Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
методическая разработка на тему

Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

 

"Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

                                                     возвратиться к тому, что он узнал".

                                                                                               Сухомлинский В.А

 

Цель проектно-исследовательской деятельности    

·        формирование и развитие исследовательской деятельности дошкольников. 

Задачи:

·        формировать и развивать: познавательный интерес, познавательную активность;

·        развивать творческое воображение;

·        развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

·        развивать коммуникативные навыки. 

Инновация – что это такое: модное слово или старое понятие?  

До сих пор нет точного определения понятия – инновация.

С одной стороны,

Инновация – это идея, новшество или процесс её внедрения.

С другой,

Инновация – это одновременно и идея и процесс её внедрения.

В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Это связано с динамичным развитием общества.

От современного ребенка требуется активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

Несмотря на давнюю историю развития исследовательского обучения в нашей стране по-прежнему обучение строится преимущественно не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому «информационно-рецептурному» обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. И это не удивительно, ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании».

Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. Что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребенка, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

По определению А. В. Леонтовича.

 Исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Исследовательская деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими детьми в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – нормативный документ, отражающий государственные требования к дошкольному образованию.

         ФГОС ДО переносит акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование личностных характеристик как планируемый итоговый результат дошкольного образования, что предполагает системное развитие ребенка: физическое (включая созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное) через разные виды детской деятельности.

Современному педагогу дошкольной образовательной организации необходимо при организации образовательного процесса осваивать не просто одну образовательную технологию в рамках старого метода, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового к организации детской деятельности.

Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Ребенок познает мир через деятельность.       

         В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа.

Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом,

Педагог - перестает выполнять информационные функции, а педагог становится организатор, помощник, консультант в познавательной деятельности детей.

Как доказывают исследования ученых, познавательно-исследовательская деятельность для детей является не только естественной деятельностью, но и средством их личностного развития. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Так как в дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесным, следовательно, для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ педагога об этой реальности. Интерес к исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Именно

Исследовательский метод способствует:

§  актуализации знаний детей;

§  накоплению опыта поисковой деятельности.

Ведь через практические действия, проведения опытов ребенок может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решение проблемы, увидеть новые возможности в уже знакомом и найти новый вариант применения имеющихся знаний.

Исследовательская деятельность позволяет ребенку:

§  открывать свойства объектов;

§  устанавливать причинно-следственные связи, проявления и изменения свойств объектов;

§  выявлять скрытые свойства;

§  определять закономерности;

§  расширять представления об окружающем, связывая их в целую картину мира, тем самым формируя интегративные качества личности дошкольника.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Семинар подготовила воспитатель: М.Е. Вахрушева

Слайд 2

"Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А

Слайд 3

Цель проектно-исследовательской деятельности формирование и развитие исследовательской деятельности дошкольников. Задачи: формировать и развивать: познавательный интерес, активность; развивать творческое воображение; развивать способность к прогнозированию будущих изменений; развивать коммуникативные навыки .

Слайд 4

Инновация – что это такое: модное слово или старое понятие? До сих пор нет точного определения понятия – инновация. Инновация – это идея, новшество или процесс её внедрения. И нновация – это одновременно и идея и процесс её внедрения. От современного ребенка требуется активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности.

Слайд 5

По определению А. В. Леонтовича. И сследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Слайд 6

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – нормативный документ, отражающий государственные требования к дошкольному образованию. ФГОС ДО переносит акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование личностных характеристик как планируемый итоговый результат дошкольного образования, что предполагает системное развитие ребенка: физическое (включая созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное) через разные виды детской деятельности.

Слайд 7

Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Ребенок познает мир через деятельность. В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа.

Слайд 8

П едагог: - организатор, - п омощник, - консультант в познавательной деятельности детей

Слайд 9

Исследовательский метод способствует: актуализации знаний детей ; накоплению опыта поисковой деятельности. Исследовательская деятельность позволяет ребенку: открывать свойства объектов ; устанавливать причинно-следственные связи, проявления и изменения свойств объектов; выявлять скрытые свойства; определять закономерности; расширять представления об окружающем, связывая их в целую картину мира, тем самым формируя интегративные качества личности дошкольника.

Слайд 16

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"

Инновация – что это такое: модное слово или старое понятие? До сих пор нет точного определения понятия – инновация. Инновация – это идея, новшество или процесс её внедрения. И нновация – это одновреме...

«Инновационные технологии, используемые в познавательно-исследовательской деятельности».

Педагогический проект «День защитника Отечества». Пояснительная запискаВсе мы являемся гражданами своей страны. Ценность гражданина определяется тем, насколько он готов понять обществ...

"Использование кейс-технологии в развитии познавательно -исследовательской деятельности дошкольника"

quot;Использование кейс -технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"...

Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

quot;Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"...

"Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"

Доклад не районном методическом объединении по теме : " Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"...

"Инновационные технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"

Формирование и развитие исследовательской деятельности дошкольников...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, органи...