию ребёнка, а главное, формирует у него ценностное отношение к творчеству как таковому, приобщает его к созидательной свободной деятельности.

Воспитательная функция [8; 24]. Важнейшая функция, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Человек воспитывается на разных возрастных этапах, потому что в семье воспитываются и взрослые и дети. Воспитание – это сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только  даёт, а другой только принимает, один получает, а другой слушает. Воспитание – это не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделёнными дарами.  Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:[3; 108]

1.Воспитание ребёнка, формирование его личности, развитие способностей.  Семья выступает посредником между ребёнком и обществом, служит передачей ему социальному опыта. Через внутрисемейное общение ребёнок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.

2.Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребёнок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо» - так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определённое воздействие. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда не покидает его.

Семья представляет собой своеобразную школу, в которой каждый «проходит» много социальных ролей. Появился ребёнок, стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом и дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приёмов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей. Во имя общих интересов семейный коллектив оказывает созидательное влияние на всех членов.

3.Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию.

Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осознают своё влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых жней жизни.

Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребностями, которые хотят реализовать родители. Но не всегда потребности и возможности совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над собой» расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребёнка, развивать у себя те или иные способности и т.д.

Для того чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием.        риходится «работать над собой» расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребёнка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Для того чтобыхорошим

В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает  иметь детей, которые так нуждаются в опёке, учении. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители «идут» по ступенькам самовоспитания, самообразования. Бесконечная работа родителей, направленная на обогащение своего кругозора, совершенствование семейного образа жизни, повышение эффективности воспитательной деятельности – залог счастливого детства ребёнка.

Таким образом, ребёнок в семье – неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родителей. А желание развить у своего ребёнка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребёнку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от тех, которые постоянно демонстрируешь.

Центральная функция любви. Любовь половая и любовь родительская – ядро семьи, основа единения семьи, обеспечивающая благоприятный климат для жизни и развития ребёнка.

Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка – всё это позволяет человеку быть более стойким к условиям совершенной неспокойной жизни. Семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребёнка в первые три года его жизни. Выяснилось, что решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцировано относится к дочери или сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.

Семья имеет большое значение в овладении человеком социальным нормам, а когда речь идёт о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Семье также присуща функция социально – психологической поддержки человека, от которой зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самовосприятия, аспекты и эффективность самореализации.

Коммуникативная функция. Общение в семье необходимо как детям, так и взрослым. Сегодня для семьи является характерным то, что какое – то время её члены либо просто не общаются, либо общаются крайне мало, либо общение проводится выборочно. Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищённости и покоя. Но главное, в чём нуждается человек, так это в том, чтобы его понимали. В этом главное назначение функции общения – обеспечения взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи. Полное взаимопонимание проявляется во взаимной готовности и умении сочувствовать и сопереживать, видеть настроение друг друга; понимать, что любит и чего не любит, что хочет и чего не хочет супруг, супруга или ребёнок.

Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие – либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнение другой.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: проявляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшее.

Воспитание ребёнка в семье

Своеобразным коллективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества ребенок приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребёнка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.  Целью воспитания ребёнка в семье является всестороннее развитие личности. В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций.

Семейное воспитание – одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, т.е. стихийным. Стихийные – это несезонные, неконтролируемые воздействия, например, манера поведения, укоренившиеся привычки взрослых, их распорядок жизни и многое другое. Такие воздействия повторяются и влияют на ребёнка изо дня в день. Часто родители недооценивают этот фактор воспитания.

В семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребёнка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребёнка являются нравственная атмосфера жизни семьи, её уклад, стиль. Под этим подразумевается социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребёнка – первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребёнок рано включается в системы этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослым и ребёнком, уважительным отношением к детям активнее формируется такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.

О том, что семья играет особую, незаменимую роль в формировании личности, говорят сравнительные исследования, посвящённые проблеме осознания детьми своего опыта в семье. Так, в семье ребёнок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, он усваивает навыки социального поведения, подражания поведению родителей. В семье все воздействия на ребёнка осуществляются индивидуально, обращены именно к нему.

Психолог С.Ю.Мещерякова, наблюдая детей раннего возраста, отмечает, что воспитывающийся в семье ребёнок активен, инициативен, открыт, доброжелателен, доверчив к окружающим людям, проявляет высокий уровень любознательности, жизнерадостен, что свидетельствует о его самоощущении.

Одна из наиболее примечательных особенностей психологического склада ребёнка – постоянное стремление иметь перед собой живой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Ребёнок, если он может делиться своими радостями и огорчениями с родителями, обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность.

О роли родительского авторитета говорил А.С. Макаренко. Он считал, что без авторитета невозможен воспитатель. По его мнению, смысл родительского авторитета в том, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая детским глазом. В его работах говорится о разных видах ложного авторитета – подкупа, чванства, резонерства и т.п. По его мнению, главным основанием родительского авторитета могут быть работа родителей их гражданское лицо, поведение, знание интересов, склонностей своего ребёнка, его отклонения к людям. О неприятностях и конфликтах детей родители не должны узнавать неожиданно, их необходимо предугадывать и предупреждать, оказывать ребёнку своевременную помощь. Родительский пример и авторитет – специфическая форма передачи социального, в том числе нравственного опыта старшего поколения младшему, это важнейший механизм социального наследования.

Семейное воспитание основано на эмоциональном, интимном характере отношений, оно выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям.

К особенностям семейного воспитания относятся также постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребёнка со стороны родителей и других взрослых членов семьи. Воспитательный процесс в семье – явление своеобразное, он не имеет ни начала, ни конца, осуществляется постоянно словом и делом, поступком и интонацией. Стихийные и целенаправленные воздействия в семье повторяются изо дня в день, и ребёнок здесь - объект воспитания, внимания, руководства и контроля.

В семье имеются объективные возможности для естественного включения ребёнка в её бытовую, хозяйственную деятельность, в совместный отдых, в общественно – полезную деятельность (во дворе дома, детском саду), опосредованное приобщение ребёнка к труду родителей. В исследованиях Д.О. Дзинтере, Т.А. Марковой, Л.В. Загик отмечается: если ребёнок дошкольник, как и другие члены семьи, выполняет трудовые обязанности, живёт интересами и заботами семьи, то он становится действительно полноправным членом семейного коллектива, привыкает уважать труд матери, отца, что способствует воспитанию у него заботливости, ответственности, трудолюбия. Трудовое воспитание детей в семье оказывает положительное влияние на семейные взаимоотношения родителей и детей. Приобщая ребёнка к домашнему труду, к совместной деятельности с взрослым, родители способствуют развитию коллективисткой направленности его поведения и среди сверстников.

Представляя собой малую социальную группу, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребёнка к общественной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. Семья – неоднородная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребёнку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее их реализовать. Семейное воспитание необходимо и для самой семьи: обогащаются внутрисемейные связи, расширяется круг интересов семьи, родители как бы имеют возможность возвращаться к своим пройденным этапам своей жизни.

В многочисленных трудах отечественных психологов отмечается, что для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребёнком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт, оказывается возможным только в семье. В отечественной психологии установлено, что развитие ребёнка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно – эмоциональное общение ребёнка с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

В рамках понимания семьи как системы рассматривает семейные отношения Э. Берн, определял для каждого члена семьи свои роли и особенности влияния членов семьи друг на друга. Он определил три состояния «Я» личности: состояние Родителя, Взрослого и Ребёнка. Развитие состояний «Я» происходит в определённом порядке. После рождения ребёнка его восприятие сосредоточено на личных потребностях и комфорте. Почти сразу же появляется состояние «Я» Ребёнка. Следующим развивается состояние «Я» Родителя. Часто оно впервые наблюдается, когда маленький ребёнок играет в родителей, подражая их поведению. Состояние «Я» Взрослого развивается по мере того, как ребёнок старается осмыслить окружающий мир. К восьми годам у ребёнка развивается представление о своей ценности окружающих. Он решает, что означает для него прошлый опыт, и какие роли он собирается играть. Это приводит ребёнка к принятию психологических позиций относительно себя: «Я – хороший, Вы – хорошие», «Я – плохой, Вы – хорошие», «Я – хороший, Вы – плохие» и «Я – плохой, Вы – плохие».

Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно – экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов. Семья в силу глубокой специфичности её воздействия на ребёнка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов. Необходимость семейного воспитания объясняется следующим:

  1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.
  2. Ребёнок больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.
  3. Представляя собой особую малую группу, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребёнка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
  4. Вместе  с тем, семья – неоднородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а также и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребёнку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их. Семья является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых. От неё во многом зависит то, как идёт физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается атмосфера и отношения в семье, то насколько она является «экологической нишей» для своих членов. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни и новым социальным условиям.

  1. Роль и место общественного воспитания в формировании личности ребёнка

    Работа с семьей — важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

  1. установление единства в воспитании детей;
  2. педагогическое просвещение родителей;
  3. изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
  4. ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

      Этой задаче подчинена вся работа, проводимая в дошкольном учреждении с семьей. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Обязанностью воспитателей дошкольного учреждения является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребенке, закономерностях его развития и путях воздействия на него с целью всестороннего гармонического развития, подготовки к обучению в школе. Для этого родителей знакомят с основными проблемами психологии, педагогики, анатомии, физиологии и гигиены. Наряду с теоретическими знаниями они получают некоторые методические знания и умения, например: как руководить играми детей, как отвечать на их вопросы, как осуществлять закаливание и т. д. Родители нуждаются в обучении их основам педагогической техники: как надо разговаривать с ребенком, как распорядиться, предъявить требование к нему, каковы меры его поощрения и наказания и т. д.

Педагогические знания и умения даются родителям на основе понимания ими специфики каждого возрастного периода и учета индивидуальных особенностей детей.

Н. К. Крупская настоятельно советовала работникам дошкольных учреждений не только учить матерей, но и учиться у них. Воспитатель, посещая семьи, беседуя с родителями, наблюдая за детьми, отмечает положительный опыт организации жизни детей в вечерние часы и в выходные дни, умелое влияние на их интересы, поступки. Бывает так, что в одних семьях более успешно осуществляется трудовое воспитание, в других — эстетическое развитие ребенка и т. д. Важно не только увидеть положительное в опыте семейного воспитания, но и поддержать его и на этой основе направить внимание родителей на нерешенные задачи в воспитании ребенка.

  Накопление фактов, свидетельствующих о положительном опыте воспитания детей в лучших семьях, дает основание для обобщающих выводов и рекомендаций для всех родителей. Зная, кто из них успешно решает те или иные задачи воспитания в семье, осуществляет тесное взаимодействие с дошкольным учреждением, воспитатель обеспечивает выступление этих родителей на собраниях, конференциях по обмену опытом семейного воспитания. Положительные примеры из жизни семей воспитанников данного учреждения, группы, используемые педагогом в беседах, делают его аргументы особенно убедительными в глазах родителей.

Для установления единства в воспитании детей в дошкольном учреждении и семье необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, ясли-сад, как организована в нем жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течение дня, какие требования предъявляются к их поведению, какие правила существуют для родителей, чем они обусловлены и т. д.

 Воспитатели и другие работники дошкольного учреждения — заведующая, музыкальный руководитель регулярно рассказывают родителям об организационных и педагогических основах жизни и работы дошкольного учреждения, особо подчеркивая необходимость взаимодействия с семьей. По возможности им надо наглядно показать различные стороны жизни дошкольного учреждения. Уверенность в том, что родители знают и понимают работу, проводимую с детьми в детском саду, служит основанием для предъявления им требования продолжать и закреплять эту работу.

  1. Формы работы детского сада с семьёй

 Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с родителями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Как мы уже говорили,  задачами детского сада являются: установление единства в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей, изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Следовательно,  формами работы детского сада с родителями  детей в дошкольном возрасте будут являться:

  1. Традиционные формы работы;            
  1. Нетрадиционные формы работы.

Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны. К ним относятся:

1. Презентация детского сада

Поступление  ребёнка в детский сад – очень важный момент для каждой семьи. Презентация детского сада – это праздник знакомства новых детей и их родителей с детским садом, коллективом, помещениями, программами, по которым работает детский сад. Основная задача – с первых минут общения вызвать у ребёнка радость, сформировать в сознании родителей положительный образ детского сада, продемонстрировать настрой на взаимодействие и взаимопроникновение в проблемы друг друга. Это мероприятие требует большой подготовки, но приносит огромную отдачу, облегчает процесс адаптации ребёнка к детскому саду, снижает уровень родительских тревог и опасений по поводу пребывания ребёнка в детском саду.

  1. Родительские собрания

Одна из наиболее традиционных форм работы с родителями.  Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.

Правила проведения родительского собрания:

1. Родительское собрание должно быть основательно подготовлено. За две недели до собрания вывесить в вестибюле группы объявление с указанием темы, даты и времени его проведения, подготовить для родителей буклеты с кратким содержанием собрания. Продумать все организационные моменты: от расстановки мебели до возможных вопросов со стороны родителей. Нельзя сажать родителей на детские стульчик, а педагогов и администрацию – на обычные. Общение должно проходить на одном уровне.

2. Предложить родителям приготовить выступление на определённую тему. Организовать присутствие на собрании заведующего, старшего воспитателя, педагогов, работающих с детьми, чтобы придать мероприятию значимость; установить эмоциональный контакт с родителями, продемонстрировать заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей.

3. Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании – активные участники и партнёры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями.

4. Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания.

5. Обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов собрания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребёнка.

3. Семинары и консультации для родителей

Цель семинара и консультации – повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей. Их тематику можно определить, проанализировав родительские потребности и интересы, например путём анкетирования. Консультация и семинары могут проводиться фронтально для группы родителей, которых заинтересовал тот или иной вопрос, или индивидуально. Их цель – помочь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребёнка [21; 7].

4. Наглядный материал

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета.

Информационный стенд для родителей «Визитная карточка детского сада» в холле, на котором представлены следующие сведения:

  1. Лицензия на осуществление образовательной деятельности;
  2. Фамилия, имя, отчество заведующего, часы приёма родителей;
  3. Наименование и телефон вышестоящей организации;
  4. Направления деятельности детского сада: краткая характеристика групп, программ, перечень дополнительных услуг;
  5. Информация о кадрах;
  6. Дипломы и грамоты детского сада.

Информационные стенды в  группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, распространение педагогических знаний.

На стенде могут быть представлены:

  1. Фамилии, имена и отчества всех педагогов, которые работают с детьми этой группы, время, когда они могут побеседовать с родителем о ребёнке;
  2. Режим дня;
  3. Расписание занятий;
  4. План мероприятий на месяц;
  5. Объявления;
  6. Условия проведения конкурсов;
  7. Меню на день;
  8. Словарь добрых слов и выражений;

Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

Содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадёт;

Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей;

Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Буклеты, листовки, памятки

Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней удобное время.

В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада, например по художественно-эстетическому воспитанию, о дополнительных услугах и т.д. Можно использовать фотографии детей и педагогов, стихотворения о детском саде.

Листовки – это короткая информация о конкретном мероприятии, приглашение на открытое занятие и т.п. Желательно, чтобы информационная листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.

Памятки познакомят родителей со сводом определённых правил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, например в вопросах адаптации ребёнка к детскому саду.

Внутренняя газета детского сада посвящается определённой теме, например здоровью детей, игровой деятельности, обучению грамот е, развитию творческих способностей и т.д.

В газете есть постоянные рубрики:

  1. Взрослым о детям;
  2. Консультации специалиста;
  3. Детские новости;
  4. Говорят малыши;
  5. Наши достижения (об успехах детского сада).

Выпуск газеты требует серьёзной работы творческой команды педагогов детского сада, определённых материально-технических затрат. Газета должна выходить регулярно.

5. Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

6. Посещение семьи

Воспитатель своей группы должен посетить семьи своих воспитанников.

Целью посещения семьи воспитанника может быть поддержка успехов ребёнка, развитие контактов с семьёй, изучение опыта семейного воспитания или совместное обсуждение значимых для семьи  и детского сада служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.

7. Дни открытых дверей – это форма взаимодействия с родителями, открывающая дверь в мир детского сада. В этот день коллектив детского сада предъявляет семьям воспитанников свои достижения. Родители (и другие члены семей) знакомятся со службами дошкольного образовательного учреждения; программой его развития и образовательной программой, в соответствии с которой осуществляется воспитательно-образовательный процесс; наблюдают специально организованные занятия с детьми, а также включаются (при поддержки воспитателей) в разнообразную совместную с детьми деятельность. В этот день важно познакомить семьи со сложившейся в детском саду системой просвещения и образования родителей (целями, содержанием, формами, методами работы) и пригласить к взаимодействию в различных образовательных направлениях: физкультурно-оздоровительном, художественно-эстетическом, эколого-краеведческом и др.

«День открытых дверей» актуален в начале цикла взаимодействия детского сада и семьи. По мере того, как детский сад вместе с семьёй будет стремиться к развитию взаимодействий, переходить с одного на другой качественный уровень, «День открытых дверей» преобразуется в постоянные открытые отношения детей, родителей и педагогов.

8. Переписка педагогов и родителей

Очень часто родители спешат на работу, вечером торопятся домой и поэтому беседа воспитателя с родителями как таковой не получается. Кроме того, многие специалисты (психолог, логопед, медсестра) заканчивают свой рабочий день раньше, чем некоторые родители могут забрать своего ребёнка из детского сада. В таких условиях единственной возможностью общения со специалистами становиться письменная форма диалога – записка, личный блокнот (тетрадь), письмо, благодарственное письмо, открытка. Письменное обращение – это не просто исписанный лист бумаги, а руководство к действию для родителей, постоянно находящееся под рукой. Письменное обращение гарантирует конфиденциальность информации о проблемах семьи. Ответ педагога при этом более точен и конкретен, обращён к конкретной семье.

 Записка – это письменное обращение, выраженное в краткой, ласконичной форме. Записка-просьба указывает на потребность в деловом общении по решению различных вопросов. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям воспитанника, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребёнка в детском саду, о любимых занятиях, отношениях со сверстниками и другую важную информацию.

Личный блокнот (тетрадь)- это письменная форма еженедельного обмена информацией между детским садом и семьёй. Такие блокноты (тетради) могут каждый день курсировать между детским садом и семьёй. В них родители могут сообщать воспитателям об успехах ребёнка в разных сферах деятельности, особых семейных событиях (поездках, дне рождении, посещение театра) и др.

Письмо – повествование о трудностях и достижениях в воспитании и обучении ребёнка, о месте и роли родных и чужих взрослых в его развитии. Письмо позволяет передать собственное эмоциональное отношение к тому, что происходит в жизни конкретного ребёнка, связанного с миром семьи и детского сада; поделиться радостями и заботами, посочувствовать, обратиться за помощью.

Благодарственное письмо- это обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении, каких либо мероприятий в детском саду (экскурсий, праздников, акций, конкурсов, мастер-классов), а также за сотрудничество в воспитании и обучении детей.

Открытка – это форма письменного поздравления с достижениями ребёнка, а также с праздниками (в том числе семейными) и профессиональными успехами родителей воспитанников.

Такое разнообразие форм письменного общения воспитывающих взрослых предоставляет обеим сторонам (семье и детскому саду) возможность затронуть различные стороны жизни ребёнка в детском саду и дома. Письменное сообщение воспитателя может быть прочитано дома в семейной обстановке. В его обсуждении принимают участие все члены семьи, проживающие с ребёнком; это позволит эффективно влиять на установление единых требований к дошкольнику дома, а также согласовать их с требованиями общественного воспитания. 

9.  Анкетирование

Одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы детского сада. Анкетирование помогает педагогическому коллективу получить наиболее полную информацию по определённым вопросам, проанализировать её и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. С другой стороны, анкетирование помогает родителям серьёзнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребёнком и др.

Анкетирование давно и прочно вошло в работу детского сада, у такой формы взаимодействия с родителями есть плюсы:

  1. Быстрое получение информации по какой-либо проблеме;
  2. Достоверность информации;
  3. Возможность охватить всех родителей.

Анализируя ответы родителей, педагоги получают информацию о семье, запросах и ожиданиях родителей по отношению к детскому саду, об особенностях ребёнка, о готовности родителей взаимодействовать с педагогами по тем или иным вопросам воспитания, качестве питания и др.

В анкете обязательно должны присутствовать:

  1. Вежливое обращение к родителям;
  2. Краткое вступление с обозначением цели анкетирования;
  3. Вопросы, при необходимости варианты ответов на них;
  4. Благодарность за взаимодействие в конце анкеты.

 Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше  оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого союза  положено единство стремлений, взглядов на воспитательно-образовательный процесс, пути достижения намеченных результатов.

Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся:

1.  Конкурсы и проекты

Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Содержание конкурсов может быть разным. Это могут быть традиционные конкурсы или соответствующие тематике плана работы. При подготовке конкурса необходимо определить цель проведения, участников, состав жюри, критерии оценки, награждение победителей. Необходимо заранее ознакомить родителей с положениями конкурса, дать достаточное количество времени на его подготовку.

Итоги проведения творческих конкурсов могут быть представлены родителям в виде стенгазеты в холле, выставки и др.

Эта интересная форма работы помогает родителям группы лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми

Объявление о проведении конкурса вывешивается в вестибюле группы заранее. Дополнительно каждая семья получает листовку с условиями конкурса.

2. "Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

3. Деловые игры

Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

Примерная структура игры такова:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

4. «Клубы» (семейные)

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими), а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях (например, старшими, опытными - для малышей).

Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьёй. Объединяя разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб предъявляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду.

При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трёх взаимосвязанных моментов: сообщение определённой информации – её ценностная интерпретация – побуждение участников встречи к практическому действию.

5. Вечера вопросов и ответов

Специфическая разновидность клубных встреч. Они могут быть однотемными и многотемными. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течении этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать , распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

6.«Встречи-знакомства»- это встречи, целью которых является разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и знакомство с педагогами, воспитывающими ребёнка в детском саду. Для этого можно использовать специальные методы:

  1. «Выбери дистанцию» (педагог объявляет какой-либо предмет символом обсуждаемой встречи с родителями и ставит его в центре комнаты. Затем предлагает родителям встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать их близость или отдалённость по отношению к теме встречи. Каждый из родителей одной фразой объясняет выбранное им расстояние.
  2. «Ассоциативный ряд» (педагог пишет на висящем в комнате плакате какое-либо слово, служащее стимулом для творческого размышления родителей. Это опорное слово должно иметь непосредственное отношение к тематике встречи с родителями и затрагивать их эмоциональную сферу. Вопросительный знак и второе слово, являющееся пародией на первое, могут быть написаны рядом. Родителям предлагается в отведённое на встрече время продолжить этот ряд, придумывая новые ассоциации. Как правило, родители делают это охотно, не ожидая повторной стимуляции со стороны педагогов).
  3. «Язык фотографий» (педагог раскладывает на полу фотографии, непосредственно связанные с темой встречи. Каждый родитель выбирает одну фотографию и, назвав предварительно свои имя и фамилию, коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него у него в связи с фотографией ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой встречи).
  4. «Зеркало группы» (педагоги  вешают на стену заранее оформленный плакат и просят родителей по очереди представиться. Каждый родитель коротко рассказывает о себе, а педагоги в это время фиксируют его анкетные данные и увлечения на плакате).
  5. «Фамильная символика» (педагоги предлагают каждому родителю нарисовать на визитной карточке около фамилии какой-либо рисунок, изображение или символ, с помощью которого другие участники могли бы лучше запомнить фамилию. В ходе выполнения задания родители могут советоваться и помогать друг другу при рисовании. После того, как каждый участник нарисует свой символ, он поясняет, какая связь существует между нарисованным им символом и фамилией связь) и др. [6; 35]

7. Праздники в детском саду

Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь - с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду.

Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.

Организация семейных праздников - одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач: преодоление препятствий в общении взрослых и детей; развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей; приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов и специалистов.

1.4. Специфика воспитания детей младшего дошкольного возраста. Психофизические особенности детей

Младший дошкольный возраст - не менее важный для всестороннего развития ребёнка период, чем раннее детство. Третий год жизни является переходным этапом в развитии малыша.

Детей 3-4 лет принято называть младшими дошкольниками. Как и любой возраст, этот возраст имеет свои особенности развития. Особенности развития младших дошкольников в том, что в этом возрасте они проявляют особую любознательность по отношению к вещам и событиям. Они горят желанием учиться и изучать. Большинство знаний и навыков они приобретают из игры. В этом возрасте происходит интенсивное развитие речи и самоконтроля.

Младшие дошкольники стремятся подчеркнуть свою независимость от родителей. Они прекрасно формулируют свои нужды и желания.

Особенности развития младших дошкольников также характеризуются развитием страхов: страх перемены мест, страх чего-то нового, страх потери родителей или других важных для ребенка людей. В этом возрасте дети часто переспрашивают, любите ли вы их, хорошие ли они, надолго ли вы уходите и когда вернетесь.

Младшие дошкольники склонны повторять все действия и слова взрослых, независимо от того, отрицательные они или нет. Поэтому очень важно следить за своим поведением в присутствии ребенка. В их общении с другими детьми могут наблюдаться трудности и непонимания, особенно в вопросе деления игрушек. В этом возрасте наблюдается развитие фантазии и воображения и дети часто не могут отделить воображаемое от действительного. Например, у ребенка может появиться воображаемый друг. Детям в этом возрасте необходимо выставлять определенные рамки поведения, преимущественно постоянные.

Социальное и эмоциональное развитие. Детям в этом возрасте необходимо объяснить общепринятые правила поведения и результаты их нарушения.

Эмоции трехлетних детей обычно очень бурные, но быстро меняются на противоположные. Их необходимо учить выражать свои эмоции, говорить о них, делиться.

Интеллектуальное развитие. Младшие дошкольники больше учатся на практике, им необходимы разнообразные виды деятельности и активное участие в них. Необходимо сочетать занятия дома и игры на улице, а также сочетать спокойные и активные игры. В этом возрасте дети могут дольше концентрировать свое внимание на каком-то одном занятие и принимать участие в групповых играх.

Заключение

        Коллективом, играющим в воспитании ребенка младшего дошкольного возраста основную, долговременную и важнейшую роль, является семья. В семье складываются социальные, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. В семье ребёнок получает первые трудовые навыки, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовывать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина. До сих пор в науке нет единого определения семьи. Существуют разные понятия семьи: Семья – это социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Семья является многофункциональной системой.

Семья – это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Семья – это группа людей, сплочённых общей деятельностью, интересами, дружбой, или это просто люди, живущие в одном селении. Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций, важных для общества, необходимых для жизни каждого человека. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семьи. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшее. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой. Рассматривая семью, приходим к выводу, что семья очень многофункциональна и ей присущие такие функции как: репродуктивная (продолжение рода), воспитательная, хозяйственная, функция организации досуга, коммуникативная, центральная функция любви и др.

Семья – первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; это малая социальная группа – первая школа жизни для ребёнка. Родители – его первые учителя. А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего, и больше всего – люди. Из них, на первом месте – родители и педагоги». В семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья, физических качеств ребенка, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.

В основе  взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с родителями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

Существуют следующие формы работы детского сада с родителями в младшем дошкольном возрасте:            

  1. Традиционные формы (это такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны). К ним относятся: презентация детского сада, родительские собрания, семинары и консультации для родителей, наглядный материал, педагогические беседы с родителями, посещение семьи, дни открытых дверей, переписка педагогов и родителей, анкетирование.
  2. Нетрадиционные формы (это педагогические инновации, новые формы работы с родителями). К ним относятся: конкурсы и проекты, «круглый стол» с родителями, деловые игры, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, встречи знакомства, праздники в детском саду.

Таким образом, использование традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.

Список использованной литературы:

  1.  Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога.– М., 2001.
  2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.
  3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни.- М., 1991 .
  4. Дошкольная педагогика / Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина

 М., 1978 г.

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М., 2003.
  2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М., 2007.
  3. Жданов А. Техника семейного воспитания. – Архангельск, 1990.
  4. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.
  5. Кальянова Н.Д. Взаимодействие педагогов и родителей в интересах ребёнка // Семья в современном обществе (сб. тезисов III окруж. конференции психологов).  Н – Мар, 2007. с. 7-11.
  6. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности // Воспитание школьников.- 1998. - № 4.- с.2-5.
  7. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.
  8.  Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2004.
  9.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2008.
  10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.
  11. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988.
  12. Медведева О.Е. К вопросу организации взаимодействия учителя с семьёй ребёнка // Семья в современном обществе (сб. тезисов III окруж. конференции психологов). Н – Мар, 2007. с.11-15
  13.  Метёнова Н.М. Родительское собрание в детском саду. – Ярославль, 2000.
  14. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2001.
  15.  Мухина В.С. Возрастная психология.- М., 1999.
  16. Немов Р.С. Психология. – М.,1995.
  17.  Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – М., 2008.
  18. Педагогическая психология/ Под ред. Н. В. Клюевой. – М., 2003.
  19. Плотниекс И. Психология в семье. – М., 1991.
  20. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ Под ред. Е.Г. Силаевой. – М.,2002.
  21. Радугин А.А. Психология и педагогика. – М., 1999.
  22. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
  23. Соколова В.Н., Юнфович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М., 1991.
  24. Социальная педагогика / Под  ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
  25. Толковый словарь современного русского языка. / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М. 2001
  26. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьёй.- М.,1996.
  27. Фромм А. Азбука для родителей. – М., 1994.
  28. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – СПб., 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование традиционных и нетрадиционных форм обучения в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Формирование элементарных математических представлений у  детей будет эффективным при выполнении следующих педагогических условий: - компетентности педагогов и родителей в области математиче...

Консультация для родителей "Использование традиционных и нетрадиционных методов работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Прививая родителям привычку совместного семейного досуга, преследуется цель увеличения времени общения с детьми, за счет чего у детей быстрее формируется связная развитая речь....

Нетрадиционные формы работы детского сада с родителями

Презентация для педагогов по теме "Нетрадиционные формы работы детского сада с родителями"...

Традиционные и нетрадиционные формы и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Эффективность воспитания и обучения зависит от правильно подобранных методов и средств, а также от формы организации педагогического процесса....

«Нетрадиционные формы работ детского сада с семьей в вопросах укрепления здоровья дошкольников»

Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических способностей, вы...

Традиционные и нетрадиционные формы работы в ДОУ с родителями

Доклад "Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ...

Нетрадиционные формы работы детского сада с семьей в вопросах укрепления здоровья дошкольников

Охрана здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее   важных проблем образования. И лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть об...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Очень интересный материал. Даны отличные мероприятия. Разнообразные формы работы с родителями очень доступно описаны.