КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЖЕНИЯ
методическая разработка (старшая группа) на тему

В настоящее время обучение дошкольников с задержкой психического развития изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Применение  нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. Нетрадиционные художественно-графические техники дают возможность всем детям без исключения проявить себя в изобразительной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЖЕНИЯ

Дети с ЗПР, имеющие проблемы в когнитивной, эмоциональной, двигательной сферах, часто лишены возможности закрепить свои переживания на бумаге. У них отсутствует или ослаблена мотивация к изобразительной деятельности, хотя объективно они нуждаются в творчестве гораздо больше, чем здоровые дети.

 Многие исследователи отмечают, что при всем несовершенстве изобразительной деятельности детей с ЗПР процесс рисования сказывается на них весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации и т.д. (О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, Е.А. Екжанова, Т.П. Кудрина и др.).

Практика показывает, что применение в детской изобразительной деятельности нетрадиционных художественных техник способствует расширению художественного опыта детей и является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного образа в работах. Нетрадиционные техники, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и качеству исполнения и, более того, являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время обучение дошкольников с задержкой психического развития изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Оно увеличивает возможности воспитанников в создании интересных и выразительных композиций, содействует лучшему овладению ими необходимыми изобразительными и техническими умениями и навыками, корригирует нарушения познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, способствует становлению личности каждого ребенка и интеграции его в социум.

Применение  нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать с различными изобразительными материалами, узнавать их свойства и средства художественной выразительности.

Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Как известно, дети с ЗПР часто копируют образец, предъявленный им. Использование нетрадиционных техник  изображения не позволяет этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с художественными материалами и инструментами.

Нетрадиционные художественно-графические техники дают возможность всем детям без исключения проявить себя в изобразительной деятельности. Для маленького ребёнка сам художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, помогает найти путь к воплощению этого замысла.  Даже одна и та же техника позволяет создавать различные, не похожие один на другой,  образы, проявлять фантазию творчество.

В 5-7-летнем возрасте дети способны вдеть материал и его физические свойства (плотность, фактуру, цвет) согласовывать форму и фактуру материала; подбирать цвет в соответствии с замыслом и общей гаммой колорита, создавая выразительный художественный образ.

Это даёт  толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности, стимулирует положительную мотивацию художественной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх и боязнь не справиться с процессом рисования.  Многие виды нетрадиционных техник способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики кистей и пальцев рук, точности и быстроты движений.

Нетрадиционные техники изображения требуют от ребёнка терпения, аккуратности, внимания, точного соблюдения последовательности и характера производимых действий. Дети учатся планировать процесс рисования,  приобретают умение определять требуемую силу нажима на материал или инструмент.  

  Использование нетрадиционных техник рисования позволяют сохранять высокую активность, работоспособность дошкольников на протяжении всего процесса создания рисунка, использовать индивидуальный подход к детям, учитывая их интересы, желания и возможности.

Коллективные формы работы сближают детей единой целью, у них развиваются навыки культуры общения, эмоционально тёплые отношения со сверстниками, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения.  

М.В.Ермолаева пишет: «Вовлекая проблемного ребёнка в подлинно творческую работу, мы способствуем коррекции его мотивационной сферы – основы его поведения, чувствования, эмоционального реагирования. Коллективное детское творчество рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека». (ЕРМОЛАЕВА М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Изд. НПО «МОДЭК», 1998. С.29)

Исследователи  указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут содействовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.    М.И.Чистякова отмечает, что сильное увлечение детей необычным рисованием способствует сосредоточенности, концентрации и устойчивости внимания, развивается тонкость и точность движений рук.

Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения как автономно, так и в комплексе с традиционными для дошкольного образования художественными техниками не позволяет копировать образец, что дает толчок к развитию воображения, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности, способствует более полному раскрытию творческих возможностей детей с ЗПР, позволяет им познакомиться с материалами и изобразительно-выразительными средствами, освоить разные способы и приемы изображения.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие   изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник  рисования включает  в себя   три этапа:

Целью первого этапа является развитие у детей положительного, эмоционального интереса к деятельности и результатам рисования. На этом этапе педагог знакомит дошкольников с инструментарием, необходимым для последующей деятельности, демонстрирует приемы, характерные для нетрадиционных техник рисования. Дети знакомятся с наиболее простыми видами нетрадиционных техник рисования, наблюдают за действиями педагога, радуются полученным выразительным образам, получают возможность свободного экспериментирования с новыми художественными материалами и самостоятельно повторяют данный способ на практике, создавая предметные или сюжетные изображения. В процессе создания изображений (заполнение листа бумаги точками, мазками, различного рода отпечатками) дети в рамках совместной деятельности с педагогом учатся правильно держать инструменты (тычок, кисть, штамп и т.д.), рационально и экономно пользоваться материалами изображения (пальчиковыми красками, аппликационными заготовками, засушенными листиками и т.п.).

На втором этапе коррекционно-педагогическая деятельность по обучению нетрадиционным техникам рисования усложняется. Для работы предлагаются более сложные техники, требующие изготовления и использования каких-либо инструментов,  смешивания красок с другими материалами, применения нескольких изобразительных материалов.  Дети учатся ориентировочно-исследовательским действиям, им  предоставляется   возможность для свободного экспериментирования с большим количеством новых инструментов и художественно-графических материалов, их сочетания между собой, для познания свойств материалов и правил работы с новыми инструментами.

На третьем этапе дошкольники в процессе работы над созданием образов (предметных, сюжетных и декоративных) отрабатывают умения и навыки работы как в традиционной, так и в нетрадиционной технике рисования или в их сочетании.   а также используется коллективное рисование нетрадиционных техниками.  При выполнении таких заданий, где организующую роль выполняет педагог, дети учатся анализировать, комбинировать образы, работать вместе со сверстниками, общаться.

 Итогом каждого из этапов коррекционно-педагогической работы становится перенос усвоенных на занятиях знаний, умений и навыков в самостоятельную деятельность дошкольников и развитие их творческого потенциала.

Таким образом, коррекционно-педагогическая работа с использованием нетрадиционных техник   рисования направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности,  большое разнообразие материала, лёгкость в исполнении работы, не требующей специальных навыков, обеспечивают ребёнку высокий эмоциональный подъём, что положительно влияет на развитие творческого мышления и воображения. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельно определять тему, композицию и отбирать выразительные средства для воплощения своего замысла, что  способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ЗПР в целом.

Усложнения:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционных техник изображение к  более сложным;
  • от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самаи изготовить;
  • от использования метода пожражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к и спользованиюсмешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционных техниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по изодеятельности "Волшебные картинки" (с использованием нетрадиционных техник изображения). Для детей от 3 до 7 лет

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобра...

Развитие креативности детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изображений

В данной статье указаны краткие сведения и материалы по нетрадиционном техникам изображений в дошкольном детстве...

Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Наш  практический опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также результаты экспериментальных исследований позволяют сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения раскр...

Актуальность нетрадиционных техник изображения для развития детского творчества

В статье отражается   нетрадиционная изобразительная деятельность дошкольников и ее важное значение для всестороннего развития ребенка...

Нетрадиционные техники изображения для развития детского творчества

В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...

Статья "Нетрадиционные техники изображения - средство коррекции развития детей с речевыми нарушениями."

Технология коррекции развития детей с речевыми нарушениями, основанная на совместной деятельности взрослого и ребенка, выявление видов детской деятельности, оптимизирующих развитие ребенка....

24.06.2021г Конспект ООД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» ( использование средств нетрадиционной техники изображения) «Космос» (техника граттаж)

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения ...