Главные вкладки

    Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
    проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Леднева Ольга Викторовна

    Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_yurga.doc224 КБ
    Файл k_proektu_gorod.pptx2.7 МБ
    Файл yurga_-_moya_malaya_rodina.pptx1.21 МБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «ДСКВ № 31 «Берёзка»

    воспитатель: О. В. Леднева

    Н. В. Сидоренко

    Управление образованием Администрации города Юрги

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида № 31 «Берёзка»

    Проект

    «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

         Воспитатель: О. В. Леднева

    Н.В. Сидоренко

            г. Юрга

    Содержание проекта:

    1. Общие положения (название проекта)………………..……………………..3

    2. Актуальность выбранной темы……………………………………………....3

    3. Цели и задачи проекта………………………………………………………..4

    4. Участники проекта. Сроки реализации проекта………................................4

    5. Обеспечение проектной деятельности…………………................................5

    6. Этапы проведения и реализации проекта…………………………………..6

    7. Предполагаемые результаты (гипотеза)……………….................................7

    8. Достигнутые результаты……………………………………………………..7

    9. Библиографический список изучаемой литературы……………………….8

    10. Приложение…………………………………………….................................9


    Общие положения

       Актуальность  данного проекта состоит в том, что в настоящее время в силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

       Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми проводился целый ряд мероприятий:

     - участие в театрализованной деятельности,

    - игры в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным городом

    - составление творческих рассказов, вместе с родителями сочиняли сказки, стихи о родном городе

    - занятия по художественно-продуктивной деятельности (рисование, конструирование)  

     -экскурсии в музеи города, центральную библиотеку, совершали целевые прогулки к достопримечательностям города.

     Проведенное среди детей и родителей воспитанников анкетирование показывает:

    • К 5 – 7 годам у 60%  дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города;
    • У 50%  детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
    • 80%  родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из – за высокой занятости;
    • 40%  родителей затрудняются в знании истории города;
    • 20%  родителей не знают и не хотят знать историю города.

       Воспитание чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение её  новым содержанием. Поэтому возникла необходимость формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города. На мой  взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

        - Развитие у детей чувство  патриотизма и любви к своей малой Родине: приобщать дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному  городу.

    Цель проекта:

    - Формирование у старших дошкольников основ патриотизма.

    Задачи проекта:

    - Формировать у детей чувства любви к родному краю, на основе приобщения к родной природе создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города, традициях.

    - Развивать у детей познавательные процессы и мыслительные операции посредством  занятий, игр и упражнений, осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города;

    - Воспитывать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе, чувство гордости за своих земляков.

    Вид проекта: Познавательный, групповой

     Участники проекта: Дети 5-7 лет (разновозрастная группа), родители, воспитатели, специалисты по ИЗО, ФИЗО, МУЗО.

    Сроки реализации проекта: Долгосрочный

    Обеспечение проектной деятельности:

    Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

    1. подбор исторической литературы,
    2. подбор произведений русского народного творчества,
    3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
    4. подготовка разного вида бросового материала
    5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
    6. дидактические игры,
    7. выставки книг, рисунков, поделок,
    8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

    Стратегия осуществления проектной деятельности:

       Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ «ДСКВ № 31 « Берёзка» с сентября 2015 года – май 2016 учебного года с детьми старшего дошкольного возраста:

    •  в специально организованной деятельности;
    • в совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей);
    •  в самостоятельной детской деятельности;
    • в совместной деятельности детей и родителей.

    .

    Этапы проведения и реализации проекта:

    1. Информационно-накопительный
    • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
    • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
    • Обращение к специалистам.
    1.  Организационно-практический
    • Проведение познавательного занятия на темы:

                “Город Юрга – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Кузбасс!»

    • Оформление альбомов:

       “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Кузбасса”, «Хлеб – всему голова!»,  «Птицы Кузбасса»

    • Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
    • Оформление дидактических игр по краеведению: 
      «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
    • Выставка «Новый район города» (совместно с родителями)
    • Лепка «Животные и птицы Кузбасса»
    • Экскурсии и фотоэкскурсии по городу
    • Разучивание стихов песен о Юрге.
    • Оформление музыкального уголка в русских традициях
    • Оформление стенда « 65 – летие Юрги»
    1. Презентационно – завершающий
    • Открытое занятие “Мы по городу идём! ”
    • Выставка продуктов детской деятельности.
    • Оценка этапов реализации проекта детьми.
    1. Контрольно-рефлексивный
    • Подведение итогов.
    • Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

    Необходимые условия реализации проекта:

    • интерес детей и родителей;
    • методические разработки,
    • интеграция со специалистами детского сада.

    Предполагаемый результат:

    1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
    2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
    3. Освоение доступных знаний об истории родного города.
    4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
    5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

    Гипотеза:

       Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта  дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях,  будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

    Достигнутые результаты:

    Я считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

    • рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
    • дети являются активными участниками городского конкурса «Юрга – 65 лет»,
    • повышение активности родителей в делах группы.

    Хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями,  гражданско – патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящие России.

    Библиографический список изучаемой литературы:

    1.  Е.С..Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

    2.  И.В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

    3. Л.Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

    4. Т.И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

    5.  М.Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

    6. Н.Г. Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

    7. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

    8. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…» Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.

    9. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.

    10. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.

    11. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

    12. Материалы Интернет.

    Приложение

    Конспект  интегрированного занятия

    для детей старшего дошкольного возраста

    «Мы по городу идем»

           Задачи:

    1. Расширять и закреплять знания детей о родном городе. Знакомить с достопримечательностями родного города.
    2. Активизация памяти, наблюдательности и мыслительной деятельности дошкольников. Развитие диалогической речи. Обогащение активного словаря.
    3. Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте и богатству малой родины. Развивать чувство собственного достоинства, пробуждения желания сделать родной город уютнее и красивее.

    Материальное обеспечение

     Мяч. Обруч. Таблички со словами, обозначающими социальные объекты (строения). Топографическая карта города. Диск с музыкой. Кукла.

    Предварительная работа

     В течение предшествующей занятию недели на занятиях и в свободное время дети рассматривали иллюстрации по теме «Город», педагоги знакомили их с картой города. Сводить детей на экскурсии по улицам города для ознакомления с достопримечательностями.

    Х О Д    З А Н Я Т И Я

    1. Орг. момент.

    Воспитатель с детьми и куклой-мальчиком в руках входит в группу, обращает внимание детей на гостей. Все здороваются.

    Воспитатель: - Я хочу познакомить вас с мальчиком. Его зовут Юргиша. Как вы думаете, почему у него такое имя? (Ответы детей). А мы с вами тоже юргинцы? Давайте произнесем это гордое слово все вместе Ю-РГИ-НЦЫ. Юргиша хочет познакомиться с вами.

    Игра – знакомство. Воспитатель проходит каждому из детей с «Чудесным мешочком», в который дети «складывают» свои имена, в уменьшительно-ласкательном варианте.

    Ребёнок:

     Для меня Россия – белые берёзы,

    Для меня Россия – утренние росы.

    Для меня Россия – ты всего дороже,

    До чего ж на маму ты мою похожа.

    Для меня Россия  - город родной,

    Место, что зовётся городом Юргой.

    Юрга, Россия, мама моя –

    Вот главные в жизни родные слова!

    2. Основная часть.

    - Ребята, вы помните, что в январе, мы – юргинцы отмечали День рождения города. А хотите узнать, когда и как начал зарождаться наш город? Тогда слушайте. (Рассказ воспитателя сопровождается показом фотографий из альбома, посвящённого юбилею Юрги).

            Исторически так складывается, что люди селились, устраивали свои жилища вблизи рек: ведь вода очень важна для жизни и хозяйства. Вот и на берегу Томи появился маленький посёлок. Там жили люди, которые переехали сюда с берегов великой русской реки Волги, из города Волгограда вместе со своим Машиностроительным заводом. В то время шла война, и для победы нужны были танки и снаряды. Машиностроители нуждались в прочном, надёжном жилье, поэтому вскоре за Машиностроительным появились заводы – Кирпичный и Железобетонных конструкций. Это было давно, 65 лет назад. Но и сегодня строители пользуются теми же материалами. Поднимите руки, кто из вас наблюдал в городе какое-либо строительство?  

    Как называется то место, где скоро вырастит дом? (стройка).

               Много построено сооружений в городе:  дома, места отдыха, магазины.

             *  Юргиша приготовил для вас первое испытание.

     Игра с мячом « Какой это магазин? ( словообразование)

    Педагог называет слово, обозначающее предмет, и бросает мяч ребёнку, а тот возвращает мяч с новым словом-признаком.

       Возможный набор слов: обувь, хлеб, хозяйство, книга, молоко, колбаса, мебель, игрушки…

            Рядом с разными строениями люди устраивали скверы и парки для отдыха, с тротуарами, скамейками, качелями и каруселями.

       

    *Подвижная игра «Карусели»

    Еле-еле, Еле-еле закружились карусели.                Дети правой или левой

    А потом, потом, потом…                                рукой держатся за обруч и

    Всё бегом, бегом, бегом…                                двигаются по кругу,

    Тише! Тише! Не спешите!                                ускоряя темп с каждой

    Карусель остановите!                                        строчкой.

    Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра!                Резко останавливаются.

            - Юргиша живет далеко от парка (детского сада). Скажите на каком транспорте можно попасть в парк? (автобус, поезд, электричка, такси, катер, паром).

            - Куда прибывает поезда, электрички? (железнодорожный вокзал, на станцию).

            - Куда причаливает катер, паром? (к пристани).

            - Куда приезжает автобусы из других городов? (Автовокзал).

    Игра «Соберем автобус»

            Педагог показывает канат (закольцованный) и сообщает, что это – автобус. Он сломан. А дети сейчас будут брать на себя роли его частей – «ремонтировать» автобус! Ребёнок называет какую-либо часть автобуса и входит в ограниченное пространство. Когда все дети «в автобусе», педагог сообщает им, что автобус отремонтирован и готов вас везти куда хотите. Несколько секунд можно дать детям для того, чтобы те подвигались под музыку, проимитировали движение автобуса. «Выходить» из «автобуса» можно, перечисляя известные виды наземного транспорта. 

    Игра «Найди на карте свой детский сад».

    - Давайте найдем на карте города наш район, где находится наш детский сад (вводится понятие о микрорайоне) и отметим небольшим бумажным сердечком красного цвета наш детский сад. Что нужно знать, чтобы не потеряться в городе, чтобы быстро находить тот дом, который тебе нужен? (выходим на понятие «адрес»).

            - Ребята, а только ли жилые дома и здания детского сада располагаются в нашем районе (городе)? (ответы детей, возможно, дети самостоятельно прочитают и прикрепят с помощью педагога таблички «школа», «магазин», «парикмахерская», «аптека», «больница», «почта», «кафе»…)

            - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием Юргиши. А сейчас следующее задание.

            

    Продуктивная деятельность:

      Рисование: «Улица города» (под музыкальное сопровождение)

    Итог занятия: Наш город Юрга – это наша малая Родина, самое родное место на земле. Мы с вами – жители нашего родного города и именно от нас зависит каким будет наш город в будущем. Давайте мы будем сильно любить свой город, заботиться о том, чтобы он становился с каждым годом все лучше и лучше.

            - Дети, вам понравилась прогулка по нашему городу? Если понравилась, то улыбнитесь, пожалуйста! Давайте попрощаемся с Юргишей! До свидания, Юргиша! Приходи к нам еще!

    Прощание с Юргишей.

    План-конспект непосредственно-образовательной деятельности:

    Игра-путешествие «Мы по городу идём»

    Материалы и оборудование: письмо, картинки с изображением города, карта области.

    Задачи: 

    1. Расширять представление детей о малой Родине на основе знакомства с родным городом, в котором они живут.

    2. Обогащать и активизировать словарь детей по теме «город», продолжать развивать умение участвовать в коллективном разговоре.

    3.  Закреплять умения детей рисовать многоэтажные дома, длинные или высокие, развивать умение дополнять изображение от окружающей жизни.

    4. Формировать опыт общения, умение договориться, выслушивать своих собеседников.

    Методические приёмы: проблемная ситуация, ситуативный разговор, д/и, д/у, игровые ситуации, беседа рассуждение, беседа, физминутки, составление рассказа, объяснение воспитателя, самостоятельная творческая деятельность детей.

    Логика непосредственно-образовательной деятельности:

    1. Воспитатель читает  детям письмо и они узнают, что дядя Стёпа приглашает их на экскурсию по городу. На доске карта Кемеровской области и звёздочкой отмечен город Юрга.

    1. Игра: «Знакомство с нашим городом» 

    Цель: знать название родного города, его основные достопримечательности, знаменитых людей, названия главных улиц и площадей; о том, что город — это крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный, культурный центр.

    • По периметру группы размещаются наглядные пособия, которые обозначают административные здания, магазины, зоны отдыха, спортивные сооружения, жилые здания, детский сад, школу, памятники, исторические места. От одного объекта до другого дети могут перемещаться на определённом виде пассажирского транспорта, который они выбирают сами в зависимости от места, где находятся.

    Педагог предлагает детям задания.

    Выбрать из общего количества картинок, фотографий объекты, связанные с отдыхом взрослых и детей. Рассказать о них, используя знания и впечатления из личного опыта.

    Ситуативный разговор «История возникновения города» Воспитатель рассказывает детям о происхождении города, дети рассматривают иллюстрации с изображением города, рассматривают карту города.

    Дидактическое упражнение «Кто больше выделит и запомнит признаков города»

     Цель: уметь быть внимательными, знать и называть признаки города. Педагог начинает предложение, дети его заканчивают:

    • Город — это крупный населённый пункт, потому что……( в нём живёт много людей).
    • В городе много магазинов, в которых продают продукты и промышленные товары, потому что ….(для большого количества людей нужно много продуктов и разных товаров).
    • В городе много поликлиник и больниц, потому что …..(Много людей болеет и лечится).
    • В городе строят высотные дома, потому что…..(в одноэтажных домах нельзя расселить всех людей в городе).

    Составление творческого рассказа: «За что я люблю свой город»

    Дети вместе с воспитателем составляют небольшие рассказы о родном городе.

     Физкультминутка: «Люблю по городу гулять»

    (координация речи с движением)

    Люблю по городу гулять,

    Люблю смотреть, люблю считать.

    Московская – раз, Павлова – два.

    Проспект Победы – три.

    А четыре – я живу в квартире.

    Пять- гуляю в парке я опять.

    Шесть – на Томь я схожу,

    И на волны погляжу.

    Семь – Дворец Культуры,

    Красив, огромен.

    Восемь ёлка – в Новый год.

    Девять - повстречался мне,

     Памятник большой войне.

    Я тихонько постою и цветочки положу!

    Десять – наш кинотеатр он большой.

     В магазине хлеб куплю,

     Очень город я люблю!

     

    Проблемная ситуация: «Что было бы, если бы……?

     Воспитатель обыгрывает ситуации:

     «Если бы на домах не было адреса?,

     «Если бы на домах были одинаковые адреса?».

    Просмотр презентации «Мой город - Юрга»

     Дети просматривают презентацию: «Мой город – Юрга».

    Художественное творчество: «Мой родной город – город будущего»

     Цель: Закреплять умения детей рисовать многоэтажные дома, длинные или высокие, развивать умение дополнять изображение от окружающей жизни.

     Дети выбирают необходимые материалы для рисунка, выбирают техники рисования.

    Перечень дидактических игр

    по ознакомлению детей с родным городом, краем

    1. «Где находятся памятники». Учить ориентироваться по карте - схеме города, закреплять знания о памятниках города. Карта – схема города, указка, фотоматериалы видов города.

    2. «Найти отличия». Учить сравнивать о характерные особенности старого и современного города, развивать о мышления и речь. Закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому Фотографии или иллюстрации, изображения улицы и людей старого и современного города.

    3. «Знатоки». Закреплять знания детей о достопримечательностях города, обогащать словарный запас детей. Фотографии видов города, главных достопримечательностей.

    4. «Собери из частей целое». Учить, из частей составлять целое, (из фрагментов – вид города). Разрезные картинки.

    5. «Пройдемся по улицам города». Учить ориентироваться по карте города. Закреплять знания о названиях улиц города. Фотографии. Карта города.

    6. «Как зовут тебя деревце». Учить сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, растущих в городе. Развивать память, речевую активность. Пазлы с изображением разных видов деревьев, листьев, плодов, семян.

    7. «Городской лабиринт». Закреплять умение детей ориентироваться в условиях города, находить выход из любой точки.

    Карта – лабиринт города, фишки, кубик.

    8. «Экскурсии по городу». Закреплять у детей навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов. Фотовыставка (ребенок – гид)

    9. «Логическая цепочка» мир профессий и организаций. Учить детей думать, отгадывать загадки о профессиях, называть характер работы, учебное заведение, организация, в которой эта профессия нужна. Загадки – карты (врач – больница, поликлиника) .

    10. «Вот моя улица, вот мой дом». Учить детей называть улицы ближайшего окружения, знать в честь кого они названы.

    11. «Птицы нашего города». Закреплять представления детей о птицах нашего города, уметь отличать их по характерным признакам, образу жизни. Гипсовые фигурки птиц.

    12. «Интервью». Учить детей составлять небольшой связной рассказ по теме: «Мой город». Воспитывать уверенность к себе, любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими. Микрофон корреспондентской газеты.

    13. Игровые упражнения «Профессии» Формировать умения быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять собственные высказывания; закреплять знания о достопримечательностях города. Открытки с изображением города

    14. «Город будущего» Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.

    15. «Так бывает или нет» Учить находить и исправлять ошибки в описании родного города, развивать логическое мышление, воображение. Карточки с составленными рассказами о городе, его достопримечательности.

    16. «Загадки о городе» Формировать речевые навыки. Загадки о достопримечательностях города

    17. «Что, где, когда» Закреплять представление детей о городе, знать исторические особенности его развития, уметь правильно формулировать ответ. Открытки с изображением старого и нового города.

    18. «Я – фотограф» Развивать у детей творческое воображение, стремление увидеть и показать всем собственный город. Игрушки – фотоаппарат, листы бумаги, фломастер.

    19. «Прекрасный веер» Закрепить представления «Защитники Отечества». Формировать словарь нравственных черт Защитников Отечества: смелость, отвага, бдительность, решительность, честность. Сказки, былины легендарных героев, земляков – героев Великой Отечественной Войны.

    Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом

    для детей  разновозрастной группы (старший возраст) на 2015 - 2016 учебный год

    Дата

    Тема

    Связь с другими видами деятельности

    Сентябрь

    Моя малая Родина

    - изготовление альбома совместно с родителями

    «Мой город - моя судьба»

    - составление рассказов «Дом, в котором я живу»

    Октябрь

    Экскурсия по городу

    - экскурсия по микрорайону,

    - знакомство с улицами:

    - дидактическая игра «Путешествие по городу»

    Ноябрь

    История возникновения города

    - изготовление альбома «Природа моего края»,

    - оформление стенда «Юрга теперь и прежде»

    Декабрь

    Знакомство с гербом города

    - изо деятельность - «Нарисуй герб семьи»,

    - знакомство с флагом, гербом и гимном России

    - изготовление герба г. Юрги

    Январь

    День рождение города

    - прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,

    - выставка детского рисунка «Мой любимый город»

    Февраль

    Юрга - спортивная

    - Малые олимпийские игры 2014 г.

    - выставка детского рисунка «Мы любим спорт»

    Март

    Папа, мама, я – Юргинская семья (викторина)

    - дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,

    - заучивание стихотворений о Юрге

    Апрель

    Они прославили наш город

    - рассказы о достопримечательностях г. Юрги,

    - о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе

    Май

    Боевая слава города

    - изготовление праздничных открыток,

    - встреча с ветеранами 

    - беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

    ДИАГНОСТИКА

    Контрольные задания для определения уровня сформированности  знаний о  родном городе

    у детей 5 -7 лет

    Задание 1. «Родной город»

    Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса.  Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

    Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии

    Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

    Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

    Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

    Оценка результатов.

    Высокий уровень (З балла)

    Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

    Средний уровень (2 балла)

    Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

    Низкий уровень (1 балл)

    Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.


    Задание 2 «Символика родного города»

    Цель: Формировать  характерные знания детей о флаге, гербе родного города.  

    Материалы:   Герб и флаг города Юрги.

    Методы: беседа

    Ход проведения: Беседы и рассматривание   герба и флага города Юрги.

    Оценка результатов.

     Высокий уровень (3 балла).

     Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику герба г. Юрги.  Проявляет интерес.

    Средний уровень (2 балла)

    Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

    Низкий уровень (1 балл)

    Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге . Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

    Задание 3 «История народной культуры и традиций»

    Цель: Формировать знания детей о культуре и традициях русского народа.

    Предварительная работа:  Беседы, занятия

    Условия: Краеведческий музей  «Люблю тебя, моя Юрга». Д\ игра «Предметы  русского быта»

    Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать    для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в краеведческом музее.

    Оценка результатов:

    Высокий уровень: (3 балла)

    Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

    Средний уровень (2 балла)

    Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

    Низкий уровень: (1 балл)

    Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.


    Задание 4.  «Историко-географический и природный компоненты родного края»

    Цель: Формировать знания детей о природных богатствах Кузбасса; о историко-географическом расположении родного города.

    Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Томь»

    Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?

    Оценка результатов:

    Высокий уровень: (3 балла)

    Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

    Средний уровень: (2 балла)

    Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

    Низкий уровень: (1 балл)

    Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

     Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»

    Цель: Определить   отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

    Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

    - Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Юрга?

    - Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

     Оценка результатов:

    Высокий уровень (3 балла) Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

    Средний уровень (2 балла) Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

    Низкий уровень (1 балл) Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.


    Уровни сформированности    знаний о  родном городе

    Фамилия

    Имя

    ребёнка

    Контрольные задания

    Родной

    город

    Символика

    родного

    города

    История

    народной

    культуры и

    традиций

    Историко-

    географический

    и природный

    компоненты

    родного края

    Личностное

    отношение к родному городу

    у детей 5 -7 лет

     

    Высокий уровень (13-15 баллов)

    Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Юрги ,может объяснить символику герба г. Юрги; называет народные праздники,  предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

    Средний уровень (8-12 баллов)

    Знает название   города, свой домашний  адрес; флаг, герб города Юрги; затрудняется назвать достопримечательности,   улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта.  Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

    Низкий уровень (5-7 баллов)

    Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия   города, не может объяснить символику родного города . Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.


    Мы желаем…

    Мы очень любим свой родной город Юргу. Город хорошеет год от года. Вначале

    появились улицы, кинотеатр «Луч», ДК «Победа». Постепенно Юрга преображалась, построили многоэтажки, появился парк имени Пушкина. Взрослые вмести с детьми с удовольствием гуляют и отдыхают здесь. Появление каждого нового дома, кинотеатра, памятника, сквера, площади, детского сада, школы, проспекта было большим событием в городе.

    Больше всего нам нравится наш микрорайон в котором мы живём и детский сад куда

    ходят наши дети. Особенно красив он в золотом уборе берёз. Мы желаем своему городу хорошеть, расти, быть зелёным и чистым!!! Юрга мы тебя любим!

    Стихи о  Юрге

    Юрга, мой дивный городок,

    Очаровал сердца ты многих.

    Тенистой зеленью алей,

    Да тишиной кварталов строгих.

    Здесь нет бурлящей суеты,

    Присущей городам столичным.

    На клумбах яркие цветы,

    Напомнят вам о чем то личном.

    По главным улицам пройдись –

    Там почек запах тополиных,

    В лицо швыряет ветерок

    Что прилетел с полей полынных.

    Тропинка приведёт к томи,

    Где заросли талин дремучих

    Степенно движется вода,

    Секундочки сливает в вечность.

    На берегу цветёт Юрга.

    В Юргу влюбиться – невозможно!

    (Д. Мартусевич)

    ********

    Для меня Россия – белые берёзы,

    Для меня Россия – утренние росы.

    Для меня Россия – ты всего дороже,

    До чего ж на маму ты мою похожа.

    Для меня Россия  - город родной,

    Место, что зовётся городом Юргой.

    Юрга, Россия, мама моя –

    Вот главные в жизни родные слова!

    ********

    Моему городу …

    Юрга моя, ты с каждым годом краше!

    И радуюсь я глядя на тебя,

    Что здесь мой дом, и Родина здесь наша,

    Нет, не уеду я от сюда никуда.

    Я буду жить, свой город прославляя.

    Своим трудом и творчеством своим.

    Чтоб наши дети, внуки, подрастая,

    Могли гордиться городом родным. (С. Козлова)

    С чего начиналась Юрга

    Далёкие предки - тюрки,

    Увидев в низине сиянье,

    От солнца и лютиков цвета,

    Дали местечку названье…

    Юрга – это  «жёлтая речка»,

    Юрга – в ней история судьб,

    Не знали предки, что город

    Из поселения будет.

    Наш город рождался в мученьях.

    Война была в том виновата.

    На снегом заснеженном месте

    Завод возводили когда то,

    Сначала жили в землянках,

    Работали на машзаводе,

    Хоть холодно было и трудно,

    Но не было трусов в народе.

    Наш город немного Питер,

    Ведь в нём есть душа ленинградцев.

    А также людей отовсюду,

    И даже чуть – чуть иностранцев.

    Года пролетели быстро,

    Юргинцев судьбу меняя,

    А город живёт как прежде,

    С новой весной зацветая. (Семья Козловых)

    ********

    Зима

    А за окном зима! Метут метели,

    Кружит позёмка на полях,

    Увязли в белые постели

    Берёзки в пышных соболях.

    Всю ночь беснуется царица,

    Всё скрыла белой пеленой,

    Промчалась дикой кобылицей

    По бездорожью, мостовой.

    На утро вдруг остепенилась.

    Верша над миром торжество

    Бриллиантов россыпью искрилась.

    В лучах ярило – божество. (Ю. Раскошный)

    ********

    Любимому городу

    Красив и молод наш город.

    Прекрасен и летом и в холод.

    Томи реки крутые берега

    И восхитительна нарядная Юрга!

    Юргу любят, обожают

    И с днём рожденья поздравляют!

    И спортсмены и танцоры

    Взяли все аккорды,

    За любимую Юргу,

    Побили все рекорды!

    Трудовою славой город наш воспет

    И Юрге сегодня 65 лет!

    Здесь живут поэты. Музыканты,

    Герои войны и юные таланты.

    Архитекторы, строители, студенты.

    И в президенты претенденты.

    Военные, учителя, радисты

    И квалифицированные специалисты.

    Город всеми любимый, неповторимый.

    Он несказанно красивый.

    Сегодня 18 января

    Зимний день календаря,

    В юбилейный день рожденья

    Шлём юргинцам поздравленья.

    В небе виден месяц с золотой дугой,

    Вышел любоваться сказочной Юргой,

    С каждым годом Юрга краше,

    Сокровище и достояние наше!

    (Н. Менькова)

    *********

    Утро

    Гудок на заводе и звон куполов,

    Разбудят весь город от утренних снов.

    Проснутся машины, дома. Мастера,

    И школьникам тоже в школу пора. (Саша Гаак)

    *******

    Кузбасские зимы

    Кузбасские зимы - красивые очень,

    И в каждой из них есть своя акварель:

    То дождь в ноябре всех нежданно намочит,

    То лютый январь вдруг подарит капель.

    В начали зимы лес, помытый дождями,

    Покорно стоит, тихо зимушку ждёт.

    Но снег не спешит, лишь морозец ночами

    На ветках кораллы из инея шьёт.

    И лес, словно в сказке, стоит во всём белом,

    А ты зачарован. Боишься вздохнуть.

    Ни сильный мороз, снегопад, иль ненастье

    Не в силах отнять у кузбасской зимы,

    Её красоту и сибирское счастье.

    Каким лишь зимой наслаждаемся мы!

    Ведь формула счастья простая зимою:

    На улице сорок, печь жарко горит,

    Кузбасские зимы - раздолье поэтам.

    Кузбасской зимы – красивее нет.

    Красив сам Кузбасс и зимою, и летом.

    Желаю ему жить еще много лет!

    (Л. Городилов,  д. Лебяжье – Асаново)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Леднева Ольга Викторовна, воспитатель МБДОУ « ДСКВ № 31 « Берёзка»

    Слайд 2

    Цель проекта : Формирование у старших дошкольников основ патриотизма

    Слайд 3

    Задачи проекта : - Формировать у детей чувства любви к родному городу, на основе приобщения к родной природе, создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города, традициях. - Развивать у детей познавательные интересы и мыслительные операции посредством занятий, игр и упражнений, осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно -экологическим своеобразием родного города. - Воспитывать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе, чувства гордости за своих земляков.

    Слайд 4

    Вид проекта: Познавательный, групповой Участники проекта: Дети 5 – 7 лет (разновозрастная группа), родители, воспитатели, специалисты по ИЗО,ФИЗО, МУЗО. Срок реализации проекта: Долгосрочный

    Слайд 5

    Стратегия осуществления проектной деятельности : Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ «ДСКВ № 31 Берёзка» с сентября 2015 года по май 2016 учебного года с детьми старшего дошкольного возраста: - в специально организованной деятельности; - в совместной деятельности педагога, специалистов и ребёнка ( подгруппы детей) - в самостоятельной детской деятельности - в совместной деятельности детей и родителей

    Слайд 6

    Предполагаемый результат: 1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах. Спортивно – патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности. 2. Умение выражать своё собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящие, оказывать посильную помощь. 3. Освоение доступных знаний об истории родного города. 4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. 5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.

    Слайд 7

    Этапы проведения и реализации проекта: I . Информационно накопительный II . Организационно – практический III . Презентационно завершающий IV . Контрольно - рефлексивный

    Слайд 8

    I . Информационно –накопительный - Изучение интереса детей для определения целей проекта - Сбор и анализ литературы для взрослых и детей - Обращение к специалистам

    Слайд 9

    II . Организационно –практический - Проведение познавательного занятия - Оформление альбомов - Словотворчество с родителями - Оформление дидактических игр - Выставка « Новый район города» ( совместно с родителями) - Экскурсии и фотоэкскурсии по городу - Разучивание стихов, песен о Юрге - Оформление музыкального уголка в русских традициях - Оформление стенда « 65 – летию Юрги»

    Слайд 10

    - Проведение познавательного занятия - Беседы - Разучивание песен, стихотворений о Юрге -Рассматривание книг, фото о Юрге

    Слайд 11

    - Изобразительная деятельность детей - Выставка « Новый район города» ( совместно с родителями )

    Слайд 12

    - Экскурсии и фотоэкскурсии по городу, в музеи, в библиотеку

    Слайд 13

    III . Презентационно – заверщающий - Открытое занятие: « Мы по городу идём!» - Выставка продуктов детской деятельности - Оценка этапов реализации проекта детьми IV . Контрольно – рефлексивный - Подведение итогов - Беседа « Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

    Слайд 14

    Достигнутые результаты: - рост познавательной активности детей повысился на 24% - высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городского конкурса « Юрга – 65 лет» - повышение активности родителей в делах группы

    Слайд 15

    Хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, гражданско – патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящие своего города. Выводы:

    Слайд 16

    Спасибо за внимание !


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Город Юрга – моя малая Родина» МБДОУ «ДС КВ №31 «Берёзка» Воспитатели: Сидоренко Н.В. Леднева О. В.

    Слайд 2

    Администрация

    Слайд 3

    Мемориальный комплекс ВОВ

    Слайд 4

    Железнодорожный вокзал

    Слайд 5

    Автовокзал

    Слайд 6

    Машиностроительный завод

    Слайд 7

    Кинотеатр « Эра»

    Слайд 8

    « Луч» д /к « Победа»

    Слайд 9

    Парк Пушкина

    Слайд 10

    Центральная городская библиотека

    Слайд 11

    Музей изобразительного творчества

    Слайд 12

    Детский сад № 31» Берёзка»

    Слайд 13

    Музыкальная школа Художественная школа

    Слайд 14

    Школы города школа № 6 школа № 10 школа № 3 школа № 4 « Гимназия»

    Слайд 15

    Школы города школа № 15 школа № 14 школа № 2 школа № 8

    Слайд 16

    Спортивные комплексы «Олимп» «Садко»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

    Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

    Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

    Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

    Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

    « ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ СЕЛОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    «Я узнал, что у меняЕсть огромная родня:И тропинка, и лесок,В поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною-Это все мое, родное!»В. ОрловАктуальность проектаВ проекте национальной доктрины образования Р...

    Ознакомление с родным городом, как условие патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Как познакомить детей с малой родиной. с родным городом так, чтобы это первое знакомство стало интересным, увлекательным, захватывающим...