Консультация для родителей "Использование традиционных и нетрадиционных методов работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)

Рудакова Анастасия Андреевна

Прививая родителям привычку совместного семейного досуга, преследуется цель увеличения времени общения с детьми, за счет чего у детей быстрее формируется связная развитая речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по художественно- эстетическому и социально-личностному

Развитию детей № 21 « Искорка», г. Бердск

Консультация для родителей

«Использование традиционных и нетрадиционных методов работы по развитию связной речи с детьми дошкольного возраста»»

Подготовила

Воспитатель:

Рудакова А.А.

город Бердск


Дошкольный возраст – это тот период, в который ребенку очень важно овладеть родным языком. Приобретая навыки владения родным языком, овладевая связной речью ребенок подготавливается к успешному обучению в школе.

В методике развития речи детей выделяют следующие задачи:

- Обогащение словаря детей;

- Формирование грамматического строя речи;

- Владение культурой речепроизношения;

- Формирование разговорной речи в диалоге;

- Обучение монологической речи;

- Ознакомление детей с художественной литературой;

- Подготовка детей к обучению грамоте.

Чтобы научить детей связно и понятно излагать свои мысли, делиться накопленными переживаниями, нужно использовать как традиционные методы обучения, так и современные.

Специалисты выделяют два типа связной речи: диалогическую и монологическую.

К традиционным методам относятся диалог – разговор и  беседа, которая является основной формой речевого общения со сверстниками.

Обучение речи может происходить как в свободном общении так и в ходе занятий.

Беседа также может быть подготовленной или неподготовленной (беседа во время умывания, прогулки, игры и т.д.)

Подготовленной беседа называется потому, что перед занятием ставятся такие ситуации, когда внимание оказывается привлеченным к тем явлениям из окружающего мира, которые будут темой предстоящей беседы, она должна быть знакома детям. 

Говоря о традиционных методах нельзя забывать о пересказе, играх-драматизациях, дидактических играх-упражнениях, театрализованных игах, сюжетно-ролевых играх и других видов игр с речевым содержанием.

Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и инновационные комбинированные методы обучения:

-Мнемоника (наглядное моделирование);

-ТРИЗ;

-Постановка проблемного вопроса;

-Прием «ИЗОсказка».

Остановлюсь более подробно на следующих нетрадиционных методиках, которые наиболее близки мне в работе с дошкольниками: мнемотехника (мнемоника), ИЗО-сказка.

 Они включаются в организованную образовательную деятельность и знакомят детей с окружающим миром, развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, то есть познавательные процессы.

Мнемотехника и мнемотаблицы

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Прием «ИЗО-сказка» или придумывание книжек-малышек

Книги, разные по форме и настроению, помогают формирование у детей связной речи и воображения. Содержанием этой книги станут рассказы и фантазии детей о том, что с ним произошло.
В книге «пожеланий» ребенок высказывает свои сокровенные мечты. Книга должна быть красочно оформлена рисунками, зарисовками родителей. 
«Семейная книга» - в ней можно поместить фотографии семьи, ее традиции, семейные праздники. Каждая семья становится автором книги, рассказывающей о ее увлечениях, профессиональных достижениях. 
Варианты книг:
1. Книга кулинарных рецептов «Богатырский завтрак»
2. Книга загадок.
3. Книга праздничных дней.
4. Книга желаний.
5. Книга летних путешествий.
6. Семейная книга.
7. Книга страшилок.
8. Открытая книга (забавные высказывание, ситуации).
9. Книга «Если б я был зайчонком», «цветочком» и т.д.
10. Тематические книги «Океан», «Люди», «Звери» и т.д.
Книги помогают детям рассказывать и делиться впечатлениями о жизни, раскрыть свой внутренний мир, развивают связную речь и творческие способности детей, что важно для успешного развития личности ребенка в жизни.

Что из себя представляет этот прием в первой младшей группе? Воспитатель рассаживает малышей в кружок за столом. Берет себе и дает каждому ребенку несколько небольших кусочков пластилина. В ходе рассказывания сказки, быстрыми движениями способом вытягивания лепит сама и предлагает детям лепить вместе с ней сказочных героев.

Когда у детей формируются элементарные навыки в рисовании (вторая половина года) воспитатель прием ИЗОСКАЗКА начинает использовать в сочетании сказка-рисунок. По той же схеме. При использовании приема ИЗОСКАЗКА воспитатель не обращает внимание на технику рисования или лепки, эта детская деятельность служит для развития мелкой моторики.

Со средней группе прием ИЗОСКАЗКА можно использовать в сочетании с настольными играми типа «Жили-были», «Сказочный калейдоскоп», «Придумай сказку» и т. п. В ходе таких игр дети придумывают сюжет сказки, одновременно прорисовывая и озвучивая его.

Включая родителей в совместную работу с детьми мы, таким образом, обеспечиваем преемственность между семьей и детским садом по вопросу развития речи  детей.

Мне очень хочется, чтобы в семьях моих воспитанников всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы родители всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о них.

Прививая родителям привычку совместного семейного досуга, преследуется цель увеличения времени общения с детьми, за счет чего у детей быстрее формируется связная развитая речь.

Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, их родителей.  а когда данная деятельность приносит ощутимый видный результат – это интересно и увлекательно вдвойне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ....

"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи"....

«Вариативное использование нетрадиционных методов и приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...

в 2019г. на РМО был представлен опыт работы по теме: Использование игрового парашюта в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста

Дидактическое пособие «Игровой парашют», используемый мною в работе с детьми  среднего дошкольного возраста имеет   ряд  положительных причин для начала работы с ним:...

Консультация для педагогов на тему " Эффективные методы работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Консультация для педагогов на тему " Эффективные методы работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста"...