Консультация для воспитателей "Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания"
консультация на тему

Муханова Лилия Викторовна

В консультации даны рекомендации для создания мини-музеев в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Томаровка»

«Мини-музеи в ДОУ как средство

патриотического воспитания»

                                                                                                           

Подготовила воспитатель старшей группы

Муханова Лилия Викторовна

Музейная педагогика

Понятие « музейная педагогика», появилась в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активации творческих способностей личности.                                       Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогают приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать  у дошкольников способности к эстетичетическому  созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Проблема патриотического воспитания детей и молодежи – одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении могут сыграть образовательные учреждения, детские и молодежные организации, в рамках деятельности которых  обеспечивается духовно- нравственное становление подрастающего поколения.                                                             В соответствии с Федеральными  государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв.приказом  Минобразования науки России от 23.11.2009 № 655, социально- личностное развитие – одно из направлений развития ребенка. Наряду с сохранением и укреплением здоровья воспитанников содержание основной общеобразовательной программы должно обеспечить формирование у детей целостной картины мира, интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру, формирование основ  социальной и жизненной адаптации ребенка, развитие позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека, потребности в реализации собственных творческих способностей, формирование патриотических чувств, гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также и принадлежности к мировому сообществу.

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство  собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

Для этой цели необходимо решение комплекса задач:

*воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку, городу;

*формирование бережного отношения к природе и всему живому;

*воспитание уважения к труду;

*развитие интереса к русским традициям и промыслам;

*усвоение элементарных знаний о правах человека;

*расширение представлений  о городах России;

*знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

*развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

*формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: в ходе н.о.д,в  режимных моментах ,играх, труде. Каждый педагог строит свою работу по следующим принципам:

*усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста;

*непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;

*дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;

*рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

*деятельный подход;

*развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

В создании мини-музеев участвуют не только педагоги и воспитанники, но и родители.                          На подготовительном этапе, надо сформулировать основные задачи на педагогическом совете, определить место и модель будущей композиции. Можно договориться с местным музеем о взаимодействии.

Практический этап – это непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов. При создании мини-музеев учитываются следующие принципы:

*интеграции – мини- музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в решении задач в образовательных областях –«Социализация» по патриотическому воспитанию;

*деятельности и интерактивности – мини-музеи должны предоставлять детям возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.);

*природосообразности – мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

*научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы и в то же время доступным для ребенка языком;

*гуманизации и партнерства – мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках отношений в системе «взрослый-ребенок», «ребенок- ребенок»;

*культуросообразности – мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим  ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе нод в музейном пространстве;

*динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно пополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей;

*разнообразия – наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

*регионального компонента – мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Заключительный этап – это подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организация выставки для родителей и гостей детского сада.

Вот несколько примеров мини-музеев: мини-музей русского быта, мини-музей куклы, мини-музей игрушек «Курочка ряба», мини-музей «Волшебные камушки», мини-музей «Ложки разные нужны, ложки всякие важны», мини-музей «От самовара до чайника», мини-музей «Мир открытки», мини-музей часов, мини-музей матрешки, т.д.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

   

                                                 

                                                 

                                 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания"

Базовым этапом формирования у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине по праву считается накопление детьми опыта социальной жизни в родном городе, усвоение принятых в городе норм поведения,...

Народные игры для детей дошкольного возраста как средство патриотического воспитания (консультация для воспитателей)

Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. БелинскийРодина впервые предстает перед...

Консультация для педагогов «Народное искусство Башкортостана, как средство патриотического воспитания»

Воспитание  гражданина  и  патриота,  знающего  и  любящего  свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, осво...

Консультация для воспитателей «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии...

Консультация для педагогов ДОУ "Народные традиции , как средство патриотического воспитания старших дошкольников"

Народное творчество это беценнное сокровище  народных знаний и опыта, которым мы можем поделиться с детьми в игровой форме. Обогатить их внутренний мир, развить потенциальные музыкальные, речевые...

Консультация для воспитателей на тему: «Игра, как средство патриотического воспитания дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему: «Игра, как средство патриотического воспитания дошкольников»....