Презентация опыта работы "Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
методическая разработка по математике по теме

Игнатенко Ольга Дмитриевна

Опыт работы был представлен на региональном уровне в рамках проведения краевого конкурса "Воспитатель года Кубани - 2011".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация опыта работы15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация опыта работы

Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Отличительная особенность современной России - её устремлённость в будущее. В наше время первостепенное значение приобрели такие качества личности, как: социальная и интеллектуальная компетентность,  креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность, коммуникативность.

Мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей является математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. Однако часто можно услышать, что математика – скучная наука. Я с этим не согласна. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность.

Чем любит заниматься ребенок дошкольного возраста больше всего? Играть и слушать сказки.  

Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть, – мои бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.

«Колобок» познакомит с порядковым счетом. «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя»  ребятам легко усвоить понятие о размере, а также научиться моделировать по схеме. Чтение «Красной Шапочки» даст возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий».

Но просто читать сказки – этого мало. И я решила попробовать сочинять математические сказки сама. Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение. Вот почему в процессе формирования элементарных математических представлений я предлагаю детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используя прием «вхождения в сказку», в этот удивительный волшебный мир.

Это позволяет мне не только формировать у воспитанников интерес к данному виду деятельности, но и в занимательной форме упражнять детей в счёте, ориентировке во времени,  пространстве, а также решать другие программные математические задачи.   Через сказку  я не только повторяю и закрепляю пройденный материал, но и знакомлю детей с новым, учу их самостоятельно добывать знания.

 «В некотором царстве, в некотором государстве…»  так может начинаться любая математическая сказка. Сюжет сказки может быть позаимствован из сокровищницы мировой детской литературы.

Например, очень понравились ребятам  разработанные мною занятия по мотивам «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца, народных сказок «Колосок»  и «Гуси – лебеди». А может быть придуман мною.

Так появилась сказки «Путешествие в Фигурград» и «О чем говорят игрушки». А идею создания математической сказки с участием добродушных смешариков подсказали сами дети. Не меньший интерес вызывает у детей путешествие сразу по нескольким сказкам.

Сочиняя сказку, я продумываю к ней пособия или мультимедийное сопровождение.

Так, в путешествии по сказочному городу Фигурграду нам пригодилась магнитная ширма – улица с домиками, в окошки которых ребята расселяли его жителей – геометрические фигуры, показывая при этом своё умение ориентироваться в пространстве.

Пособия «Приключение Смешариков» и «Сказочный замок» многофункциональные и выполнены в двух плоскостях: с их помощью я решаю всевозможные задачи (совершенствую у детей навыки количественного и порядкового счета, знакомлю с составом чисел, учу детей на наглядной основе решать простые арифметические задачи, ориентироваться в пространстве, уточнять знания известных геометрических фигур).

Век компьютеризации смело шагнул в наш детский сад. Мультимедийное оборудование таит в себе неограниченные возможности по созданию сказочной атмосферы на любом занятии. Волшебный экран может превратиться в пульт управления космического корабля или машины времени. При необходимости он может заменить традиционный фланелеграф. С помощью «волшебного экрана» можно общаться с героями популярных мультфильмов, которые помогают мне в создании мотивации, постановке целей или просто служат сюрпризным моментом.

 

Таким образом, я могу смело утверждать: математика – это совсем не сложно.
Особенно, если знаешь ключик к детскому сердцу. Ключик этот – сказки!

Но распахивая перед детьми волшебные двери в сказочную страну, я не только знакомлю их с математикой, но и учу их доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, умению преодолевать трудности, любознательности.

Я– воспитатель. Воспитываю я?

Любовь дарю.

И я судьбу благодарю за то,

Что мне даёт то детское тепло.

И от него мне так светло.

Учу считать, творить, красиво говорить,

Любить природу, старость уважать,

А в дружбе – друга понимать.

Ценить добро, не помнить зло,

Учу их человеком быть и просто – жить!

        Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Консультация «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

От эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит в дальнейшем успешность обучения математике в начальной школе.Часто от взрослых можно услышать, что математика – с...

Презентация «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности....

Презентация опыта "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам блоков Дьенеша"

.  Если спросить у школьника, какой предмет для него самый трудный, то многие скажут, что это математика.Цель моей работы развитие познавательных способностей детей через логико-математические иг...

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников"

В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Государство и современные педагоги уделяется этому разделу дошкольно...