Игры на сенсорное развитие
картотека на тему

Огненко Альфия Закиевна

картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_sensornoe_razvitie.docx45.8 КБ

Предварительный просмотр:

     

НДОУ «Детский сад №255» ОАО «РЖД»

Сенсорное развитие

Огненко Альфия Закиевна

Алексеева Татьяна Викторовна

№ 1 Цветная вода.

Цели: знакомить детей с цветами.

Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

Ход игры: Вряд расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски. Раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой (сначала по одному стакану). Пусть дети выберут понравившиеся краски и разведут их в воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску. Потом можно давать малышам по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать по две – три краски в одном стакане с целью получения нового цвета, делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.

№ 2 Цветные кубики.

Цели:  учить сравнивать цвета по принцу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы: пары разноцветных кубиков ( красные, жёлтые, синие, зелёные).

Ход игры. Разложить кубики на ковре. Затем возьмите один кубик и покажите детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдём такой же кубик». Возьмите кубик контрастного цвет и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет кубиков не совпадёт. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики». Затем раздайте нескольким детям кубики разных цветов и предложите найти им пары. В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти все кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета, например, оранжевый.

№ 3 Цветные парочки.

Цели: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой»,  подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы: пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка.

Ход игры. Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (например, красные кубики, жёлтые шарики, зелёные карандаши или фломастеры и др.), затем разные (например, красный помидор и красный мяч, жёлтый шарик и жёлтый цыплёнок, зелёная ёлочка и зелёный листок, синяя ручка и синяя рыбка, коричневый медвежонок и коричневый брусок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам. В эту игру можно играть и с одним ребёнком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребёнку разложить предметы парами, группируя их по цвету. Количество цветных пар следует увеличивать постепенно.

№ 4 Ниточки для шариков.

Цели: учить детей различать цвета по принципу «такой – не      такой»; знакомить с названием цветов.

Материалы: воздушные шары и узкие ленточки зелёного, красного, синего и жёлтого  цветов.

Ход игры. Перед началом игры надуйте воздушные шары и приготовьте тонкие ленточки. Покажите детям шары и расскажите: «Видите, какие замечательные воздушные шары я принесла. Они большие круглые. Хотите поиграть с шарами? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобно было играть. У каждого шарика должна быть ленточка такого же цвета». Дайте четырём детям ленточки и попросите их подобрать шарики такого же цвета. Помогите малышам сравнить цвета шариков и ленточек путём приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привяжите ленточки. Предложите детям поиграть с шарами. При этом называйте цвета шариков, не требуя от малышей повторения.

№ 5 Построим башню.

Цели: учить различать цвета по принципу «такой – не такой».

Материалы: крупные пластмассовые или деревянные кубики двух контрастных цветов, например, красные и жёлтые                                                                                  (зелёные и красные, синие и жёлтые).

Ход игры. Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогайте малышам прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой», «не такой»). Если кубик «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите ребёнку принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!» В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.

№ 6 Беги ко мне.

Цели: учить детей находить предмет определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание.

Материалы: флажки разных цветов или большие и маленькие картонные квадраты разных цветов (желательно двухсторонние).

Ход игры. Раздайте детям флажки трех цветов и предложите побегать с ними по комнате. Затем поднимите красный флажок и громко скажите : «Бегите ко мне!» Дети с красными флажками должны подбежать к вам и поднять их вверх. В следующий раз поднимите флажок другого цвета. Эту игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество флажков (до 4 – 6 цветов) или поднимая два флажка одновременно.

№ 7 Наряжаем кукол.

Цели: учить подбирать цвета по принципу «такой – не     такой»; находить предмет определённого цвета по образцу; знакомить с названиями цветов.

Материалы: куклы и наборы одежды к ним (кофточки и юбочки    (штанишки) основных цветов); коробка.

Ход игры. Раздайте детям кукол и попросите одеть их так, чтобы юбочки и кофточки совпадали по цвету. Дети по очереди подходят к коробке  с одеждой и выбирают наряды для своих кукол, подбирая юбочки и кофточки методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверьте вместе с ними правильность выполнения задания. В дальнейшем можно усложнить задачу. Перед началом игры наденьте на кукол штанишки (или юбочки), а кофточки сложите в коробку. Раздайте детям кукол и предложите нарядить их на праздник. В этом случае дети подбирают одежду по цвету путём зрительного соотнесения, подходя к коробке с одеждой без куклы. В следующий раз попросите малышей подобрать куклам одежду заданных цветов.

№ 8 Разложи по коробочкам.

Цели: учить находить предмет определённого цвета по образцу; закреплять знание цветов.

Материалы: небольшие предметы разных цветов (шарики, бусины, пуговицы, детали мозаики или конструктора «Лего» и др.); маленькие коробочки или мисочки, коробка     побольше.

Ход игры. Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешены предметы разных цветов. Предложите малышу разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте детям предметы 2 – 4 цветов (по 4 – 8 шт. одного цвета). Со временем количество предметов и цветов можно увеличить.

№ 9 Четвёртый лишний.

Цели: закреплять знание цветов.

Материалы: игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы по четыре предмета (в отдельных рамках): жёлтая груша, жёлтый банан, жёлтое яблоко, оранжевый апельсин; зелёный огурец, зелёное яблоко, зелёная груша, синяя слива; красная клубника, красный помидор, красная редиска, зелёный арбуз; оранжевый апельсин, оранжевая хурма, оранжевая тыква, жёлтая дыня. Можно нарисовать не только фрукты и овощи, но и различные игрушки.

Ход игры. Положите на стол четыре предмета, три из которых одного цвета,

а один отличается по цвету. Предложить детям найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру. Такую же игру можно провести с использованием карточек. Раздайте детям карточки и предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.

№ 10 Разложи фигуры по местам!

Цели: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы: доски Сегена с тремя (круг, квадрат, треугольник) и  пятью формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Ход игры. Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)».Затем предложите детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, поведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

№ 11 Весёлый поезд.

Цели: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадрат, круг, треугольник, овал,      прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы: рамки Монтессори (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник).

Ход игры. Покажите детям квадратные рамки Монтессори, вынув из них формы. Затем разложите их в ряд на столе или полу (на гладкой поверхности) и скажите: «Вот поезд, а это вагончики. В этом необычном поезде отправятся в путешествие фигурки. Фигурки должны занять свои места. Помогите фигуркам сесть в поезд». Раздайте детям фигурки, предложите найти нужный вагончик и посадить фигурку на место. Когда все фигурки займут свои места, поезд отправляется в путь: подталкивая пальцами последнюю фигурку, медленно передвиньте рамки вперед. Можно продолжить игру, устроив остановку поезда, на которой фигурки выходят из вагонов и идут за мороженым и лимонадом, а затем снова садятся на свои места. По ходу игры называйте фигурки, не требуя от детей повторения названий. Эту игру можно повторять многократно, постепенно увеличивая количество рамок.

№ 12 Катится – не катится.

Цели: познакомить объёмными геометрическими телами – шаром, кубом.

Материалы: кубики и шарики разного размера и цвета.

Ход игры. Покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится – вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у кубика есть углы, потрогайте их ». Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол (или стол), друг на друга, покатить и т.д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.

№ 13 Фигуры играют в прятки.

Цели: познакомить с объёмными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.

Материалы: картонная коробка среднего размера (1 – 2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера (сначала использовать фигуры одного цвета).

Ход игры. Покажите детям коробку и научите их проталкивать игрушки в прорези – сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку». Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно. Можно сделать прорези в двух коробках: в одно (в форме круга, а в другой – форме квадрата) и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом -  кубики.

№ 14 Почтовый ящик.

Цели: познакомить с объёмными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы.

Материалы: пластмассовая или деревянная коробка с отверстиями разной формы, объёмные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.

Ход игры. Покажите детям коробку с прорезями (3 – 4 прорези) и геометрические фигуры. Обыграйте ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить посылки в почтовый ящик». Объясните малышам, что для каждой посылки в ящике есть своё отверстие. Раздайте детям по одной фигурке и предложите протолкнуть и внутрь почтового ящика. Эту игру можно проводить многократно, по - разному обыгрывая ее сюжет. Можно собрать чемодан для путешествия, проталкивая «вещи» (фигуры) в соответствующие отверстия. В дальнейшем используйте игрушки с большим количеством прорезей и фигур(5 – 6).

№ 15 Башни.

Цели: познакомить с формой предметов; учить подбирать  фигуры соответствующих форм.

Материалы: пластмассовые или деревянные вкладыши – пирамидки квадратной и круглой формы.

Ход игры. Сначала эту игру лучше проводить индивидуально с каждым ребёнком. Попросить малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложить ему собрать две башни – пирамиды. Для того чтобы ребёнку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы – круглые и квадратные. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.

№ 16 Найди такую же фигуру.

Цели: учить находить нужную форму методом зрительного    соотнесения.

Материалы: два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники).

Ход игры. Сначала эту игру лучше проводить индивидуально, используя фигуры одного цвета и размера. Разложить на столе фигуры двух форм, например,  квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги». Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета, давать задание одновременно нескольким детям.

№ 17 Спрячь в ладошке!

Цели: познакомить с понятием величины.

Материалы: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по количеству детей).

Ход игры. Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе (каждый ребёнок берёт по одному предмету). Подведите итог игры: «маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».

№ 18 Покормим кукол.

Цели: знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине.

Материалы: миски – вкладыши одного цвета; большая и  маленькая ложки; большая и маленькая куклы.

Ход игры. Возьмите два вкладыша, резко различающиеся по величине, и предложите ребёнку накормить большую и маленькую кукол. Подберите куклам тарелки и ложки подходящей величины: «Большая кукла ест из большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки маленькой ложкой. Давайте покормим кукол. Теперь пошли гулять».

Усложняя игру, можно предложить ребёнку три вкладыша – миски и три ложки разного размера и разыграть сюжет сказки «три медведя». Также в тарелки можно класть еду разного размера.

№ 19 Две коробки.

Цели: закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Материалы: две картонные коробки с прорезями для проталкивания предметов (в одной коробке большая прорезь, а в другой маленькая); большие и маленькие предметы (по 3 – 6 шт. каждого размера), соответствующие по размеру прорезям.

Ход игры: приведем пример игры с использование шариков. Раздайте детям большие и маленькие шарики одного цвета и предложите протолкнуть их в соответствующие прорези в коробках: «У вас есть большие и маленькие шары. Сейчас мы их спрячем в коробки. Опустите шары в прорези!» обратите внимание детей, что большие шары проталкиваются только в большие отверстия, а маленькие шарики можно протолкнуть в любое отверстие. В следующий раз дайте детям более детальную инструкцию: «Спрячьте шары в коробки. Только будьте внимательны: размер шарика и отверстия должны быть одинаковыми. Большой шар проталкивайте в большое отверстие, а маленький – в маленькое». Когда все шары окажутся в коробках, откройте их и вместе с детьми проверьте результат. Возможно, кто – то из детей ошибся и в коробке с большим отверстием оказался маленький шарик. В этом случае проведите игру еще раз: «Ой, кажется, кто – то заблудился! Давайте поможем маленькому шарику добраться до дома!»

№ 20 Пирамидки.

Цели: знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения.

Материалы: различные пирамидки.

Ход игры. 1-й вариант игры «Красная пирамидка». Подберите одноцветные пирамидки с небольшим количеством колец (3 шт.), чтобы ребёнок не отвлекался на цвет и обращал внимание на размер колец. Предложите ребёнку собрать одну пирамидку. Поясните, что пирамидка должна получиться гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое большое колечко и надевать его на стержень.

2- й вариант игры «Разноцветная пирамидка». Подберите деревянные или пластмассовые пирамидки с разным количеством разноцветных колец. Предложите детям сначала снять колечки со стержня, затем собрать пирамидки, ориентируясь на признак величины.

Можно предложить детям собрать пирамидку бес стержня, положив колечки одно на другое (это удобно делать с большими пластмассовыми пирамидками). В этом случае хорошо видно, что если пирамидка сложена неверно, то она получается неустойчивой и может рассыпаться.

№ 21 Весёлые матрёшки.

Цели: закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения).

Материалы: матрёшки разной величины (состоящие из 2 – 5 деталей).

Ход игры. 1-й вариант игры «Собираем и разбираем». Покажите малышам двухсоставную матрёшку и потрясите игрушкой: «Тук, тук! Кто там спрятался внутри? Давайте посмотрим. Вот матрёшка и вот матрёшка. Это большая матрёшка. А это какая матрёшка? Маленькая. Давайте спрячем маленькую матрёшку в большую. Вот так». Покажите детям, как разобрать и собрать матрёшку. Затем раздайте детям матрёшек и попросите разобрать и собрать их самостоятельно: «Разберите матрёшку и сделайте так, чтобы матрешек стало много. Вот матрешки – подружки погуляли, побегали, попрыгали. Теперь соберите их в одну. Будьте внимательны: должна остаться только одна, самая большая матрёшка». В случае затруднения объясните и покажите малышам, что, собирая матрешек, следует подбирать платочек и фартучку (верхнюю часть матрешки к нижней),поочерёдно прикладывая верхнюю часть матрёшки к нижним частям (методом практического примеривания), пока не найдётся часть такого же размера. В дальнейшем дети могут действовать методом зрительного соотнесения. Предлагая детям игру с матрешками, действуйте в определенном порядке. Сначала покажите и назовите матрешек: «Вот маленькая матрешка. А это большая матрешка». Затем попросите малышей показать, где маленькая матрешка, а где большая: «Покажите, где маленькая матрешка. Вот она. А где большая матрешка?» В дальнейшем можно предлагать детям для игры трехсоставных матрешек.

2-й вариант игры «Строим ряды». Предложить детям разобрать трехсоставную матрешку и  построить подружек в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. В случае затруднений помогите малышам. Попросите детей показать, где самая большая матрешка, а где самая маленькая. Затем закройте матрешек ширмой и уберите одну матрешку. Пусть дети поставят убежавшую матрешку на место: «Вот как много матрешек получилось! Построй матрешек в ряд по росту: вот самая большая матрешка, эта матрешка поменьше, а эта самая маленькая. А теперь закрой глаза. Открывай! Одна не послушная сестричка убежала… Поставь её на место!»

№ 22 Собираем шишки.

Цели: учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало.

Материалы: две корзинки или две коробки; шишки.

Ход игры. Обратите внимание ребёнка на разбросанные на полу шишки и попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2 – 3 шишки, а малышу предложите собрать остальные. В конце игры подведите итог: «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько у меня шишек? Мало».

№ 23 Грибы на поляне.

Цели: учить детей различать количество предметов, обозначать количество словами: один, мало, много, ни одного.

Материалы: деревянные или картонные грибы, лист картона зеленого цвета, корзинка, игрушечные ежик, белочка.

Ход игры.1-й вариант игры: за столом. Поставьте грибочки на лист картона и предложите детям поиграть: «Выросли на полянке  грибочки. Много грибов на поляне. Пробегал мимо ежик, сорвал несколько грибов и унес их с собой. Осталось на поляне мало грибов. Пришел на поляну мальчик с корзинкой и собрал оставшиеся грибы. Не осталось на поляне ни одного гриба. Когда мальчик нес грибы домой, один гриб выпал из корзинки и его подобрала белочка». По ходу рассказа выполняйте соответствующие действия. В следующий раз вы можете попросить ребенка помочь вам – в процессе рассказа показывать игрушки, переставлять и убирать грибы.

2-й вариант игры:  подвижная игра. Расставьте грибочки на полу в разных местах комнаты (одни на видных местах, а другие спрячьте) и предложите детям поиграть: «Давайте сварим куклам грибной суп. Только вот нет у нас ни одного гриба… Пойдите в лес, найдите там грибы и принесите мне». Дети ходят по группе и собирают грибы. Скажите малышам: «Здесь мало грибов, на суп не хватит. Принесите еще грибов!» Дети снова отправляются за грибами. «Теперь грибов много, - говорите вы. – Давайте варить суп!»

№ 24 Песочница.

Цели: учить детей определять количество сыпучего материала, познакомит с понятиями мало, много, больше меньше, столько же (одинаково).

Материалы: песок, ведерки (одинакового и разного размера), совки.

Ход игры. Эту игру можно проводить во время прогулки. Дайте детям два ведерка одинаковой величины и совки. Предложите малышам наполнить ведерки песком, а затем сравнить количество песка в них (больше, меньше, одинаково). Игру можно продолжить, предложив детям добавить или отсыпать песок при помощи совка и вновь сравнить количество песка. Затем дайте ребятам два ведра разной величины и попросите наполнить их песком до краев. Вместе с детьми сравните количество песка в ведрах: «В большом ведре много песка, а в маленьком мало. Здесь больше, а тут меньше песка». Можно высыпать песок из ведра на ровную поверхность и сравнить кучи песка.

№ 25 Картинки.

Цели: учить умению различать количество предметов на картинках; закреплять понятия, служащие для обозначения количества: мало, много, один, ни одного, поровну.

Материалы: картинки (яблоки в ящиках, шишки на елках, котята в корзинке, автобусы с людьми, звезды и луна, тарелки с едой, банки с жидкостью и т.п.)

Ход игры. Рассмотрите вместе с детьми картинки: «Посмотрите, на этих картинках котята. Сколько здесь котят? Правильно, один котенок. А в этой корзинке сколько котят? Много котят!» «Давайте порисуем! Что будим рисовать? Можно нарисовать звёздное небо. Сколько сейчас звезд на небе? (Покажите картинку.) Ни одной. А теперь? Одна звездочка. А сейчас? Много  звезд!» «Посмотрите на этой картинке малыши пьют лимонад. Сколько лимонада в этих стаканах? Много лимонада. А в этом стакане мало лимонада. А в этом стакане? Пусто, выпили весь лимонад. А теперь найдите и покажите стаканы, в которых лимонада поровну».

№ 26 Возьми игрушку.

Цели: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.

Материалы: различные предметы и игрушки.

Ход игры. Предложите двум малышам сесть за стол и дайте им по игрушке. Дайте им возможность поиграть с игрушками. Затем попросите детей закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыши откроют глаза и возьмут игрушки, не вставая со стульев. В следующий раз сначала положите одну игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем обе игрушки расположите так, чтобы их было не просто достать. В конце игры подведите итог: «Игрушки лежат далеко, поэтому их трудно достать. Я подвинула игрушки – теперь они близко и можно легко дотянуться до них».

№ 27 Где же мишка?

Цели: знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

Материалы: стулья (два маленьких и один большой), два больших игрушечных медведя и другие игрушки.

Ход игры. Предложите ребенку повторить вслед за вами следующие действия: посадить мишку на стул, за стул, под стул, поставить его перед стулом, рядом со стулом. Усложняя игру, попросите ребенка повторить положение игрушки, изменяя собственное положение относительно большого стула.

№ 28 Лист бумаги.

Цели: учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Материалы: листы бумаги, картонные фигурки с изображениями различных предметов.

Ход игры. Покажите детям лист бумаги, объясните, где у него верх, низ, правая, левая стороны, центр.

Затем раздайте ребятам листы бумаги и картонные изображения предметов и игрушек и попросите разложить их в определенных местах листа, например: «Представьте, что лист бумаги это белая полянка. Посадите игрушки на полянку так, как я скажу: положите утенка посередине, а зайчика внизу, вверху посадите птичку». Инструкции можно уточнять и усложнять: «поставьте утенка наверху с права. Лягушку посадите внизу посередине».

№ 29 Предметы и картинки.

Цели: учить узнавать знакомые предметы на картинках; развивать внимание.

Материалы: игрушки и картинки с их изображениями.

Ход игры. Игру можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Расставьте на столе игрушки, а детям раздайте карточки с их изображениями. Затем предложите малышам подобрать картинки к соответствующим игрушкам. Дети по очереди выбирают игрушки и кладут рядом картинки.

В конце игры вместе с детьми проверьте правильность выполнения задания.

№ 30 Парные картинки.

Цели: учить находить одинаковые изображения; развивать внимание.

Материалы: два набора карточек с изображениями знакомых детям игрушек или предметов.

Ход игры. Игра проводиться индивидуально. На столе перед ребенком разложите в ряд набор картинок. Покажите ему карточку из другого комплекта и попросите подобрать картинке пару. В случае затруднения продемонстрируйте малышу, как можно подобрать картинку, подкладывая ее поочередно к каждой карточке в ряду, пока не найдёт такую же. Затем предложите ребенку другую картинку. Количество картинок можно постепенно увеличить с 2 – 3 до 4 – 6 пар. При игре с группой детей дайте каждому ребенку картинку и попросите подобрать ей пару среди карточек, перемешанных на столе.

№ 31 Собери целое.

Цели: учить собирать целый предмет из отдельных частей; развивать мышление.

Материалы: сборно – разборные игрушки и картинки с их изображениями.

Ход игры. Разложите на столе детали сборно – разборной игрушки.

Предложите детям рассмотреть картинку с ее изображением, назвать игрушку, найти на картинке и показать ее части. Затем попросите малышей найти эти детали на столе и собрать игрушку. Обязательно обыграть задание. Подобрав несколько простых сборно – разборных игрушек, можно предложить детям сначала разобрать, а затем снова собрать их. В случае затруднения покажите малышам, как это сделать.

№ 32 Собери картинку из пазлов.

Цели: закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета; развивать внимание.

Материалы: наборы крупных пазлов (деревянных, поролоновых, картонных) с простыми предметными изображениями.

Ход игры. Для этой игры используйте пазлы, состоящие из небольшого количества деталей. Дайте ребёнку набор пазлов и предложите собрать из них целую картинку. В случае необходимости покажите, каким образом следует подбирать и соединять детали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста. Примерные развивающие игры по сенсорному развитию для малышей от 7 месяцев до года»

В данном материале представлены разнообразные игры по сенсорному развитию детей, что, безусловно,  будет интересен педагогам групп раннего возраста и родителям детей младенческого возраста....

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Консультация для родителей 2-младшей группы. "Сенсорное развитие детей 3-4 лет". Игры для сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие ребёнка- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и других....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности.  Рассмотрим некоторые игры и игрушки для сенсорного развития....