Консультация для родителей Значение и этапы сенсорного развития
консультация на тему

Аксенова Наталья Александровна

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, я также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления   представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и  умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображённым предметом, ребёнок должен достаточно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета(образца), его структуры и строения. Ребёнок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой  и неживой природы, в частности об их изменениях. Формирование элементарных математических представлений  предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по их величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух- точное дифференцирование речевых звуков- и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведённые советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения  ( особенно в1 классе), связана с недостаточной точностью, гибкостью и объективностью восприятия. В результате этого возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Бывают такие случаи, что ребёнок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня восприятия для человеческой деятельности в целом, особенно  для творческой деятельности. Сенсорные способности занимают важное место в ряду способностей, обеспечивающих продуктивное творчество художника, музыканта, архитектора, писателя, конструктора. Они позволяют с особой глубиной и ясностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, текстуры, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки полноценного восприятия лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в ранние периоды детства и практически неизменного в последующие этапы жизненного пути.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам Марии Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребёнка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения многими педагогами признаётся в  настоящее время ошибочной. Ребёнок развивается путём «социального наследования», которое  предполагает не только упражнение и развитие врожденных способностей, но и приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура, восприятие ребёнка-результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством в течении всего периода развития цивилизации. Она включает в себя общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное восприятие – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в развитии сенсорных систем имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В.Запорожцем и нашел широкое применение в работах по сенсорному воспитанию дошкольников. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии ( это фонемы родного языка, звуковысотные, ритмические отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, в развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинается формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать определенное значение ( «маленькое» - это то, что можно хватать одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое»- то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.).

Сенсорное восприятие в этот период – основной вид восприятия вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно осложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинаются накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразны. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми разновидностями свойств – шестью цветами спектра ( голубой цвет следует исключить, так как дети недостаточно хорошо дифференцируют его с синим цветом, лучше заменить его фиолетовым), белым и черном цветом, с такими формами, как круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.

В практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и не требовать запоминания и правильного употребления детьми их названия. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают разнообразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий.  Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но на начальных этапах не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова : «форма», «цвет», «такой же» , «вкус» , «запах» и т.п. Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она относительна, то есть воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в данном случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребенка раненого возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несоответствие. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних примеров сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним признакам и между такими предметами, которое нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную ( например, между объемными предметами).

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия ( выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добивать того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры и общего интеллектуального развития.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: " Сенсорное развитие ребёнка".

Это консультация о развитии ребёнка по сенсорике....

Статья по теме: “Этапы сенсорного развития детей”.

3 – 4 года: ребенок знает основные цвета спектра. Знает формы предметов (несколько плоских форм – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; объемные тела – шар, куб).  Учится н...

Статья по теме: “Этапы сенсорного развития детей”.

5 – 7 лет: дальнейшее усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины предметов. Продолжается усвоение детьми оттенков цвета по светлоте, углубляются представления о хроматических цветах, и...

Этапы сенсорного развития детей

3 – 4 года: ребенок знает основные цвета спектра. Знает формы предметов (несколько плоских форм – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; объемные тела – шар, куб).  Учится на ощуп...

Этапы сенсорного развития

Сенсорное развитие делится на этапы, которые зависят от возраста ребенка. Проводя занятия и игры на восприятие сенсорики, важно учитывать следующие особенности:Сенсорное развитие ребенка раннего возра...