ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Халикова Валентина Владимировна
Выраженная субъектность малышей требует изменения позиции взрослых в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых форм организации воспитания и обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Халикова В.В.

канд. пед. наук,

 отличник народного просвещения

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ

В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Проблема воспитания дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения активно разрабатывается на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Сегодня актуальность этой проблемы возрастает в связи с интенсивным развитие у современного ребенка субъектных свойств и качеств, к которым относится активность, осознанность, инициативность, наличие интересов и мотивации к избираемым видам деятельности, самостоятельность и стремление сделать так, как задумано самим ребенком, оценить качество достигнутого результата.

Выраженная субъектность малышей требует изменения позиции взрослых в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых форм организации воспитания и обучения.  С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает не только  основы здорового умственного и нравственного воспитания, но и не способствует субъектному развитию детей.

Проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития познавательной активности детей, которая является специфической характеристикой субъектности дошкольника, можно сделать вывод о целесообразности внесения изменений в традиционную технологию воспитания и обучения через интеграцию различных видов деятельности.  

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Коменского, утверждающего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным. Я.А. Коменский также считал, что установление связей между учебными предметами необходимо для обеспечения целостности процесса обучения, в котором «Все – и самое большое, и самое малое должно быть так соединено между собой, чтобы образовать единое целое» [3. с. 11.]. Многие классики педагогической мысли всегда уделяли интеграции большое внимание. Например, Д. Локк утверждал, что один предмет должен наполняться элементами другого. И.Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов и обратил внимание на особую опасность отрыва одного предмета от другого.

Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения. Это мы видим в следующем:

- взаимосвязь разнообразных видов детской  деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования, обеспечивает развитие наглядно-образного и логического мышления, интеллекта;

- взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;

- интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания; целостное представление о мире и о взаимосвязи всех его составляющих;

- включение в процесс обучения и воспитания разных видов познавательной деятельности; деятельности, определяющей развитие разнообразных способностей;

- интеграция способствует более эффективному формированию и развитию субъектных качеств ребенка;

- интеграция позволяет сократить количество занятий и время их проведения, что имеет большое педагогическое значение, так как предотвращает перегрузки детей, освобождает время для самостоятельной деятельности;

- интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений; повышает эффективность воспитания и развития детей.

Интеграция содержания различных видов деятельности обеспечивает их разностороннее воздействие на детей, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств, в разных формах детской деятельности. Актуальность интегрированного подхода объясняется следующими причинами:

- окружающий мир познается детьми в своем многообразии и единстве, а разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений, зачастую не дают представления о целом, дробя его на разрозненные фрагменты;

- интегрированный подход в образовательной деятельности способствует раскрытию потенциала воспитанников, побуждает их к активному познанию мира, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, развитию субъектных качеств (активности, осознанности, креативности) и т.д.;

- в течение каждого занятия за счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности дошкольников;

- интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, раскрытия способностей, творчества как педагога, так и  детей.

- интеграция в современном обществе влечет за собой интеграцию в образовании;

Таким образом,  можно сделать вывод:

Интеграция – одно из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования [5, с. 7]. Наиболее полное и всеобъемлющее понимание педагогической интеграции, на наш взгляд, дается В.С. Безруковой [1], рассматривающей ее в виде:

принципа (ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае ее реализации достижение более высоких позитивных результатов в научной и педагогической деятельности);

процесса (непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом. Это процесс интегрирования объектов, проектирование пути получения результата);

результата (форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом, например интегрированное занятие).

Интегрированное обучение поможет избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать и осознавать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Проведение интегрированного занятия существенно отличается от традиционного. Наиболее эффективны на таких занятиях следующие методы и приемы:

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

- проблемные вопросы, стимулирующие появление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

- разнообразные дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизация словаря, расширения представлений о многообразии родного языка, воспитания уверенности в своих силах, способностях.

Условиями развития субъектности дошкольников в интегрированном обучении будут являться:

- устранение умственной перегрузки детей, постоянная смена методов и приемов работы с детьми;

- обязательный учет содержания базовой программы детского сада;

- проведение интегрированных занятий во избежание дублирования одного и того же программного материала и освобождения времени для игры и свободного общения, свободной деятельности;

- создание психологически комфортной обстановки на занятии;

- отказ от фронтальной формы работы на занятии, использование различных индивидуальных и подгрупповых форм;

- четкое соблюдение возрастных, индивидуальных и психологических особенностей детей группы;

- направление практического процесса на развитие основных компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, социальной и физической; на развитие самостоятельности и ответственности, инициативности, эмоциональности, самооценки, произвольности поведения;

-  использование опережающих дифференцированных занятий;

- выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки детей;

- сохранение положительно-эмоционального стиля отношений между взрослыми и детьми, учет возрастных, индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка и группы в целом;

- организация образовательного процесса на основе педагогики сотрудничества, что способствует эмоциональному, психологическому сближению детей и взрослых;

- осуществление личностно ориентированного подхода к обучению, который включает в себя следующие принципы:

  • принцип самоактуализации  (ребенок  принимается таким, каков он есть);
  • принцип индивидуализации (развитие индивидуальности в соответствии со способностями ребенка, его психофизическим развитием);
  • принцип субъектности (использовать субъектный опыт ребенка, создавать условия для того, чтобы ребенок был субъектом своей деятельности);
  • принцип творчества и успеха (включать в образовательный процесс задания продуктивного, творческого характера, повышать самооценку);
  • принцип веры, доверия и поддержки (доверять детям, принимать любой ответ, направляя ребенка в правильное русло, использовать предвосхищающую оценку для малоактивных и тревожных детей: «У тебя все получится»);

         - звуковой дизайн, способствующий релаксации и, наоборот, активизации мыслительных процессов, усилению эмоциональности;

         - ведение занятия в режиме динамических поз, ближнего и дальнего зрения, открытого пространства;

         - использование в работе проблемных и частично-поисковых методов обучения;

         - организация работы с детьми на основе индивидуальной карты развития ребенка;

         - использование здоровьесберегающих технологий и комплекса психогигиенических мероприятий

Чтобы система интеграции приобрела целостный и завершающий вид, кроме условий необходимо грамотно подойти к структурированию интегрированных занятий. Для таких занятий характерна смешанная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами. Она отличается от обычной структуры и к ней предъявляются следующие требования:

- четкость, компактность учебного материала;

- продуманность и логическая взаимосвязь разделов программы на каждом занятии;

- информативная емкость образовательного материала;

- систематичность и доступность изложения;

- соблюдение временных рамок занятия.

Таким образом, интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ позволяет усиливать процесс развития субъектности, организовывать личностно значимую работу с детьми, способствуя наиболее эффективному развитию данного качества личности.

Создание условий развития субъектности дошкольников в интегрированном обучении предоставляет каждому ребенку возможности для самоопределения, самореализации, саморазвития, раскрыть свои возможности, возможности других, освоить различные социальные роли и взаимоотношения, партнерство, позволяет глубже познать и раскрыть окружающий мир, адаптироваться в нем.

Список литературы

1. Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 1994.

2. Безрукова, В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической терории и практике [Текст] / В.С. Безрукова. Сб. научных трудов. –  Свердловск, 1990.

3. Зверев И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема // Советская педагогика. 1974. № 12.

4. Ломова, Н.В. Условие реализации развивающей функции межпредметных связей в начальном образовании [Текст] /Н.В. Ломова. Дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2004.

5. Сажина, С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие [Текст] / С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

6. Фуряева, Т.В. Педагогика интеграции за рубежом [Текст]: монография / Т.В. Фуряева; Красноярский пед. гос. ун-т. – Красноярск, 2005. – 200 с.

7. Хуторской, А.В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст]: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 385 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста».

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярк...

Предметно-развивающая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Нарушение речи, ограничение речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребе...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Всестороннее представление о развитии субъектности дошкольников может быть достигнуто лишь в том случае, если будет выявлена направленность данного процесса, установлена связь между процессом развития...

Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения «Развитие субъектности детей дошкольного возраста как условие успешной социализации в обществе»

Современная социокультурная среда создает подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъе...

Литературное чтение как условие развития речи детей дошкольного возраста

использование художественной литературы в речевом развитии дошкольников. опыт работы....

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.   Организация предметно-пространствен...

Главные условия развития речи детей дошкольного возраста

В статье говорится о главных условиях развития  речи детей, а также представлены речевые игры,в которые можно поиграть родителю по дороге домой....