Здоровьесберегающая среда ДОУ в свете внедрения ФГОС ДО
консультация на тему

Кузнецова Елена Викторовна

              В настоящее время проблема оздоровления детей особенно актуальна в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников. В детских садах используются инновационные технологии, вариативные и дополнительные программы, направленные на здоровьесбережение детей. Но пока на настоящий момент мы не можем сказать, что здоровье детей – это уже не проблема. Это задача, которая требует постоянного поиска новых форм и методов работы, поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов30.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Степновский детский сад» комбинированного вида

Консультация для педагогов

«Здоровьесберегающая среда ДОУ в свете внедрения ФГОС ДО»

Подготовила:

старший воспитатель

Кузнецова Е.В.

Новокузнецкий муниципальный район

2015

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка –
это важнейший труд воспитателя»

В.А. Сухомлинский

В наше время ценность здоровья не вызывает сомнения: чем больше здоровых, творческих, духовно богатых людей тем более процветающим становится само общество.

В настоящее время проблема оздоровления детей особенно актуальна в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников. В детских садах используются инновационные технологии, вариативные и дополнительные программы, направленные на здоровьесбережение детей. Но пока на настоящий момент мы не можем сказать, что здоровье детей – это уже не проблема. Это задача, которая требует постоянного поиска новых форм и методов работы, поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

А между тем, дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Дошкольный возраст – самый поддающийся воздействиям период, в этом возрасте ребёнок быстро обучается и усваивает, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и детьми.

Предметно-развивающая среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Согласно ФГОС ДО в дошкольных учреждениях должна быть создана такая предметно-развивающая среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.

Только правильно организованная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, что очень важно для развития ребёнка.

Создавая  здоровьесберегающую среду, нужно использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие:

  • принципам здоровьесберегающего обучения (приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы);
  • принципу формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет ощущаемым;
  • принципу создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности.

Для реализации  этих принципов необходимо использование всех видов доступных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, и  создание предметно-развивающей среды, способствующей здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль за питанием детей, профилактические мероприятия и др.);
  • физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка);
  • обеспечение социально-психологического благополучия ребёнка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности);
  • образовательные (воспитание культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
  • обучение здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, игротренинги, игротерапия, самомассаж);
  • коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.).

Предметно-развивающая среда должна быть:

  • содержательно насыщенной (оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.);
  • трансформируемой (изменения в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
  • полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т.д.);
  • вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
  • доступной;
  • безопасной.

Предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей;  реализацию различных образовательных программ;  ну и, конечно же, сохранению здоровья детей, как физического, так и эмоционального.

Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов. При этом важно,  чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию вместе с детьми. А так же, чтобы предметная среда не только развивала, но и укрепляла здоровье детей, как психическое, так и физическое.

В группе могут быть созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в детском саду играет большую роль в гармоничном, здоровьесберегающем развитии и воспитании каждого ребёнка. Помимо основных, она несёт ещё и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его, что также обеспечивает сохранение здоровья ребёнка, как психическое, так и физическое.

Литература:

  1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. с.21–28.
  2. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей  предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –http://goo.gl/VhpiUr
  3. Иванова С. С. Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.).  - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 14-16.
  4. Комарова  О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
  5. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии  с образовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
  6. ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.   

Дата

Педагоги

Подпись

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Образовательный процесс в ДОУ в свете внедрения ФГОС в ДО"

Доклад "Образовательный процесс в ДОУ в свете внедрения ФГОС в ДО"...

Современное логопедическое занятие в свете внедрения ФГОС второго поколения.

Конспект непосредственной образоательной деятельности  «Мы читали, мы играли – все о Муроме узнали», в рамках тематической недели «Мой город, моя страна» (подготовительная группа)...

Проект «Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО»

Презентация опыта работы руководителя ДОУ по формированию информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО  (проект)....

Здоровьесберегающие технологии как обязательное условие внедрения ФГОС в ДОУ"

Поделиться опытом наботы нашего ДОУ нетрадиционным способом с помощью массажного шарика СУ - ДЖОК....

«Здоровьесберегающая среда ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»

В настоящее время проблема оздоровления детей особенно актуальна в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников. В детских садах используются инновационные технологии, вариати...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В ДОУ»

Здоровье –  - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов  (ВОЗ).Федеральный закон РФ...

Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС ДО.

Предметно - развивающая среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Согласно ФГОС пространство группы может орган...