Консультация «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
консультация по математике

Быстрова Марина Васильевна

От эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит в дальнейшем успешность обучения математике в начальной школе.Часто от взрослых можно услышать, что математика – скучная наука. Это неверно. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность дошкольников. Одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Чем любит заниматься ребёнок больше всего? Играть и слушать сказки. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это – особая реальность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_matematike.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 » комбинированного вида, г. Карабаша

Консультация для воспитателей
«
Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
   

                                                                                            Подготовила :

                                                                                                         Быстрова М.В.

                                                                                         воспитатель I категории

2018 г.

1.

Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Её изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. От эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит в дальнейшем успешность обучения математике в начальной школе.
Часто от взрослых можно услышать, что математика – скучная наука. Это неверно. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность дошкольников. Одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Практика показывает, что на успешность усвоения материала влияет также содержание предлагаемого материала и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Чем любит заниматься ребёнок больше всего? Играть и слушать сказки.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это – особая реальность. В простых историях о хитрой лисе и доверчивом волке, дурачке Емеле и царевне Несмеяне, о злом кощее и бесстрашном добром молодце нас привлекает неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. Сказка позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа и обогатить знаниями об истории своей Родины. В.А. Сухомлинский говорил, что есть нечто близкое между игрой и сказкой, что только человек умеет создавать сказки; и, может быть, он больше всего человек, когда слушает сказку, сочиняет или вспоминает ее. Сказки зовут к преобразованию мира, созиданию на началах человечности и красоты, осуждая зло, насилие, разрушение, разбой. К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются для развития детей. На телевидении большинство иностранных мультфильмов, язык которых далек от совершенства, а специфика западной жизни не всегда понятна нашим детям. Мир детства невозможно представить без сказки. Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность. Дети любят решать задачки. В задачках дошкольники знакомятся с арифметическими числами, математическими понятиями, действиями сложения и вычитания, учатся анализировать, рассуждать, выполнять умственные операции, доказывать.
Задачки-сказки развивают у детей не только мыслительные процессы, но и учат их воображать, фантазировать. Слушая задачку, ребенок живо

2.

представляет себе сказочную ситуацию, вживается в динамику происходящих событий и в то же время учится усидчивости и терпению, тренирует внимание, умение дослушать до конца, так как неизвестно, какой будет задан вопрос в конце.
Вопросы в задачках разные, касаются не только количества, но и закрепляют знания ребенка о форме, цвете, размере, качестве, величине, пространстве и времени.
        Тематика в задачках самая разнообразная:  цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, грибы, одежда, транспорт, игрушки, овощи, фрукты и, конечно же, сказочные герои. Именно такой подход позволяет расширить представления детей об окружающем мире. Слушая такие задачки-сказки, решая их, дети проявляют к ним большой интерес, пробуют самостоятельно сочинять аналогичные, а главное – понимать, что считать можно всегда, везде и всё-всё-всё, что нас окружает. 
Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть – это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. Например: в русской народной сказке «Колобок» дети знакомятся с порядковым счётом. Сказки «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). 
С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере и т.д. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий». Еще одна очень полезная сказка для освоения счёта – «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки, малыш легко запомнит количественный счёт до 10.
Предлагаю детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используя приём «вхождения в сказку». Чтобы отправиться в путешествие,  нужно закрыть глаза, сосчитать до 10 (20 и т.д.) и сказать волшебные слова «Крибле – крабле – бумс!».
Использую различные виды счёта: двойками, тройками, порядковый, обратный счёт (в зависимости от возраста детей). Присутствие сказочного героя придаёт обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует более эффективному усвоению как математических понятий, так и литературного материала.  Например,   герои сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит».  Из-за ширмы появляется Доктор Айболит (это может быть кукла или воспитатель, переодетый в доктора). Детям предлагается игровая проблемная ситуация. Доктор Айболит разбил очки и не может сам

3.

раздать больным лекарство в соответствии с выписанным рецептом. На коробочках из-под лекарства написаны примеры, у больных зверей (это игрушки) – рецепты, на которых написаны цифры – ответы к примерам. Дети решают примеры и помогают вылечить больных зверей.
Чтобы закрепить знания детей о геометрических фигурах, их свойствах: цвете, форме, величине, отправляемся в сказку, где живёт баба Яга. Она сидит у своей избушки на курьих ножках и плачет, потому что никак не может попасть домой. Бедный домовёнок Кузя! Его уже давно пора кормить. Баба Яга случайно обронила ключ. Попросила она помощи у зверей. Да только вместо одного ключа они принесли целую коробку. Ребята, с большим интересом выбирают нужный ключ, используя коды геометрических фигур.  

        Сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Можно переделать на новый лад. Появились браконьеры, закинули в море сети. Запутались в сетях подружки Золотой рыбки, и она просит помощи у детей: «Помогите, пожалуйста! Освободите моих подружек!» На полу лежат рыбки, вырезанные из картона, на каждой написан пример на сложение или вычитание. Сети – это карточки с цифрами. Рыбка считается спасённой, если решён правильно пример и рядом с рыбкой лежит нужная цифра.
        В волшебной стране Математика есть необыкновенные сказочные математические часы, которые помогают малышам запомнить цифры, а детям постарше научиться определять время по часам. Знакомство с часами можно начинать  со сказки: «Жил-был на свете игрушечных дел мастер Данило. Очень весёлый человек. Однажды мастер изготовил в своей мастерской цифры. Данило-мастер очень полюбил их и часто шутливо разговаривал с ними. Для каждой цифры Данило смастерил домик. Получились необычные математические часы. По ночам, когда мастер ложился спать, все цифры оживали и собирались вместе. Они считали себя большой семьёй, братьями и сёстрами. И во всём любили порядок. Поэтому утром, когда мастер просыпался, все цифры уже были в своих домиках».
        Роль воспитателя – поддержать интерес детей. Обучая маленького ребёнка в процессе игры в сказку, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.

Начала использовать в работе с детьми пособие «Волшебная книга сказок». Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, положительные эмоции, что способствует лучшему усвоению трудного математического материала. «Волшебная книга сказок» – это большого размера книга. На обложке вверху написано «Сказки», в середине обложки – ворота, которые можно открывать. На страницах книги – иллюстрации сказок. Чтобы отправиться в путешествие по страницам «Волшебной книги сказок», нужно приоткрыть ворота, закрыть глаза, сосчитать до 10 (20 и т.д.) и сказать волшебные слова «Крибле – крабле – бумс!».
Использую различные виды счёта: двойками, тройками, порядковый, обратный счёт (в зависимости от возраста детей). После волшебных слов дети открывают глаза, а книга уже открыта на одной из страниц. Присутствие сказочного героя придаёт обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует более эффективному усвоению как математических понятий, так и литературного материала. Например, на страничке изображены герои сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит». Дети отгадывают, в какую сказку попали. Из-за ширмы появляется Доктор Айболит (это может быть кукла или воспитатель, переодетый в доктора). Детям предлагается игровая проблемная ситуация. Доктор Айболит разбил очки и не может сам раздать больным лекарство в соответствии с выписанным рецептом. На коробочках из-под лекарства написаны примеры, у больных зверей (это игрушки) – рецепты, на которых написаны цифры – ответы к примерам. Дети решают примеры и помогают вылечить больных зверей.
Чтобы закрепить знания детей о геометрических фигурах, их свойствах: цвете, форме, величине, отправляемся в сказку, где живёт баба Яга. Она сидит у своей избушки на курьих ножках и плачет, потому что никак не может попасть домой. Бедный домовёнок Кузя! Его уже давно пора кормить. Баба Яга случайно обронила ключ. Попросила она помощи у зверей. Да только вместо одного ключа они принесли целую коробку. Ребята, с большим интересом выбирают нужный ключ, используя коды геометрических фигур.
Очень нравится детям бывать в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Появились браконьеры, закинули в море сети. Запутались в сетях подружки Золотой рыбки, и она просит помощи у детей: «Помогите, пожалуйста! Освободите моих подружек!» На полу лежат рыбки, вырезанные из картона, на каждой написан пример на сложение или вычитание. Сети – это карточки с цифрами. Рыбка считается спасённой, если решён правильно пример и рядом с рыбкой лежит нужная цифра.
В волшебной стране Математика есть необыкновенные сказочные математические часы, которые помогают малышам запомнить цифры, а детям постарше научиться определять время по часам. Знакомство с часами начинается со сказки: «Жил-был на свете игрушечных дел мастер Данило. Очень весёлый человек. Однажды мастер изготовил в своей мастерской цифры. Данило-мастер очень полюбил их и часто шутливо разговаривал с ними. Для каждой цифры Данило смастерил домик. Получились необычные математические часы. По ночам, когда мастер ложился спать, все цифры оживали и собирались вместе. Они считали себя большой семьёй, братьями и сёстрами. И во всём любили порядок. Поэтому утром, когда мастер просыпался, все цифры уже были в своих домиках».
Роль воспитателя – поддержать интерес детей. Обучая маленького ребёнка в процессе игры в сказку, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Опыт работы был представлен на региональном уровне в рамках проведения краевого конкурса "Воспитатель года Кубани - 2011"....

Комплексное занятие «Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников через сказку»

Цель: формировать математические представления старших дошкольников через сказку, выявить знания детей, полученные на занятиях в течение первого полугодия....

Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста...

Занятие по самообразованию «Дидактические игры формирование элементарных математических представлений у дошкольников Тема: «Путешествие в сказку».

Ход занятия:- Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Посмотрите сколько их сегодня много. Каждое утро мы говорим друг другу: «Доброе утро», чтобы у нас весь день был добрым, чтобы нас...

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...