план работы по самообразованию
календарно-тематическое планирование

Гайнанова Руфия Равилевна

План работы по самообразованию  на тему "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как средство формирования  предпосылок познавательных УУД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 92 «ЛАДУШКИ»

План работы по самообразованию воспитателя

МАДОУ «ЦРР – д/с №92 «Ладушки»

в старшей группе

Гайнановой Руфии Равилевны

Тема: «Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников  как средство формирования предпосылок познавательных УУД»

на 2020-2025 гг.

НИЖНЕКАМСК

План повышения квалификации (самообразования)

воспитателя МАДОУ

«Центр развития ребенка – детский сад №92 «Ладушки»

Ф.И.О.: Гайнанова Руфия Равилевна.

Должность: воспитатель.

Образование: высшее, 2006 г., Набережночелнинский государственный педагогический  институт, учитель татарского языка и литературы.

                               2011 г., курсы  профессиональной переподготовки: Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, по дополнительной образовательной программе профессиональной переподготовки «Дошкольная педагогика и психология».

Повышение квалификации: «Современные подходы к организации образовательной деятельности, обеспечивающие реализацию ФГОС ДО», 64 часа, Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ИПиП КФУ, г. Казань, 2017 год, удостоверение КФУ УПК 053612, регистрационный номер УПК-20-025923/2017

Квалификационная категория: высшая.

Стаж: 17 лет.

Дата составления плана: май 2019 г.

  Тема самообразования: «Познавательно-исследовательская  деятельность дошкольников как средство   формирования предпосылок познавательных УУД».

  1. Актуальность темы и ее обоснованность. Ребенок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте,  тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будут его творческая, исследовательская деятельность», - писал

Л. С. Выготский.

        Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

        Экспериментирование становится для ребенка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности, развивается и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы, формирующие предпосылки познавательных УУД.

        Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию его творческой активности и воображения через «умение учиться». Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свое представление о мире, развивая предпосылки УУД.

  1. Цель: создать оптимальные условия, и объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности  дошкольников  как средства формирования предпосылок познавательных УУД, творческого развития.
  2. Задачи:

1. изучить методическую и детскую художественную литературу по данному вопросу; 

2. создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

3. подержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критичное отношение к миру;

4. развивать познавательную активность детей с помощью средств формирования предпосылок УУД;

5. развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

6. развивать и слуховую внимание, зрительную чувствительность.

Ожидаемый результат: работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Блок «Родители». У родителей повышается интерес в использовании познавательно-исследовательской деятельности в процессе повседневной жизни.

Блок «Педагог». Повышение уровня использования мною современных технологий в области познавательно-исследовательской деятельности, наблюдения, экспериментирования, беседы, игры в различных видах образовательной деятельности.

Блок « Дети»:

•        приобщать детей к экспериментированию с природными и искусственными материалами (бумага, ткань, песок, глина, пластмасса, металл и др.).

•        разнообразие методов и форм в экспериментальной деятельности дошкольников;

•        воспитывать эмоционально-положительное отношение дошкольников к познавательному процессу;

       • развивать психические процессы в активизации познавательно-исследовательской деятельности;

•        привлечь родителей к сотрудничеству при ознакомлении дошкольников с природой.

  1. Механизм реализации:

- сроки 5 лет

- блоки.

Подготовительный этап:

- создание условий для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Теоретический этап:

- изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

Аналитико-диагностический:

- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители);

- задачи для каждого этапа (для достижения промежуточного результата);

- перспективные планы (технологическая карта).

п/п

Блоки

Мероприятия

Сроки

проведения

Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения

2020 – 2025 учебный год

1.

Теоретический

- изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме;

- обзор в интернете информации по образовательным областям;

- изучение и внедрение новых технологий;

- участие в конкурсах, проводимых в детском саду, также в  профессиональных конкурсах;

- общение с коллегами  в детских садах, районе, городе и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями;

- работа с родителями (консультация, анкетирование, памятки);

- разработка инструментария для формирования предпосылок познавательных УУД

В течение всего периода

Из интернет ресурсов

2.

Практический.

  1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

3. Работа с педагогами

Составление перспективного плана по образовательной области «Познавательное развитие», включающие в себя деятельность по экологическому воспитанию, беседы, экскурсии, наблюдения за предметами «живой и неживой природы», эксперименты, исследования и опыты, опираясь на учебную рабочую программу, методическую и детскую  художественную литературу.

Примерное планирование познавательно-исследовательской деятельности.

Инструментарий для реализации плана в формировании предпосылок познавательных УУД.

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Цель: выявить сходства и различия свойств природного материала на основе опытов с песком и глиной.

Экскурсия в осенний парк.

Цель: Собрать природный материал для ручного труда.

Проект «Подарки осени».

Цель: выявить причинно-следственную связь между трудом человека в природе и результате деятельности.

Развлечение  «Осенний бал» (осенний утренник).

Цель: учить  проявлять свой эмоциональный всплеск через самовыражение в музыке, игре, танце, пении.

Эксперимент с засушенными листьями. Выставка детских работ из природного материала на тему: «Осенняя фантазия».

Цель: выявить сходства и различия между засушенными и «свежими» листьями; приучать работать с природным материалом; развивать творческие способности детей.

Опыты с водой.

Цель: наблюдение, исследование свойств воды в различных ситуациях ее использования.

Ситуативная беседа «Могут ли в группе расти деревья?»

Цель: исследование условий и место обитания деревьев.

 Итоговая образовательная деятельность  «Золотая осень».

Цель: закрепить знания детей об осенних признаках, применяя методы наблюдения и исследования; развивать речь, память, внимание.

 «Почему снег белый?» (исследование снега).

Цель: доказать свойства цвета снега на основе изучения научной литературы и исследований; приучать детей выдвигать гипотезы; развивать фантазию.

Эксперимент «Таяние льда в воде».

Цель: показать взаимосвязь количества и качества от размера (см. опыты и эксперименты в детском саду, в исследовательской зоне).

Проект «В гостях у снеговичка».

Цель: изучение свойств снега в различных ситуациях; развивать творческие способности детей.

Спортивный досуг  «В здоровом теле здоровый дух».

Цель: изучение свойств воздуха и его влияние на здоровый образ жизни.

Опыты с воздухом.

Цель: продолжать изучать свойства воздуха и его значение для жизни на Земле.

Акция «Покормите птиц зимой».

Цель: наблюдение за повадками птиц зимой, выявить причины недостатка корма; формировать желание помогать им в сложной ситуации.

Эксперимент «Витамины с грядки».

Цель: приучать детей ставить перед собой цель и добиваться результата; закрепить знания о строении растений, об условиях роста; развивать речь, активизировать словарь.

Эксперимент «Разноцветные растения».

Цель: показать сокодвижение в стебле растения (см. опыты и эксперименты в детском саду, в исследовательской зоне).

Исследование веток березы.

Цель: расширять представления о деревьях; показать особенности цветения деревьев в зимний период путем создания «искусственной» среды обитания.

Эксперимент «Животворное свойство воды».

Цель: показать важное свойство воды – давать жизнь живому (см. опыты и эксперименты в детском саду, в исследовательской зоне).

Проект «Папа, мама, я – дружная семья».

Цель: расширение  представления у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.

Опыты с бумагой. Изготовление поделки  из бумаги «Подарок мамочке».

Цель: исследование свойств бумаги, ее роль в изготовлении поделок; приучать работать в коллективе; развивать познавательно-исследовательские и художественно-творческие способности

Опыты с магнитом.

Цель: изучение свойств магнита в самостоятельной, во время коллективной, опытно-экспериментальной  деятельности.

Наблюдение за оживлением природы.

Цель: продолжать формировать установление причинно-следственных связей между явлениями природы; развивать познавательные способности детей.

Тематическая неделя «День птиц».

Цель: выявление причин перелета птиц; расширять представления об их поведении весной.

«День космонавтики».

Цель: изучение планет и звездного неба, вызвать интерес к возникновению небесных тел и установить их причины.

Наблюдение за комнатными растениями. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Цель: изучение условий для оптимального роста растений.

Итоговая образовательная деятельность «Весна-красна».

Цель: закрепление признаков весны; формирование познавательно-исследовательских способностей; расширение словарного запаса; развитие художественно-эстетического восприятия.

Проект «Была война…»

Цель:  умение осуществлять поисково- исследовательскую деятельность; расширение социальных представлений детей и формирование у них интереса, симпатии и уважительного отношения к людям, пережившим эту войну; пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.

Высадка рассады цветов в цветники.

Цель: расширять знания о цветах, о способах их выращивания и ухода.

Мониторинг по познавательно-исследовательской деятельности детей на конец учебного года.

1. Проведение родительских собраний по ознакомлению с познавательно-исследовательской деятельностью дошкольников как средство формирования предпосылок познавательных УУД.

2.Проведение совместных проектов, досугов, развлечений, экскурсий в природу.

3. Выставки работ, выполненные детьми с родителями

  • фоторепортаж: «Самая оригинальная фотография» - конкурс, посвященный дню рождения города Нижнекамска;
  • «Подарки осени» - поделки из овощей и фруктов;
  • «Зимушка-зима» – конкурс поделок, посвященные Новому году;
  • «Папа, мама, я – дружная семья», конкурс поделок ко Дню Защитников Отечества и 8 Марта.

4. Консультации для родителей:

  • «Что такое УУД? Роль  познавательно-исследовательской деятельности»;
  • «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как средство формирования предпосылок познавательных УУД»;
  • «Игры и упражнения на формирование предпосылок познавательных УУД»;
  • «Осенние наблюдения с детьми»;
  • «Детям о снеге»;
  • «Здоровье детей весной»;
  • «Детям о Космосе».

6. Провести анкетирование по теме: «Роль экспериментирования в развитии детей»;

«Виды игр и упражнений в домашних условиях»;

«Какова роль УУД в формировании познавательных интересов ваших детей?»

7. Пополнение природного уголка комнатными растениями, атрибутами для исследовательской деятельности.

8. Папки-передвижки по соответствующей тематике.

1. Разработка инструментария по проблеме.

2. Участие в семинарах-практикумах и распространение опыта работы по данной теме.

3. Показ итоговой деятельности по проблеме.

Сентябрь - май,

3.

Аналитический блок

Уровень освоения образовательной области «Познавательное развитие» на начало и конец учебного года.

октябрь, май

Примеры практических выходов:

1. Презентация для родителей и педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как средство формирования предпосылок познавательных УУД».

2. Принять участие в семинарах-практикумах и распространение опыта работы в форме мастер-класса, круглого стола, видеороликов.

3. Оформление консультаций для родителей.

4. Изготовление инструментария по познавательно-исследовательской деятельности и распространение среди педагогов.

5. Итоговая образовательная деятельность по теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы по самообразованию на тему " Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала"

В материале описывается актуальность данной темы, определена цель, поставлены задачи, а также разработан перспективный план работы с родителями и детьми....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...