Рабочая программа кружка "Скоморошки"
рабочая программа на тему

Зеленина Анна Ивановна

Рабочая программа кружка «СКОМОРОШКИ»

по парциальной программе

 «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Дети 3-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_skomoroshki_zelenina_a.i.docx78.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕВИЦКИЙ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

Рабочая программа кружка «СКОМОРОШКИ»

по парциальной программе

 «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Дети 3-7 лет

Воспитатель Зеленина А.И.

2016г

с.Девица

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка.

1. Актуальность……………………………………………………………...……3

2. Цель программы кружка «Скоморошки»……………………………..…5              

3. Задачи кружка «Скоморошки». …………………………………….……5

II. Организационно-методическое обеспечение……………………………7

1. Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп………………..….7

2. Методы, используемые в работе кружка «Скоморошки»………….….7

3. Форма проведения кружка «Скоморошки»…………………………......8

4. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)…………………...….9

III. Учебно-тематическое планирование. 

  1. Тематический перспективный план работы кружка…………………...….11

I V. Список использованных источников »……………………………..…  15            

  1. Пояснительная записка.

В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

    Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

    Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя  ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа  и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свой собственные.

    Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

 Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества,  традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным творчеством и культурой. Учебный материал, предусмотренный  программой,  распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное  содержание, перечень материалов, необходимых для занятий.

1.Актуальность разработки программы.

 Приобщение детей к традициям своего народа, к  культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры   на опыт предшествующих поколений

Народная культура - это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие , нравственные  и этические  ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

 Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери  этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация , при которой  мы можем через некоторое время лишить  современное и последующее поколение ценнейшего  достояния региональной  народной художественной  культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными  традициями  и творческим опытом прошлых поколений. 

Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям. Традиционная празднично-обрядовая культура представляет  поистине уникальные возможности для ее реализации.  Общество без традиций также невозможно как общество без культуры. Воспитание  гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства  своего народа, освоения народной культуры.

  Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Исходя из вышеизложенного, для парциальной программы  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» были выбраны следующие приоритеты:

  • Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они –часть великого русского народа.
  • Необходимо широко использовать все виды фольклора(сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.п.)
  • Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
  • Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.

Обобщая сказанное, можно заключить, что

образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребёнка как основы его любви к Родине.

   Темы занятий программы дают воспитанникам  более целостное представление  об особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия. Дети знакомятся шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды,  которые были забыты взрослыми.

     В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал расположен от простого к сложному. Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет, опирается на культурные традиции и инновационную направленность.

  1. Цель программы

  • приобщение  детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра;
  •  знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором русского народа ;
  • формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.

Младший возраст.

Задачи программы:

  • вовлекать детей в художественно-творческую деятельность;
  • осваивать  историко –культурное наследие России  через памятные даты народного календаря;
  • приобщать к эстетической культуре;
  • формировать духовные качества, эстетический вкус у детей;
  • развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
  • обогащать словарный запас детей;
  • воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т.д
  • использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы)
  • знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играм.

Старший возраст

Задачи программы:

1.Обучающие:

  • познакомить детей с историческим прошлым и  традициями  русского народа,  с предметами русского быта и их назначением;
  • пробудить интерес к русской народной культуре;
  • дать представления о разнообразных  древних ремеслах;
  • познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров;
  • познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.) ;
  • формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.

2. Развивающие:

  • развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;
  • развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству;
  • способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
  • развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;
  • развивать двигательную активность, укрепление здоровья, ЗОЖ.

3. Воспитательные:

  • прививать любовь и бережное отношение к родному краю, в котором живёшь,  сохранение  духовной культуры;
  • сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
  • воспитывать  у детей патриотические чувства и духовность;
  • содействовать сближению поколений.

  1. Организационно-методическое обеспечение.

1.Возраст детей, сроки реализации, наполняемость группы.

  • Формы и количество занятий:

Занятия проходят 4 раз в месяц во второй половине дня в течение учебного года.

Занятия проводятся с детьми группы «Почемучки».  Кружок «Скоморошки» посещают дети 3-7 лет:  первой и второй младшей группы- 4 раза в месяц во вторую половину дня, средней группы - 4 раза в месяц во вторую половину дня; старшей группы - 4 раза в месяц во вторую половину дня; подготовительной группы – 4 раза в месяц во вторую половину дня.

  • Продолжительность занятий

в первой младшей группе – 10 минут

во второй младшей группе – 15 минут

в средней группе - 20 минут

в старшей группе - 25 минут

в подготовительной группе - 30 минут

  • Срок реализации кружковой работы:

5 лет с сентября по май.

Кружковое занятие проходит в музее «Народная изба»

   2. Формы и методы, используемые в работе по программе.

Методы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством.

Словесные методы:

  • рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
  • вопросы, разъяснения,  заучивание потешек, прибауток, закличек;
  • использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
  • интеллектуальные и дидактические игры.

 Наглядные методы:

  • использование экспонатов, подлинных вещей;
  • просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов  о русском быте.

Практические методы:

  • использование русских народных песен и танцев;
  • проведение русских народных игр;
  • использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
  • применение игрушек и изделий народных промыслов;
  • представление кукольного театра;
  • разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
  • самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.

Формы работы с детьми.

  • беседы;
  • занятия на основе метода интеграции;
  • рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  • дидактические игры;
  • работа с различными художественными материалами;
  • развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • использование народных игр, в том числе хороводов.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

1. Музыкальное развитие (разучивание образцов русского народного искусства, хороводов).

2. Физическое развитие (комплекс активных игр).

3. Изобразительная деятельность (аппликации, лепка, рисование, изготовление поделок).

4. Художественная деятельность (чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений художественной литературы).

Предполагаемые результаты:

Младшие и средняя  группы.

  • знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи.
  • знает народные приметы.
  • знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога.
  • знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.
  • различает Дымку, Хохлому; имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.

Старшая и подготовительная группы.

Использование в активной речи потешек, пестушек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок, дразнилок, корилок, образных выражений.

  • знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения.
  • знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  • принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.
  • знание и умение  называть народных праздников  и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает.
  • умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
  • знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).
  • имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка).
  • имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении головных уборов тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении тряпичных кукол.
  • умеет отличать архитектурные сооружения древней  Руси от современных построек .

Тематическое планирование включает в себя проведение интегрированных занятий с изучением следующих разделов:

1. Устный фольклор

Простейшие детские стихи, пестушки, считалки, положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.

 

2. Этнографические сведения

Имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно – прикладного искусства.

3. Игры

Это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят музыкальные, спортивные и драматические игры.

4. Фольклорный театр

Наряду с народными праздниками, это наиболее сильное средство для того, чтобы ребёнок почувствовал себя в той культуре, в которую его погружают на занятиях русского фольклора. Разыгрывая простейшие сцены, дети получают возможность попробовать себя в различных ролях.

4.Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят своё применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными, трудовыми и русскими праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников, как «Рождество», «Святки», «Троица», «Масленица».

5. Творческая мастерская

 «Виды декоративной росписи в технике  Папье -маше»

На протяжении всех занятий дети знакомятся с произведениями  живописи, народного декоративно-прикладного искусства, изучают русские  традиции  развития промыслов и ремесел, знакомятся с различными видами декоративной росписи.

В процессе работы раскрываются индивидуальные и творческие способности детей.

III. Учебно-тематическое планирование.

Тематический годовой план занятий кружка

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«Скоморошки»

Младшая группа

Месяц

Неделя

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

1 неделя

«Милости просим, гости дорогие»

Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой

2 неделя

«Ходит сон близ окон»

Знакомство с колыбелькой(люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.

3 неделя

«Во саду ли, в огороде»

Знакомство с огородом детского сада

4 неделя

«Репка»

Знакомство со сказкой «Репка»

Октябрь

1 неделя

«Чудесный сундучок»

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах

2 неделя

«Как у нашего кота»

Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота»

3 неделя

«Котик, котик поиграй»

Повторение потешки «Как у нашего кота». Дидактическое упражнение «Похвали котика». Игра с котенком в катушку на ниточке

4 неделя

«Девочка и лиса»

Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу)

Ноябрь

1 неделя

«Водичка, водичка, умой мое личико»

Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»

2 неделя

«С гуся вода, а с Ванечки худоба»

Повторение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»

3 неделя

«Идет коза рогатая»

Знакомство с новым обитателем «избы» - козой Машкой. Разучивание потешки «Идет коза рогатая»

4 неделя

«Волк и семеро козлят»

Знакомство со сказкой  «Волк и семеро козлят»

Декабрь

1 неделя

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой

2 неделя

«Колобок»

Знакомство со сказкой «Колобок»

3 неделя

«Уж  ты, зимушка-зима»

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

4 неделя

«Сундучок Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде

Январь

1 неделя

«Пришла коляда - отворяй ворота»

Знакомство детей с Рождеством

2 неделя

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

3 неделя

«Гость на гость – хозяйке радость»

Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды

4 неделя

«Три медведя»

Знакомство со сказкой Л.Н. Толстого «Три медведя»

Февраль

1 неделя

«Маша и медведь»

Знакомство со сказкой «Маша и медведь»

2 неделя

Хозяйкины помощники

Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской

3 неделя

«Половичку курочка веничком метет»

Разучивание потешки «Наша – то хозяюшка сметливая была»

4 неделя

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Знакомство детей с Масленицей

Март

1 неделя

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Этическая беседа «Моя любимая мама»

2 неделя

«Приди, весна, с радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна красная!»

3 неделя

«Петушок – золотой гребешок»

Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки  о петушке

4 неделя

«Заюшкина избушка»

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»

Апрель

1 неделя

«Трень – брень, гусельки»

Знакомство с русским народным инструментом - гуслями

2 неделя

«Кот, лиса и петух»

Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух»

3 неделя

«Петушок с семьей»

Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д. Ушинского «Петушок с семьей»

4 неделя

«Курочка - Ряба»

Знакомство со сказкой «Курочка Ряба»

Май

1 неделя

«Здравствуй, солнышко – колоколнышко!»

Разучивание потешки про солнышко

2 неделя

«Сорока – белобока кашу варила»

Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком

3 неделя

«Кто в тереме живет?»

Знакомство со сказкой «Теремок»

4 неделя

Прощание с «избой»

Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с хозяйкой до осени

Тематический годовой план занятий кружка

по приобщению детей к истокам русской народной культуры 

«Скоморошки»

Средняя группа

Месяц/

Неделя

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

1 неделя

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Что растёт в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козёл»

2 неделя

«Чудесный мешочек»

Повторение песенки- потешки «Наш козёл». Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

3 неделя

Коровушка и бычок

Знакомство детей с домашними животными- коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка.

4 неделя

«Бычок- чёрный бочок»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок-чёрный бочок, белое копытца».

Октябрь

1 неделя

«Приглашаем в гости к нам»

Игра- упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

2 неделя

«Гуси- лебеди»

Знакомство со сказкой «Гуси- лебеди».Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

3 неделя

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари».

4 неделя

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода- прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено».

Ноябрь

1 неделя

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязаньем на них.Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берётся шерсть (козья, овечья)

2 неделя

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметом обихода- скалкой.Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

3 неделя

«Петушок- золотой гребешок»

Упражнение в вежливом обращении к гостю.Дидактическая игра «Похвали Петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».

4 неделя

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных.

Декабрь

1 неделя

«Здравствуй, зимушка зима»

Загадки о зиме.Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

2 неделя

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

3 неделя

«Одень зверей»

Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

4 неделя

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка»

Январь

1 неделя

«Сундучок Деда Мороза»

Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».

2 неделя

«Лиса и козёл»

Дидактическая игра «Похвали лису».Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козёл».

3 неделя

«Весёлые ложки»

Знакомство с предметами обихода- деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

4 неделя

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми сказки «заюшкина избушка»

Февраль

1 неделя

«Кто же в гости к нам пришёл?»

Знакомство с домовёнком Кузей. Игра «Аюшки».

2 неделя

Русская балалайка

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке.

3 неделя

«Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк».

4 неделя

«Масленица дорогая- наша гостьюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины»

Март

1 неделя

«При солнышке-тепло, при матушке- добро»

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме.

2 неделя

«Крошечка-Хаврошечка»

Знакомство со сказкой «Крошечка-Хаврошечка»

3 неделя

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.

4 неделя

«Пришла весна!»

Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации «Пришла весна»

Апрель

1 неделя

«Шутку шутить- людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором- дразнилками, скороговорками.

2 неделя

«Небылица-небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

3 неделя

Русская свистулька

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.

4 неделя

«Чудесный сундучок»

Раскрашивание свистулек.Дидактическая игра «Угадай по звуку».Слушание народных мелодий.

Май

1 неделя

Времена года

Рассказ о временах года с  использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

2 неделя

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

3 неделя

Игра с Колобком

Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок»

4 неделя

Прощание с «избой»

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору Хозяйки). Прощальное чаепитие.

Тематический годовой план занятий кружка

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«Скоморошки»

Старшая группа

Месяц/

Неделя

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

1 неделя

«Что летом родиться – зимой пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки  о лете. Загадки о летних явлениях.

2 неделя

«Гуляй, да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «с какого дерева детки». Песенка –попевка «Восенушка – осень».

3 неделя

«Хлеб-всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел» знакомство со старинными орудиями труда серпом и цепом. Пословицы и поговорки о хлебе.

4 неделя

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных явлениях октября, народных обычаях и праздниках. (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода  -деревянным корытцем, тяпкой. Песенка – попевка «Восенушка – осень».

Октябрь

1 неделя

«Зайчишка  - трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц –хваста» . Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка».

2 неделя

«У страза глаза велики»

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».

3 неделя

«Друг за дружку держаться   - ничего не бояться»

Знакомство со сказкой  «Крылатый, мохнатый да масляный».

4 неделя

«Знаешь ли ты сказки?»

Литературная викторина  по сказкам «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц Хваста», «У страха глаза велики».

Ноябрь

1 неделя

Гончарные мастеровые

Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой  «Лиса и кувшин»

2 неделя

Дикие животные

Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки- потешки о лисе.Беседа о диких животных с использованием загадок о них.

3 неделя

«Что нам осень принесла?»

Беседа об осени с использованием соответствующих  народных примет, песенок, загадок, пословиц.

4 неделя

«Здравствуй, Зимушка –зима!»

Беседа о характерных признаках декабря с использованием соответствующих загадок, пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз».

Декабрь

1 неделя

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».

2 неделя

«Лиса- обманщица»

Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»

3 неделя

«Пришла Коляда – отворяй ворота!»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок.

4 неделя

«С Новым годом со всем родом»

Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

Январь

1 неделя

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

2 неделя

«Хорош город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой  росписи. Пение частушек.

3 неделя

Городецкая роспись

Продолжение рассказа о Городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве.

4 неделя

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января и февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза»

Февраль

1 неделя

Сказка для Кузи

Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки»

2 неделя

Письмо Нафане

Составление детьми письма Нафане  - другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице.

3 неделя

«Ой ты, Масленица!»

Рассказ о мсаленице. Пение обрядовых песен.

4 неделя

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

Март

1 неделя

«Мудрённому и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка».Загадывание загадок.

2 неделя

«Гуляй, да присматривайся!»

Беседа о характерных признаках  начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите».

3 неделя

«Весна,весна, поди сюда!»

Пение закличек о весне, Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне».

4 неделя

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором.Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.

Апрель

1 неделя

 «Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

2 неделя

 «Красная горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.ой «Под кустом».

3 неделя

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

 

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

4 неделя

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н.Павлов «Под кустом».

Май

1 неделя

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Рассказ о воинах –защитниках Отечества. Знакомство со сказкой  «Каша из топора»

2 неделя

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и Медведь» Загадывание загадок детьми.

3 неделя

«А за ним такая гладь- ни морщинки не видать»

Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода.

4 неделя

Прощание с избой.

Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Выпекание пирога и пение частушек.

Тематический годовой план занятий кружка

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«Скоморошки»

Подготовительная группа

Месяц/

Неделя

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

1 неделя

«Что летом родиться, - зимой пригодится»

Беседа о лете.Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете.

2 неделя

«Восенушка- осень- сноп последний косим»

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка осень»

3 неделя

«Хлеб- всему голова»

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

4 неделя

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля»

Октябрь

1 неделя

«Град на усть Оки»

Рассказ об истории Нижнего Новгорода. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи).

2 неделя

«Октябрь- грязик- ни колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

3 неделя

«Злое истребление»

Рассказ о монголо- татарском нашествии и предания о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием.

4 неделя

«Камень- град»

Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля- пограничной крепости Московского государства.

Ноябрь

1 неделя

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Экскурсия в Нижегородский кремль (показ презентации)

2 неделя

Синичкин день.

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

3 неделя

«Где живёт перо Жар-Птицы?»

Знакомство детей с хохломской росписью.

4 неделя

«Чудо-чудное, диво-дивное- Золотая Хохлома»

Рассказ о традициях хохломской росписи («кудрина», «травка» и т. п.

Декабрь

1 неделя

«Зима -не лето,- в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

2 неделя

«Светит, да не греет»

Беседа о различных источниках освещения. Показ теневого театра.

3 неделя

«Пришёл мороз- береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

4 неделя

Снегурочка- внучка Деда Мороза.

Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи).

Январь

1 неделя

«Пришла коляда накануне Рождества»

Беседа о рождестственских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок.

2 неделя

«Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

3 неделя

«Гжель прекрасная»

Знакомство с гжельским художественным промыслом.

4 неделя

«Гжель прекрасная»

Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.

Февраль

1 неделя

«Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра  «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.

2 неделя

«Живёт в народе песня»

Беседа о русской  народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранёшенько»

3 неделя

«На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях

4 неделя

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

Март

1 неделя

«Сердце матери лучше солнца греет»

Этническая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

2 неделя

«Русская матрёшка»

Рассказ о матрёшке. Разучивание частушек.

3 неделя

Поэзия народного костюма.

Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (грамзапись)

4 неделя

«Грач на горе- весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

Апрель

1 неделя

«Шутку шутить- людей насмешить»

Беседа о народном юморе(докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница».

2 неделя

Наши земляки

Рассказ о М. Горьком. Сказка М.Горького «Про Иванушку- дурачка»

3 неделя

Красная горка

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

4 неделя

«Путешествие на златогривой чудо- тройке»

Знакомство детей с образом коня в русском народном ДПИ(городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в грамзаписи).

Май

1 неделя

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях земляках. Просмотр диафильмов.

2 неделя

Литературная викторина

Литературная викторина. Игра-драматизация.

3 неделя

«Край родной, навек любимый»

Экскурсия. Русские подвижные игры на открытом воздухе.

4 неделя

Прощание с «избой»

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков.

I V.Список использованных источников.

Литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с. : ил.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.

Знакомство  детей с народными календарно-обрядовыми праздниками

Тема занятия

Содержание

Возрастная группа

Зимние Святки

Рассказ о зимних праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)

Средняя, старшая

Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями

Занятие1. Рассказ о рождественских песнях – колядках. Проведение русской народной игры «Скакалка»

 

Занятие 2. Рассказ об обычае на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядок. Проведение русской народной игры «Прялица»

 

Занятие 3. Рассказ о новогодних песнях – «овсенях»

Старшая

«Пришла Коляда -отворяй ворота»

Разыгрывание сценок колядования. Рассказ об обычае колядования. Загадывание загадок.  Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник»

Средняя, старшая

Масленица

Рассказ о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки», «Гори, гори ясно»

Средняя, старшая

Знакомство  детей с масленичными песнями

Занятие 1. Рассказ о праздновании первых  двух дней Масленицы и пение песен, исполняемых в эти дни.

 

Занятие 2. Рассказ о праздновании остальных дней Масленицы. Пение песен этих дней. Проведение русских народных игр «Горелки», «Гори, гори ясно»

Средняя, старшая

«Алексей -  с гор потоки»

Рассказ о празднике «Алексей -  с гор потоки». Проведение русских народных игр «Гуськи», «Ручеек», «Кораблики». Рассказывание докучных сказок, дразнилок.

Старшая

 

«Вербное воскресенье»

Рассказ о празднике «Вербное воскресенье» и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба- вербочка», «Заря - зарница». Представление кукольного спектакля «Петрушка и солдат». Исполнение песенки «Солнышко»

Средняя, старшая

Пасха

Занятие 1. Рассказ о праздновании Пасхи. Пение пасхальных песен этих дней. Проведение русских народных игр «Верба- вербочка», «Солнышко-ведрышко»

 

Занятие 2. Рассказ о традиции  обмениваться яйцами на Пасху, о значении этого действа, о праздновании последнего дня пасхальной недели _ Красной горки. Проведение русских народных игр с яйцами и «Прялица»

Средняя, старшая

Троица

Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «кумления», «проводов русалок». Проведение русской народной игры «Венок», «В кресты»,  хоровода «Во поле березонька стояла». Исполнение песни «Березынька»

Средняя, старшая

Семенов день

Рассказ о праздновании Семенова дня, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «Муха «Карусель». Исполнение песни «Комарочек»

Старшая

 

Покров

Рассказ о празднике Покров, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы», «Карусель». Исполнение песни «Я по рыночку ходила»

Средняя, старшая

«Кузьминки  - об осени поминки»

Рассказ о народных обычаях и приметах, связанных с  днем Кузьмы и Демьяна. Разыгрывание содержания песен «Во кузнице», «Ай, тари, тари, тари». Исполнение плясок, загадывание загадок.

Средняя, старшая

 

 

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...