Консультация «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»
консультация

 Кузнецова Анна Сергееdна

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность к ней, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность к ней, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В воспитании этой любви огромное значение имеет ознакомление с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона на краеведческом материале.

В нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:

- ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс;

- вводить краеведческий материал с учетом принципов постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам;

- формировать личное отношение к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создавать условия для активного приобщения детей к социальной действительности;

- осуществлять деятельный подход в приобщении к истории, культуре, природе родного края, т. е. выбор самими детьми вида деятельности (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий и т. д.)

- привлекать детей к участию в городских праздниках (Масленица, Рождество, Пасха и т. д.);

- осознанно отбирать методы ознакомления детей с родным городом, повышающих их познавательную активность;

- создать развивающую среду в группе и в ДОУ, которая способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини музей русского быта, предметы декоративно-прикладного материала, фольклор, музыка);

- организовать работу с родителями для того, чтобы их знания и любовь к городу передавались детям.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы:

Принципы историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизма. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, видеть в ребенке полноценного партнера, учитывать его точку зрения.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола ребенка, накопленного ими опыта.

Принцип интегративности. Реализуется в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования.

Что необходимо помнить в работе по знакомству с родным городом при составлении рассказов для дошкольников:

- сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, иллюстрациями;

- обращаться к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, попробовать о чем-то догадаться самому;

- не называть дат, использовать такие выражения «это бегло давно, когда даже ваших бабушек и дедушек не было на свете.»;

- использовать доступную детям лексику, объяснять значения незнакомых слов, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Занятия по ознакомлению с городом (из опыта работы некоторых садов) следует проводить 1-2 раза в месяц.

Этапы познания города ребенком и тематические блоки помогает понять схема (Приложение 1).

Те же самые темы повторяются в работе по ознакомлению с городом, только на каждом возрастном уровне обогащаются, дополняются новым краеведческим материалом. Так, с малышами дом может рассматриваться как место жизни или труда взрослых, а со старшими детьми, как место, связанное с жизнью известного человека.

Т. о., построение образовательного процесса на краеведческом материале решает следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;

- воспитывать чувство гордости;

- развивать бережное отношение к городу;

- развивать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.

Эффективность нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях:

- административно-управленческом; организационно-методическом (педсоветы, семинары, консультации);

- воспитательно-образовательном (деятельность педагога по знакомству детей с краеведческим материалом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания"

Базовым этапом формирования у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине по праву считается накопление детьми опыта социальной жизни в родном городе, усвоение принятых в городе норм поведения,...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Обобщение опыта "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания".

Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса способствующего  формированию патриотического воспитания детей чере...

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»

Данный проект адресован работникам  дошкольных образовательных учреждений с целью   патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста,  формирования у детей любви к Ро...

Консультация для родителей "Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания"

Консультация для родителей "Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Ознакомление с родным городом , как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

   Национальная доктрина образования в Российской Федерации определила, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического го...