Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Консультация для воспитателей "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания"

    Терезанова Ольга Ивановна

    Базовым этапом формирования у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине по праву считается накопление детьми опыта социальной жизни в родном городе, усвоение принятых в городе норм поведения, приобщение к миру городской культуры. Как организовать педпроцесс так, чтобы ознакомление  с родным городом проходило целостно и интегрированно, как поставить цели и задачи работы, определить принципы, тему и формы работы. На это вопросы ответит  консультация для педагогов ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx27.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей на тему:

    Ознакомление с родным городом

    как средство патриотического воспитания.

    План консультации.

    1. Эпиграф.

    2.Актуальность проблемы.

    3.Степень изученности в педагогике.

    4.Проблема патриотического воспитания в системе образования города и края.

    5.Цели и задачи работы по ознакомлению с городом.

    6.Принципы построения педпроцесса.

    7.Пути решения поставленных задач.

    8.Методические формы работы.

    9.Тематическое планирование.

    10. Вывод.

    11. Библиография.

    12. Приложения:

    №1 Информация для воспитателей по городу;

    №2 Детские писатели города;

    №3Список литературы о г. Комсомольске-на-Амуре.

    1.Эпиграф.

    «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека.»

                                                                                       К.Д. Ушинский.

     2. Актуальность проблемы.

       Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного сознания. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

       К  сожалению, в последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными. В городе, в крае, как и во всей стране, резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания, а отечественные традиции подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества патриотическое воспитание приобретает особую актуальность.

      Одной из современных задач воспитания ребенка в сложившейся ситуации потому и является  развитие потребностей в высоких культурных и духовных ценностях, в дальнейшем их обогащении через приобщение детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры; развитие гражданской и социальной ответственности, проявляющееся в заботе о благополучии своей страны, малой Родины, сохранении человеческой цивилизации.

       Это возможно только при условии  планомерного всестороннего системного воспитания  ребенка. Основами, новыми ориентирами в реализации задач воспитания человека – Патриота, человека - Гражданина в дошкольном учреждении сегодня выступают общечеловеческие ценности, а именно : Человек, Семья, Отечество, Труд, Земля, Знания, Культура, Мир.

       И в этой системе ценностей приоритетным является воспитание чувства патриотизма как чувства любви и привязанности к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.

       Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Именно поэтому ознакомление с родным городом является проблемой  актуальной и осознается всеми современными исследователями и педагогами.

    3. Степень изученности в педагогике.

       Проблема приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, (а через него Отечества) связана

    - с изучением механизмов социализации, формировании социальной компетенции ребенка (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова и др.);

    - осознания ребенка самого себя как представителя человеческого рода С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.);

    - восприятия детьми мира предметов (О.А. Артамонова);

    - формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт);

    - с гуманизацией воспитательного процесса и выбором образовательного маршрута не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане  (И.А. Колесникова и др.).

       Ознакомление с родным городом может входить в раздел «ознакомление с окружающим» либо рассматриваться  самостоятельно. Вместе с тем исследователи делают вывод о неразработанности проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольных учреждений, а также о формальном подходе и излишней идеологизированности содержания данной работы.

     

     4. Проблема патриотического воспитания в системе образования города и края.

       Постановлением Главы администрации Хабаровского края (№ 77 от 16.02.96 г.) утвержден краевой компонент государственного образовательного стандарта общего образования, который предполагает комплекс дополнительных к федеральных нормам требований к объектам стандартизации в сфере образования, учет геополитических, природных, экономических, экологических, социокультурных, этнических и др. особенностей края. В определенной степени это относится и к дошкольному образованию, т.к. отвечает одному из принципов организации воспитательно-образовательной работы с детьми – учет местных условий.

      В преддверии 70-летнего юбилея города Комсомольска-на-Амуре вниманию педагогов дошкольных учреждений была предложена программа «Мы – комсомольчане» на 2001-2006 г.г. Содержание данной программы охватывает разнообразные направления работы с детьми и учитывает особенности воспитания в образовательных учреждениях разного типа г. Комсомольска-на-Амуре.

    5. Цели и задачи работы по ознакомлению с городом.

        В процессе работы происходит ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.

    Реализация целей обеспечивается через группу взаимосвязанных задач, а именно:

    1. Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему.

    2. Воспитывать чувство гордости за комсомольчан, ответственность за все, что происходит в городе, сопричастность к этому, уважение к своим землякам.

    3. Развивать эмоционально-ценностное отношение к городу.

    4.Формировать интерес к произведениям дальневосточных детских писателей, композиторов, художников, в работах которых отражены история, культура, природа и быт людей, живущих рядом.

     6. Принципы построения педпроцесса.

        Вследствие осознания актуальности проблемы патриотического воспитания нами разработана система работы по ознакомлению с родным городом с учетом следующих принципов:

    - принцип системности представлен в поэтапном познании города ребенком  за счет рассмотрения города с новых позиций на каждом этапе изучения;

    -  принцип природосообразности позволяет учитывать возрастные особенности дошкольников младшего, среднего и старшего возрастов;

    - принцип историзма реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям : прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни);

    - принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, а также ориентироваться на общечеловеческие понятия;

    - принцип синтеза интеллекта, эмоций и действия как условие активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту;

    - принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола, опыта, особенностей эмоционально-познавательной сферы и др.

    - принцип постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам;

    - принцип субъектности как предпосылки развития способности ребенка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В.И. Слободчиков), т. е. повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

    - принцип интегративности как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности и реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п.; в естественном включении материала в базовые программы дошкольного образования;

    - принцип преемственности определяет содержание краеведческого материала в условиях непрерывного образования (т. е. в связи с начальной школой).

    7. Пути решения поставленных задач.

        Приступая к работе по ознакомлению детей с родным городом, мы определили следующие пути решения поставленных задач:

    - подготовка педагогического коллектива началась с работы по изучению истории и культуры г. Комсомольска-на-Амуре, с особенностями геополитического, природного, экономического, этнического и др. характера;

    - введение и освоение новых форм работы с детьми по данному направлению с учетом доминирующих целей базовой программы, разработка перспективных планов.

    - взаимодействие с родителями под девизом: их знания и любовь к Комсомольску должны передаваться детям;

    - взаимодействие с социумом включает в себя тесный контакт с культурно-образовательными учреждениями социума: Домом творчества детей и молодежи, краеведческим музеем, библиотекой и др.

    - создание микро- и макроразвивающей среды по данной теме, как то: уголок города в группах, пособия и материалы для родительского стенда, подбор наглядного материала по теме и т. п.

    8. Методические формы работы. 

       Методы работы по ознакомлению с городом известны. Они направлены прежде всего на повышение познавательной и эмоциональной активности детей и осуществляются в рамках деятельностного подхода, т. е. в условиях выбора детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном. При этом ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно входить в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

     

    9. Тематическое планирование.

     Нам представляется наиболее целесообразным  организация педпроцесса на основе тематического планирования, что позволяет:

    - видеть разные аспекты явлений;

    - объединять различные виды деятельности детей на основе единого содержательного поля;

    - четко выделять этапы познания города;

    - определять тематические блоки работы воспитателя с детьми.

      При работе необходимо учитывать, что круг тем подвижен. Это означает интеграцию содержания темы с любым этапом познания города ребенка за счет рассмотрения дома, улицы, района, города с новых позиций и установления новых связей с другими темами путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка.

        При повторном обращении к теме содержание следует наполнять новыми понятиями, смыслами, ценностями. Так, например, дом для малышей может рассматриваться как место жизни или труда взрослых, а для старших детей – как место, связанное с жизнью известного человека, как исторический объект, памятник культуры.

       При «погружении» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разных групп, педагог получает возможность объединить их общими чувствами, переживаниями на совместных утренниках, вечерах досуга, выставках. При этом старшие дети получают возможность поделиться с младшими своим опытом, подготовить необходимые материалы, сделать подарки и т. п. Так создается детское сообщество.

    9. Тематическая карта по ознакомлению с родным городом.

    Тематический блок

    младший возраст

    средний возраст

    старший возраст

    1.

    Название родного города.

    +

    +

    +

    2.

    Происхождение города, его первые поселенцы.

    -

    +

    +

    3.

    Географические особенности родного города.

    -

    +

    +

    4.

    Характерные особенности дальневосточного климата.

    +

    +

    +

    5.

    Достопримечательности города.

    -

    +

    +

    6.

    Труд взрослых в городе.

    +

    +

    +

    7.

    Учебные заведения.

    -

    +

    +

    8.

    Отдых комсомольчан.

    +

    +

    +

    9.

    Растительный мир.

    +

    +

    +

    10.

    Животный мир.

    +

    +

    +

    11.

    Природоохранная деятельность людей.

    -

    +

    +

    12.

    Полезные ископаемые.

    -

    -

    +

    13.

    Транспорт города.

    +

    +

    +

    14.

    Разнообразие национальностей.

    -

    +

    +

    15.

    Коренные жители и их культурное своеобразие.

    -

    -

    +

    16.

    Знаменитые люди.

    -

    -

    +

    17.

    Дальневосточные писатели, художники, поэты, композиторы.

    -

    +

    +

    18.

    Города и населенные пункты Комсомольского района.

    -

    -

    +

    19.

    Символика города.

    -

    +

    +

    20.

    Культура поведения в городе.

    +

    +

    +

    10. Вывод.

       Ознакомление детей с родным городом – только часть большой и долговременной работы по патриотическому воспитанию детей. Системный подход к воспитанию детей в дошкольном учреждении позволяет осуществлять эту работу во всех видах деятельности, провести через все разделы программы. Чувство любви к своей малой родине  будет вырастать на фундаменте разностороннего развития детей. Эти чувства сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, формируют индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь. Любовь к миру, к людям, к самому себе - это открытие. А радость открытия ведет к творчеству.

    11. Библиография.

    1. Т. Комарова Искусство как фактор воспитания любви к родному городу // Дошкольное воспитание №2, 2006, с. 3.
    2. Ларченко О.В., Шмидт Т.А. Патриотическое воспитание младших школьников // Мир детства: Начальное образование и дошкольное воспитание в Хабаровском крае №2, 2002, с. 20.
    3.  О Каракулова Ноябрьск – город на Ямале // Д.в. №5, 2006, с. 26.
    4. Дом, в котором мы живем. Методические рекомендации  - Сост. Герасимова М.Б., Миронова М.И., г. Хабаровск, 1989г.
    5. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
    6. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева.  – М., 2005.
    7. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
    8. Л. Земскова-Названова. Люби и знай родной свой край. – М. Чистые пруды, 2006.
    9. Паламарчук Е.И. Использование регионального компонента в воспитательно-образовательной работы с детьми.
    10. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
    11. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.
    12. Программа развития и воспитания в системе образования г. Комсомольска-на-Амуре «Мы – комсомольчане» в 2001-2006 г.г. // Проект, г. Комсомольск н/А, 2001г.
    13. Н.В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью – М. : ЦГЛ, 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

    Обобщение опыта "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания".

    Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса способствующего  формированию патриотического воспитания детей чере...

    Обобщение опыта: Ознакомление с родным городом - как средство патриотического воспитания

    "Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, ... стать подлинным патриотом" (С.Михалков)...

    «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом как средство патриотического воспитания»

    Сообщение из опыта работы по ознакомлению дошкольников с родным городом....

    Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания.

    Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста....

    Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников

    В статье делюсь опытом как я работаю по теме ознакомления юных петербуржсцев с родным городом....