Главные вкладки

    выступление на педагогическом совете по теме «Условия сохранения психического и физического здоровья в ДОУ и семье»
    консультация на тему

    Полёнова Юлия Гасановна

    Что включает в себя понятие психического здоровья?

    Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), а с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Условия сохранения психического и физического здоровья в ДОУ и семье»

    Что включает в себя понятие психического здоровья?

    Термин «психическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И. В. Дубровиной.

    Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), а с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

    Одним из наиболее важным и необходимым условием функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности является психологическое здоровье. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных , социальных и культурных ролей, а с другой стороны обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течении всей жизни. Очень важно отметить, что психическое здоровье является важной предпосылкой здоровья физического.

    Психически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими.

    Однако существуют факторы риска, которые вызывают нарушения психического здоровья. Их условно можно разделить на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

    Влияния факторов среды. Под ними обычно подразумевают семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. Семейные факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.

    Факторы риска связанные с семьей:

    1) В дошкольном возрасте самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по принципу «ребенок кумир в семье», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.

    2) Следующий фактор, это отсутствие одного из родителей или конфликтные отношения между ними.Нервничают, нестабильны родители — нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери — торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых. Роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается, но они могут привести у ребенка к нарушению половой идентификации или , более того , обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых детей они могут привести к изменениям поведения: сильно выраженной готовности реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию.

    3) Следующий фактор риска – это явление родительского программирования. В этих условиях ребенок пытается адаптировать свое поведение так, чтобы соответствовать родительским ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Такой ребенок проживает не свою жизнь, а ту которую ему «запрограммировали». Родители требуют успешного усвоения всех предметов, а у детей различны способности к ним. Взрослые выбирают профессию по склонностям и способностям, а дети должны успевать и по гуманитарным, и по точным предметам. Один ребенок плачет перед уроком математики, другой — перед уроком литературы или физкультуры. Взрослый может уйти, убежать от невыносимой для него ситуации на работе или в семье, а ребенку этого не дано. И дети страдают, страдают более чем взрослые. И детство, которое должно быть счастливым, счастливое отнюдь не у всех детей. При внимательном наблюдении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

    4) Еще одним фактором риска является неправильное воспитание. Можно выделить следующие типы «неправильного» воспитания:

    • эгоцентрическое воспитание:
    • воспитание по типу неприятия:
    • сверхсоциализация ребёнка;
    • тревожно-мнительное воспитание.

    Дети, ставшие жертвами эгоцентрического воспитания. Им привили мысль, что они способнее, умнее других, а потому имеют право на большее. Они и хотят всего достичь по-максимуму. Другое для них неприемлемо. В школе соперничество становится еще острее, неудачи переживаются глубже, особенно на фоне удач и успехов соперников. Чем слабее способности, тем ожесточеннее в таких случаях борьба и тем сокрушительнее последствия. Каждая неудача переживается как катастрофа, запуская механизмы болезни, ослабляется система организма. Естественно, такой ребенок нервный: плаксивый, обидчивый, ранимый. У него головные боли, бессонница. Такой ребенок может быть и трудным: вспыльчивым, требовательным, конфликтным, злым на язык, и родители опасаются его как трудного взрослого члена семьи и уступают ему во всем, чтобы не навлечь на себя гнев, а то и недетскую вражду.

    Второй вариант пути к психосоматическому риску чаще всего обусловлен воспитанием по типу неприятия. Оно формирует заниженную неосознаваемую самооценку. Однако в данном случае ребенок не примиряется с ней. Напротив, ощущение ущербности ожесточает его, вызывает чувство протеста. Он не враждует, а стремится не уступить, догнать, обойти. Ребенок честолюбив, и успех, максимальное самоутверждение необходимы ему, чтобы достичь в первую очередь самоуважения, а уже потом уважения со стороны других. В конце концов, переживания, неудачи надламывают его. Он устает, надрывается.

    Третий вариант пути к психосоматическому риску имеет место при сверхсоциализации ребенка. Он запрограммирован как робот на роль пай-мальчика или пай-девочки и перепрыгивает через детство. Детства нет, сверстники «плохие, глупые», и он общается только со взрослыми или со столь же «серьезным» однолеткой, как и он. Он чрезмерно ответственен. Все у него взрослоподобно — устремления, переживания, реагирование. Внутреннее напряжение, недетские переживания приводят такого ребенка к нервозности. Что-то не удается, противоречит его настроенности, и он раздражается, страдает от бессонницы. У него чаще всего общие нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, неустойчивость артериального давления, намечаются предвестники нарушений со стороны сердца.

    При тревожно-мнительном воспитании, в случае следования по пути психосоматического риска, наблюдается тревожное восприятие неудач, мнительность в отношении сверстников, воспитателей, учителей. Такой ребенок не честолюбив и не завистлив. Он тревожен, мнителен, боязлив, принимает все близко к сердцу, ждет неприятностей, бед. Он опасается сверстников, боясь унижения, и школы, где ожидает неудач. Чтобы обезопасить себя от неприятностей, он старается больше всех, готов не спать, чтобы все успеть. Этот ребенок в группе риска по сердечнососудистым заболеваниям, болезням почек и легких.

    5) Также одним из факторов риска является тип отношения родителя к ребенку.От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия:

    • авторитетный (принимающий, демократический);
    • авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);
    • либеральный (бесконтрольный, попустительский);
    • индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

    Авторитетный стиль

    Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга (последствия: дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой).

    Авторитарный стиль

    Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь (последствия: дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия).

    Либеральный стиль

    Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям. Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет (последствия: дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми).

    Индифферентный стиль

    Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.

    Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи (последствия: ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т.ч. и отрицательным поведением). Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению.

    Что же следует предпринять родителям?

    Они должны своевременно заметить начало психосоматического развития. Необходимо устранить неправильное воспитание, начиная перевоспитание с самих себя. Других путей нет. Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека. Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей. Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.

    Факторы риска связанные с ДОУ

    Основным фактором риска можно назвать встречу ребенка с первым чужим значимым взрослым. Как показали исследования, воспитатель не замечает обычно 50% направленных к ней обращений. С одной стороны это может привести к развитию и росту самостоятельности у ребенка, снижению эгоцентризма, с другой привести к неудовлетворению его потребности в безопасности, развитию тревожности.

    Одним из факторов риска, является организация предметно-пространственной среды. Если мы понаблюдаем за детьми, то поймём, что они страдают и теряют здоровье не от самих занятий, а от способа их организации. Ребёнок с рождения, как губка, впитывает всё, что его окружает. Если не предоставить ребенку условий для безопасного и интересного взаимодействия с окружающей средой он замкнется, или будет проявлять вспышки неуравновешенности и агрессии. Поэтому свою деятельность мы должны начинать с создания соответствующей развивающей среды.

    Следующим фактор риска – недостаток в игре. Особенно в период адаптации всех участников образовательного процесса к жизни в новых условиях педагоги и родители должны широко использовать игры на сплоченность, на взаимодействие, проводить мероприятия (беседы, игры, игровые занятия), направленные на снижение психоэмоционального напряжения у детей. В игровом взаимодействии воспитатели помогают осознать ценности и установить приоритеты, стать терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов. Атмосфера добра — условие здорового развития ребенка. Очень важно, чтобы дети удовлетворили свою потребность в свободной игре. Ребенок предоставлен самому себе, чтобы он мог раскрыть свои собственные творческие силы, переработать индивидуальный опыт в игре.

    Следующий фактор – это конфликт со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

    Для сведения к минимуму или устранения факторов риска в ДОУ необходимо:

    Создать социально-педагогические условия, обеспечивающие гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в саду, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем — успешному обучению в школе, становится одной из главных задач в деятельности воспитателей, помощников воспитателей, педагогов. Другими словами, в ДОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника.

    Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в детском саду интересным и желанным — это создание теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности. Можно проводить специальные уроки, направленные на развитие психически здоровой личности: психологические игры и упражнения, музыкальные игры, сказкотерапия, психогимнастика помогают ребёнку развить способность к рефлексии и умению встать на позицию партнёра, учитывать его потребности и чувства, совершенствовать детское самосознание, эмоциональное становление. Эти умения и качества являются личностным фактором укрепления психологического и соматического здоровья ребёнка.

    Лучшим средством профилактики и коррекции нестабильного состояния ребенка является физическая нагрузка, физические упражнения. Ощущение физического здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия создает у ребенка устойчивое чувство комфорта. Организация рационального двигательного режима детей, посещающих детский сад, является одним из основных условий обеспечения их комфортного психологического состояния.

    В общении с детьми важно не оценивать результаты их деятельности, не сравнивать друг с другом, не стремиться подчеркнуть достоинства одного или недостатки другого. Это позволяет детям видеть и слышать других вне зависимости от своих ожиданий и оценок, сверстник является для них не средством самоутверждения, а самоценной и самодостаточной личностью. Если отношения конкуренции разобщают детей, то отношения общности и причастности друг к другу и к общему делу связывают их. Успехи и достоинства товарищей не воспринимаются как собственное поражение а, напротив, радуют и вдохновляют. При этом каждый ребёнок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность.

    В целях поддержания и укрепления психического здоровья не только в условиях ДОУ, но и семьи необходимо проводить работу с родителями по разъяснению некоторых аспектов здоровьесбережения дошкольников. Ведь только совместная, грамотно построенная, планомерная работа приведет к необходимым результатам.

    Необходимо помнить, что физическое здоровье прямо производно от психического здоровья ребёнка. То есть, если ребёнку хорошо и комфортно в психологическом аспекте, то его физическое здоровье меняется в лучшую сторону. А результаты не заставят себя ждать.

    В завершении хотелось бы вспомнить мудрые слова М. Монтессори: «Если бы человек вырос психически здоровым и благодаря полноценному развитию обрёл сильный характер и ясный ум, то он не смог бы мириться с одновременным существованием в себе двух противоположных принципов морали, он не смог бы одновременно занимать две позиции, для одной из которых характерна защита жизни, для другой – её разрушение».  

    Список использованной литературы:

    1. Дубровина И. В. Психологическое здоровье детей и подростков. - М.: Академия, 2000.

    Использованные интернет-источники:

    1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/12/21/seminar-dlya-pedagogov-usloviya-sokhraneniya
    2. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac127.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ»

    Тема, по которой я работаю, - развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ, и мне будет приятно поделиться с вами своим опытом....

    Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников у условиях ФГОС ДО»

    Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных  интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной...

    Выступление на педагогическом совете на тему "Подвижные игры как часть физического воспитания"

    Выступление на педагогическом совете на тему "Подвижные игры как часть физического воспитания"...

    Советы педагогам по сохранению психического и физического здоровья.

    В памятке изложены простейшие  советы, которые помогут избежать стресса и сохранить здоровье....

    Педагогический совет «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей»

    Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....

    Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нём»

    Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровь...