ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа) на тему

Елисеева Ирина Анатольевна

Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом или возникшая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут специально планироваться и организовываться воспитателем, а могут возникать естественно в процессе детских видов деятельности. Воспитателю важно увидеть эту ситуацию и, не нарушая деятельности детей, использовать её для решения речевых задач. И те и другие ситуации направлены на развитие речевых умений, но речевая ситуация – это целенаправленный процесс, а ситуация общения может быть не только специально проектироваться педагогом, но и возникать спонтанно, в процессе детских видов деятельности. Речевая ситуация направлена на развитие диалогических умений, необходимых для общения детей, соблюдения правил речевого этикета и накопление социального опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_rechevyh_situatsiy_v_rabote.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ В РАБОТЕ

 С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сущность понятия «речевые ситуации»

   Речевая ситуация – это целенаправленное обучение диалогической речи. Они направлены, на развитие умений договариваться, во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила этикета, выказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.  Существует понятие ситуации общения.

   Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом или возникшая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут специально планироваться и организовываться воспитателем, а могут возникать естественно в процессе детских видов деятельности. Воспитателю важно увидеть эту ситуацию и, не нарушая деятельности детей, использовать её для решения речевых задач.

  И те и другие ситуации направлены на развитие речевых умений, но речевая ситуация – это целенаправленный процесс, а ситуация общения может быть не только специально проектироваться педагогом, но и возникать спонтанно, в процессе детских видов деятельности. Речевая ситуация направлена на развитие диалогических умений, необходимых для общения детей, соблюдения правил речевого этикета и накопление социального опыта.

Таким образом именно речевая ситуация дает нам возможность целенаправленного формирования культуры речевого общения у детей старшего возраста. Речевая ситуация может быть представлена в виде речевой логической задачи (вербальная основа), либо в практическом плане

(не вербальная основа).  В первом случае предлагается ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить. Во втором случае дети выполняют задачу в практическом плане.

   Приведем пример ситуации: Воспитатель рассказывает: “Антошка, Кирюша и Незнайка решили построить из кубиков дом, Антоша говорит: “Я предлагаю построить дом, а рядом гараж”. Кирюша сказал: “Я согласен, у нас будет дом для людей, а в гараже уместятся все машины. В разговор вступил Незнайка: “Глупости вы говорите, нужен не один дом, а много”. Кирюша ему ответил: “Незнайка, если ты не согласен с нами, скажи об этом, не надо нас обижать”. “Очень надо! Вы еще маленькие и глупые, строить не умеете!” - возразил Незнайка. Антоша грустно покачал головой и сказал: “Прости, Незнайка, но мы не будем с тобой строить”.

   Ребята, как вы думаете, почему он так сказал? Как надо относиться к собеседнику во время разговора?

  1. а) Воспитатель говорит: “У Тани день рождения. Ребята пришли ее поздравить. Покажите, как они это будут делать”.

         б) “Сегодня открылся книжный магазин, я – продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом”.

   Коммуникативные ситуации могут отражать разные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения, о чем – либо, расспрашивать, получать необходимую информацию, пользоваться формулами речевого этикета .

“Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)” (Зимняя И. А. Психология обучения народному языку.) Прежде всего, речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения (во взаимодействии людей между собой). Следовательно, этот вид деятельности всегда предполагает наличие партнеров: того, кто обращается с высказыванием, и того, к кому оно обращено.

   В дошкольном учреждении особое значение следует уделять именно диалогическому взаимодействию детей друг с другом, поскольку в общении со сверстниками речь их более богата точными языковыми средствами: именно в диалоге с ровесниками дети учатся слышать и понимать того, с кем общаются.

     В качестве одной из речевых ситуаций целесообразно использовать моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаются путём использования наглядности, исполнения детьми различных ролей. Известно: исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивают ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации.

   Взрослому необходимо обращаться к ребенку, стимулируя его игровую сопроводительную речь, как бы программируя развитие игры. Рекомендуется включать задания, предусматривающие употребление вопросительных предложений. Например, педагог объясняет: сейчас дети по очереди будут задавать друг другу вопросы, и отвечать на них. Задает тему и начинает диалог: “В воскресенье я ходила с дочкой в зоопарк. А ты, Андрей, что делал? Скажи об этом Диме и задай ему тот же вопрос”. Ребенок сначала отвечает на вопрос, а потом сам спрашивает другого ребенка.

   Еще один не менее эффективный прием – проблемная ситуация – такое затруднительное положение, которое вызывает познавательный вопрос и требует активной мыслительной деятельности для его решения. Детям были предложены такие, например, проблемные ситуации:

  1. Если бы Аленушка сразу съела пирожок, предложенный печкой, как изменилась бы сказка?
  2. Если бы в сказке “Заяц – хвост” волк не испугался и не убежал, что бы тогда произошло?
  3. Если бы в сказке “Кот и лиса” обиженные звери собрались и решили проучить нахального кота, как они могли это сделать?
  4. Если бы герои сказки однажды оказались на необитаемом острове, как бы они себя повели?

 В данных проблемных ситуациях пользовался приём, к которому прибегал К. С. Станиславский: “если бы…”, “как будто….” .

   Довольно часто ребенок шести лет предлагает взрослому послушать его рассказ о проказах котенка прошлым вечером, о приезде любимой бабушки и т. п. При этом далеко не всегда ребенок может самостоятельно реализовать цель, достичь прогнозируемого результата: часто рассказ об игрушке превращается в жалобу на сестренку, которая “все ломала и мешала играть”. Поэтому воспитателю важно использовать возникшую ситуацию, чтобы не только поддерживать инициативу ребенка и самостоятельность его целеполагания, но и помочь ему в реализации цели его речевой деятельности при помощи вопросов, подсказок слова или фразы. Это обеспечит постепенный переход ребенка от диалогической к монологической форме речи.

   Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизионными, описательными – в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог “идет от детей”, то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Например, приход нового ребенка в группу может быть содержанием для организации многочисленных значимых для

развития речи ситуации общения. Это и упражнение детей в способах знакомства и приветствия, и упражнение в составлении рассказов о своей группе, игрушках, играх и занятиях, упражнение в умении задавать вопросы и выслушивать ответы других детей, в процессе организации работы по развитию культурно – гигиенических навыков.

Так, например, на занятии  “Добрые и вежливые слова” решаются следующие задачи:

- развивать диалогическую речь, учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова;

- учить пересказывать текст  стихотворений без помощи педагога;

- воспитывать умение понимать оттенки значения слов. Учить подбирать необходимые слова и выражения для приветствия и обращения.

В занятии предлагают использовать  речевые ситуацию по стихотворению Н. Юсупова “Простите”

Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой нахмурились сразу,

А папа смутился, взглянул им в глаза,

И робко и тихо “Простите” сказал.

Мама молчит, улыбается даже:

- Мы купим другую, есть лучше в продаже.

“Простите”. Казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

        Вопросы:

  1. Что сделал папа? 2. Что произошло с мамой и бабушкой? 3. Какое волшебное слово сказал папа? 4. Что случилось дальше?

- Расскажите эту историю своими словами.

    Воспитатель анализирует эту ситуацию с детьми с помощью вопросов, беседы. Дети высказывают собственные суждения, предлагают речевые варианты выхода из данной ситуации.

 2. Предлагается придумать речевую ситуацию, в которой дети могут употреблять формы речевого этикета.

 Например:

1. До свиданья; до скорой встречи; скорее возвращайтесь; счастливого пути.                              

2.   Всего доброго; всего хорошего; рады были познакомиться; надеюсь, мы скоро встретимся; приходите чаще, мы всегда рады гостям; до новых встреч.

3.Спокойной ночи; желаю добрых сновидений; спи спокойно; приятных снов [8].

 Большую роль играет умение общаться и устанавливать контакты в детском коллективе, с взрослыми, следовательно, задача воспитателя научить ребенка правильной диалогической речи в различных ситуациях.

   Таким образом, мы видим, что речевые ситуации и ситуации общения имеют сходство. И та и другая ситуация развивают речевое общение, диалогическую речь, но в отличие от ситуации общения, речевая ситуация - это целенаправленное обучение диалогической речи, культуры речевого общения. Мы считаем, что речевую ситуацию целесообразно использовать для развития культуры речевого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование статико – динамических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста в рамках инновационной деятельности.

Инновацинная работа по физической культуре на занятии с использованием статико-динамических упражнений....

МАСТЕР КЛАСС из опыта работы Тема Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»

МАСТЕР КЛАССиз опыта работыТема: Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»...

Методическое пособие "Использование алгоритмов при проведении опытов детьми старшего дошкольного возраста"

Данное пособие поможет педагогам решить следущие радачи:- развивать планирующую функцию речи дошкольников, развивать связную речть, описательную речь.- развивать познавательную активность дошкольников...

Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В материале представлена работа по использованию ИКТ в ДОУ....

Перспективный план по изодеятельности с использованием нетрадиционных способов рисования с детьми старшего дошкольного возраста

план работы по рисованию для старших дошкольников с использованием нетрадиционных способов рисования...

Методическая разработка образовательной ситуации «Радость» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМА «НОЧНАЯ СКАЗКА» РЕЖИССЁРА МАРИИ СТЕПАНОВОЙ

Цель: создание условий для  эмоционального комфорта и гармоничного развития личности ребёнка-дошкольника, посредством просмотра мультфильма....