Инновационный проект «Одаренные малыши». Создание условий по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет на базе ДОО.
проект на тему

Гонтова Ольга Яковлевна

Проект создан для реализации в детском саду. Проект предусматривает дополнительное образование одаренных дошкольников от 3-6 лет в кружках, студиях, секциях по программам руководителей дополнительного образования, разработанных в соответствии с психолого-педагогическим сопровождением.

В проекте рассматривается проблема создания условий по работе с одаренными дошкольниками, выявлению, поддержке и сопровождению детей с общей (универсальной) способностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный проект «Одаренные малыши».

Создание условий по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет на базе ДОО.

Разработчик Проекта Гонтова О. Я., старший воспитатель МАДОУ ЦРР – детского сада «Аленушка».

Паспорт проекта «Одаренные малыши»

  1. Аннотация проекта
  2. Обоснование актуальности Проекта
  3. Цели и задачи Проекта
  4. Целевые группы, на которые направлен Проект
  5. Ожидаемые результаты Проекта
  6. Критерии оценки эффективности проекта
  7. Этапы и сроки реализации Проекта
  8. Перспективный план мероприятий по реализации Проекта
  9. Факторы риска
  10. Ресурсное обеспечение Проекта
  11.  Статьи расходов

Аннотация проекта

Инновационный проект «Одаренные малыши». Создание условий по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет на базе ДОО. Проект создан для реализации в МАДОУ ЦРР – детском саду «Аленушка». Проект предусматривает дополнительное образование одаренных дошкольников от 3-6 лет в кружках, студиях, секциях по программам руководителей дополнительного образования, разработанных в соответствии с психолого-педагогическим сопровождением.

В проекте рассматривается проблема создания условий по работе с одаренными дошкольниками, выявлению, поддержке и сопровождению детей с общей (универсальной) способностью.

Основные цели: Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Повышение профессиональной компетентности руководителей дополнительного образования при введении системы работы с одарёнными детьми.

После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты: создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации; обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов; стимулирование мотивации развития способностей; создание индивидуального «образовательного маршрута» одаренного ребенка; увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью; создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей; трансляция опыта работы  и разработки методических рекомендаций для воспитателей ДОО, руководителей дополнительного образования для работы с одаренными детьми через оформление печатных, электронных изданий; создание  портфолио «Достижения» одаренных малышей.

Обоснование актуальности Проекта

Детская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить — величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия — одаренных детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.

Но где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно - в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал и одаренных детей, и тех, кто к этому разряду не отнесен. Роль педагогов в этом процессе является одной из решающих.

Вопрос об общей и специальной одаренности в педагогическом плане имеет важный возрастной аспект. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) должна рассматриваться и развиваться как некая общая, универсальная способность. А с  возрастом эта универсальная способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.

Реальная одаренность ребенка, та, с которой сталкиваемся мы в повседневной жизни, зависит не только от того, что даровано этому ребенку природой, но и от того, в какой среде он растет, какое получает образование, как сам заботится о развитии своего потенциала.

Поэтому современная психология утверждает, что дар существует лишь в динамике, в постоянном движении, в развитии, а потому умственный потенциал ребенка непрерывно меняется. Нам нужно не упустить этот важный момент.

В чем смысл работы с одаренными детьми? Необходимо способствовать развитию каждой личности; довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня; способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования. Чтобы ребенок в дальнейшем смог стать высоким профессионалом, то стоит задуматься о том, какое дополнительное образование ему необходимо.

Проблема одаренности в настоящее время становиться все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Дошкольный возраст самый благоприятный период для начала развития всего многообразия способностей. При этом необходимо понимать, что у ребенка развиваются только те способности, для которых имеются стимулы и условия. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.

Чтобы решить данные проблемы необходимо создать условия для проявления общих способностей дошкольников, разработать систему выявления детской одаренности, систему работы с данной категорией детей. Но чтобы создать данную систему, нужны профессионально подготовленные педагоги по работе с детьми с повышенными способностями.

В связи с этим ДОО необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, оказания адресной поддержки каждому одаренному ребенку, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики  интеллектуально-творческой одаренности ребенка.

Инновационный Проект  «Одаренные малыши» нацелен на развитие интеллектуально-творческой личности и имеет направления развития:

  • познавательных способностей дошкольников на основе соответствующих кружков дополнительного образования «Интеллектуальный лидер»;
  • творческих способностей: вокальных, музыкальных, изобразительных, драматических;
  • спортивных способностей детей на базе спортивной секции;
  • Направление работы «Отдел конкурсов». В отделе конкурсов собирается  вся информация о конкурсах (международных, российских, республиканских, районных), соревнованиях, концертах, спектаклях. Разрабатываются проекты собственных конкурсов и других форм работы с одаренными дошкольниками. Ведется подготовка участников.

Работа кружков, студий, секций проходит один раз в неделю от 15-25 минут (в зависимости от возраста детей) в виде различных интеллектуально-развивающих игр, продуктивной деятельности, музыки, спортивных игр и др. Обучение одаренных детей осуществляется в единой системе общего и дополнительного образования на основе взаимосвязи.

Цели и задачи Проекта

Основные цели:

1. Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

2. Повышение профессиональной компетентности руководителей дополнительного образования при введении системы работы с одарёнными детьми.

Основные задачи:        

  • Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
  • Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных детей на основе дифференцированного обучения, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
  • Подготовка и повышение квалификации кадров работающих  с одаренными детьми;
  • Разработка нормативно-правового обеспечения.

Целевые группы, на которые направлен Проект

  • Дошкольники (3-6 лет);
  • Руководители  дополнительного образования;
  • Педагог-психолог;
  • Родители.

Ожидаемые результаты Проекта

После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • проведение конкурсов, турниров, театральных постановок и др.;
  • создание индивидуального «образовательного маршрута» одаренного ребенка;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей;
  • трансляция опыта работы  и разработки методических рекомендаций для воспитателей ДОО, руководителей дополнительного образования для работы с одаренными детьми через оформление печатных, электронных изданий;
  • создание  портфолио «Достижения» одаренных малышей.

Критерии оценки эффективности проекта

Показатели и способы:

  1. Уровень сформированности ключевых компетенций одаренных дошкольников (психолого-педагогический мониторинг)
  2. Количественные показатели состояния системы дополнительного образования (достижения одаренных дошкольников)
  3. Удовлетворенность родителей (опрос)

Этапы и сроки реализации Проекта 2012-2015 гг.

Организационный этап (2012 - 2013 гг.)

Вид активности

I

Разработка системы выявления и поддержки одаренных детей;

II

Создание условий по работе с одаренными дошкольниками;

III

Создание постоянно-действующей переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Этап реализации

(2013-2014 гг.)

Вид активности

I

Непосредственная работа с одаренными дошкольниками в кружках, студиях, секциях в рамках дополнительного образования.

Совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми.

Отбор среди различных систем тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления инициативности и творчества.

Организация и проведение конкурсов, турниров, соревнований, театральных постановок  и др. в ДОО и участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах.

II

Психолого- педагогическая поддержка одаренных детей.

Завершающий этап

(2014-2015 гг.)

Вид активности

I

Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов;

II

Определение проблем, возникших  в ходе реализации Проекта, путей  их решения;

III

Составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.

Перспективный план мероприятий по реализации Проекта

№ п/п

Мероприятия

Срок реализации

Ответственные

1

Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми

2012 - 2013

Заведующая

2

Разработка инновационного проекта «Одаренные малыши»

2012-2013

Ст. воспитатель

3

Организация развивающей предметно-пространственной среды (гибкое использование учебного помещения)

2012-2013

Заведующая, ст. воспитатель

4

Формирование системы дополнительного образования по работе с одаренными детьми:

  • организация работы кружков, студий творческой направленности: «Акварелька», «Улыбка», «Кукляндия», «Музыкальные инструменты»;
  • организация работы кружков познавательной  направленности: «Звуковая мозаика», «Считай-ка», «Развивай-ка», «Связная речь», «Веселая клеточка», «Письмо»; «Волшебный квадратик», «Школа умной Совушки»
  • организация работы спортивной секции «Здоровячки»

2012-2013

Заведующая,

ст. воспитатель, педагог-психолог, руководители дополнительного образования

5

Формирование системы выявления и поддержки одаренных детей

2012-2015

Педагог-психолог, руководители дополнительного образования

6

Проведение внутри детского сада конкурсов детского художественного творчества, турниров шашечников, КВН, викторины, интеллектуальные шоу познавательной, умственной  направленности, постановки театрализованных представлений, спортивные мероприятия.

Участие в районных, республиканских, российских и международных конкурсах:

  • турнир способностей «РостОК»,
  • Всероссийская олимпиада для дошкольников,
  • «Мастер оригами»,
  • «Гербарий»,
  • «Я бы в космос полетел»,
  • «Безопасная дорога»,
  • «Флора и фауна»,
  • «Дошкольная пора»,
  • «Мечтай, исследуй, размышляй» и  др.

2012-2015

Ст. воспитатель

7

Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение педагога-психолога новым образовательным технологиям и методикам обучения, использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми, включая

  • БРИОП;
  • БРПК;
  • дистанционные

модульные курсы;

  • дистанционные очно-заочные курсы;
  • семинары;
  •  круглые столы по теме;
  • конференции и др.

2012-2015

Заведующая

8

Разработка нормативно-правовой базы по материальной поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми, обеспечение премий и других видов морального и материального поощрения

2012-2015

Заведующая

9

Создание планов, программ и методических материалов для организации образовательного процесса в системе повышения квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми

2012-2015

Ст. воспитатель

10

Организация мониторинга состояния работы с одаренными детьми

2012-2015

Педагог-психолог

11

Участие педагогов в

  • конкурсах «Воспитатель года»,
  • в выставках идей педагогического мастерства по проблеме одаренных дошкольников и др.

2012-2015

Заведующая

12

Создание сборника творческих работ победителей конкурсов

2015

Ст. воспитатель

13

Создание  портфолио «Достижения» одаренных малышей

2012-2015

Руководители дополнительного образования

14

Информационная поддержка победителей и призеров конкурсов, соревнований средствами

  • газеты ДОО «Смайлик»,
  • Кабанского TV,
  • муниципальных СМИ

2012-2015

Ст. воспитатель

15

Интеграция общего и дополнительного образования

2012-2015

Заведующая,

ст. воспитатель

16

Изучение, обобщение  и распространение передового педагогического опыта по направлению «Одаренные малыши».

Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

2014-2015

Ст. воспитатель

Факторы риска

Факторы риска

Минимизация факторов риска

1

Для организации дополнительного образования  нужны дополнительные помещения и определенный график руководителей дополнительного образования

График работы руководителей дополнительного образования с одаренными малышами составить в соответствии с нормами СанПин.

Для работы кружков, секций, студий высвободить помещения в соответствии с режимом пребывания дошкольников в ДОО:

  • Музыкальный зал;
  • Спортивный зал;
  • Изостудия «Акварелька»;
  • Театральная студия «Сказка»;
  • Кабинет педагога-психолога;
  • Кабинет учителя-логопеда;
  • Кабинет музыкальных руководителей.

2

Сопротивление отдельных педагогов нововведениям

Использовать возможности по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную деятельность.

3

Образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения

Привлечение специалистов извне за счет ДОО, специалистов и методистов РИМЦ МКУ «Районное управление образования»

4

Родители с высоким образовательным статусом чаще недооценивают одаренность своих детей, а родители с низким образовательным статусом её часто переоценивают.

Привлечение родителей к проблеме одаренности их детей через посещение мероприятий дополнительного образования, консультирования родителей, организация занятий для родителей по методикам раннего обучения дошкольников, участие в родительских собраниях, семинарах по данной теме

5

Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью.

Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

Ресурсное обеспечение Проекта

Нормативно-правовые:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
  • Конвенции о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  • ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155;
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Национальная образовательная инициатива Наша новая школа на период до 2020 года;
  • Постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002г.";

Научно-методические:

  • Формирование инициативной группы по реализации Проекта в ДОО;
  • Разработка механизмов, критериев и показателей оценки результативности реализации Проекта;
  • Внедрение системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей.
  • Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

Кадровые:

  • Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов, участвующих в реализации Проекта;
  • Привлечение необходимых специалистов извне.

Финансовые:

Статьи расходов

Средства

1

Подготовка и переподготовка педагогических кадров

Местный бюджет;

Внебюджетные средства:

  • оказание в ДОО дополнительных платных образовательных услуг,
  • участие в грантах,
  •  привлечение спонсорской помощи от организаций
  • привлечение спонсорской помощи от частных лиц

2

Приобретение методической литературы по развитию и сопровождению одаренных дошкольников

3

Приобретение методик диагностики детской одаренности для педагогов

4

Приобретение методик диагностики детской одаренности для родителей

5

Приобретение дидактических игр и игрушек, канцтоваров, детской литературы

6

Приобретение детских музыкальных инструментов, пюпитра, стойки для микрофона

7

Приобретение спортивного инвентаря, детских тренажеров

8

Приобретение сценических костюмов, кукол для кукольного театра, изготовление декораций

9

Участие детей в конкурсах районного, республиканского, российского, международного уровней

10

Поощрение детей за участие в конкурсах внутри детского сада

11

Стимулирование педагогов за инновационную деятельность при работе с одаренными детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ» Консультация

Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности  ДОУ...

ТЕМА: «ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ» Консультация

В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели. Зная, что талантливая моло...

Организация работы по созданию условий, выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в детском саду «Улыбка».

Организация работы   по созданию условий, выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в детском  саду «Улыбка».Детская одаренность — одно из самых интересных ...

Презентация и отчёт. Анализ работы муниципальной инновационной площадки «Система выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей» организованной на базе МКДОУ ХМР«Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.Задачи программы:1.Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей, поиск и...

Создание эффективной модели выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей

Создание эффективной модели выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей...

Особенность организации работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в ДОО

Особенность организации работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в ДОО...