Главные вкладки

    ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»
    проект (старшая, подготовительная группа)

    Вострикова Елена Мурзагереевна

    Данный проект адресован работникам  дошкольных образовательных учреждений с целью   патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста,  формирования у детей любви к Родине, к родному городу и его истории. Приобщения дошкольников  к изучению культурно – исторического наследия родного города.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    http://suse.kemrsl.ru/files/1360826535_H_3R3S8_M2A.jpgПРОЕКТ

    ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»

    Выполнила:

    Воспитатель МБДОУ д\с №7, г. Осинники

    Вострикова Елена Мурзагереевна

    Высшая квалификационная категория

    Паспорт проекта

    Название проекта

    «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»

    Вид проекта            

    Открытый, долгосрочный, исследовательский

    Участники                

    Дети старшей группы, педагоги, родители.

    По предметно-содержательной области проекта  

    Междисциплинарный

    Сроки реализации проекта    

    Долгосрочный (сентябрь - май )

    Взаимодействие участников

    Специалисты ДОУ, родители, социальные партнёры (музей, библиотека).

    Формы итоговой работы

    Участие в конкурсах, краеведческие экскурсии, выставка макетов достопримечательностей и исторических мест города Осинники.

    Лежишь в логах лосиных ты
    Над Кондомой – рекой,
    Осинники, Осинники –
    Зелёный город мой.
    Не залит ты сиянием
    Неоновых огней,
    Но нет тебя желаннее,
    Но нет тебя родней.

    Н. Курбатов.

    Актуальность проекта

    Проблема гражданско – патриотического воспитания детей и подростков в настоящее время очень актуальна. Дошкольный возраст, как известно – является важнейшим периодом становления личности. Именно в этот период формируются и закладываются предпосылки нравственных, гражданских, патриотических качеств, развиваются элементарные представления дошкольников об окружающем мире, отношение к своей стране, Отечеству, малой Родине, к своему городу, посёлку, родной природе.

    Дошкольные образовательные учреждения, являются первой ступенькой, начальным звеном системы образования и призваны формировать первичные представления у воспитанников об окружающем мире, гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, своей семье.  Как   гласит народная педагогика – «Начитать воспитывать чадо  нужно с того момента, когда он ещё по поперек лавки лежит.

    В соответствии с требованиями ФГОС работа по формированию гражданских, патриотических чувств должна начинаться с младшего дошкольного возраста. В образовательной области «Познавательное развитие» в подразделе «Ознакомление с социальным миром» определены следующие задачи:

    В младшем дошкольном возрасте:

    -формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней:

    -напоминать детям название города (поселка), в котором они живут;

    -побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.

    В старшем дошкольном возрасте:

    - знакомить детей с окружающим миром;

    -формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях родного города , об отечественных традициях и праздниках.  

    -формировать знания о гражданской принадлежности; воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за её достижения, патриотических чувств.

    Несомненно именно в старшем дошкольном возрасте, когда у ребёнка уже сформировались некоторые личностные качества, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию необходимо усилить и углубить работу в данном направлении.  Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

    При условиях, если знакомство с родным городом происходит в активном взаимодействии с окружающим миром, практическим путём  (через игру, предметную  деятельность, общение, труд) различные виды детальности, которые свойственны дошкольному возрасту, формирование патриотических, нравственных чувств и представлений должен дать необходимый эффект.  

    Когда мы  предлагали детям рассмотреть фотографии, иллюстрации, книги открытки, фотографии о любимом городе они это делали с огромным любопытством. Но при беседах, мы  убедились,  что у детей   поверхностные представления об истории родного города.

    Родители не уделяют достаточного внимания к воспитанию у детей патриотических, не дают в полном объёме информацию о родном городе  не уделяют внимание данной проблеме не считая её настолько важной для детей дошкольного возраста, воспитанники не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к своей малой Родине.

    Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

    Гипотеза: Для познавательного, социально -личностного, нравственного развития огромное значение имеет знакомство с родным городом, его   историей, достопримечательностями, улицей, на которой живёт ребёнок, с известными людьми, которые жили в разные времена и то, чем прославили эти люди наш город.  

    Для успешной работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут мы применили проектный метод.  

    Данный проект предназначен для детей старшей группы.  В нём пойдёт речь о значении истории родного города и его влиянии на патриотическое воспитание дошкольников.

    Цель проекта:

    В рамках патриотического воспитания формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории. Приобщение детей к изучению культурно – исторического наследия родного города.

    Задачи проекта:

    1. Поиск эффективных форм и методов нравственно-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с историей, культурой и природой родного города.
    2. Пополнение  предметно-пространственной развивающей  среды, направленной  на обогащение представлений детей о родном городе.
    3. Обеспечение взаимодействия «педагоги - родители – дети» по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
    4. Разработка  перспективного  плана по ознакомлению с родным городом, его достопримечательностей в старшей группе детского сада.
    5. Создание  условий для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города.

    Основные задачи в старшем  дошкольном возрасте:

    1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Осинников.
    2. Знакомить  детей с географическим расположением города, природными ресурсами.
    3. Знакомить  детей с традициями, трудом и бытом горожан, в том числе коренных жителей – людей шорской национальности.. 
    4. Прививать чувство гордости за своих земляков, которые прославили родной город.
    5. Формировать  желание сохранять чистоту, порядок в своем городе.
    6. Воспитывать у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города.

     

    Прогнозируемый результат.

    У ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим; перед ним открывается значимость учения.

    Возникает стремление самому творить то, что доступно другому, и создавать нечто новое, оригинальное.

    Ребенок проникается чувством красоты, сопереживания к родному краю, стране, где он живет. Формируются начала духовности как свойства сознания.

    У ребенка появляется социальная ориентация – понимание другого человека, его эмоционального состояния; формируется интерес к событиям в стране, в родном городе.

    Повышение объема и уровня форсированности знаний, умений и навыков детей в процессе освоения окружающего мира, истории и культуры родного края.

    Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

    Проект реализуется через следующие формы работы с детьми:

    • игровая;
    • познавательная;
    • просмотр презентаций и видеофильмов;
    • встречи с интересными людьми;
    • конкурсы;
    • посещение детской библиотеки;
    • праздники;
    • экскурсии

    Взаимодействие с родителями воспитанников

    мероприятия

    сроки

    1

    Организационное родительское собрание

    сентябрь

    2

    «Мое родословное древо» (выставка)

    октябрь

    3

    Создание стенгазеты «Моя мама – лучшая на свете»!

    ноябрь

    4

    Праздник в ДОУ, посвящённый «Дню города»

    декабрь

    5

    Поход с родителями в снежный городок -«Мы любим зимние забавы»

    январь

    6

    Развлечение с родителями «Защищая Родину – защищаю свой город»

    февраль

    7

    Спортивный досуг «Папа, мама, я- спортивная семья»

    март

    8

    Выставка макетов достопримечательностей и исторических мест города Осинники, изготовленных совместно с родителями

    апрель

    9

    Участие в Вахте памяти и акции «Бессмертный полк»

    май

    Этапы работы над проектом и его реализация

    Реализация проекта осуществлялась  в 3 этапа.

    I этап - организационный, включает в себя:

    • Разработка стратегии реализации проекта.
    • Анкетирование родителей с целью выявления у них знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях.
    • Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
    • Ознакомление с гербом, флагом, гимном Осинников
    • Фотоинформация «Достопримечательности моего города»
    • Альбомы «Я здесь живу», «Дорога от дома до детского сада»
    • II этап - основной, включает в себя:
    • Образовательные ситуации с детьми:
    • НОД в соответствии с перспективным планом
    • Совместные мероприятия с детьми разного возраста
    • Экскурсии по городу
    • Пополнение развивающей среды
    • Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников
    • Создание альбомов, дидактических игр.
    • Сотрудничество с родителями:
    • Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
    • Создание альбомов  «Улица, на которой я живу», « Мой любимый город».
    • Подбор стихов о городе Осинники и разучивание с детьми дома.
    • Подбор материала для дидактических игр.
    • Организация экскурсий, выставок, походов.

    В процессе изучения темы вместе с детьми:

    -Читали художественную литературу – стихи и рассказы местных писателей и поэтов В. Колмакова, Н. Курбатова, А. Крекова, Р., Шипиловой и т.д.

    -Обыгрывали сюжетно – ролевые игры: «По дороге в детский сад», «Дом», «Ждём в гости соседей по улице».  

    -Беседовали на темы: «Кто живёт рядом с нами», «Мой детский сад», «История города, его коренные  жители», «История города» и т.д..

    -Проводили целевые прогулки: «Мой дом»,  «Двор детского сада», «Природа зимой», «Природа любимого города весной.

    -Экскурсии к достопримечательностям города, памятным местам: Свято –Троицкий  храм, Городской парк, Краеведческий музей. Посетили мемориал погибшим героям в годы ВОВ.

    -В ходе НОД рисовали природу родного края, национальные костюмы коренных жителей.

    -Открытое обобщающее мероприятие в детском саду, в рамках празднования «Дня города».

    -Приняли участие в викторине знатоков родного города «Мой родной город Осинники»

    -Приняли участие совместно с родителями в изготовлении макетов достопримечательностей города.

    -Просмотрели презентации о природе родного города, его природе в разное время года, жизни и быте коренного населения.  

    III этап - заключительный:

    • Проведение открытого обобщающего мероприятия «Праздник День рождения города»
    • Выставка макетов достопримечательностей и исторических мест города  Осинники
    • Участие в конкурсе «Великой Победе посвящается…» .

    Итог: В результате совместной работы детей, родителей и педагогов по проекту  ««Любимый город мой, Осинники – ты часть России» -  дети расширили свои представления о малой Родине - о родном городе, у детей возник интерес к истории города, коренным жителям города, дети проявили свои творческие и исследовательские способности.

    Данный проект является одним из этапов патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, и может быть использован педагогами дошкольных учреждений, работающих в данном направлении. Он предназначен для активной деятельности самих детей, педагогов  и их родителей.

    Список использованной литературы.

    • Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999г.
    • Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004г.
    • Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».
    • Якуева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
    • А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
    • Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
    • Комратова Н. Г., Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005год №1
    • Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003г., № 6.
    • Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране. Изд: Просвещение, 2009 .

    Интернет-ресурсы:

    http://old.yartsevo.ru/about_pamiatnic.htm

    http://www.google.ru/search?sourceid

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%BE









    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

    Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

    Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

    Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

    Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

    « ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ СЕЛОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    «Я узнал, что у меняЕсть огромная родня:И тропинка, и лесок,В поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною-Это все мое, родное!»В. ОрловАктуальность проектаВ проекте национальной доктрины образования Р...

    Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную де...

    Проект «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»,

    Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек....