Приобщение детей к истокам русской народной культуры
рабочая программа (средняя группа) на тему

Гончарова Людмила Владимировна

Рабочая  программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое  и  художественно–эстетическое воспитание детей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение

 «Детский сад №6 - Центр развития ребенка» Московской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА О.Л. КНЯЗЕВОЙ

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

г. СЕРГИЕВ ПОСАД

2016 год


Пояснительная записка

Рабочая  программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое  и  художественно–эстетическое воспитание детей.  

В основу данной  рабочей  программы  заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная   рабочая  программа  «Истоки» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Занятия расположены от простого к сложному.

Программа рассчитана на детей с 4 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

        Программа предусматривает ознакомление дошкольников  с народными промыслами России и включает в себя знакомство  с  обычаями,  традициями,  трудом   русского народа  по  народному  календарю,  с  поэтическим  народным творчеством.  Воспитывать   интерес   к  народной   культуре,  устному  народному  творчеству,  народной  музыки,  народным   играм   и  промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.


Актуальность программы

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Программа знакомства ребёнка с   основами русской  народной  культуры опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.


Целью данной программы является:

Ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
  • Освоение историко – культурного наследия Росси через  памятные даты   народного  календаря;
  • Знакомство  с обычаями  и  традициями  обрядовых  праздников;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
  • Обогащать словарный запас детей.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в  том   числе хороводов.

Методы и приемы:

  • метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий);
  • словесный метод беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • практический метод (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
  • эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый;
  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

Предполагаемый результат:

  • Формирование  устойчивого  интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
  • Наличие  у  детей  представлений о народных промыслах   и умения  различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретение   детьми  практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Развитие   творческих  способностей детей,   и  формирование  уважения к историческому  наследию.

Индивидуальная работа, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
  • Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями

 Используются разнообразные формы работы:

  • Индивидуальные консультации по  русской  народной  культуре;
  • Беседы;
  • Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;

Итог детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе;  участие  детей в фольклорных  развлечениях и досугах, посвященных  народным праздникам.


МЛАДШАЯ ГРУППА

Месяц

НОД

Совместная самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

«Милости просим, гости дорогие»

Первое

посещение

детьми «избы».

Знакомство с её

Хозяйкой.

«Ходит сон близ окон». Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.

1 .Сбор урожая на огородах.

2.        Изготовление
поделок из овощей.

3.        Изготовление
нарядов для игровой
зоны «Ряжение».

Октябрь

«Чудесный сундучок». Знакомство с сундучком, в котором живут загадки.

Загадывание загадок об овощах.

1 .«Репка». Кукольный театр.

2.Знакомство детей с рукомойником. Повторение потешки «Водичка-водичка, умой моё личико».

3. Развлечение «Осень в гости к нам пришла».

] .Участие в конкурсе поделок из природного материала «Удивительное рядом».

 2.Наглядно-информационный материал «Русский фольклор и его значение в развитии ребёнка»

Ноябрь

«Как у нашего кота». Знакомство детей с обитателем «избы» -котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота».

1 .Повторение потешки «Как у нашего кота».

2.Дидактическое
упражнение
«Похвали котика».

3.        Игра с котёнком в
катушку на ниточке

Изготовление атрибутов театрализованной деятельности по сказке «Репка».

Декабрь

«Сундучок Деда Мороза».

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде.

«Уж ты, зимушка-зима». Игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку».

1 .Участие в конкурсе поделок «Мастерская Деда Мороза». 2.Консультация «Одежда по сезону»

Январь

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

1.Развлечение «Пришла коляда- отворяй ворота». Знакомство детей с Рождеством.

2. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит». Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем".

1.Помощь в изготовлении чугунков. 2.Наглядно- информационный материал «Русский фольклор о зиме".

Февраль

«Гость на гость- хозяйке радость». Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды.

1.Показ на фланелеграфе сказки Л.Н. Толстого «Три медведя».

2.Сюжетно-ролевая игра «Напоим куклу чаем".

1. Фотовыставка «Мы играем».

2. Физкультурный досуг по русским народным играм «Папа и я – спортивная семья".

Март

Хозяйкины помощники. Знакомство детей с предметами обихода- коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской".

1.«Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая». Знакомство детей с Масленицей. 2. Нет милее дружка, чем родимая матушка». Этическая беседа «Моя любимая мама".

1. Участие в подготовки развлечения «Масленица».

 2. Чаепитие за самоваром с мамами по русским народным традициям.

Апрель

«Петушок – золотой гребешок». Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке.

1. «Приди, весна, с радостью». Разучивание заклички «Весна, весна красная». 2. Театрализованная деятельность по сказке «Заюшкина избушка».

1. «Весенняя неделя добра». Изготовление скворечников; весенние поделки.

2. Наглядная информация «Русский фольклор"

Май

«Трень – брень, гусельки». Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.

1. Кукольный театр по сказке «Кот, лиса и петух». 2. «Здравствуй, солнышко- колоколнышко!». Разучивание потешки про солнышко. 3. Прощание с «избой». Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.

1. Помощь в посадке цветочных клумб; оформлении детских участков.


СРЕДНЯЯ ГРУППА

Месяц

НОД

Совместная самостоятельная

деятельность

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1.«В саду ли, в огороде».

Разучивание потешки «Наш козел».

Дидактическая игра «Что растет в саду и

огороде».

Загадывание загадок об овощах и о фруктах.

2.Коровушка и бычок. Знакомство детей с домашними животными.

1. «Чудесный мешочек».

Повторение песенки потешки «Наш козел».

Лепка овощей из соленого теста, раскрашевание овощей.

«Приглашаем в гости к нам». Игра упражнение «Вежливое обращение к гостям».

1. Сбор урожая на огороде.

Поделки из овощей.

Октябрь

1.«Бычок – черный бочок». Повторение потешки про бычка.

Знакомство со сказкой «Бычок-черный бочок, белые копытца».

Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди».

Разучивание потешки «А тари, тари, тари»

1.«Чудесный Сундучок».

Дидактическая игра

«Кто спрятался?»

(отгадывание загадок о домашних животных).

Сюжетно-ролевая игра «Магазин Овощей».

Подвижная игра « Гуси- лебеди».

1.Участие в конкурсе детских поделок из природного материала «Удивительное

Рядом».

2.Консультация

«Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей».

Ноябрь

1.«Сошью Маше Сарафан».

Знакомство с женской русской

Народной одеждой.

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода

- прялкой и веретеном.

1.Развлечение «Осенины».

2.Чтение сказки

«Золотое веретино».

3.Подвижная игра «ЖМУРКИ».

1. Участие в развлечении

«Осенины».

2.Наглядная информация

«Народный фольклор осени»

Декабрь

1.Знакомство со сказкой «Зимовье зверей»

Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

2.Аппликация «Одень зверей»

по готовым формам.

3.Самостоятельный

Пересказ

Сказки «Зимовье зверей».

1.«Здравствуй зимушка зима»

Загадки зиме.

Разучивание русской

Народной песенки

«Как на тоненький Ледок».

2. Беседа о празднике

«Новый год»;

«Пальчиковый театр»;

«Лисичка сестричка и серый волк»

Помощь в подготовке к новому году.

Заучивание стихов к празднику.

Участие в конкурсе детских поделок «Мастерская Деда Мороза»

Январь

1.«Сундучок

Деда Мороза»

Беседа  «Подарки Деда Мороза»

2.Разучивание заклички «Мороз, мороз не морозь

мой нос».

1.Развлечение

«Рождественские святки».

2. Вечер зимних загадок.

3.Подвижная игра «Снежная крепость»;

«Петушок – золотой гребешок»;

4.Упражнение в вежливом обращении к гостю:

5.Дидактическая игра

«Похвали Петушка»;

6.Кукольный театр

«Петушок и бобовое зернышко»

Участие в подготовке

развлечения «Рождественские святки»:

а)Изготовление атрибутов к развлечению;

б)Участие в вечере зимних загадок.

в)Наглядная информация «Русский фольклор зимы».

Февраль

«Волшебные спицы.

Знакомство со спицами и вязанием на них».

Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть козья, овечья».

«Масленица дорогая наша, гостьюшка годовая»

Знакомство с Масленицей.

Разучивание песенки «Блины».

1.Повторение потешек о домашних животных.

2.Игра-драматизация

«Лиса и козел».

3.Аппликация «Сарафан для лисички «Веселые ложки»

4.Знакомство с предметами обихода - деревянными ложками.

5.Загадывание загадок о животных.

1.Вязание одежды для кукол из шерстяных ниток.

2.Физкультурный досуг «Папа и я спортивная семья».

3. «Бабушкин сундук»

4.Помощь в пополнении «русской избы» старинными вещами.

Март

1.«При солнышке –

тепло, при матушке

-добро».

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок»

-Составление рассказа «Какая моя мама».

2. «Весна, весна, поди сюда!» -

рассказ воспитателя о старинных обычаях

встречи весны,

загадывание загадок о весне,

1.Развлечение «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»,

«Лисичка со скалочкой»,

Знакомство с предметом обихода – скалкой.

2.«Пришла весна!» -повторение заклички о весне.

3.Коллективная аппликация из Цветных лоскутков «Пришла весна».

Участие в подготовки и проведении развлечения «Масленица» и праздника «8- Марта».

«За самоваром»,

Чаепитие по русским народным традициям.

Участие в выставке детских рисунков «Весна, весна поди сюда».

Апрель

«Шутку шутить_-

людей насмешить», знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками.

русская свистулька, рассказ о глиняной свистульке, лепка свистульки.

1.«Небылица-

небывальщина» - знакомство с небылицами.

Разучивание и  самостоятельное

придумывание небылиц.

2. «Чудесный сундучок»,

раскрашивание свистулек,

дидактическая игра

«Угадай по звуку».

Просмотр мультфильма по сказке «Крошечка -Хаврошечка».

Наглядная информация

«Русский фольклор

весной».

Выращивание семян цветов.

Май

1.Времена года,

Рассказ о временах года с использованием загадок.

2. «Волшебная палочка» - узнать

сказку по иллюстрации, отрывкам».

Русская балалайка, знакомство с инструментом, пословицы и поговорки о балалайки»

До свиданья хозяюшка, до новых встреч - знакомство с новой сказкой хозяйки (Чаепитие).

Участие в организации чаепития.

Помощь в посадке цветов».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...