Консультация для воспитателей "Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания"
консультация на тему
В консультации даны рекомендации для создания мини-музеев в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Томаровка»
«Мини-музеи в ДОУ как средство
патриотического воспитания»
Подготовила воспитатель старшей группы
Муханова Лилия Викторовна
Музейная педагогика
Понятие « музейная педагогика», появилась в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активации творческих способностей личности. Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогают приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетичетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Проблема патриотического воспитания детей и молодежи – одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении могут сыграть образовательные учреждения, детские и молодежные организации, в рамках деятельности которых обеспечивается духовно- нравственное становление подрастающего поколения. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв.приказом Минобразования науки России от 23.11.2009 № 655, социально- личностное развитие – одно из направлений развития ребенка. Наряду с сохранением и укреплением здоровья воспитанников содержание основной общеобразовательной программы должно обеспечить формирование у детей целостной картины мира, интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру, формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка, развитие позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека, потребности в реализации собственных творческих способностей, формирование патриотических чувств, гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также и принадлежности к мировому сообществу.
На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
Для этой цели необходимо решение комплекса задач:
*воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку, городу;
*формирование бережного отношения к природе и всему живому;
*воспитание уважения к труду;
*развитие интереса к русским традициям и промыслам;
*усвоение элементарных знаний о правах человека;
*расширение представлений о городах России;
*знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
*развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
*формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: в ходе н.о.д,в режимных моментах ,играх, труде. Каждый педагог строит свою работу по следующим принципам:
*усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста;
*непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
*дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
*рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
*деятельный подход;
*развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
В создании мини-музеев участвуют не только педагоги и воспитанники, но и родители. На подготовительном этапе, надо сформулировать основные задачи на педагогическом совете, определить место и модель будущей композиции. Можно договориться с местным музеем о взаимодействии.
Практический этап – это непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов. При создании мини-музеев учитываются следующие принципы:
*интеграции – мини- музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в решении задач в образовательных областях –«Социализация» по патриотическому воспитанию;
*деятельности и интерактивности – мини-музеи должны предоставлять детям возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.);
*природосообразности – мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
*научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы и в то же время доступным для ребенка языком;
*гуманизации и партнерства – мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках отношений в системе «взрослый-ребенок», «ребенок- ребенок»;
*культуросообразности – мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе нод в музейном пространстве;
*динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно пополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей;
*разнообразия – наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
*регионального компонента – мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Заключительный этап – это подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организация выставки для родителей и гостей детского сада.
Вот несколько примеров мини-музеев: мини-музей русского быта, мини-музей куклы, мини-музей игрушек «Курочка ряба», мини-музей «Волшебные камушки», мини-музей «Ложки разные нужны, ложки всякие важны», мини-музей «От самовара до чайника», мини-музей «Мир открытки», мини-музей часов, мини-музей матрешки, т.д.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/07/picture-95515.jpg)
Консультация для воспитателей "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания"
Базовым этапом формирования у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине по праву считается накопление детьми опыта социальной жизни в родном городе, усвоение принятых в городе норм поведения,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-550938-1418654217.jpg)
Народные игры для детей дошкольного возраста как средство патриотического воспитания (консультация для воспитателей)
Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. БелинскийРодина впервые предстает перед...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/14/picture-1159021-1576339238.jpg)
Консультация для педагогов «Народное искусство Башкортостана, как средство патриотического воспитания»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, осво...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/23/picture-1153581-1563888845.jpg)
Консультация для воспитателей «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-408529-1392887609.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ "Народные традиции , как средство патриотического воспитания старших дошкольников"
Народное творчество это беценнное сокровище народных знаний и опыта, которым мы можем поделиться с детьми в игровой форме. Обогатить их внутренний мир, развить потенциальные музыкальные, речевые...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/23/picture-741907-1453535819.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: «Игра, как средство патриотического воспитания дошкольников».
Консультация для воспитателей на тему: «Игра, как средство патриотического воспитания дошкольников»....