Проект по приобщению детей к художественной литературе
проект по теме

Банкова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад № 61 общеразвивающего вида

Консультация для воспитателей

на тему «Приобщение детей к художественной

 литературе»

                                    Подготовил: Ст. воспитатель Н.А.Нельц

        с. Ершово 2014г.

Приобщение детей к художественной литературе

Проект:

«Приобщение детей

к художественной литературе»

«Чтобы подготовить человека

духовно к самостоятельной жизни

надо ввести его в мир книг»

В. А. Сухомлинский.

Актуальность

Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руку книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно.

В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умения ориентироваться в круге детского чтения, создания системы чтения – все это во власти взрослого.

От взрослого в большой степени зависит, и то, станет ли ребенок настоящим, увлечением читателя или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим живыми друзьями для нас.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтения связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Нами было проведено анкетирование родителей и беседы с детьми с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей. Которое показало, что некоторые родители отдают предпочтение просмотру телевизора и играми на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают, как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки.

Большая часть из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Цель:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА И ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ (ВОСПРИЯТИИ) КНИГ

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА,

В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРВИЧНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ РЕЧИ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА И ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ, К КНИГАМ

  • Способствовать поддержанию традиций семейного чтения
  • Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения
  • Воспитывать бережное отношение к книге, как результат труда многих людей

Методическая работа по проекту

Формировать потребность в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей младшего дошкольного возраста;

Повышать профессиональный уровень в области методики приобщение дошкольников к художественной литературе;

Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;

Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГТ.

Взаимодействие с родителями

Участвовать в создании книжного уголка, фотогазеты, подготовки выставок в группе, пополнение и обновление книжного уголка.

Оказывать помощь воспитателям в организации праздников, театральных постановок, выставок.

Необходимые условия реализации проекта

Формы и методы работы

  • Интегрированные занятия
  • Игры – ситуации
  • Беседы
  • Книжные выставки и тематические выставки
  • Литературные игры и праздники
  • Просмотр мультфильмов
  • Театральная деятельность
  • Практическая мастерская
  • Конкурсы
  • Круглый стол

План реализации проекта

Организационный этап

  • Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей
  • Изучить методико – педагогическую литературу по данной теме
  • Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта.
  • Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и в режимных моментах
  • Вовлечение детей и родителей в процессе решения задач
  • Провести анкетирование родителей
  • Разработка плана мероприятий с участием родителей
  • Обновить развивающую среду
  • Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе
  • Анализ проектной деятельности. Подведение итогов. Обобщение опыта.

Практический этап

  • Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и в режимных моментах.
  • Внедрить новые формы работы с детьми.
  • Провести консультации для родителей с целью повышения психолого–педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.

Заключительный этап

  • Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
  • Обработать результаты реализации проекта.
  • Провести презентацию проекта в рамках внутрисадовского конкурса «Лучший образовательный проект».
  • Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.

Перспектива

На основе образовательного проекта «Приобщение детей к художественной литературе», разработать проект по приобщению ребенка к художественной литературе.

Мероприятия, направленные на реализацию проекта

Разделы программы Виды детской деятельности

Игровая деятельность Сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин», «Книжная мастерская».

Дидактические игры: «Лото» «Из какой это книжки? » «Кто это сказал? ».

Коммуникативные игры: «Что такое хорошо и что такое плохо? », «Жадина», «Теремок», «Вместе тесно, а врозь скучно» и т. д.

Подвижные игры: «Ловишки» «Мышеловка», «У медведя во бору».

Речь и речевое развитие Составление рассказов на тему: пересказ сказки «Курочка - Ряба» «Теремок», «Козлятки и Волк».

Сочиним стихотворения.

Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

  • Анкетирование родителей на тему «Приобщение детей к художественной литературе»
  • Консультация для родителей на тему «Сказки (произведения), которые мы читаем детям»

Трудовая деятельность

  • Домашнее задание, работа с раскрасками на тему: «Мой любимый герой сказки (произведения)».
  • Творческая мастерская, совместная работа родителей и детей на тему : «Любимые герои сказок (произведений)».

Учебная деятельность

  • Рассматривание книжной иллюстрации по произведению (сказке), беседа по прочитанному.
  • Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Инсценировка отрывка из произведения (сюжета сказки)».
  • Чтение художественного произведения (в старших группах), чтение русской народной сказки (младшие группы).
  • Театрализованная деятельность по художественному произведению (сказке).

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме

«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» (младший дошкольный возраст)

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно всё, что не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец. Слушатель сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, отзываясь на них душой.

Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и реальность. Многие проблемы с детьми возникают из–за непонимания – странного, часто нереального. Исправить ситуацию вам помогут народные сказки. Они станут тем волшебным мостиком, который соединяет два разных мира – детский и взрослый.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Как правильно читать ребёнку сказку:

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!

3. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребёнка.

4. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.

5. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.

6. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоеденится к вам.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи. Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Вы можете сделать сказку помощником в воспитании и обучении детей, в познании себя, во взаимопонимании с окружающими. Сказка помогает формировать у ребёнка основы нравственности, морали, по законам которой ему предстоит жить, помогает в формировании у ребёнка музыкального слуха, любви к природе, к родной земле, способствует развитию речи, мышления, фантазии.

Уважаемые родители! Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир!

        

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Радость встречи с книгой

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.


Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое.


Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.

Воспитание сказкой

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.


Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Русские народные сказки

Играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьётся не на жизнь, а на смерть.
Прочитайте с детьми дома такие сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, лиса и петух».



Предварительный просмотр:

ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Тема: Ознакомление детей с книжной иллюстрацией

План

1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, её влияние на отношение дошкольника к литературному герою

2. Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации

3. Методика ознакомления с книжной иллюстрацией

4. Конспекты занятий

Использованная литература

1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, её влияние на отношение дошкольника к литературному герою

Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста.

Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире. Рассматривание книжных иллюстраций - широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).

Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.

Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной детской книги.

Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов.

Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Сутеева и его "Кто сказал мяу?", "Айболита", "Мешок яблок", "Елку", "Крошку енота" и другие книги Владимира Конашевича; и его изумительные иллюстрации к "Тараканищу", "Чудо-дереву" Корнея Чуковского, "Вот какой рассеянный" С. Маршака и другим произведениям.

Всегда вызовут и добрую улыбку и радостный смех детей иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; не оставят равнодушными яркие иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам; заставят ребенка задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина; рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто; Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям уточнить их словесные образы.

«Что такое книжка-картинка? Как будто бы ясно: это когда много рисунков, мало текста, а то и вовсе его нет. Одни картинки. Но картинки не просто следуют одна за другой и сопровождают текст, а скорее наоборот -- тут текст поясняет рисунок. Картинки составляют свой собственный рассказ, они цепко связаны друг с другом, последовательно развивают тему. К тому же достаточно специфичны: они обязательно показывают ребенку предмет крупно, лист не перегружен изображением -- задача дается только с одним действием, не больше. Иначе малыш не усвоит визуальную информацию. «Зрение среди чувств,-- говорил еще Коменский,-- занимает самое выдающееся место».

Например, в рисунках А. Ф. Пахомова нет украшений, и ему не свойственных сказочность и декоративность. Жизнь детей -- вот главная тема его творчества.

Герои его иллюстраций изображены очень естественно. Они добры и просты. Дети сочувствуют им и незаметно проникаются убеждением, что помогать друг другу в чем-либо -- хорошее и важное дело. Мастерство художника делает рисунки выразительными, интересными, находящими отклик в душе ребенка». (60,4)

«А при рассматривании иллюстрации в книге «Что такое хорошо и что такое плохо?» наблюдалась живая реакция детей. Хорошие поступки героев вызывали у них чувство радости. В противоположном случае, когда детям не нравились действия героев, на лицах их можно было отметить тень грусти, разочарования. При рассматривании иллюстраций А. Ф. Пахомова к «Рассказу о неизвестном герое» дети дружно говорили о его героизме, смелости: «Герой скромный, честный, доброжелательный. Он не считает, что совершил подвиг, а просто помог в; трудную минуту ребенку, не думая о себе и ничего не требуя взамен». Благодаря иллюстрациям художника дети еще раз увидят, как прост сам герой книги. Он ничем не выделяется. Таких как он, можно встретить на улицах города. И все же в нем есть та притягательная сила, которая привлекает ребят.» (2,44)

«Познакомившись с работами художника Ю. А. Васнецова, мы убеждались в его изобретательности: как много создано иллюстраций, и среди них нет ни одного повтора. Много персонажей нарисовал художник, но все они разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде.

В иллюстрации к потешке «Мыши» Юрий Александрович нарисовал в хороводе девятнадцать мышат, и все они в разной одежде: у девочек-мышек яркие юбочки, украшенные полосочками, а у мальчиков-мышат разноцветные рубашечки с пуговками.

Перед нами книжка-картинка петербургского художника Вадима Ивановича Гусева «Про что внутри,-- прочти, посмотри». На титуле еще добавлено: «Сама и сам без пап и мам». На обложке -- зеленый арбуз, похожий на земной шар с надрезом -- «А» и красное яблоко с хвостиком «я». Большое -- маленькое, круглое, как земля, да еще с первой и с последней буквой алфавита. Так художник дает понятия о величине, по форме, по букве. Так густо насыщает умной игрой каждую страницу тонкой книжки-брошюры, и оттого она вовсе не покажется «тонкой». Художник-поэт открывает ребенку тайны языка в игре «в слова», которые составляют часть изображения, а изображение говорит об устройстве мира. Тут не обходится без философии, к которой склонен Гусев, хорошо осведомленный о традициях -- и мировоззренческих, и художественных: футуристических, с их экспериментаторским отношением к слову, и конструктивистских, с их интересом к предмету». (3,64)

«Тут вот кот. Тут как тут, кот как кот, кот так кот! Вот так вот». Слова короткими прыжками, со стуком («слышите его?) сходят по ступенькам. А когда лает собака («Отцепите, я -- не злая!»), происходит и шутливое словотворчество: «Объясняю эту лаю и хозяйке и хозяину» (слова ложатся лесенкой в ритме лая синим по белому снегу). Ритм катания с горки -- в самих стихах и в том, как стихотворные строчки образуют горку (на которой катаются дети), подъем вверх, спуск вниз, как в перевернутую чашу. «В горку сами катим сани, с горки сани катят сами! С горки сани катят с нами! В горку сани катим сами». «Сани» -- «сами» -- свистит ветерок, слышится скрип полозьев, а горка -- та «капля», в которой отражается мироустройство.

Буква, слово творят само изображение. «Это машина. В машине кабина». Цветное «ЭТО» -- выведенное по-плакатному четко -- на разворот. «Э» -- часть колеса, «Т» -- рабочий инструмент, «О» -- окно. В «колесе» -- арбузы, в «окне» -- кабина грузовика. Круглые арбузы и круглые яблоки из этого же храма. Образ гармонии, цельности мира. Им начинается и заканчивается книжка. Каждая книга Вадима Гусева -- это введение ребенка в слово, которое начало всему.

В «Сказке о глупом маленьком мышонке» художник Владимир Владимирович Лебедев «играет» с мышонком, который то мордочку задрал, то сжался, уменьшился -- тетя Лошадь почти подавила его своей огромной пятнистой массой, а Щука свернулась в полукольцо, и мышонок оказался между сонной мордой и хвостом. Лишь тетю Кошку художник позволил себе одеть в нарядное платье -- у нее, как известно, роль особая. И вот финал. Сколько слез пролито в детстве над строчками: «Ищет глупого мышонка, а мышонка не видать»... Лебедевский лаконизм усиливает драму. Мама с воздетыми лапками и мордочкой и пустой розовый носочек с помпоном...»

Книжка-картинка сделала свое дело -- показала всю бессмысленность просьбы капризного мышонка и привела к финалу, разбередив чувства ребенка, а заодно показав ему разных животных. Одинокий носочек, жалкий огарочек, засохшая корка, пустое пространство -- драма доведена до высшей точки. Условность приема дополнила переживания.

Маршак замечательно писал: «Лебедев никогда не был ни иллюстратором, ни украшателем книг. Наряду с литератором-поэтом или прозаиком он может с полным правом и основанием считаться их автором, столько своеобразия, тонкой наблюдательности и уверенного мастерства вносит он в каждую книгу тетя Лошадь занимала почти целый разворот. Лебедев был рисовальщик из рисовальщиков! Он сумел вдохнуть теплоту и грусть в жизнеподобные композиции. Язык -- воспитатель нравственности, духовности, любви ко всему ближнему, что называется емким словом «мир»,-- вот смысл книжек картинок «дяди Гусева», как теперь подписывает свои работы художник. Он верит в Слово. (3, 61)

Таким образом, книжная иллюстрация оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.

Детские поэты сочиняют стихи, но не рисуют. Художники -- рисуют, но редко сочиняют стихи. Здесь счастливое совпадение «Слово -- вседержитель, слово -- воплощение, слово -- хлеб жизни»,-- не устает повторять библейское наши художники-поэты. Для них язык -- это жизнь, это здоровье нации, тот народ жив, который умеет беречь свой язык, значит надо начинать с ребенка.

2. Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации

«При рассматривание книжной иллюстрации учитываются малейшие возрастные изменения, психологии развивающегося ребенка, его способности восприятия. Более того, для каждого года жизни ребенка психологи, педагоги, социологи, издатели разрабатывают свой тип книжки-картинки. Для самых маленьких это в основном бесхитростные, безыскусные (иногда даже слишком) серии об их самых первых шагах на земле. Утилитарный смысл ясен взрослому, а для ребенка -- это вкусная конфета, с нарядным фантиком, малыш и не подозревает о ее полезных свойствах. Мы, к сожалению, до сих пор не восприняли этот опыт. По многим причинам, в том числе из-за плохой полиграфии. Но издатели и не предпринимали попыток издавать подобные серии, хотя единодушно восхищались ими на международных выставках.» (2,44)

«Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко предопределены типичными методическими ошибками воспитателя: отсутствием вводной беседы и трафаретностью, шаблонностью постановки вопросов.

Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности. При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей (играющий котенок). Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» -- яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно». (4,309)

«Е.А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает возможности (дети реагируют на содержание и изображение -- цвет, форму, построение). Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции:

тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;

— желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (неузнавание ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей 3 -- 6 лет);

затруднения при восприятии светотеневого рисунка;

затруднения малышей 3--5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;

положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).

Развитие восприятия рисунка, по данным В. С. Мухиной, происходит по трем направлениям: изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности; развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено; совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понимание его содержания.

А. А. Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделения деталей (освещение, фон, выражения лиц людей)». (4,306)

«Общение малыша с книгой начинается с обложки. Обложка как афиша, как вывеска: она сообщает о главном, о том, что будет внутри, приглашает туда зрителя и как бы заманивает его. На сине-голубом поле крупно выведены два имени, твердо подчеркнутые красной чертой. Это имена равноправных соавторов. (Скажите, легко ли вы находите имя художника в наших современных книгах?) Шрифты и рисунок тут в полном согласии. Красное «О» похоже на колесо, скорее на съедобный бублик. Остальные буквы белые, и мышонок белый, а хвостик желтый, серпиком. Перед мышонком соблазны на выбор -- белая свечка, красная морковка, желтый мешочек с овсом, а в левом нижнем углу -- запятая-червячок в красную полосочку. Красное, белое и кое-где проглядывает черное, которое «держит» страницу. Скромный набор цветов, а сколько в них смысла, и все плоско положенные изображения твердо держатся на определенных им художником местах, а запятая-червячок облегчает желание перевернуть страницу.

Милая интонация колыбельной: «Пела ночью мышка в норке...» Мама сулит капризуле лакомства: «...дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи». Мышонок отвечает самым скверным образом -- и голос-то у мамы «слишком тонок», и пищит-то она, и вообще: «Ты мне няньку поищи».

Предполагается, что текст ребенку читают взрослые - он набран внизу иллюстрации. А почти на всей плоскости листа, прямо на белом плоскими силуэтами -- герои ночной беседы. (Художник поставлен в жесткие условия печати, ему дозволены всего две краски. Кажется, художнику Лебедеву больше и не нужно. Так все выразительно, самодостаточно). Серенький мышонок лежит на вязаном розовом носочке с помпоном, а добрая мама с протянутыми к сыночку лапками напротив, ее хвост серпом замыкает композицию». (3, 36)

«Из белого листа рождаются изображения -- неотъемлемая часть самого листа бумаги, потому ее наряд белый кружевной воротник, фартук вся фигурка и не игрушечные, и не совсем реальные, они принадлежат картинке, а картинка книге, стихам, листу и самой утонченной фантазии художника. «А где же норка?» -- спросит какой-нибудь маленький прагматик. «Она в твоем воображении,-- мог бы ответить художник,-- мысленно представь себе, вообрази». Лебедев увлечен изображением предмета без всяких декораций. Это достаточно трудный путь в детской книге -- существовать в формах условного искусства книги и быть интересным ребенку. Рассматривая иллюстрации с детьми, можно увидеть, сколько юмора, выдумки вложил художник в свои картинки-сказки.» (3,62)

«Знакомя с иллюстрациями художника Ю. А. Васнецова, мы учим детей видеть, какую нагрузку в них несет цвет. Так, в иллюстрациях к потешкам «Скок-поскок» и «Конь» ярко-желтый фон не только передает теплый солнечный день, но и усиливает восприятие образов, созданных художником. Хорошо просматриваются на желтом фоне темно-коричневые фигурки бельчат, важно шагающих по мостику. Благодаря светлому фону дети видят пушистость их шерстки, любуются кисточками на ушах.

Рассматривая иллюстрацию к потешке «Конь», Максим (5 лет 11 мес.) сказал: «Солнышко светит ярко-ярко. На берегу тепло и светло, и потому мы хорошо видим коня. Грива и хвост украшены бантами, сбруя и седло расшиты разными узорами».

«А кони-то какие?» -- восклицают дети, всматриваясь в иллюстрации к потешкам «Как на тоненький ледок», «Конь» и к сказке «Конек-горбунок». Все в яблоках, хвосты пушистые и в завитушках, в гривах бантики, седла расписные.

Живут герои иллюстраций Ю. А. Васнецова в избушках с причудливыми и удивительными узорами. Посмотришь на домик и скажешь, кто в нем живет. Для зайки художник нарисовал маленькую простую избушку, и стоит она на пенечке. Для трех медведей большой крепкий дом из толстых бревен. Домик Ладушки нарядный, с резными ставенками. Но не все иллюстрации художника вызывают радостное настроение у детей. Вот посмотрят дети на иллюстрацию «Гуси», и у них меняется настроение. Дети видят, что к героям Васнецова пришла беда. Об этом говорит и тревожный темно-синий фон, и белые-белые гуси с вытянутыми шеями». (1,34)

«Например, изображая мельницу, куда ходила Кисонька-Мурысонька (потешка «Кисонька»), художник придумал многое. Сказочная мельница декоративна. Она украшена дугами, точками, волнистыми и ломаными линиями. Крылья мельницы сплетены из старой легкой дранки. На мельнице живет симпатичный маленький мышонок. Он залез на подоконник и с интересом смотрит в окно. Вокруг мельницы растут удивительные волшебные цветы, которые так красиво блестят на солнце. Пряники Кисонька сложила в большую плетеную корзину. Прянички белые с красивыми узорами и очень аппетитные!

Несмотря на то, что в потешке ничего не говорится о том, кого встретила по дороге Кисонька, художник сам придумал и изобразил эту встречу. Дети с удовольствием включаются в игру, начатую художником, и, всматриваясь в иллюстрацию, рассказывают: «Когда Кисонька шла с мельницы, она встретила старую зайчиху. Я думаю, что она старая потому, что на картинке нарисовано лето, а зайчиха в валенках и с палочкой,-- говорит Света (6 лет 1 мес).-- Кисонька очень красивая, пушистая, в нарядной юбке,с бантиком на шее. Но она мне не нравится. Она жадная. У нее много пряничков, даже в корзинке не помещаются, а она ими старенькую зайчиху не угостила. Все съела сама. (1,35)

Таким образом, после знакомства детей с произведениями художников-иллюстраторов мы увидим, как изменилось их отношение к книжным иллюстрациям. Ребята не торопятся перевернуть страницу, рассматривая книгу, а подолгу всматриваются в изображенное, подмечая интересные детали, радуясь находкам художника.

3. Методика ознакомления с книжной иллюстрацией

В соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой знакомя детей с творчеством художников - иллюстраторов, педагоги стремятся показать им, что хотя птицы и животные похожи на игрушки, но вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы близки и понятны дошкольникам потому, что художник нашел такую форму их передачи, которая соответствует особенностям детского восприятия. С творчеством этих больших мастеров дети знакомятся во всех возрастных группах детского сада.

«Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по иллюстрации, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.

Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.

Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы». (4,308)

Следовательно, цель беседы по иллюстрации -- подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания иллюстрации и одновременно развитие диалогической речи. Поскольку малыши не могут молча смотреть на иллюстрацию, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. «Основной методический прием здесь -- вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.

Усложненный вид рассматривания -- беседа по иллюстрации. Он отличается большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей.

Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы. Молчать и удерживать внимание к картине при индивидуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замедленны». (1, 35)

«Рассматривая иллюстрации с младшими дошкольниками, мы наблюдаем, как радостно, с улыбкой они воспринимают петушка и лучистое солнышко. Но как быстро меняется у ребят настроение, когда они видят козу с козлятами и прячущегося за деревом волка! Переживали дети и за кошку, у которой загорелся дом, и очень хотели ей помочь. Всматриваясь в иллюстрацию, дети находили новые интересные подробности. Костя заметил, что мышата прибежали на пожар, а помочь кошке не могут. «Даже воды с собой не захватили. Разводят лапками, и все!» -- с огорчением отметил он. «Я боюсь, сказала Оля,-- что курица разольет воду. Она очень быстро бежит».

Во второй младшей группе мы знакомим детей с иллюстрациями Ю. А. Васнецова на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и музыкальных. Например, рассказывая детям сказку Л. Н. Толстого «Три медведя», мы показывали иллюстрации Ю. А. Васнецова к ней. Иллюстрацию к потешке «Петушок» использовали несколько раз: на занятиях по развитию речи и изобразительной деятельности, а также на музыкальном занятии при пении песенки про петушка. Благодаря проведенной работе яркий, выразительный образ петушка стал близок и понятен детям. Они с интересом всматривались в иллюстрацию, подражали действиям петушка, спрашивали у воспитателя, кто живет за тем лесом, который художник изобразил вдалеке. Оля сказала, что за лесом находится деревня и там живут дедушка с бабушкой. А Вове этот лес показался темным и страшным, и он решил, что там живет Баба Яга.

Нравится всем детям четвертого года жизни и иллюстрация, на которой Ю. А. Васнецов изобразил гостеприимную и заботливую сороку - белобоку. Рассматривая иллюстрации к «Трем медведям», дети сами подметили: «Это медвежья семья: мама, папа и сыночек». (1,36)

«В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные иллюстрации. Одни из них даются только для рассматривания, другие -- для рассматривания и последующего рассказывания дети знакомятся с художественными произведениями («Мяч» С. Маршака, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В.Маяковского), иллюстрируемыми этим мастером. Беседы усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали.

В старшем дошкольном возрасте в беседе по иллюстрации особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Она может рассматриваться по частям. Вначале -- главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения». (2,35)

«Так, проанализировав рисунки А. Ф. Пахомова, мы пришли к выводу, что в основном они сделаны в черно-белом исполнении. Однако его иллюстрации даже в графическом исполнении интересны детям. Художник, обращает внимание на особенности образа, интересные детали, помогает детям острее, глубже почувствовать смысл и содержание произведения. Благодаря иллюстрациям художника они учатся жестам, мимике, позе понимать настроение героев. Дошкольникам нравятся герои в иллюстрациях художника А. Ф. Пахомова, так как они близки им по возрасту и поступкам. Это и внучка из сказки «Бабушка, внучка да курочка», и герои книги «Что такое хорошо и что такое плохо?» и т. д.

Помогая детям воспринимать содержание иллюстраций, обращали их внимание на средства выразительности, используемые художником. Старшим дошкольникам доступны такие средства выразительности, как плавность и красота линий, колорит, пластичность формы, позы, движения, жестов. Они учатся различать изобразительные средства, которыми пользуются художники: карандаш с акварелью, сангина цветные карандаши и простой карандаш. Узнают о том, какую роль играет свет. Белые и темные пятна на рисунке, сочетаясь, могут вносить в него движение или выражать чувство покоя, настроение героя (лицо на иллюстрации светлое, яркое, как будто луч солнца упал на него, оно оживилось как-то по-новому, или, наоборот, лицо, как в пасмурный день, хмурое, неприветливое). Так при помощи световых пятен художник создает ощущение живого человека, объемности фигуры, лица и т. д.» (2,44)

«В подготовительной к школе группе дети продолжают знакомство с творчеством А. Ф. Пахомова через иллюстрации к рассказам Л. Н. Толстого «Шли по лесу», «Вышла мышка погулять», А. Н. Толстого «Желтухин», к главам из книги «Детство Никиты». Манера письма художника уже была знакома детям, поэтому при рассматривании рисунков они безошибочно называли автора. Многие могли охарактеризовать его рисунки, сопоставить их с работами других художников.

Приступая к знакомству детей с творчеством А. Ф. Пахомова, мы помещаем в книжный уголок две книги, известные им («Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского и «Мяч» С. Маршака). Дети сами заметили появление книг в уголке, начали их рассматривать, давать характеристику героев.

Ребята загорают на речке. Погода солнечная, безоблачная. Настроение у всех веселое, они улыбаются. Играют с детьми и мамы. Им хорошо вместе.

Этот мальчик грязнуля. Лицо грязное. Он как неумытый поросенок. Я бы никогда не стала играть с таким мальчиком. В группе у нас таких нерях нет.

А этот мальчик трус, если он птицы испугался, даже присел от страха и руками закрылся.

После рассматривания картинок мы читаем детям книгу, и они с удовольствием отметили, как правы были в определении характеристик героев. Картинки детям понравились и на вопрос воспитателя о том, хотели бы они познакомиться с художником, который их нарисовал, дети ответили утвердительно. Мы показали им портрет А. Ф. Пахомова, рассказали о его творчестве». (2,46)

«Детям старшего дошкольного возраста воспитатели рассказывают также о творчестве Ю. А. Васнецова. Много картинок-иллюстраций нарисовал художник для детей: важных и веселых котов, очень симпатичных зайчиков, белочек и других животных. Но больше всего любил художник рисовать мышей. Рассматривая веселых, танцующих мышек на иллюстрации к потешке «Мышки», дети сами подметили, что мыши так веселятся потому, что кот, который спит на уютной лежанке, под красивым и теплым одеялом, проснется не скоро. А на иллюстрации к народной песенке «Собака, кот, кошка и курочка» кот уже совсем другой -- добрый, трудолюбивый. Кот старательно толчет сухари и вместе с мышатами ждет угощенья. При этом у кота от усердия даже виднеется язык.

Предлагая детям иллюстрации с одними и теми же героями, мы обращаем их внимание на то, что животных и птиц художник изображает по-разному. Так, к потешке «Пошел котик на Торжок» он изобразил кота очень хозяйственного, важно шагающего с булкой под мышкой. Кот в больших расписных сапогах. На улице лежит пушистый снег. А вокруг сказочных фонарей снежинки устроили хоровод. На другой иллюстрации художник нарядил кота, как на праздник: бант, яркая рубашка, и усы распушил». (1,36)

«Так все-таки, каковы принципы системы, которую художники создали для детской книжки-картинки? Их на основании исследования работ художников сформулированы искусствоведом Ю. Герчук: «Жесткий отбор немногих выразительных деталей изображения, броскость цветных, плотно уложенных прямо на белую страницу силуэтов, живая ритмическая связь стиха и рисунка, и единый четкий ритм, проходящий через все развороты».

Художники добиваются «активного осознанного восприятия графики зрителем любого возраста». Они хотят, «чтобы ребенок мог войти в работу художника, то есть понял бы, что было костяком рисунка и как шла его стройка». А для всего этого, художник должен уметь переживать свое собственное детство». (1,36)

Проведенная работа показала, что знакомство детей с искусством книжной иллюстрации имеет большое значение для эстетического воспитания детей, развития их нравственно-эмоциональной сферы. Благодаря творчеству замечательных мастеров они полюбили книжную графику.

дошкольник восприятие иллюстрация книжный

5. Конспекты занятий

Конспект занятия по ознакомлению с книжной графикой в старшей группе

Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах»

Цель: Закрепить представление детей о книжной графике, о сложности труда художника - иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией

Задачи:

- Поддержать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций уже знакомых художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);

- подвести детей к пониманию того, что книга - это произведение искусства, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно;

- Развивать словарный запас

- воспитывать интерес к книгам.

Методы и приемы:

- беседа по вопросам;

- д/игра «Узнай художника», д/ игра «Будь внимательным»;

- рассказ, показ, рассматривание книг разной конструкции;

- создание детьми книги о животных;

- игровой прием - волшебный колокольчик.

Оборудование:

- книги с иллюстрациями Ю.Васнецова, Е. Чарушина, Е.Рачева, В.Конашевича, В.Сутеева и других художников;

- книжки разного типа: книжка - игрушка, книжка - раскладушка, книжка - дом, книжка - малышка;

- иллюстрации для игры «Будь внимательным».

Предварительная работа:

- чтение литературных произведений с иллюстрациями вышеназванных художников;

- рассматривание иллюстраций;

- изобразительная деятельность детей на темы разных сказок, потешек, рассказов.

Ход работы:

1. Беседа о книгах.

Звенит колокольчик.

- Ребята, волшебный колокольчик приглашает нас в Книжный мир. Здесь нас ждут любимые книги, иллюстрации знакомых художников.

Я предлагаю пройти к книжной выставке и посмотреть, какие же здесь есть книги, полюбоваться ими. (Дети ходят, смотрят, беседуют друг с другом. Присоединиться к беседе детей, поговорить о книгах).

Собрать детей вокруг себя с помощью колокольчика.

Я вижу, что вам интересно, вы очень любите книги, у вас много впечатлений. Давайте немного поговорим.

- Почему вы любите книги?

- Кто создает рисунки в книгах?

- Как они называются?

- Для чего же нужна иллюстрация в книгах? (Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают).

- Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Показать 2-3 книги).

- Чем рисуют художники - иллюстраторы?

2. Дидактическая игра «Узнай художника - иллюстратора».

- А сейчас поиграем в игру «Узнай художника - иллюстратора». Я вам расскажу о художнике, а вы внимательно послушайте и отгадайте кто это?

- Этот художник родился в Вятке. Он очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток, тетерок. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни. (Евгений Иванович Чарушин).

- Дети, я знаю, что вы любите песенки - потешки. Кто хочет рассказать? Какой художник рисовал иллюстрации к этим потешкам? (Юрий Алексеевич Васнецов).

- Отгадайте, какой художник иллюстрировал сказки о животных. Он одевал своих героев - животных в русскую народную одежду, рисовал гуашью, акварелью и углем. В его иллюстрациях отражена русская природа. Все его рисунки, пронизаны русским духом. (Евгений Михайлович Рачёв).

3. Дидактическая игра «Будь внимателен».

- А сейчас я вам раздам иллюстрации, и мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Посмотрите на это домик. Какой художник мог бы нарисовать этот дом (Васнецов).

- Подойдите к нему те, у кого иллюстрация нарисованная художником - иллюстратором Ю.А. Васнецовым.

- А какой художник мог нарисовать этот дом? (Чарушин). Подойдите с иллюстрациями этого художника.

- Посмотрите на свой домик внимательно. Сейчас будет звучать музыка, вы можете танцевать, а когда музыка остановится, найдите свой домик.

- Поменяемся иллюстрациями и поиграем еще раз.

4. Рассказ об оформлении книг художниками.

Звенит колокольчик, приглашает детей сесть.

- Ребята, послушайте о том, как работает иллюстратор над рисунками в книге.

Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем делает много рисунков - набросков.

Каждый художник по - своему видит мир, его красоту, каждый по - своему видит героев, о которых рассказывает писатель.

Художник - иллюстратор придумывает и конструкцию книжки, ее оформление от начала до конца, расположение в ней текста, букв. Вот посмотрите, какие бывают книжки по конструкции: книжка - игрушка, книжка - раскладушка, книжка - малышка, книжка - образ. (Показать книги, обратить внимание на расположение в них иллюстраций).

Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.

5. Создание детьми книги о животных.

-А сейчас я предлагаю вам стать художниками - иллюстраторами и создать всем вместе книгу о животных. Каждый из вас нарисует животное, но необычным способом. Нужно обвести свою руку на листе. Пальцы расположить по желанию. Посмотреть внимательно, кто получился и дорисовать. Дети работают, звучит негромкая мелодия. Помогать детям советами. В конце рисунки рассмотреть. Дети мы из ваших рисунков сделаем книгу. Воспитатели запишут ваши рассказы о животных, и эту книгу можно будет рассматривать или подарить кому - нибудь.

Звенит колокольчик. Прощается с детьми.

Использованная литература

1. Воробьева В., Воробьев Н., А.Митюшкина О творчестве Ю.А.Васнецова //Дошкольное воспитание 8, 1996

2. Трушина З., Н Астафьева, Знакомство дошкольников с иллюстрациями

А.Ф. Пахомова. // Дошкольное воспитание 5, 1998

3. Кудрявцева Л, Они творили и творят для самых маленьких // Дошкольное воспитание 4, 1994 .

4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста, Сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина - М.,1999

Сколько стоит?


http://linksviewer2013.com/pic/17.jpg

http://otherreferats.allbest.ru/images/spacer.gif



Предварительный просмотр:

Карта анализа работы педагогов по проекту

 «Приобщение детей к художественной литературе»

Этапы проекта

                                           Группы

2 младшая группа № 1

2 младшая группа №2

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа № 1

Подготовительная группа № 2

1.Анкетирование родителей ( 1балл)

2. Консультация для родителей (2балла)

3. Рассматривание книжных иллюстраций

(5 баллов)

4. Чтение литературы для детей (3 балла)

5. Театрализованная деятельность в группе (5 баллов)

6. Совместная работа с родителями (поделки) (5баллов)

Оценка результата в баллах



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 общеразвивающего вида

        С.Ершово 2014г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 61 общеразвивающего вида

                ПРИКАЗ

03.02.2014г.                                                                                № 19

Об организации проекта по «Приобщению детей к художественной литературе»

 С целью формирования интереса и потребности в чтении книг, формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, развитие литературной речи дошкольников и  поддержанию традиций семейного чтения.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Провести в МБДОУ детский сад № 61 общеразвивающего вида в период с 3 февраля 2014года по 3 марта 2014 года планирование и организацию деятельности по осуществлению проекта  - «Приобщению детей к художественной литературе».

2. Утвердить Положение о проекте по «Приобщению детей к художественной литературе».

3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на старшего воспитателя  Нельц Н.А.

Заведующий МБДОУ        О.В. Катченкова

детский сад № 61 общеразвивающего вида

                                                                «Утверждаю»

Заведующий МБДОУ детский сад № 61

        Общеразвивающего вида

        О.В.Катченкова

        ПОЛОЖЕНИЕ

О ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТА

        «Приобщение детей к художественной литературе»

  1. Общие положения.

1.1.Настоящее положение определяет порядок проведения проекта по «приобщению детей к художественной литературе» в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 61 общеразвивающего вида и утверждается приказом заведующего.

1.2.Срок действия настоящего положения не ограничен и является действительным до замены новым Положением о проекте по «Приобщению детей к художественной литературе».

2. Цель проекта.

2.1.Формирование интереса и потребности в чтении книг, формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, развитие литературной речи дошкольников и  поддержанию традиций семейного чтения.

2.2.Укрепление взаимодействия участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

3.Участники проекта.

3.1.В проекте принимают участие педагоги и родители воспитанников всех возрастных групп ДОУ.

4.Порядок проведения проекта.

4.1.Воспитатели всех групп самостоятельно выбирают  для разработки и защиты на педагогическом советехудожественное произведение по реализации проекта в МБДОУ.

4.2.Решением педагогического совета определяются этапы по планированию и организации проекта.

4.3.Дата проведения проекта определяется на педагогическом совете.

5.Этапы и оценки проведения проекта.

  • Анкетирование родителей на тему «приобщение детей к художественной литературе» (анкеты прилагаются) -1 балл;
  • Консультация для родителей на тему: «Произведения, которые мы читаем детям» (материал прилагается) –2 балла;
  • Рассматривание книжной иллюстрации по произведению, обсуждение (фото прилагается) – 5 баллов;
  • Чтение детям художественного произведения, беседа по прочитанному произведению (фото прилагается) -3 балла;
  • Театрализованное представление (по выбору педагогов) по прочитанному произведению (фото прилагается) -5 баллов;
  • Непосредственная образовательная деятельность по инсценировки выбранного художественного произведения (конспект образовательной -деятельности, фото) -5 баллов;
  •  Домашнее задание: работа с раскрасками на тему «Мой любимый герой произведения (сказки)», (работы прилагаются) -3 балла;
  • Творческая мастерская: совместная работа родителей и детей на тему «Любимый герой произведения (сказки)» (фото работ детей и родителей прилагаются).

6.Состав и регламент работы жюри:

  • Заведующий МБДОУ О.В.Катченкова.
  • Старший воспитатель Н.А.Нельц.
  • Воспитатель С.П.Ступакова.
  • Воспитатель Т.М.Кушакова.

-Возглавляет работу жюри и является ее председателем заведующий детским садом.

-Состав жюри формируется из педагогов и других сотрудников, участвующих в реализации проекта.

-В своей работе члены жюри руководствуются настоящим Положением.

        7.Награждение победителей Проекта.

        Педагоги ДОУ по количеству баллов награждаются благодарственными письмами.

        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 61 общеразвивающего вида

                ПРИКАЗ

от 03.03.2014г.                                                                № 46

Об итогах организации проекта по «Приобщению детей к художественной литературе»

По итогам организации проекта «Приобщение детей к художественной литературе» в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение детском саду № 61 общеразвивающего вида.

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Наградить благодарственными письмами за активное участие и творческий подход к работе:

Педагогов подготовительной группы № 1: Галковскую Г.В., Климанову Т.И.

Педагогов подготовительной группы № 2: Ступакову С.П., Клушину В.А.

Педагогов старшей группы: Гусарову О.А., Васильеву О.А.

Педагогов средней группы: Маховскую Т.М., Ананич А.С.

Педагогов 2 младшей группы № 1: Ивличеву Е.А., Силкину М.В.

Педагогов 2 младшей группы № 2: Кушакову Т.М., Моисеенкову О.В.

  1. Объявить благодарность за активную организацию проекта старшему воспитателю Нельц Н.А.

Заведующий МБДОУ д/с № 61        О.В.Катченковой

общеразвивающего вида


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Работа педагога по подготовке к театрализованной  деятельности

Гусарова О.А.                                                        старшая группа

C:\Documents and Settings\Анжелика\Рабочий стол\Фото Ольги\DSCF1534.jpg

Рассматривание наглядного материала                        2 младшая группа № 2

C:\Documents and Settings\Анжелика\Рабочий стол\Ольга Моисеенкова\DSCF1557.jpg



Предварительный просмотр:

«Чтение литературы для детей»                                          2 младшая группа № 2

E:\от Нельц\DSCF1468.jpg

        Подготовка к театрализованной деятельности

C:\Documents and Settings\Анжелика\Рабочий стол\Новая папка\Изображение 005.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Приобщение детей к художественной литературе"

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные де...

Проект «Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя».

Актуальность. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные обр...

Проект по приобщению детей к художественной литературе

Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность...

Проект для детей раннего возраста "Книжка - игрушка как средство приобщения детей к художественной литературе"

Проект для детей раннего возраста.Цель проекта приобщить детей с раннего возраста к художественной литературе, используя книжки -игрушки...

Проект по приобщению детей к художественной литературе

Проект по приобщению детей к художественной литературе...