Игры на развитие психических процессов для детей младшего возраста
картотека (младшая группа) по теме

Даник Ольга Владимировна

Картотека игр и упражнений на развитие ощущений, воображения, памяти, внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_psihich_prots_moya_rabota.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

        

                ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Раздел

Содержание

Возрастная группа

Источник

1

Игры и упражнения на развитие восприятия пространства

1)Упражнение «Сложи картинку»

Цель: Развивать пространственные отношения, связную речь.

Материал: Картинки - лейка, ракета, машина, разрезанные на две части.

Ход:

 Воспитатель предлагает детям по образцу сложить изображение из двух частей. Если у кого-то из детей возникают затруднения, то воспитатель показывает, как нужно сложить картинку, потом складывает ее вместе с ребенком, а затем предлагает сложить самостоятельно. После того как все дети сложили картинки, воспитатель спрашивает, что собрал каждый из детей.

2)Игра -  упражнение «Автомобиль»

Цель: Развивать пространственное восприятие;  умение произносить отдельные звукоподражания громко, тихо, формировать правильное произношение [б], [бь].

Материалы:  Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.  

Ход: 

Педагог показывает машинки и спрашивает, как они гудят (ответы детей: «би-и,би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушайте, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и,би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и,би-и». Детям предлагается повторить звукосочетание то громко, то тихо. Потом педагог предлагает детям самим покататься на машинах.  Дети, изображая шоферов бегают, по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и,би-и».

3 )Игра «Найди желтый листочек»

Цель: Формировать цветовое восприятие, побуждать участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, кружатся, красные, желтые, вьются, летят; воспитывать любовь  к окружающему миру.

Материал: фланелеграф, предметные картинки: красные и желтые листья, вазочка, собачка и котенок.

Ход игры: 

В гости пришли собачка и котенок. Воспитатель и дети предлагают погулять и находят листочки. Собачка предлагает собрать красные листочки, а котенок - желтые. Дети собирают листочки и крепят рядом с котенком и собакой.  

2-3 года

 

2-3 года

2-3 года

Т.В. Иванова Развитие связной речи. Младшая группа

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

2

Игры и упражнения на развитие зрительных, слуховых, тактильных ощущений

1)Игра «Соберем бусы для мамы».

Цель: Учить нанизывать на шнуровку бусы, воспитывать аккуратность, терпение, внимание. Учить обследовать одновременно рукой и глазами - зрительным и осязательным способом.

Материал: 4-5 крупных бусинок шнурок с твердым концом.

Ход игры: 

Педагог предлагает собрать для мамы бусинки, показывает, как это делать. Дети повторяют, у кого не получается - педагог помогает им.

2)Упражнение Чудесный мешочек»

Цель: Развивать тактильное восприятие, формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев,  речь детей.

Наглядный материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки.

Ход: 

Игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к каждому ребенку. Дети  по очереди опускают руку в непрозрачный мешочек и определяют, какой предмет они нащупали. Воспитатель предлагает ребенку громко назвать этот предмет.

3) Экологическая игра «Угадай на вкус»

Цель: Развитие вкусовых ощущений.

Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать что это.

Материал и оборудование: помытые и очищенные овощи и фрукты, нарезанные на мелкие кусочки.

Ход: Воспитать угощает детей, предварительно попросив их закрыть глаза. Затем говорит «Хорошо жуйте, теперь скажите, что съели. Потом предлагает нескольким детям, найти такой же на столе»

В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса « Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)

2-4 года

2-4 года

2-3 года

Ребенок в детском саду 2007//№ 4

Т.В.Иванова Развитие связной речи младшая группа

Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Т.М.Бондаренко

3

Игры и упражнения на развитие зрительной памяти

1) Дидактическая игра «Какой игрушки

не хватает?»

Цель: Развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает.

Материал: игрушки 4-5 штук.

Ход:

 Педагог ставит перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем просит  ребёнка отвернуться и убирает одну игрушку.

- Какой игрушки не хватает?

Игру можно усложнить:

Увеличить количество игрушек;

Ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Играть можно 2-3 раза в неделю.

2) Игра «Запомни картинку»

 Цель: Развитие зрительную память, восприятие.

 Материалы: предметные картинки.

Педагог предлагает ребенку 10 картинок, на каждой из которых  изображено  по одному предмету.

 Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

3) Дидактическая игра «Где, чей домик?»

Цель: Развивать зрительную память, целостность и предметность восприятия.

Материал: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.

Ход:

Педагог ставит 2 больших кубика, на кубики - игрушки. Обращает внимание детей, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом – собачка. После этого педагог убирает игрушки и предлагает самим правильно рассадить игрушки на кубики. После того, как дети научаться выполнять это задание, можно усложнить с тремя и четырьмя кубиками.  

  2-4 года

3-4 года

2-3 года

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

4

Игры и упражнения на развитие воображения

1)Игра «Поможем художнику»

Цель: Научить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал :Большой лист бумаги, прикрепленный к доске или большому фланелеграфу, с нарисованным на нем схематическим изображением человека; цветные карандаши или краски.

В игре может принимать участие вся  группа.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят помочь ему ее закончить. Педагог показывает схематическое изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе эту картину  закончат. Дети будут придумывать, как это лучше сделать, а он будет рисовать  все, что ребята придумают.

Воспитатель спрашивает у детей: кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза? Какого цвета волосы? Как он (а) одет(а)? Дети дают разные варианты ответов. Вместе с педагогом обсуждают их и выбирают наиболее удачные.

Самые интересные ответы воспитатель «воплощает» в картинке: постепенно дорисовывает схему, превращая ее в рисунок. Дети могут помогать воспитателю.

После того, как рисунок закончен, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человека. (Как его зовут? Куда он идет?  Кто идет вместе с ним? и т.п.

Игра «Что это такое?»

Цель: Развитие воображения на основе восприятия.

Материалы и оборудование: Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

Ход игры: 

В игре может участвовать вся группа.

Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кружков, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей про красный кружок: помидор, цветок, праздничный флажок и т.п. Они не должны повторять друг друга. Затем детям показывается кружок другого цвета, и игра продолжается.

Примечание: Воспитатель должен отметить оригинальность ответов детей, обратить на это внимание остальных. За одно проведение игры можно предлагать 2-3 различных вида материала.

Игра «Волшебная мозаика»

Цель: Научить детей создавать в  воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов, развивать мышление-синтез.

Примечание: Упражнение проводится по подгруппам в 2-7 человек.

Материал: Наборы геометрических фигур, вырезанных из плотного картона (одинаковые для каждого ребенка). Несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Ход игры:

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки, кто какие хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное, например домик, машинки, человечки, поезда и т.п.

4-5 лет

 

2-3 года

3-4 года

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

Социальная сеть работников образования

www.nsportal.ru

5

6

Игры и упражнения на развитие внимания

Игры на развития мышления

1) Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

Цель: Развить слуховое внимание.

Материалы: Ширма, музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка.

Ход игры: 

Педагог показывает детям игрушечный бубен, барабан, погремушку, называет их и просит детей повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает  послушать, как они звучат: он играет на барабане, звенит погремушкой, стучит по барабану ладонью; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» -спрашивает он детей.  проигрывает на каждом.  Воспитатель следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

2) Игра «Угадай кто это» 

Цель: Воспитывать слуховое внимание.

Ход игры:

 Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку» «ав- ав», «мяу». Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг.

3) Игра «Выполни задание»

Цель: Развивать слуховое внимание детей, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения.

Материал: Игрушки (зайка,  кукла,  мишка,  мяч, кроватка, шапка и рубашка для зайки, большая машина).

Ход игры: 

Педагог раскладывает на столе, а так же на видных  местах в комнате игрушки и предлагает выполнить с ними определенные действия. Вот примерные задания: «Аня, подойди к столу, возьми куклу и положи ее спать; Петя, посади мишку и отвези его в игровой уголок; Вова возьми куклу и посади ее на стульчик; Таня, принеси мяч  и положи его на стол и т.д.»

Педагог добивается, чтобы все дети выполняли правильно задание, старается чаще привлекать малоактивных детей.

  1. 1) Игра «Покупка овощей»
  2. Цель: Формировать операции сравнения и обобщения, анализа и синтеза в восприятии картинок.
  3. Материалы: Картинки, на которых изображены овощи, картинки на которых изображены различные предметы, относящиеся к игрушкам, посуде и т.д.
  4. Ход: 
  5. 1. Рассматривание картинок. Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дает предварительные пояснения: в магазине продается много различных предметов (товаров). « Давайте посмотрим, что продается в магазине» Расставляет картинки на столе и предлагает поочередно рассмотреть и назвать, что изображено на них.  По ходу рассматривания предлагает назвать детали в рисунке.

2. Выбор тематических картинок «Овощи»

Воспитатель обращается  к детям с просьбой помочь ему: «Вы купили в магазине то, что вам понравилось, а теперь помогите мне. Я хочу купить овощи, но не могу найти  их среди других вещей (картинок). Помогите мне отобрать овощи.

3. «Закрепление понятия овощи» Воспитатель благодарит детей за помощь. Выкладывает все картинки в ряд и еще раз констатирует «Овощи - это то, что растет в огороде».

2) Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Цель: Закрепить знания о домашних животных. Побуждать к диалогу по поводу изображенного на картинке. Развивать операции сравнения и обобщения в понимаемой речи.

Материал: Картинки из серии «Домашние животные». Картинки из серии «Животные и их детеныши»

Ход игры:

1.Воспитатель показывает детям знакомые им картинки и спрашивает, какие животные на них изображены. Дети узнают и называют их; если дети затрудняются, напоминает сам названия животных.

2.Воспитатель поочередно показывает картины (среднего размера), на которых изображены взрослые животные и их детеныши. Посмотрите, кто же на картинке нарисован? Правильно, собака, а кто рядом с нею? Это ее детеныш - щенок. Кто же это? Повторите: собака со щенком. Аналогично рассматриваются и другие картины.

Педагог дает картинки детям, организует их рассматривание и обсуждение того, что они видят. Отмечаются особенности детенышей.

3. Упражнение «Подбери пару»

Цель: Развивать логическое мышление, учить классифицировать предметы по различным основаниям.

Материал: чайник, шапка, лист бумаги, чашка, шарф, карандаш.

Ход:

 На столе перед детьми лежат 6 предметов. Педагог просит подумать и для каждого предмета найти пару. Например, просит найти пару к чайнику. Ребенок берет чашку и говорит: «В чашку наливают чай из чайника». Если ребенок затрудняется с ответом, ему помогают другие дети или педагог.

2-4года

3-4 года

2-4 года

2г 6 мес до 3 года 6 мес

2 до 2 лет 6 месяцев

3-4 года

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н.Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

 

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова

Издательство «Корифей»

Л.Н. Павлова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психических процессов у детей младшего дошкольного возраста

Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. В данном материале дан обзор высших психических функций...

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Проект по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста "Учимся думать - играя"

          Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов дошкольников особенно актуальной для...

Игры на развитие психических процессов у детей раннего возраста.

Игры и упражнения для развития детей раннего возраста...

Игры для развития психических процессов для детей дошкольного возраста.

Картотека игр на развитие внимания , мышления, памяти....

Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста

Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ...