МАСТЕР КЛАСС из опыта работы Тема Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа) по теме

Братухина Гульсина Хайрудиновна

 

МАСТЕР КЛАСС

из опыта работы

Тема: Проблемно – игровые ситуации применяемые

с детьми

старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_problemno_igrovye_situacii.docx75.81 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида № 4

«Золотой петушок»

МАСТЕР КЛАСС

из опыта работы

Тема: Проблемно – игровые ситуации применяемые

с детьми

старшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

I квалификационной категории

Братухина Гульсина Хайрудиновна

г. Лангепас 2013 г

        Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

В своей работе я использую разнообразные приемы активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций.        

Решение проблемных ситуаций я считаю одним из главных приёмов при обучении детей.  Научить ребенка думать можно лишь в ситуации, требующей размышления. Таковой является проблемная ситуация, в которой на основе практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.  

Процесс постановки и решения проблемной ситуации включает в себя следующие этапы:

  1. Постановка, формулирование проблемы;
  2. Выдвижение предположений;
  3. Выбор, проверка, обоснование гипотез;
  4. Проведение итогов, вывод.

Для эффективного управления постановкой и решением проблем необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.

Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность ребенка: «принятие» проблемной ситуации, формулировка проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого:

  1. Система вопросов, переформулирование условий задач;
  2. Наводящие задачи или задачи-подсказки;
  3. Цепочка наводящих задач;
  4. Неполное решение;
  5. Готовый вариант решения.

В процессе решения проблемных ситуаций взрослый помогает ребенку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия; ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты.

Решение проблемных ситуаций предусматривает: обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми.

Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешимое противоречие. Проблемные ситуации может создавать воспитатель специально в различных видах деятельности - игровой, трудовой и учебной.

Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: “начало мышления — в проблемной ситуации” (С.Л.Рубинштейн).

Использование игровых проблемно – практических ситуаций имеет свои достоинства:

- появление у детей понимания, что знания необходимы, при решении разных проблемных ситуаций;

- приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;

- исчезновение боязни, ошибок;

- возникновение «вкуса» к процессу познания.

Использование игровых проблемно – практических ситуаций в познавательном процессе не должно быть случайным. Каждой свое место и врем: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами действий и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать приобретенные опыт.

ПАМЯТКА

игровые проблемные ситуации с дошкольниками

  1. Отправляясь в какое либо путешествие можно создать проблемно – игровую ситуацию:

А на чем мы сегодня отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку не простую а зашифрованную.  Соединить точки – цифры по порядку и получится картина – отгадка.

  1. Чтобы пройти на корабль – ракету, сесть в поезд создается игровая ситуация:

Надо вести обратный отсчет с 10 до 1 – Пуск.

Выложить дощечки в прямом или обратном порядке.

  1. Для того, чтобы отправится в путешествие надо изготовить карту или выполнить задание узнать символы:

На первом этапе можно показать детям картины – в сюжетной манере. Например: иллюстрации из сказок «Баба – Яга и горящий дом» (вредительство) «Иван царевич схватил запретную корону Жар птицы» (нарушение закона), «Колдун с богатырем» (борьба).

  1. В дальнейшем учить детей пользоваться картами сжатым схематичным изображением:

Придумывание символов и отгадывание. Например: «Символ – Кирпич» (запрет), «Замок  с вставленным ключом» (нарушение).

  1. Проблемная ситуация «Пройдем в сказочную страну если вы разгадаете слово».
  2. Игра «Чудеса» выявление в сказках происходящих чудес (волшебные слова, предметы и их действия).
  3. Игра «Заветные слова» (значимые слова в сказке, сказочные приговоры, волшебные слова).

Использование приобретенных знаний по математике (измерение).

  1. Встреча с Королевой Математики» (нарисовать план чтоб она пришла).
  2. Игра «Мастерская мебельная» (изготовить мебель).
  3. Игра «Ателье» (сшить куклам платья по размеру).
  4. Игра «Помощь Айболиту» (помощь в измерении жидкости).

Надеюсь,  что  тема  нашего  разговора  была  для  Вас  полезна  и  интересна.

Желаю  всем  творческого  успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по теме: "Развитие физической активности детей младшего дошкольного возраста и привитие культурно-гигиенических навыков с использованием русского фольклора"

Данный мастер-класс предназначен для родителей с целью их педагогического просвещения. Показать родителям важность развития физической активности ребенка и привития культурно-гигиенических навыков, на...

Презентация мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».

Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре в процессе оздоровительной работы через использование технологии " Са- фи-данс" направленную на разви...

Мастер – класс из опыта работы Тема: «Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников».

Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников....

Конспект мастер-класса с педагогами на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста с использованием игрового набора «Занимательные Весы»»

Цель: показать опытно-экспериментальную деятельность с использованием игрового набора «Занимательные Весы»Хотим показать вам, как в своей работе применяю игровой набор «Занимательные...

Мастер-класс «Игры в работе по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Игры в работе по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста»1.Дидактическая игра «Герб города» Цель: закрепить представление детей о гер...