Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.
рабочая программа (старшая группа) по теме

Толчева Юлия Александровна

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. При её организации соблюдены требования ФГОС ДО и принципы:

-содержательности и развития

-трансформируемости

-полифункциональности

-вариативности

-доступности

-безопасности

-здоровье- сбережения

-эстетичности.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

-возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения,

-реализацию различных образовательных программ,

- учет возрастных особенностей детей,

-организацию специальных условий в группах компенсирующей направленности,

-возможность осуществления специалистами квалифицированной коррекционной помощи детям с ОВЗ,

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами,

-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях,

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением,

-возможность самовыражения детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

3.6 Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы

 В группе создана  содержательная, трансформируемая,  полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная предметно-пространственная среда, представленная в таблице:

Центр развития

Оборудование и материалы, которые должны быть в группе

Спортивный центр

-коврик, дорожки массажные;

-мячи массажные малые, 

-корзина для метания мячей;

-кольцо для забрасывания мяча,

-обручи;  скакалка; гантели,  

кегли;

-кольцеброс;

-маски для подвижных игр;

-ленты, флажки, султанчики;

Центр познавательного развития

-песочные часы, термометры;

-пластмассовые тазики;

-воронки, сито, ложки, лопатки;

-природный материал;

-математические наборы;

-набор объёмных геометрических тел (разного цвета и величины);

-набор цифр, числовые карточки;

-набор плоскостных геометрических фигур ;

-мозаика (разных форм и цвета, мелкая) с графическими образцами;

-набор кубиков с цифрами и знаками;

-математическое лото;

-набор карточек с изображением количества;

-развивающие дидактические игры;

Материал по познавательному развитию:

-наборы картинок для группировки и обобщения;

-наглядно-дидактические пособия по темам;

-набор парных картинок на соотнесение;

-наборы предметных картинок для сравнения по разным признакам последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина);

-серии картинок (по 4 - 6) для  установления последовательности событий (сказки);

-серии из 4 картинок «Времена года» (природная и сезонная деятельность людей);

-предметные и сюжетные картинки (с различной тематикой) крупного и мелкого  формата;

-разрезные (складные) кубики с  сюжетными картинками (6 - 8 -12 частей)

-календарь природы;

-модель частей суток;

-макет хоз. двора и жарких стран, перекрёстка и улицы;

-схемы для моделирования;

-разрезные сюжетные картинки (6-8частей).

Краеведческие материалы: фотографии родного края, гербарии.

Центр  речевого развития

-Дидактические наглядные материалы;

-иллюстрации к художественным произведениям;

-стеллаж для книг, стол и стул;

-предметные и сюжетные картинки ;

-книжные уголки с соответствующей возрасту  литературой;

-различные виды театра;

-костюмы и маски, атрибуты для разыгрывания сказок;

-«Чудесный мешочек» с различными предметами.

Центр творчества

Материалы для конструирования:

-строительные наборы с деталями разных форм и размеров;

-коробки большие и маленькие;

-бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками;

-природные материалы (шишки,  скорлупа орехов, др.);

-мольберт ;

-наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.

индивидуальные палитры для смешения красок;

кисточки  - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи;  баночки для промывания ворса кисти от краски, ватные палочки и зубочистки, поролоновые тычки, акварельные мелки, различные штампы для нетрадиционной техники рисования;

-бумага для рисования разного формата;

-цветной картон разного формата,

-бумага для айрис-фолдинга, квиллинга,

-салфетки бумажные,

-салфетки влажные, (хорошо впитывающей воду, для осушения кисти) салфетки для рук;

-губки из поролона;

-пластилин, моделин;

-мелки восковые;

-доски для лепки;

-стеки разной формы;

-гуашь, акварель, пальчиковые краски.

Центр живой природы

-комнатные растения;

-аквариум,

-ящики для посадки, вазы;

-леечки, инструменты для ухаживания за комнатными растениями;

-изображение явлений природы (солнце, пасмурно, ветер, дождь, снег и др.) со стрелкой.

-календарь природы

Центр  сюжетно-ролевых  и др. игр

Оборудование для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и др.

-кукольная мебель;

-кроватки игрушечные;

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр (шапочки, фартуки, наборы медицинских, парикмахерских принадлежностей и др.);

-куклы;

-фигурки средней величины:  дикие и домашние животные; морские обитатели,

-наборы кухонной и чайной посуды;

-набор овощей и фруктов;

-набор хлебобулочных и кондитерских изделий ;

-набор "бакалея"

-машины крупные и средние; грузовые и легковые;

-набор строительных инструментов,

-телефон, руль, весы, сумки, ведёрки,

-утюг, гладильная доска,  и др.

-кукольные коляски;

-тематические наборы «Ферма», «Парикмахерская», «Строитель» и т.д;

-настольные игры.

Музыкальный центр

-Музыкальные инструменты

(бубен, барабан,  маракасы,   ложки и др);

-Дидактические игры.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. При её организации соблюдены требования ФГОС ДО и принципы:

-содержательности и развития

-трансформируемости

-полифункциональности

-вариативности

-доступности

-безопасности

-здоровье- сбережения

-эстетичности.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

-возможность общения и совместной деятельности детей  и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения,

-реализацию различных образовательных программ,

- учет возрастных особенностей детей,

-организацию специальных условий в группах компенсирующей направленности,

-возможность осуществления специалистами квалифицированной коррекционной помощи детям с ОВЗ,

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами,

-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях,

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением,

-возможность самовыражения детей.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, ТСО, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой Программы.

Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

В зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей предметно-пространственная среда в группе трансформируется.

С помощью использования различных составляющих предметной среды: детской мебели; легко передвигаемых предметов, природных материалов, предметов-заместителей достигается многоуровневая функциональность среды.

В группе  оборудованы различные пространства: для игр, конструирования, уединения, экспериментирования; используются разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется: вносятся новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, что позволяет соблюдать принцип вариативности среды.

Дети имеют свободный доступ ко всем объектам предметно- пространственной среды, которые безопасны и надёжны в их использовании.

В группе создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Использованы светлые пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных оттенков. Предметы мебели гармонируют друг с другом, оформлены в едином стиле.

Для активизации эстетических впечатлений используется плакатная графика, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства, картины с использованием природного материала.

В группе детей старшеговозраста соблюдается зонирование различных видов детской деятельности по уголкам: познавательной, математической, экологической, речевой, исследовательской, двигательной, конструкторской, музыкальной.

 Игровые уголки соответствуют требованиям педагогики, психологии и санитарным нормам. Оснащение уголков меняется в соответствии с комплексно-тематическим планированием воспитательно-образовательного процесса с учётом регионального компонента и традициями ДОУ.  Достаточно атрибутов для сюжетных и ролевых игр  девочек и мальчиков.

В группе оборудован  уголок  народного искусства ( глиняные игрушки, деревянные матрёшки, предметы быта), материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности ( цветные и простые карандаши, краски акварельные, гуашь, фломастеры, пластилин, кисти и др.). Для нетрадиционных видов  изобразительной деятельности имеются: тычки, палочки, тампоны, свечи, поролон и т.д..

Двигательная среда в группах насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию двигательных умений, навыков.

Физкультурный уголок: представлен разнообразными пособиями: различными  видами дорожек, наборами  мячей, кегли, мякиши, дидактические игры по спорту, шашки, шахматы, много различных видов нетрадиционного игрового оборудования..

Педагогами разработаны дидактические игры и нетрадиционные пособия; оформлены тематические альбомы, подобраны атрибуты к сюжетно-ролевым, театрализованным, конструктивным играм.

Уголок  по социально – нравственному воспитанию представлен символикой России, предметами быта, альбомами  из жизни народов России, росписями, пособиями и оборудованием для сюжетно – ролевых игр, фотоальбомами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе»

Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка.  Все, что окружает ребенка, форми...

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОУ.

Младший возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот пе­риод происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстника­ми и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспе...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении для детей старшего дошкольного возраста

В данной статье расматривается создание предпосылок  к проявлению самостоятельного познавательного интереса,через создание безопасной,насыщенной,функциональной и доступной предметно-развивающей с...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....