Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
презентация на тему

Самохвалова Ирина Александровна

Презентация - консультация для воспитателей. Раскрывает содержание деятельности воспитателя по ФЭМП, в разных возрастных группах, в соответствии с требованиями программы "Детство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskoe_razvitie_doshkolnikov.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей Подготовила старший воспитатель МБДОУ № 32 «Почемучка» Самохвалова И.А. Г. Обнинск, 2016 «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»

Слайд 2

«Человеческий разум является математическим: он стремится к точности, к измерению, к сравнению. ...Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие» М. Монтессори

Слайд 3

Под «математическим развитием» дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности , которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций

Слайд 4

Принципы обучения математике Сознательность и активность. Наглядность. Деятельностный подход. Систематичность и последовательность. Прочность. Постоянная повторяемость. Научность. Доступность. Связь с жизнью. Развивающее обучение. Индивидуальный и дифференцированный подход. Коррекционная направленность и др.

Слайд 5

С учетом ФГОС ДО, формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста относится к образовательной области «Познавательное развитие» развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) о малой родине и Отечестве, об отечественных праздниках и традициях, о планете Земля, о многообразии стран и народов мира.

Слайд 6

Задачи ФЭМП в дошкольном возрасте 1. Формирование системы элементарных математических представлений. 2. Формирование предпосылок математического мышления. 3. Формирование сенсорных процессов и способностей. 4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи. 5. Формирование начальных форм учебной деятельности.

Слайд 7

Средства ФЭМП Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф , магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.) Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.) Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)

Слайд 8

Условия, помогающие правильно спланировать работу математическому развитию дошкольников Владение методикой математического развития дошкольников Знание особенностей формирования математических представлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии Знание возрастных особенностей детей данной группы Знание индивидуальных особенностей детей своей группы. Учёт имеющихся знаний у детей Совместное планирование обоих воспитателей , работающих в одной группе Повышение квалификации воспитателя путем изучения педагогического опыта и современных требований к математическому развитию дошкольников

Слайд 9

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени). «Форма»: представления о форме предметов, о геометриче­ских фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Слайд 10

Содержание ФЭМП в соответствии с программой «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе)

Слайд 11

Младший возраст (4-й год жизни) (по программе «Детство») Сенсорное развитие Первые шаги в математику Цвета спектра (8 цветов – различение, 2-4 называние); Узнавание, называние некоторых фигур; Использование простейших способов обследования (рассматривание, ощупывание, прокатывание), освоение слов, обозначающих признаки предметов Сравнение 2-ух предметов по 1-2ум выраженным признакам; Овладение действием соединения в пары предметов по заданному образцу Освоение умения пользоваться эталонами форм (круг, шар, куб, треугольник, квадрат); Освоение простых связей и отношений (сравнение по размеру, по количеству, цвету, «ближе», «раньше») Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по общим свойствам, уравнивать группы предметов Освоение приёмов наложения и приложения; Проявление интереса к сосчитыванию предметов (3 – 5)

Слайд 12

Средний возраст (5-й год жизни) (по программе «Детство») Сенсорное развитие Первые шаги в математику Цвета спектра (10 цветов – различение, и называние, 2-3 оттенка); Различение и называние геометрических фигур - 7; воссоздание фигур из частей; Использование эталонов для оценки свойств предметов (пушистый, твёрдый, горячий) Сравнение предметов, выделение отличия и сходства по 2-3 выраженным признакам; освоение группировки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре) Описание предмета по 3 – 4 признакам Определение свойств предметов (форма, длина, ширина, высота, толщина); Сравнение предметов по пространственному расположению; местонахождение объекта в ряду; Определение последовательности событий во времени; Освоение практического деления целого на части; Понимание и использование числа как показателя количества, итога счёта, называние чисел по порядку до 5 -6; Сравнение, деление на подгруппы, воспроизведение групп по количеству и числу

Слайд 13

Старший возраст (6-й год жизни) (по программе «Детство») Сенсорное развитие Первые шаги в математику Различение и называние ВСЕХ цветов спектра, оттенков цвета, 3-5 тонов (малиновый, бирюзовый, лимонный), тёплых и холодных оттенков Различение и называние геом.фигур, освоение способов воссоздания фигур из частей Использование сенсорных этолонов для оценки свойств предметов Освоение умений выделять сходство и различие между группами предметов, выделять 3-5 признаков сходства и отличия Использование приёмов сравнения, упорядочивания и классификации Овладение умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка Освоение измерения: длины, ширины, высоты, мерками разного размера, фиксация результата числом и цифрой Освоение умения уменьшать и увеличивать на 1, 2 Освоение состава числа из 2-ух меньших

Слайд 14

Подготовительная группа (7-й год жизни) (по программе «Детство») Сенсорное развитие Первые шаги в математику Различение и называние ВСЕХ цветов спектра, оттенков цвета, 5-7 дополнительных тонов, умение смешивать цвета для получения оттенка Различение и называние геом.фигур, выделение структуры плоских и объёмных фигур Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов Освоение умений выделять сходство и различие между предметами, выделять 4-6 признаков сходства и отличия, понимание свойств материалов Освоение умения характеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственно-временной точек зрения, отмечать сходства и различия форм, величин, использовать знаки, схемы, условные обозначения Проявление интереса к цифрам, их написанию, использованию их в разных видах деятельности Освоение состава чисел в пределах 1-го десятка Освоение умения составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание Проявление умений устанавливать причинно-следственные связи, выражать последовательность в виде алгоритма

Слайд 15

Всестороннее развитие ребенка в процессе ФЭМП Развитие мышления Развитие памяти, внимания, воображения Развитие речи Развитие специальных навыков и умений Сенсорное развитие Развитие познавательных интересов

Слайд 16

«Математические сказки» ( http://www.detiseti.ru/ ) помогают усваивать знания, запоминать цифры, решать несложные задачи, получить первые представления о времени, пространстве, величине, геометрических формах творчески мыслить находить правильное решение

Слайд 17

Принципы построения образовательного процесса по математическому развитию: вариативности, индивидуализации; научной обоснованности и практической применимости; интеграции образовательных областей и видов детской деятельности; комплексно - тематического планирования

Слайд 18

«Принцип научной обоснованности и практической применимости» УМК по формированию элементарных математических представлений

Слайд 19

Колесникова Елена Владимировна Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников Методическое обеспечение – рабочие тетради; раздаточный материал

Слайд 20

Петерсон Людмила Георгиевна «Ступеньки» - Программа курса математики для дошкольной подготовки детей 3-6 лет. Программа методически обеспечена курсами " Игралочка " и "Раз - ступенька, два - ступенька..."

Слайд 21

Новикова Валентина Павловна Авторская парциальная программа «Математика в детском саду» Методическое обеспечение: сценарии занятий, раздаточный материал, рабочие тетради

Слайд 22

Формы работы по формированию элементарных математических представлений Игровая деятельность Непосредственно образовательная деятельность Организация РППС («Центры познавательного развития») Досуги (викторины, КВН) Совместная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность

Слайд 23

Виды игр Названия игр Задача математического развития Строительные «Построим кукле домик», «Чья башня выше?» Закрепить умение сравнивать предметы по ве личине . Повторить названия и признаки геометрических фигур Подвижные «Найди свой домик», «Гаражи», «Найди секрет» Закрепить знания о геометрических фигурах. Повторить состав чисел из двух меньших. Закрепить умение ориентироваться в движении Настольно-пе чатные «Собери машину», «Кто где живет?», «Придумай задачу» Повторить названия и свойства геометрических фигур. Закрепить умение определять положение пред­ метов относительно друг друга. Закрепить умение составлять и решать арифме тические задачи Словесные «Продолжи предложение», «Назови соседей» Закрепить умение сравнивать предметы по дли­не, ширине, высоте. Повторить последовательность дней недели (частей суток). Закрепить знание числового ряда Сюжетные «Магазин», «Ателье», «Угостим кукол чаем» Закрепить знание денежных знаков. Выработать навыки измерительной деятель ности . Закрепить умение устанавливать взаимно-одно­значные соответствия Театрализо ванные «Репка», «Теремок», «Веселый счет» Закрепить знание количественного и порядко вого счета. Повторить цифры

Слайд 24

Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП 1. Организация занятия 2. Ход занятия Примерные части хода математического занятия Математическая разминка (обычно со старшей группы) Работа с демонстрационным материалом Работа с раздаточным материалом Физкультминутка Дидактическая игра 3. Итог занятия

Слайд 25

Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии Словесная активизация Чередование различных видов деятельности Смена наглядного материала Физкультминутки и релаксация Трудный новый материал дается через 3—5 минут от начала занятия, до 15- 18-й минуты

Слайд 26

РППС: математические уголки Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний Настольно - печатные и развивающие игры Игровые материалы Раздаточный материал Дидактические игры Раскраски Материалы для индивидуального развития

Слайд 27

«А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов

Слайд 28

Использованные материалы и интернет-ресурсы Н. И. ФРЕЙЛАХ «МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» (краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах) http://ped-kopilka.ru http://detsad24-viselki.ru/ http://www.myshared.ru/slide/948241/ https://educontest.net http://dohcolonoc.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Опыт работы был представлен на региональном уровне в рамках проведения краевого конкурса "Воспитатель года Кубани - 2011"....

Педагогический КВН "Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Педагогический КВН "Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников" представляет одну из форм методической работы, напр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью по теме "Птицы"

Занятие по формирование счётных навыков, умения наглядно сравнивать множества, уравнивать  их двумя способами. Направлено на формирование пространственных представлений, произвольного внимания, п...

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Консультация для педагогов "Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС"

       Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательн-математических способностей дошкольников, ф...

МАСТЕР – КЛАСС "Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников".

Математика один из наиболее трудоемких предметов, и чем раньше мы начинаем её осваивать, тем лучше. Как сделать этот непростой труд знакомства с ЭМП дошкольниками более привлекательным и доступным?...

Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС

Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС...