Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кордупова Нина Вениаминовна

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»

Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению, качественно отличаются от сверстников. Такой подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя это понимание вполне допустимо, и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел. Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Вне зависимости от содержания, вкладываемого в понятие «одаренность», а так же методики её диагностики, существование данной группы людей определяется статистически.
В психологии и педагогике, кроме одаренных, принято выделять категорию высокоодаренных детей. Иной аспект проблемы высвечивается при использовании слов «одаренность» и «дети» в ином сочетании – «детская одаренность». Произнося его, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже ни как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени.

Таким образом, рядом с термином «одаренные дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – «детская одаренность». И в соответствии с этим, в педагогической теории и практике возникают 2 глобальные, вырастающие из 1-го корня задачи:

 – разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;

– разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка.

Поэтому разработка концепции одаренности важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом. И в этом смысле она интересна как базовая проблема, как фундамент для дальнейшей разработки не только методик диагностики и прогнозирования развития, но так же и целей, принципов, содержания, форм и методов образовательной деятельности.

Существуют разные точки зрения по вопросу: Кого считать одаренными детьми? Ответ на этот вопрос должна давать теория одаренности. Но в жизни и в педагогической практике сказывается всё сложнее: во-первых, представления о концепции одаренности у разных педагогов различны, и, во вторых, существуют культурно-образовательные традиции, которые меняются не так быстро, как разрабатывается теория.
Ранее было упомянуто, что «одаренный ребенок» – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Это определение точно характеризует суть явления, однако остается неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь.

Известный специалист в области детской одаренности Н.С.Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными:

1.                дети с высоким IQ;

2.                дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности,

3.                дети с высокой креативностью (способностью к творчеству).

Другой специалист в области психологии интеллекта, М.А.Холодная, утверждает, что таких категорий должно быть шесть: сообразительные, блестящие ученики, креативы, компетентные, талантливые, мудрые. Последний список излишне дифференцирован, но, наверное, в теории возможно и еще более тонкое и дробное деление. Несложно заметить, что реально принято выделять обычно 3 категории, названные Н.С.Лейтесом, и ещё 1 не отмеченную им – это академическая одаренность. Таким образом, одаренными чаще всего называют:

§     детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);

§     детей с высоким уровнем творческих способностей;

§     детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;

§     детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);

Виды одаренности.

Согласно определению одаренности, индивиды могут отличаться актуальными или потенциальными возможностями в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в области общения (лидерства) и в области психомоторики.

Одни авторы пытаются рассматривать конкретные виды деятельности, в которых проявляются незаурядные способности ребенка (математика, музыка, живопись). В соответствие с этим дифференцируют математическую, музыкальную и др. виды одаренности. Другие исследователи анализируют способности более общего плана, не связанные столь тесно с различными формами профессиональной деятельности. Дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность.

1.                Психомоторные тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестезически – моторной и зрительномоторной координацией. Стандартизованные тесты на перцептивно-двигательное развитие позволяет оценивать различные параметры моторного развития: темп, ритм, координацию движений, скорость реакции.

2.                Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта.

3.                Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами (математикой, естествознанием) используют стандартные тесты достижений.

4.                Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренности используется многочисленные стандартизованные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей.

5.                Духовная одаренность связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. Эта важная отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития.

6.                Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструкциями, на которых базируется само понимание творчество.

7.                Помимо этих видов одаренностей Роберт Стенберг, психолог из Йельского университета, обсуждает «практическую одаренность», которая столь редко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще.

Люди, которые с успехом применяют интеллект к окружающей действительности, не обязательно отличаются в работе с абстрактными понятиями, и академические способности не всегда способствуют проявлению их интеллекта. Ключевой особенностью практической одаренности Р. Стенберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

 

Нормативно-правовая база  работы с одаренными детьми

·                     Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

·                     Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

·                     Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации”;

·                     Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;

·                     Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

 

 

1. Теоретическое обоснование. В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти исследования выделили виды одаренности, которые приведены ниже в таблице №1

Таблица №1.

Виды различий

Виды одаренности

По широте проявлений

Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)

Специальная одаренность

По типу предпочитаемой деятельности

творческая;

академическая;

психомоторная

коммуникативная

По интенсивности проявлений

повышенная способность к обучению (способные);

одаренные;

высокоодаренные (талантливые)

По темпу психического развития

С нормальным темпом психического развития;

Со значительным опережением возрастного темпа развития

По возрастным особенностям проявления

стабильная;

приходящая (возрастная)

 

Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны на схеме №1 и в таблице 2.

 

 

 Схема №1. «Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»

 Таблица 2.

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

 

 

 Список литературы

 

 

1.                Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004

2.                Белова, Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.

3.                Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005

4.                Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.

5.                Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии 1966. № 6. С.80–91.

6.                Гильбух, Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев. 1993.

7.                Доровской, А.И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г.

8.                Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.

9.                исследование. Томск. 1999.

10.           Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996

11.           Кулемзина, А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое

12.           Лейтес, Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.

13.           Личностно-оринтированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие). Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. М.: Вузовская книга. 2001 – 131с.

14.           Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.

15.           Одаренные дети. Бурлинская Г.В., Слуцкий В.М. М.: Прогресс, 1991. – 376 с. //Общ. Ред. Г.В.Бурлинской и В.М.Слуцкого; Предисловие В.М. Слуцкого.

16.           Одаренный ребенок /под ред. О.М. Дьяченко – М; 1997 г.

17.           Программа Л.А. Венгера  «Одарённый ребёнок» (основные положения) – 1995 г.

18.           Психология общих способностей. Дружинин В.М. Спб.: питер, 2007. – 368сю – 3-е изд.

19.           Психология одаренности детей и подростков /под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина /Под ред. Лейтеса Н.С. учебное пособие для студентов  высших и среднеспециальных учебных заведений. Изд. 2-е, пераб., доп., – М; АСАДЕМА. – 2000 г.

20.           Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.

21.           Психология одаренности: от теории к практике /под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.

22.           Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: педагогика, 1986. – 224 с. /Под ред. Л.А.Венгера /Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.

23.           Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. О.М. Дьяченко, Булычевой  А.И. – 1996 г.

24.           Рибо, Т. Творческое воображение. Спб.: Эрлих, 1901.

25.           Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.

26.           Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в  школе – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.

27.           Семенов, И.Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 1994. №1. С. 56-64.

28.           Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.

29.           Шадриков, В.Д. Способности и интеллект человека. – М.: Издательство Современного  гуманитарного университета, 2004. – 188 с.

30.           Юркевич, В.С. Одаренный ребенок. – М. 1999.

31.            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost.docx78.67 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»

Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению, качественно отличаются от сверстников. Такой подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя это понимание вполне допустимо, и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел. Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Вне зависимости от содержания, вкладываемого в понятие «одаренность», а так же методики её диагностики, существование данной группы людей определяется статистически.
В психологии и педагогике, кроме одаренных, принято выделять категорию высокоодаренных детей. Иной аспект проблемы высвечивается при использовании слов «одаренность» и «дети» в ином сочетании – «детская одаренность». Произнося его, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже ни как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени.

Таким образом, рядом с термином «одаренные дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – «детская одаренность». И в соответствии с этим, в педагогической теории и практике возникают 2 глобальные, вырастающие из 1-го корня задачи:

 – разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;

– разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка.

Поэтому разработка концепции одаренности важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом. И в этом смысле она интересна как базовая проблема, как фундамент для дальнейшей разработки не только методик диагностики и прогнозирования развития, но так же и целей, принципов, содержания, форм и методов образовательной деятельности.

Существуют разные точки зрения по вопросу: Кого считать одаренными детьми? Ответ на этот вопрос должна давать теория одаренности. Но в жизни и в педагогической практике сказывается всё сложнее: во-первых, представления о концепции одаренности у разных педагогов различны, и, во вторых, существуют культурно-образовательные традиции, которые меняются не так быстро, как разрабатывается теория.
Ранее было упомянуто, что «одаренный ребенок» – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Это определение точно характеризует суть явления, однако остается неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь.

Известный специалист в области детской одаренности Н.С.Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными:

  1. дети с высоким IQ;
  2. дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности,
  3. дети с высокой креативностью (способностью к творчеству).

Другой специалист в области психологии интеллекта, М.А.Холодная, утверждает, что таких категорий должно быть шесть: сообразительные, блестящие ученики, креативы, компетентные, талантливые, мудрые. Последний список излишне дифференцирован, но, наверное, в теории возможно и еще более тонкое и дробное деление. Несложно заметить, что реально принято выделять обычно 3 категории, названные Н.С.Лейтесом, и ещё 1 не отмеченную им – это академическая одаренность. Таким образом, одаренными чаще всего называют:

  • детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);
  • детей с высоким уровнем творческих способностей;
  • детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;
  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);

Виды одаренности.

Согласно определению одаренности, индивиды могут отличаться актуальными или потенциальными возможностями в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в области общения (лидерства) и в области психомоторики.

Одни авторы пытаются рассматривать конкретные виды деятельности, в которых проявляются незаурядные способности ребенка (математика, музыка, живопись). В соответствие с этим дифференцируют математическую, музыкальную и др. виды одаренности. Другие исследователи анализируют способности более общего плана, не связанные столь тесно с различными формами профессиональной деятельности. Дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность.

  1. Психомоторные тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестезически – моторной и зрительномоторной координацией. Стандартизованные тесты на перцептивно-двигательное развитие позволяет оценивать различные параметры моторного развития: темп, ритм, координацию движений, скорость реакции.
  2. Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта.
  3. Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами (математикой, естествознанием) используют стандартные тесты достижений.
  4. Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренности используется многочисленные стандартизованные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей.
  5. Духовная одаренность связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. Эта важная отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития.
  6. Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструкциями, на которых базируется само понимание творчество.
  7. Помимо этих видов одаренностей Роберт Стенберг, психолог из Йельского университета, обсуждает «практическую одаренность», которая столь редко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще.

Люди, которые с успехом применяют интеллект к окружающей действительности, не обязательно отличаются в работе с абстрактными понятиями, и академические способности не всегда способствуют проявлению их интеллекта. Ключевой особенностью практической одаренности Р. Стенберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Нормативно-правовая база  работы с одаренными детьми

  • Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
  • Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
  • Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации”;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
  • Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

 

 

1. Теоретическое обоснование. В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти исследования выделили виды одаренности, которые приведены ниже в таблице №1

Таблица №1.

Виды различий

Виды одаренности

По широте проявлений

Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)

Специальная одаренность

По типу предпочитаемой деятельности

творческая;

академическая;

психомоторная

коммуникативная

По интенсивности проявлений

повышенная способность к обучению (способные);

одаренные;

высокоодаренные (талантливые)

По темпу психического развития

С нормальным темпом психического развития;

Со значительным опережением возрастного темпа развития

По возрастным особенностям проявления

стабильная;

приходящая (возрастная)

 

Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны на схеме №1 и в таблице 2.

Виды одаренности


 

 Схема №1. «Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»

 Таблица 2.

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию


 Список литературы

  1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004
  2. Белова, Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.
  3. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
  4. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
  5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии 1966. № 6. С.80–91.
  6. Гильбух, Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев. 1993.
  7. Доровской, А.И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г.
  8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
  9. исследование. Томск. 1999.
  10. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996
  11. Кулемзина, А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое
  12. Лейтес, Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
  13. Личностно-оринтированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие). Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. М.: Вузовская книга. 2001 – 131с.
  14. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
  15. Одаренные дети. Бурлинская Г.В., Слуцкий В.М. М.: Прогресс, 1991. – 376 с. //Общ. Ред. Г.В.Бурлинской и В.М.Слуцкого; Предисловие В.М. Слуцкого.
  16. Одаренный ребенок /под ред. О.М. Дьяченко – М; 1997 г.
  17. Программа Л.А. Венгера  «Одарённый ребёнок» (основные положения) – 1995 г.
  18. Психология общих способностей. Дружинин В.М. Спб.: питер, 2007. – 368сю – 3-е изд.
  19. Психология одаренности детей и подростков /под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина /Под ред. Лейтеса Н.С. учебное пособие для студентов  высших и среднеспециальных учебных заведений. Изд. 2-е, пераб., доп., – М; АСАДЕМА. – 2000 г.
  20. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
  21. Психология одаренности: от теории к практике /под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.
  22. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: педагогика, 1986. – 224 с. /Под ред. Л.А.Венгера /Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.
  23. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. О.М. Дьяченко, Булычевой  А.И. – 1996 г.
  24. Рибо, Т. Творческое воображение. Спб.: Эрлих, 1901.
  25. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
  26. Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в  школе – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.
  27. Семенов, И.Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 1994. №1. С. 56-64.
  28. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
  29. Шадриков, В.Д. Способности и интеллект человека. – М.: Издательство Современного  гуманитарного университета, 2004. – 188 с.
  30. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок. – М. 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одаренность. Диагностика детской одаренности.

  В настоящее время проблема детской одаренности достаточно актуальна. В данной статье рассматривается понятие "одаренности", особенности развития одаренных детей, а также диагностика....

Инновационный проект «Одаренные малыши». Создание условий по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет на базе ДОО.

Проект создан для реализации в детском саду. Проект предусматривает дополнительное образование одаренных дошкольников от 3-6 лет в кружках, студиях, секциях по программам руководителей дополнительного...

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

 Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Доклад «Одаренность. Признаки детской одаренности»

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных за...


 

Комментарии

Ходаренкова Екатерина Викторовна

возьму на заметку