Социализация дошкольников через формирование представлений о труде взрослых.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Бахирева Наталья Владимировна

"Воспитание, не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может бытьни достойной, ни счастливой».К.Д. Ушинский.

Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду — это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.v._bahireva_sotsializatsiya_._doklad.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация дошкольников

через формирование представлений о труде взрослых,

его роли в обществе и жизни каждого человека.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

Содержание трудового воспитания в дошкольном возрасте разнопланово, включает формирование навыков самообслуживания, организации хозяйственно-бытового, ручного труда, организации труда в природе и прочее. В процессе интеграции образовательных областей особое место в плане содержания образования приобретает решение задачи формирования представлений о труде взрослых, приобщение детей к миру современных профессий человека.

 Мир профессий в обществе это сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Выработка системы отношений к профессиям, идентификация себя применительно к разным профессиональным видам деятельности определяет развитие механизма социализации личности, который берет свое начало в дошкольном возрасте. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых.

Приобщение к миру профессий и выработка ценностного отношения к современным видам профессиональной деятельности осуществляется для решения поставленных задач.

1) развитие интереса к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей;

2)        формирование представлений дошкольников о предметном мире, созданном руками человека и о роли человека в нем;

3)        формирование у детей представлений о разных современных профессиях, значимости профессиональной деятельности взрослых;

4) формирование у детей способности различать свои и чужие эмоциональные состояния, выражать собственные эмоции через мимику, позу, слово, жест на материале ознакомления детей с трудом взрослых;

5)        развитие навыков общения с окружающими людьми  и формирование способности контролировать и управлять своим поведением с учетом моральных и этических норм, заложенных в обществе.

При обогащении предметно-развивающей среды было сделано:

- подбор методической литературы, дидактических игр, в которых отрабатываются первичные представления о труде взрослых (профессиях, трудовых инструментах и трудовых действиях);

-  подбор наглядного материала: иллюстрации, плакаты, энциклопедии,

- подбор художественной литературы;

- создание условий для развития сюжетно-ролевой игры;

- создание условий для трудовой деятельности детей.

Основной этап деятельности был ориентирован на организацию работы с детьми, в процессе которой осуществлялось:

  1. Знакомство с профессией по следующему алгоритму: название профессии, место работы, материалы и инструменты, которые используются в процессе труда, трудовые действия, результат труда, значимость и необходимость труда.
  2. Экскурсионная деятельность, где дети могут наглядно наблюдать за трудовым процессом. В процессе дальнейших бесед, сведения, полученные во время экскурсий, уточняются, дополняются и закрепляются.
  3. Встречи с представителями разных профессий, моделирование трудовых операций, которые способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.  Взрослые вовлекали детей в производимый ими трудовой процесс, давая им посильные поручения. Такие встречи постепенно подводят к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат для общества, труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные им предметы и вещи надо беречь.
  4. Просмотр мультимедийных презентаций: «Все работы хороши», «Мир профессий», «Хлеб – всему голова», «Исследователи космоса», «Слава добрым докторам» и др.
  5. Использование дидактических игр: «Все профессии важны», «Кому это нужно», «Современные профессии», «Выбираем работу», «Что сначала, что потом», «Как труд людей разрушает нашу планету и как её спасает» и др.
  6. Организация совместной деятельности детей и взрослых осуществлялась в процессе бытового труда, труда в природе и труда по обслуживанию игр и занятий. Дети с радостью поддерживали порядок в группе, занимались стиркой мелких вещей, с удовольствием стряпали печенье, пекли хлеб, делали мелкий ремонт игрушек,  книг, пособий, занимались посадкой огорода на окне. У детей особенно возрастает интерес к труду, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие. Такие трудовые поручения как «вытрем пыль с полки», «расчистим дорожки от снега» вызывают у детей положительные эмоции, так как, сразу виден результат труда, дети чувствуют его пользу для себя и окружающих. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны быть взаимосвязаны.
  7. Организация сюжетно-ролевых игр. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Игра является результатом всей проводимой работы.
  8. Чтение художественных произведений усиливает эмоциональное воздействие на детей. Своей  образностью детские книги, пословицы и поговорки пробуждают интерес, уважение к труду, желание подражать литературным героям из произведений С. Маршака, С. Михалкова,

В. Маяковского и др.

В качестве завершающего этапа в организации деятельности была организована работа с семьёй. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья.  Благоприятные условия создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся, любят свою профессию, рассказывают детям о своей работе. Важно, чтобы с раннего возраста дети участвовали в посильном труде дома на приусадебном участке. Взаимодействие с семьями осуществлялось в процессе организации  творческих заданий на дом – составление рассказов родителей о своей профессии, оформление семейных альбомов, изготовление книжек-малышек. Вместе с родителями дети учили стихи, повторяли пословицы и поговорки о труде. Родители принимали активное участие в оформлении предметной развивающей среды, изготовлении атрибутов, пошиве необходимых костюмов для игровой и трудовой деятельности. Самыми продуктивными оказались совместные мероприятия с родителями – субботники,   мастер-классы и тематические встречи детей с родителями.

Таким образом, деятельность позволила объединить детей, родителей и педагогов, сформировать у детей правильные представления о труде взрослых и выработать у них трудовые умения и привычки, что даёт необходимый воспитательный эффект. В результате, работа способствовала социально-личностному развитию детей. Дети проявляют уважение к  труду взрослых, будут гордиться своим трудом и в будущем, при выборе профессии, ими будут руководить нравственные ценности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни через знакомство с профессиями. Проект "Все работы хороши"

Дети знакомятся с профессиями взрослых через проект "Все работы хороши ", что позволяет им усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, ин...

Презентация "Социализация дошкольников через формирование представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека."

Воспитание уважения к людям труда - актуально, потому как является одной из наиболее эффективных методов социализации ребенка. Представление о профессиях формирует интерес к труду, заро...

"Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста через дидактическую игру"

В данной презеньации рассматривается влпрос о формировании представлений о труде взрослых у дошкольников...

Формирование представления о труде взрослых через чтение художественной литературы.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

Доклад на тему: "формирование представлений о труде взрослых через дидактическую игру".

Грамотное планирование проведения дидактических игр, компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о ...

«Формирование представлений о труде взрослых как средство до профессионального самоопределения и ранней профориентации дошкольников»

Приобщение дошкольников к профориентированной направленности позволяет актуализировать знания и представления ребёнка о труде и формирует положительное отношение к нему....