выступление на педагогическом совете по теме «Условия сохранения психического и физического здоровья в ДОУ и семье»
консультация на тему

Полёнова Юлия Гасановна

Что включает в себя понятие психического здоровья?

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), а с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Условия сохранения психического и физического здоровья в ДОУ и семье»

Что включает в себя понятие психического здоровья?

Термин «психическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И. В. Дубровиной.

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), а с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Одним из наиболее важным и необходимым условием функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности является психологическое здоровье. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных , социальных и культурных ролей, а с другой стороны обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течении всей жизни. Очень важно отметить, что психическое здоровье является важной предпосылкой здоровья физического.

Психически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими.

Однако существуют факторы риска, которые вызывают нарушения психического здоровья. Их условно можно разделить на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Влияния факторов среды. Под ними обычно подразумевают семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. Семейные факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.

Факторы риска связанные с семьей:

1) В дошкольном возрасте самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по принципу «ребенок кумир в семье», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.

2) Следующий фактор, это отсутствие одного из родителей или конфликтные отношения между ними.Нервничают, нестабильны родители — нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери — торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых. Роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается, но они могут привести у ребенка к нарушению половой идентификации или , более того , обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых детей они могут привести к изменениям поведения: сильно выраженной готовности реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию.

3) Следующий фактор риска – это явление родительского программирования. В этих условиях ребенок пытается адаптировать свое поведение так, чтобы соответствовать родительским ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Такой ребенок проживает не свою жизнь, а ту которую ему «запрограммировали». Родители требуют успешного усвоения всех предметов, а у детей различны способности к ним. Взрослые выбирают профессию по склонностям и способностям, а дети должны успевать и по гуманитарным, и по точным предметам. Один ребенок плачет перед уроком математики, другой — перед уроком литературы или физкультуры. Взрослый может уйти, убежать от невыносимой для него ситуации на работе или в семье, а ребенку этого не дано. И дети страдают, страдают более чем взрослые. И детство, которое должно быть счастливым, счастливое отнюдь не у всех детей. При внимательном наблюдении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

4) Еще одним фактором риска является неправильное воспитание. Можно выделить следующие типы «неправильного» воспитания:

  • эгоцентрическое воспитание:
  • воспитание по типу неприятия:
  • сверхсоциализация ребёнка;
  • тревожно-мнительное воспитание.

Дети, ставшие жертвами эгоцентрического воспитания. Им привили мысль, что они способнее, умнее других, а потому имеют право на большее. Они и хотят всего достичь по-максимуму. Другое для них неприемлемо. В школе соперничество становится еще острее, неудачи переживаются глубже, особенно на фоне удач и успехов соперников. Чем слабее способности, тем ожесточеннее в таких случаях борьба и тем сокрушительнее последствия. Каждая неудача переживается как катастрофа, запуская механизмы болезни, ослабляется система организма. Естественно, такой ребенок нервный: плаксивый, обидчивый, ранимый. У него головные боли, бессонница. Такой ребенок может быть и трудным: вспыльчивым, требовательным, конфликтным, злым на язык, и родители опасаются его как трудного взрослого члена семьи и уступают ему во всем, чтобы не навлечь на себя гнев, а то и недетскую вражду.

Второй вариант пути к психосоматическому риску чаще всего обусловлен воспитанием по типу неприятия. Оно формирует заниженную неосознаваемую самооценку. Однако в данном случае ребенок не примиряется с ней. Напротив, ощущение ущербности ожесточает его, вызывает чувство протеста. Он не враждует, а стремится не уступить, догнать, обойти. Ребенок честолюбив, и успех, максимальное самоутверждение необходимы ему, чтобы достичь в первую очередь самоуважения, а уже потом уважения со стороны других. В конце концов, переживания, неудачи надламывают его. Он устает, надрывается.

Третий вариант пути к психосоматическому риску имеет место при сверхсоциализации ребенка. Он запрограммирован как робот на роль пай-мальчика или пай-девочки и перепрыгивает через детство. Детства нет, сверстники «плохие, глупые», и он общается только со взрослыми или со столь же «серьезным» однолеткой, как и он. Он чрезмерно ответственен. Все у него взрослоподобно — устремления, переживания, реагирование. Внутреннее напряжение, недетские переживания приводят такого ребенка к нервозности. Что-то не удается, противоречит его настроенности, и он раздражается, страдает от бессонницы. У него чаще всего общие нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, неустойчивость артериального давления, намечаются предвестники нарушений со стороны сердца.

При тревожно-мнительном воспитании, в случае следования по пути психосоматического риска, наблюдается тревожное восприятие неудач, мнительность в отношении сверстников, воспитателей, учителей. Такой ребенок не честолюбив и не завистлив. Он тревожен, мнителен, боязлив, принимает все близко к сердцу, ждет неприятностей, бед. Он опасается сверстников, боясь унижения, и школы, где ожидает неудач. Чтобы обезопасить себя от неприятностей, он старается больше всех, готов не спать, чтобы все успеть. Этот ребенок в группе риска по сердечнососудистым заболеваниям, болезням почек и легких.

5) Также одним из факторов риска является тип отношения родителя к ребенку.От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия:

  • авторитетный (принимающий, демократический);
  • авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);
  • либеральный (бесконтрольный, попустительский);
  • индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Авторитетный стиль

Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга (последствия: дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой).

Авторитарный стиль

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь (последствия: дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия).

Либеральный стиль

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям. Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет (последствия: дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми).

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.

Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи (последствия: ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т.ч. и отрицательным поведением). Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению.

Что же следует предпринять родителям?

Они должны своевременно заметить начало психосоматического развития. Необходимо устранить неправильное воспитание, начиная перевоспитание с самих себя. Других путей нет. Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека. Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей. Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.

Факторы риска связанные с ДОУ

Основным фактором риска можно назвать встречу ребенка с первым чужим значимым взрослым. Как показали исследования, воспитатель не замечает обычно 50% направленных к ней обращений. С одной стороны это может привести к развитию и росту самостоятельности у ребенка, снижению эгоцентризма, с другой привести к неудовлетворению его потребности в безопасности, развитию тревожности.

Одним из факторов риска, является организация предметно-пространственной среды. Если мы понаблюдаем за детьми, то поймём, что они страдают и теряют здоровье не от самих занятий, а от способа их организации. Ребёнок с рождения, как губка, впитывает всё, что его окружает. Если не предоставить ребенку условий для безопасного и интересного взаимодействия с окружающей средой он замкнется, или будет проявлять вспышки неуравновешенности и агрессии. Поэтому свою деятельность мы должны начинать с создания соответствующей развивающей среды.

Следующим фактор риска – недостаток в игре. Особенно в период адаптации всех участников образовательного процесса к жизни в новых условиях педагоги и родители должны широко использовать игры на сплоченность, на взаимодействие, проводить мероприятия (беседы, игры, игровые занятия), направленные на снижение психоэмоционального напряжения у детей. В игровом взаимодействии воспитатели помогают осознать ценности и установить приоритеты, стать терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов. Атмосфера добра — условие здорового развития ребенка. Очень важно, чтобы дети удовлетворили свою потребность в свободной игре. Ребенок предоставлен самому себе, чтобы он мог раскрыть свои собственные творческие силы, переработать индивидуальный опыт в игре.

Следующий фактор – это конфликт со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

Для сведения к минимуму или устранения факторов риска в ДОУ необходимо:

Создать социально-педагогические условия, обеспечивающие гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в саду, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем — успешному обучению в школе, становится одной из главных задач в деятельности воспитателей, помощников воспитателей, педагогов. Другими словами, в ДОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника.

Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в детском саду интересным и желанным — это создание теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности. Можно проводить специальные уроки, направленные на развитие психически здоровой личности: психологические игры и упражнения, музыкальные игры, сказкотерапия, психогимнастика помогают ребёнку развить способность к рефлексии и умению встать на позицию партнёра, учитывать его потребности и чувства, совершенствовать детское самосознание, эмоциональное становление. Эти умения и качества являются личностным фактором укрепления психологического и соматического здоровья ребёнка.

Лучшим средством профилактики и коррекции нестабильного состояния ребенка является физическая нагрузка, физические упражнения. Ощущение физического здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия создает у ребенка устойчивое чувство комфорта. Организация рационального двигательного режима детей, посещающих детский сад, является одним из основных условий обеспечения их комфортного психологического состояния.

В общении с детьми важно не оценивать результаты их деятельности, не сравнивать друг с другом, не стремиться подчеркнуть достоинства одного или недостатки другого. Это позволяет детям видеть и слышать других вне зависимости от своих ожиданий и оценок, сверстник является для них не средством самоутверждения, а самоценной и самодостаточной личностью. Если отношения конкуренции разобщают детей, то отношения общности и причастности друг к другу и к общему делу связывают их. Успехи и достоинства товарищей не воспринимаются как собственное поражение а, напротив, радуют и вдохновляют. При этом каждый ребёнок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность.

В целях поддержания и укрепления психического здоровья не только в условиях ДОУ, но и семьи необходимо проводить работу с родителями по разъяснению некоторых аспектов здоровьесбережения дошкольников. Ведь только совместная, грамотно построенная, планомерная работа приведет к необходимым результатам.

Необходимо помнить, что физическое здоровье прямо производно от психического здоровья ребёнка. То есть, если ребёнку хорошо и комфортно в психологическом аспекте, то его физическое здоровье меняется в лучшую сторону. А результаты не заставят себя ждать.

В завершении хотелось бы вспомнить мудрые слова М. Монтессори: «Если бы человек вырос психически здоровым и благодаря полноценному развитию обрёл сильный характер и ясный ум, то он не смог бы мириться с одновременным существованием в себе двух противоположных принципов морали, он не смог бы одновременно занимать две позиции, для одной из которых характерна защита жизни, для другой – её разрушение».  

Список использованной литературы:

  1. Дубровина И. В. Психологическое здоровье детей и подростков. - М.: Академия, 2000.

Использованные интернет-источники:

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/12/21/seminar-dlya-pedagogov-usloviya-sokhraneniya
  2. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac127.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ»

Тема, по которой я работаю, - развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ, и мне будет приятно поделиться с вами своим опытом....

Выступление на педагогическом совете на тему "Подвижные игры как часть физического воспитания"

Выступление на педагогическом совете на тему "Подвижные игры как часть физического воспитания"...

Советы педагогам по сохранению психического и физического здоровья.

В памятке изложены простейшие  советы, которые помогут избежать стресса и сохранить здоровье....

Педагогический совет «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей»

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нём»

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровь...