Формирование личности младшего дошкольника в ДОО
проект (младшая группа) на тему

Меркулова Валерия Евгеньевна

Проект по социально-личностному развитию детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_formirovanie_lichnosti_mladshego_doshkolnika.docx129.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №2 «Ягодка»

Формирование личности

младшего дошкольника в ДОУ

Проект по социально-личностному развитию

детей 2-3 лет

Подготовила:   

Меркулова Валерия Евгеньевна,

 воспитатель  

Топки  2016

Срок реализации: долгосрочный (сентябрь-май)

Вид проекта: исследовательско-экспериментальный

Тип проекта: игровой.

Взаимодействие: воспитатели, дети 2–3-х лет, родители.

Ожидаемый результат: максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала детей, гармоничное развитие личностных качеств, осознания ребёнком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей; развитие умения общаться  со сверстниками.

 Проблема:

Проблема социально-личностного развития детей является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. Актуальность проблемы обусловлена потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе демократических ценностей и норм.  Изучением проблемы социально- личностного развития занимались как зарубежные коллеги (нидерландская программа социально- эмоционального развития детей от 4 до 10 лет), так и отечественные исследователи: Л.С. Выготский,  Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.А. Смирнова, Л.Ф. Обухова,  А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, М.Ю. Лебединский, Р.Б. Стеркина, С.А. Козлова, В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Е.С. Евдокимова, С.В. Кульневич, А.С. Белкина, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Т.А. Репина, Г.Степанова, М.И. Лисина, К. Д. Ушинский и т. д. Развитие личности рассматривается как процесс социализации индивида, т.е. включение, вхождение, встраивание человека в социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в обществе. Развитие личности рассматривается как процесс социализации индивида, т.е. включение, вхождение, встраивание человека в социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в обществе.

Ранний дошкольный возраст - начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. В этом возрасте ребенок впервые входит в мир отношений со сверстниками и со взрослыми за пределами семьи. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной самооценки, помочь ребенку стать полноправным членом первого социума – группы детского сада. Именно этот первый опыт позволит ребенку правильно оценить себя, реализовать свои возможности в соответствии с требованиями социальной среды, станет фундаментом дальнейшего развития личности ребенка.

Цель: создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка в социально-личностном развитии.

Задачи:

Разработка содержания, обеспечивающего

  1. формирование самосознания ребенка;
  2. развитие личностных качеств;
  3. воспитание дружеских взаимоотношений группе.

Этапы проекта

1-й этап. Целеполагание: выявление проблемы, определение цели, задач, мониторинг знаний и умений детей.

2-й этап. Разработка проекта: поиск решения задач проекта, планирование совместной деятельности с детьми, планирование работы с родителями.

3-й этап. Выполнение проекта: практическая деятельность по решению проблемы, совместная работа с детьми и родителями.

4-й этап. Подведение итогов. Мониторинг результатов совместной деятельности.

Реализация проекта

1-й этап. Целеполагание.

Проанализировав теоретические особенности развития ребенка от рождения до 3 лет ребёнок, можно сделать вывод, что в раннем возрасте ребенок проходит половину своего интеллектуального развития,  закладываются основные качества его психики, начинают формироваться его первые способности. Это время и есть самое лучшее для начала развития всех многообразных личностных качеств. В раннем детстве вклад в становление будущей личности огромен. Речь идет о появлении самосознания ребёнка, его «Я», которое складывается, прежде всего, из его отношений с другими людьми: «Я и моя семья», «Я и моя мама», «Я и мой дом», «Я и …» и т.д. Именно эту формулу ребёнок осваивает в период раннего детства, достигая к трём годам той точки, с которой начинается фактическое развитие личности.   Именно с этого времени у ребёнка будет складываться достаточно прочная система отношений к самому себе и к миру, который его окружает.

Первые годы в огромной степени зависят от взрослых, от того, что они предпримут для развития ребёнка. К сожалению, большинство, уделяя главное внимание  уходу за ребенком, не придаёт особого значения условиям его развития. Для детей раннего возраста ориентиром в неизведанном мире взрослых, сверстников, предметов является педагог. Современный воспитатель должен владеть знаниями особенностей раннего детства, которые помогут ему выбрать правильный подход к маленькому человеку. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания детей раннего возраста была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Взрослые в процессе общения с ребёнком должны обеспечить ему

– чувство психологической защищённости;

– доверие к миру;

– эмоциональное благополучие;

– формирование базиса личностной культуры;

– развитие индивидуальности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи образования дошкольников, среди которых:

 охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия;

 обеспечение равных возможностей детям, независимо от их психофизических и иных особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

 обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования;

 создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений;

 формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей.

Исходя из требований ФГОС ДО мной была определена цель и задачи проекта:

Цель: создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка в социально-личностном развитии.

Задачи:

Разработка содержания, обеспечивающего

  1. формирование самосознания ребенка;
  2. развитие личностных качеств;
  3. воспитание дружеских взаимоотношений группе.

 В контексте практического решения поставленных ФГОС ДО задач  мониторинг индивидуальных качеств составляет важную часть образовательной деятельности, позволяя выявить особенности ребенка, ориентируясь на которые можно наиболее эффективно проектировать совместную деятельность. Проводя психологическую диагностику, мы способствуем реализации личностно ориентированного подхода при проектировании деятельности, индивидуализации воспитательного процесса, учета в образовательной деятельности специфики индивидуального развития ребенка. Кроме того, результаты психологического мониторинга позволяют сделать вывод об эффективности созданных в ДОО благоприятных условий для удовлетворения образовательных потребностей детей, обусловленных как их возрастными особенностями, так и спецификой индивидуального развития.

Для выявления уровня социально-личностного развития мной использовалась методика, разработанная Теплюковой Г.Г. и Олейниковым С.П. [http://www.uchmag.ru/estore/e390395/?s=947]. Она представляет собой электронный  журнал,  включающий методики психологической диагностики развития ребенка 2–3 лет в соответствии с направлениями психического развития, обозначенными в ФГОС ДО. В направлении социально-коммуникативное развитие фиксируются показатели по областям: социализация, развитие общения, нравственное воспитание, ребенок в семье и обществе, что позволяет выявить уровень самосознания ребенка и степень его социализации в коллективе.

Было обследовано 22 ребенка возраста 2-3 года. Обследование проходило на базе МБДОУ д/с №2 «Ягодка» г. Топки. Выводы об уровне личностного развития детей я делала по критериям, предложенными в методике «СОНАТА-ДО. От рождения до школы»:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

  1. Поведение в среде сверстников: доброжелательность, умение играть рядом со сверстниками, не мешая им, интерес к совместным играм небольшими группами.
  2. Эмоциональная отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, проявить заботу.
  3. Отрицательное отношение к грубости, жадности; умение играть не ссорясь, помогать другим и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.п.
  4. Элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова "спасибо" и "пожалуйста".
  5. Умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбы взрослого.

Ребенок в семье и сообществе

  1. Образ Я. Элементарные представления о себе, своем имени, гендерной принадлежности, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада.
  2. Семья. Представления о членах своей семьи, умение называть их имена.
  3. Детский сад. Представления о положительных стронах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности). Умение ориентироваться в помещении группы и на участке.

 При диагностических процедурах использованы методы: естественный эксперимент, беседа, наблюдение. Результаты фиксировались в электронном журнале по степени сформированности у ребенка того или иного умения. Оценка полученных диагностических данных производилась следующими образом:

  •  знания и умения устойчивые, проявляются стабильно, вызывают инициативную активность – 3 балла;
  •  проявляются достаточно часто, но активность быстро угасает – 2 балла;
  •  ситуативные, спонтанные, продиктованные конкретной ситуацией – 1 балл;
  •  не проявляются – 0 баллов.

 Таким образом, мы получили представление об индивидуальном уровне становления определенного психологического феномена у конкретного воспитанника, а также о степени сформированности каждого диагностируемого показателя у воспитанников данной возрастной группы. Были составлены индивидуальные карты развития на каждого ребенка с указанием приоритетного направления работы и группавая карта мониторинга по социально-личностному развитию (Приложение 1).

Составили  таблицы, в которых отражаются средние баллы (Таблица 1).

Таблица1

Уровень социально-личностного развития детей на начало года

Шкала

Входной мониторинг

Высокий уровень

Средний уровень

11

Низкий уровень

11

Количество детей в группе

22

В данной таблице отражается уровень социально-личностного развития детей.  

Наглядное представление о распределении детей по уровню социально-личностного развития в группе можно увидеть на диаграмме (Рисунок 1).

Рисунок 1. Распределение детей в группе по уровню социально-личностного развития.

Высокий уровень развития социально-личностной сферы  в начале года у детей не выявлен, 50% показали средний уровень развития, 50% – низкий.  Большинство детей могли назвать свое имя, но не имели представлений о половой принадлежности; могли назвать своих родителей, но не знали их имен, не имели представлений о детском саде, о его положительных сторонах. Многие дети проявляли доброжелательность к сверстникам, могли играть рядом, но при этом не проявляли сочуствия, видя плачущего малыша, у них не возникало желания его пожалеть, помочь. Некоторые дети не умели вести себя спокойно, не бегать, не шуметь, не реагировали на просьбы взрослого. По уровню сформированности компонентов социально-личностного развития дети распределились следующим образом (Рисунок 2):

Рисунок 2. Уровень сформированности компонентов социально-личностного развития детей.

Можно сделать вывод, уровень сформированности представлений о самом себе немного превышает уровень социализации, хотя так же большинство детей показывают отсутствие знаний о себе и своей семье.

Мониторинг на начало года позволил понять, какие общие тенденции наблюдаются у детей раннего возраста в становлении психологических феноменов, отражающих успешность личностного развития, а также какие задания у большинства детей вызывают трудности.

Основываясь на полученных результатах, мы пришли к выводам:

в поведении детей в среде сверстников отсутствует доброжелательность, эмоциональная отзывчивость;

не развито умение играть рядом не ссорясь, помогать сверстникам, интерес к совместным играм не проявляется;

отсутствуют элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова "спасибо" и "пожалуйста";

дети не могут спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбы взрослого;

представления о себе и своей семье носят фрагментарный характер;

представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности) отсутствуют.

 Эти данные позволили нам сделать заключение о необходимости оптимизации образовательный процесс  в данной группе детей, создания в группе благоприятных условий для успешного личностного развития.

2-й этап. Разработка проекта

Как показал анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социально-личностного развития детей раннего возраста в детском саду, основными условиями формирования личности являются формирование самосознания ребенка, создание образа самого себя и включение ребенка в систему взаимоотношений в группе сверстников. Это обусловлено тем, что на третьем году жизни ребенок начинает осознавать себя, как личность, отдельную ото всех персону, стремиться к самостоятельности, проявляет целеустремленность. Ребенок впервые сталкивается с коллективом сверстников, осваивает различные способы взаимодействия с ними.

Подготовительный этап реализации проекта включил в себя изучение  методической  литературы, разработку конспектов совместной деятельности с детьми, сценариев развлечений, подготовку картотек игр по социально-личностному развитию детей раннего возраста. Был составлен план работы по формированию личности детей первой младшей группы.

План работы по формированию личности

детей 2-3 лет

месяц

сентябрь

Направления

Формирование самосознания ребенка

Формирование взаимоотношений в группе

Задачи

Учить ребёнка знать своё имя. Учить различать и называть части лица. Развивать у детей умение мысленно воспроизводить образ себе подобного.

Учить различать, узнавать и называть детей на картинках.

Организация различных видов деятельности

Беседа «Мои умные помощники»

Беседа «У каждого есть имя»

Совместная деятельность "Части тела"

Игровое занятие "Найди мое имя"

Развлечение "Вот что мы умеем"

Игра с мячиком «Как тебя зовут?»

Дидактическая игра «Назови имя друга»

Игра "С добрым утром!"

Игра «Угостим гостей овощами и фруктами»

Игра "Это я"

Игра "Круг доброты

Чтение потешки: «Водичка, водичка»

Чтение З. Александрова «Прятки»

Чтение: Е. Пермяк «Про нос и язык»

 

месяц

октябрь

Задачи

Учить детей знать свои игрушки, книжки, воспитывать бережное отношение к ним.

Учить детей вместе с воспитателем рассматривать картинки и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смеётся, плачет), различать по выражению контрастные эмоциональные состояния.

Организация различных видов деятельности

Беседа "Мои игрушки, как я играю"

Беседа «Чего испугался мальчик?»

Рассматривание картинок из серии «Игрушки», беседа по ним.

Рассматривание картинок из серии «Наша Таня», беседа по ним.

Игровое занятие "В гости к нам пришли игрушки"

Интегрированное итоговое занятие по теме "Игрушки"

Музыкальное развлечение "Магазин игрушек"

Игра «Назовём картинки в любимой книжке»

Д\и «Спрячь зайку»

Игровая ситуация: «Попроси игрушку рассказать о себе»

Игровая ситуация «Мишутка потерял сапожки»

Игра "Ладошки"

Игра "Здравствуйте, ребята!"

Русская народная песенка «Уж как я ль свою коровушку люблю»

Стихотворение В.Берестова «Больная кукла»

Чтение и заучивание стихов А. Барто «Лошадка», «Слон», В.Берестова «Котёнок», З.Александрова «Мой Мишка»

А.Барто «Девочка-рёвушка» (стих)

месяц

ноябрь

Задачи

Воспитание гендерной принадлежности.

Учить ребят показывать и называть детей и их действия. Повторять за воспитателем мальчик рисует, девочка гуляет и т.д.

Организация различных видов деятельности

Рассматривание картинок с  действиями детей. Вопросы к детям: "Ты так умеешь?, Что ты умеешь делать?"

Рассматривание картинок с  действиями детей. Вопросы к детям: Кто сегодня это делал?, А что делела Маша?

Индивидуальные беседы "Кто ты, мальчик или девочка?"

Беседа о различиях мальчиков и девочек

Совместная бразовательная деятельность "Я мальчик, я девочка".

Совместная образовательная деятельность "Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой".

Развлечение по социальному развитию в младшей группе  «Волшебное зеркальце»

д/и "Выбери одежду для себя"

Игровая ситуация: «Оденем куклу на прогулку»

Игр "Девочки и мальчики"

«Найди кроватку для игрушки»

Игра "Где же мои деточки?

Игра «Научим куклу раздеваться после прогулки»

Чтение: «Помогите»

Чтение «Друзья» (глава из книги Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика»)

месяц

декабрь

Задачи

Учить детей знать членов своей семьи.  

Воспитание положительных действий и поступков детей по отношению друг к другу.

Организация различных видов деятельности

Беседа «Моя семья»

Рассматривание книг и иллюстраций («Ладушки», «Айболит», «Мыши водят хоровод»)

Совместная образователная деятельность "Моя семья".

Совместная образовательная деятельность "Что такое хорошо и что такое плохо".

Развлечение "Праздник доброты"

Игра с мячиком «Как зовут меня, моих папу, маму, бабушку, дедушку?»

Подвижные игры Каравай

Игра "Дружно сделаем зарядку

Игра "Передай мяч"

Пальчиковая игра "Моя семья"

Игра "Больная птичка"

Чтение стихотворения А. Бато "Помошница"

Игра "Ласковое имя"

месяц

январь

Задачи

Узнавать себя в зеркале, на фото. Учить употреблять слова "Я хороший, я добрый, я красивый" и т.п.

Учить проявлять интерес к выражению лиц детей. Вместе с воспитателем рассматривать ярко выраженные эмоциональные состояния детей. Учить детей повторять за воспитателем слова, обозначающие соответствующее эмоциональное состояние (мальчик смеётся, девочка огорчена, кукла радуется)

Организация различных видов деятельности

Дидактическая игра «Запомни моё лицо»

Беседа: «Какие подарки принёс Дед Мороз?»

Занятие "Кто в домике живет?"

Занятие "Ссора"

Развлечение "Наши добрые дела"

Игра «Расскажи по фотографии»

Игровая ситуация: «Кукла Катя хочет кушать. Чем её покормить?»

Игра с зеркалом «Кто это?»

Игровая ситуация: «Успокоим куклу. Узнаем, почему она плачет. Поможем ей»

Игра "Кто у нас хороший"

Игра "Ласковый ребенок"

месяц

февраль

Задачи

Учить отвечать на вопросы о членах семьи. Показывать и называть на картинках действия, в которых проявляется забота родителей о детях.

Учить детей обращать внимание на хорошие действия и поступки друзей в группе.

Организация различных видов деятельности

Развлечение "Дочка моя куколка"

Занятие по сказке "Репка"

Игровая ситуация «Как Машеньку одеть в гости (на праздник, на прогулку)»

Игровая ситуация «Расставим мебель в кукольной комнате»

Игровая ситуация «Что делает мама? Где папа? Расскажи о своём брате, сестре»

Подвижная игра «Забрось мячик в корзину»

Игра "Покажу, как я люблю"

Игра "Кто лучше разбудит"

Чтение стихов А.Барто "Младший брат"

Чтение: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» (отрывок)

месяц

март

Задачи

Учить проявлять настойчивость в освоении трудного действия. Употреблять слова-действия в отношении себя: "Я сделал"

Учить детей узнавать своих сверстников и называть их по именам. Учить различать и называть отдельные действия детей, в которых проявляется доброе отношение к свверстникам  (играют вместе, дружат, помогают).

Организация различных видов деятельности

Беседа "Что ты умеешь делать"

Беседа «Узнай себя, своих друзей на фото»

Занятие "Давай дружить"

Занятие "Дружба и друзья"

Развлечение "Играй, веселись и с друзьями подружись"

Игра «Собери пирамидку, башенку»

Словесная игра «Скажи ласково»

Игровая ситуация «Оденься сам», «Застегни рубашку»

Игровая ситуация «Сошьём кукле новое платье»

Игра "Вместе играем"

Игра "Паровозик"

месяц

апрель

Задачи

Испытывать удовлетворение от одобрения взрослого и стремиться повторить самостоятельно положительное действие.

Развивать у детей умение откликаться на общее эмоциональное состояние: радоваться совместным танцам, музыке. Учить детей рассматривать картинки, называть ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника (смеётся, радуется, плачет). По примеру воспитателя проявлять сочувствие к сверстнику (пожалеть, взять за руку, предложить сладости).

Организация различных видов деятельности

Беседа «Как мама и папа встречали гостей»

Беседа «К нам гости пришли»

Занятие "Карлсон в гостях у ребят"

Занятие "Сказочное путешествие"

Развлечение "Урок вежливости"

Игровая ситуация «Помоги взрослому разбудить куклу»

Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли»

Игра «Успокой куклу», «Помоги взрослому»

Игровая ситуация «Догадайся, почему плачет мальчик?»

Игра "Волшебные слова"

Игра "Звериное пианино"

Чтение потешек «Лаская ребёнка», «При плаче ребёнка»

Чтение рассказов С.Прокофьевой "Про Машу и Ойку"

месяц

май

Задачи

Учить детей говорить о себе с положительным чувством: «Я – хороший», «Толя – хороший».

Учить ребят проявлять по примеру воспитателя доброе отношение к игрушкам, животным (не обижать кукол, не пугать животных).

Организация различных видов деятельности

Беседа «Что я умею»

Беседа «Как мы помогаем взрослым»

Итоговое мероприятие "Ребята, давайте жить дружно!№

Игровая ситуация «Выбираем игрушки для прогулки»

Игровая ситуация «Кукла устала, готовим на неё постель»

Чтение С. Прокофьева "Как Маша стала большой"

Чтение «Помощница»

3-й этап. Выполнение проекта

 

 Работа по реализацию проекта проходила в двух направлениях: формирование самосознания детей и формирование взаимоотношений в группе. Средствами работы были выбраны игровые занятия с детьми, организация тематических развлечений, проведение игр по социально-личностному развитию, руководство сюжетными играми детей.

Были проведены игровые занятия с детьми по темам:

  • « В гости к нам пришли игрушки".  Цель: формирование представлений об игрушках, о совместной игре.
  • «Давай дружить». Цель: формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.
  • «Дружба и друзья». Цель: развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях.
  • «Игрушки». Цель: воспитывать чувство сопереживания, желание помочь, развивать  умение работать сообща.
  • «Карлсон в гостях у детей». Цель: формирование культуры общения и культуры поведения.
  • «Кто в домике живет». Цель: формировать представление детей о семье.
  • «Моя семья». Цель: закрепление знаний детей о своей семье.
  • «Найди мое имя». Цель: формирование понятия, что у каждого человека есть имя, закрепление знаний о своем имени.
  • «В гостях у сказки «Репка»». Цель: воспитывать желание помогать, радость от совместной деятельности.
  • «Сказочное путешествие». Цель: формирование понятий о дружбе, друзьях.
  • «Ссора». Цель: формировать дружеские взаимоотношения, развивать навыки общения.
  • «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой». Цель: воспитание гендерной принадлежности.
  • «Части тела». Цель: формировать представление о частях тела, умения их называть.
  • «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: расширять знания детей о хороших и плохих поступках, формировать умение разбираться в нравственных ситуациях.
  • «Я мальчик, я девочка». Цель: учить детей называть свой пол, имя, фамилию.

http://nsportal.ru/user/824087/page/konspekty-zanyatiy        

Развлечения с детьми включили в себя темы:

  • «Волшебное зеркальце». Цель: закрепление знаний о себе, воспитание положительного отношения к себе и сверстникам.
  • «Вот что мы умеем». Цель: создать веселое настроение, вызвать желание совместной игры.
  • «Доченька моя, куколка». Цель: развивать игровые навыки, воспитывать заботливое отношение, сопереживание.
  • «Играй, веселись и с друзьями подружись». Цель: закреплять знание о дружбе, вызывать интерес к совместным играм.
  • «Магазин игрушек». Цель: закрепление знаний об игрушках, воспитывать у детей эмоциональный отклик на совместную деятельность.
  • «Наши добрые дела». Цель: активизировать стремление совершать добрые поступки, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  • «Праздник доброты». Цель: формирование представлений о добре и хороших поступках.
  • «Урок вежливости». Цель: закреплять знания о дружбе, формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.
  • Итоговое развлечение «Ребята, давайте жить дружно». Цель: воспитывать культуру поведения, дружеские отношения в группе.

http://nsportal.ru/user/824087/page/stsenarii-razvlecheniy

В картотеку игр по социально-личностному развитию вошли игры:

  • «Круг доброты». Цель: закреплять знания своего имени и фамилии, воспитывать доверие, симпатию доброжелательные отношения в коллективе.
  • «Здравствуйте ребята». Цель: закрепление знаний о своем имени и фамилии, воспитывать сплоченность коллектива.
  • «Ладошки». Цель: закрепление знаний о частях тела, воспитание вежливого общения.
  • «С добрым утром». Цель: закрепление знаний о частях тела, воспитание вежливого обращения.
  • «Это я». Цель: закрепление знаний о частях тела, воспитание сплоченности коллектива.
  • «Делай как я». Цель:  закрепление знаний о частях тела, развитие двигательной активности.
  • «Девочки и мальчики». Цель: воспитание гендерной принадлежности, развитие двигательной активности.
  • «Где же мои деточки». Цель: воспитание гендерной принадлежности, развитие двигательной активности.
  • «Дружно сделаем зарядку». Цель: закрепление знаний о семье, развитие двигательной активности, воспитание сплоченности коллектива.
  • «Моя семья». Цель: закрепление знаний о семье, развитие мелкой моторики.
  • «Передай мяч». Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.
  • «Больная птичка». Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
  • «Ласковое имя». Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.
  • «Подружись». Цель: развитие дружеских взаимоотношений в коллективе, двигательной активности.
  • «Ах, как наши малыши хороши». Цель: формирование положительной самооценки, развитие двигательной активности.
  • «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Цель: вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, формировать положительную самооценку.
  • «Покажу, как я люблю». Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
  • «Кто лучше разбудит». Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
  • «Вместе играем». Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.
  • «Паровозик». Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, развивать совместную игровую деятельность.
  • «Волшебные слова». Цель: закрепить знание вежливых слов, развивать двигательную активность, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
  • «Звериное пианино». Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/08/kartoteka-igr-po-razvitiyu-lichnostnyh-kachestv-detey-2

Занятия с детьми проводились через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. Учитывая возраст детей и ведущий вид деятельности – предметно-манипулятивная деятельность,  занятия организовывались с использованием игрушек, дети самостоятельно выполняли необходимые действия с ними. Большое внимание уделялось общение с взрослым и совместным играм со сверстниками под руководством воспитателя, восприятию смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательной активности детей.

Совместная деятельность с детьми строилась на партнерской позиции воспитателя и партнерской формы организации (сотрудничество с детьми, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Существенной особенностью являлась открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей. Основываясь на интересах детей,  предлагались виды деятельности, которые стимулировали их познавательную активность. Стимулировалось развитие личностных качеств каждого ребенка, предоставлялась возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом.

В обстановке группы, ориентированной на ребенка, дети самостоятельно:

•  делали выбор;

•  активно играли;

•  использовали игрушки, которым можно найти более чем одно применение;

•   работали все вместе, заботясь друг о друге;

•   отвечали за свои поступки.

Дети с удовольствием воспринимали музыкальные произведения, песни и танцы, которые мы использовали в развлечениях. Все произведения соответствовали  их возрасту. Общее веселье позволило сблизиться с детьми, атмосфера сотрудничества в группе укреплялась, дети закрепляли знания, полученные на занятиях, и учились совместным игровым действиям. Существенными характеристиками организации совместной деятельности воспитателя с детьми являлись:

включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);

открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

Осмысленность для ребенка предлагаемой деятельности - главный залог развивающего эффекта. Непосредственная мотивация в дошкольном возрасте намного сильнее, чем широкие социальные мотивы поведения. Отсюда главным принципом работы с детьми был принцип заинтересованности ребенка.

В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях. Потребность в новых впечатлениях - это базовая потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней. Дети включались в деятельность из интереса к предложениям воспитателя, из стремления быть вместе с воспитателем и со сверстниками. Постепенно у них возникла привычка к ритму «рабочей» деятельности. Интерес на предстоящую деятельность подкреплялся логичностью данного вида деятельности в определенный временной период, что обеспечивается при реализации принципа событийности.

Детей, не принявших участие в совместной деятельности, мы ориентировали на результативную самостоятельную деятельность. Результаты совместной и самостоятельной деятельности обязательно обсуждались и оценивались.

Результаты продуктивной деятельности, точно также как и совместной, доводились до состояния выставочных работ.

Подобная организация образовательного процесса способствовала постепенному формированию у детей представлений самом себе, о жизнедеятельности в группе детского сада, о взаимоотношениях со сверстниками. Эти представления образовали основу социально-личностного развития детей.

Таким образом, по окончанию работы по проекту дети значительно повысили уровень умений:

различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол);

описывать свои желания чувства;

осознавать свои собственные мышечные и эмоциональные ощущения;

осознавать чувства и желания своего сверстника;

общаться и играть с детьми, делиться игрушками, помогать товарищам.

Дети стали говорить о своей индивидуальности (что способствует пониманию собственного «Я»), стали активнее радоваться удаче, успеху, игрушке, развлечению, проявлять навыки самостоятельности.

Полученные знания позволили подойти к понятию собственного «Я», т. е. прообразу самооценки, и научиться правильно оценивать свои поступки и на их основе различать чувства других детей, выработать основы совместной деятельности со сверстниками.

Взаимодействие с семьей

в процессе  формирования личности детей 2-3 лет

Задачи социально-личностного развития невозможно реализовать без взаимодействия с родителями. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач деятельности воспитателя - создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Сотрудничество с родителями создает оптимальные условия формирования социального опыта ребенка, ее саморазвития, самовыражения и творчества. Общими условиями сотрудничества с родителями по социальному развитию являются:

обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка в группе детского сада;

сохранение и поддержание единой линии позитивного социального развития детей в ДОУ и семье;

уважение личности ребенка, осознание самоценности дошкольного детства;

формирование у ребенка положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.

Дети раннего возраста впервые приходят в детский сад и проходят сложный и долгий процесс адаптации. У кого-то он проходит легче, у кого-то тяжелее, но у большинства этот процесс растягивается на весь год. Дети привыкают к детскому саду и психологически, и физически. В первой младшей группе очень высокая заболеваемость – дети болеют от 9 до 15 раз за учебный год. Большинство детей не могут регулярно посещать дошкольное учреждение, вследствие чего воспитываются в домашних условиях, а родители, выступающие в роли педагогов, порой не обладают достаточным запасом специальных педагогических и психологических знаний. У родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьёзным проблемам в формировании личности ребёнка, нарушениям социальной адаптации.

В целях обеспечения социального партнерства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия с родителями по формированию личности ребенка был составлен план работы с родителями в этом направлении. Взаимодействие педагогов детского сада с родителями осуществляется по нескольким направлениям:

  • изучение условий жизни и психологического климата в семье;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • организация совместной деятельности семьи и детского сада.

Первое направление – изучение педагогами условий жизни и психологического климата в семьях дошкольников, а также особенностей поведения детей в домашних условиях.
С этой целью при приеме детей в группу был проведен экспресс-опрос родителей.

Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее :

1. На вопрос «Знакомы ли Вам возрастные особенности развития личности  и проблемы взаимоотношений со сверстниками детей 2-3 лет?» 70% родителей ответили, что имеют плохое представление об этом.  Это говорит о том, что родители плохо осведомлены в вопросах социального воспитания детей раннего возраста.
2. Подавляющее большинство родителей (80%) занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОУ. Родители объясняют это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только педагоги ДОУ.
3. 65% родителей хотели бы получать информацию о социальном развитии своих детей на родительском собрании, посредством индивидуальных бесед, из информационных листов.

Второе направление связано с педагогическим просвещением родителей. Педагогическое просвещение включает практическое применение и теоретическую грамотность человека в вопросах образования, умение передать подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями. Для повышения педагогической культуры родителей в вопросах социализации дошкольников использовались разные формы работы: групповые и индивидуальные консультации для родителей, семинары-практикумы, мастер-классы, родительские собрания, создание папок-передвижек, буклетов, информационных листов, газет, памяток, видеотеки, аудиотеки и др.

Была использована такая форма как «Родительская почта»: в приемной установили  2 ящика – один для вопросов, другой для ответов. Преимущество  данного метода в том, что у родителей не всегда есть время поговорить с воспитателями, они стесняются о чем-то спросить, а воспитателям дается возможность подготовить ответы. Такая форма дает возможность посмотреть специальную литературу, обратиться к психологу, логопеду, методисту.

Активно применялись консультации для родителей детей дошкольного возраста.

Проведены консультации по темам:

  • «Особенности социально – личностного развития детей раннего возраста».
  • «Воспитание самостоятельности у детей 2-3 лет».
  • «Развитие эмоций у детей»
  • «Я не жадина».
  • «Воспитываем мальчиков, воспитываем девочек».
  • «Правила поведения за столом».
  • «Развиваем коммуникативные навыки» 
  • «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

Были использованы наглядно-информационные методы:

  • папки – передвижки «Что умеет Ваш ребёнок», «Игры для развития коммуникативных навыков», «Агрессивный ребенок»;
  • стендовая информация «Учите вежливости личным примером», «Давайте поиграем»;
  • памятки для родителей « Азы этикета», «Учимся, играя».

Проведены родительские собрания по темам: «Первый раз в детский сад: проблема адаптации детей в детском саду», «Хорошо нам вместе жить, научились мы дружить: проблема взаимоотношений в детском коллективе»; «Некогда нам здесь болеть, будем лучше песни петь: профилактика заболеваемости, укрепление иммунитета», «Мы уже не малыши, посмотри, как хороши: достижения детей за учебный год».

Следующим направлением в работе с родителями стало организация совместной деятельности семьи и детского сада.

Использовались такие формы взаимодействия как подготовка и проведение совместных праздников и развлечений, тематических альбомов, защита семейных презентаций «Моя семья», выставки поделок, изготовленных родителями и детьми.

Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи осуществлялось с помощью разнообразных форм и методов. В работе с родителями мы старались избегать формализма и разнообразить  нашу работу. В результате такой целенаправленности произошло осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс социального развития личности ребенка.

К тому же, данный алгоритм взаимодействия с родителями можно применить ко всем образовательным областям ФГОС дошкольного образования.

4-й этап. Подведение итогов.

Результатом нашей работы стало повышение уровня социально-личностного развития детей. Результаты детей отражены в групповой диагностической карте (Приложение 2). Средние показатели заметно увеличились (Таблица 2).

Таблица 2.

Шкала

Входной мониторинг

Итоговый мониторинг

Динамика

Высокий уровень

14

14

Средний уровень

9

7

-2

Низкий уровень

13

1

-12

Всего

22

22

Итого, % качества

40,91%

95,45%

55%

Результаты итогового мониторинга

В данной таблице отражается уровень социально-личностного развития детей на начало учебного года и на конец.  Наглядное представление о распределении детей по уровню социально-личностного развития в конце года можно увидеть на диаграмме (Рисунок 3).

Рисунок 3. Распределение детей в группе по уровню социально-личностного развития.

Высокий уровень развития социально-личностной сферы  в конце года у 64 % детей,  32% показали средний уровень развития, 4% – низкий.  Большинство детей называют, имеют четкие представления о половой принадлежности; могут назвать имена родителей, имеют четкие представления о детском саде, о его положительных сторонах. Почти все дети проявляют доброжелательность к сверстникам, могли играть рядом, знают, что такое дружба, помогают товарищам, жалеют плачущих детей. Не все умеют вести себя спокойно, не бегать, не шуметь, некоторые не всегда реагируют на просьбы взрослого. По уровню сформированности компонентов социально-личностного развития дети распределились следующим образом (Рисунок 4):

Можно проследить положительную динамику формирования знаний умений и навыков в направлении социально-личностного развития (Рисунок 4).

Рисунок 4. Динамика уровня развития социально-личностной сферы детей.

Мониторинг на конец года позволил выявить успешность детей в области социально-личностного развития, а также показал тех детей, с которыми нужно продолжать работу в данном направлении. В целом можно сделать вывод об эффективности нашей работы по социально-личностному развитию детей.

Изучение особенностей социально-личностного развития детей раннего возраста, его динамики  представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

Таким образом, использование разнообразных видов деятельности педагога с детьми, способствует формированию самооценки, расширению представлений о себе, возникновению первых взаимоотношений в детском коллективе. По окончанию проведенной работы дети значительно повысили уровень навыков и умений:

в поведении детей стали проявляться доброжелательность, эмоциональная отзывчивость;

повысилось умение играть рядом не ссорясь, помогать сверстникам, возрос интерес к совместным играм;

сформировались навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова "спасибо" и "пожалуйста";

дети научились спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбы взрослого;

сформировались устойчивые представления о себе и своей семье, о положительных сторонах детского сада.

Перспективой  дальнейшей работы является использование других видов деятельности для социально-личностного развития детей, изучение методик и их использования в данном процессе.

Список использованных источников

1.

Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001 год. - 384 с.

2.

Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Т.М. Бабунова. - М.: ТЦ Сфера, 2007 год. - 208 с.

3.

Белинская, Е. П. Социальная психология личности [Текст]: учеб. пособие для. студ. высш. учеб. Заведений / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Академия, 2009 год. - 304 с.

4.

Бехтерев, В.М. Личность и условия её развития и здоровья [Текст] / В.М. Бехтерев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Л.В. Куликова. - СПб: Питер, 2001 год. - 480 с.

5.

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе  [Текст] / Л.И. Божович. - СПб: Питер, 2008. - 398 с.

6.

Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6-ти томах   / А.В. Запорожец - т. 3. -  М.: ТЦ Сфера, 2003 год. - 367 с.

7.

Детство [Текст]: примерная образовательная программа дошкольного образования / под. ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2014 год. - 280 с.

8.

Истоки [Текст]: примерная образовательная программа дошкольного образования / М.Н. Лазутова. -  М.: ТЦ Сфера, 2014 год. - 161 с.

9.

Князева, О. Л., Стрекина, Р.Б. Я, ты, мы [Текст]: учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / О.Л. Князева, Р.Б. Стрекина. -  М.: Дрофа, ДиК, 1999 год. -  128 с.

10.

Козлова, С.А. Я - человек  [Текст]: программа  дошкольного образования/ С.А. Козлова. -  М.:Сфера, 2009 год. - 178 с.

11.

Левшина, Н.И., Бабунова, Т.М. Социально-личностное развитие и воспитание в ДОУ [Текст]: методическая разработка для детских садов / Н.И. Левшина, Т.М. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008 год. - 258 с.

12.

Леонтьев, А.Н. Основные процессы психической жизни  [Текст]// Леонтьев А.Н. Философия психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1994 год.  -  288 с.

13.

Мельникова, Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника [Текст]: монография / Н.В.Мельникова, Р.В. Овчарова. - СПб.: Амалтея, 2008 год. - 336 с.

14.

Мухина, B.C. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / B.C. Мухина. - М.: Академия, 2000 год. - 456 с. 

15.

Олейников, С. П., Телюкова, Г. Г. СОНАТА-ДО: Программно-диагностический комплекс для ДОУ [Электронный ресурс] -  Волгоград: Учитель, 2015. - Режим доступа: http://www.uchmag.ru/estore/e390395/?s=9471 

16.

От рождения до школы [Текст]: основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 год. - 304 с.

17.

Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы  [Текст]  / Б.Д. Парыгин. - СПб.: ГУП, 2010 год. - 538 с. 

18.

Петровский, А.В. Основы теоретической психологии [Текст]: учебное пособие для вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Асадема, 2001 год. - 528 с.

19.

Реан, А.А. Психология детства [Текст]: учебник / А.А. Реан. - СПб.: прайм "Евро-Знак", 2003 год. - 368 с.

20.

Родник [Текст]: программы дошкольного образования / под ред. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина и др. - М.: Школьная пресса, 2007 год. - 194 с.

21.

Рылеева, Е.В. Педагогическая технология "Открой себя" [Текст] / Е.В. Рылеева // Детский сад от А до Я. - 2005 год. - № 5. - с. 12-25.

22.

Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека  [Текст]: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. -  М.: Школа-Пресс, 1995 год. - 384 с.

23.

Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. - М.: Валдос, 2006 год. - 366 с.

24.

Фельдштейн, Д.И. Психология взросления [Текст]: избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ, 2004 год. - 672 с.  

25.

Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста  [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Филиппова, Н.Ю. Молостова, И.Н. Кольцова, Е.В. Прима. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2009 год. - 421 с.

26.

Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст]: избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - Воронеж: НПО «Модэк», 2001 год. - 417с.

Приложения

Приложение 1

Групповая карта входного мониторинга

Группа

ФИО

Социально-коммуникативное развитие

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Ребенок в семье и сообществе

Уровень показателя "Социально-коммуникативное развитие"

2-3 года

2-3 года

2-3 года

Входной мониторинг

Средний балл

Входной мониторинг

Средний балл

Входной мониторинг

Средний балл

Вторая группа раннего возраста

Багрова Анастасия

0,8

1,5

1,33

2

1,06

1,75

Бакиев Владислав

0,8

1,5

1,33

2

1,06

1,75

Бобровская Арина

0,6

1,2

0,33

1,17

0,47

1,19

Волховицкая Милания

0,6

1,4

1,33

2

0,96

1,7

Вергунов  Роман

0,6

1,5

1,67

2

1,14

1,75

Колупаев Александр

1,2

1,8

1,67

2,17

1,44

1,99

Кореневская Вера

1,6

2,1

0,67

0,84

1,14

1,47

Кривенко Тимофей

1,4

1,9

1,67

2,17

1,53

2,04

Мазенкова Алиса

0,2

0,8

1

1,5

0,6

1,15

Новикова  Марья

1,2

2,1

1

1,67

1,1

1,89

Новикова Ира

1,2

2,1

1

2

1,1

2,05

Спицин Давид

0

1

0,67

0,84

0,34

0,92

Худорожкова Вероника

1,2

1,9

2

2,5

1,6

2,2

Шелкова Дарья

1,4

1,9

2

2,5

1,7

2,2

Якубик Никита

0,4

1,1

1

1,84

0,7

1,47

Демина Арина

1,6

2,1

2

2,34

1,8

2,22

Козяйкина Светлана

1

1,6

0,67

1,17

0,83

1,39

Бочегов Владимир

0,8

1,6

1,67

2,17

1,24

1,89

Отрощенко Ксения

1,2

2,1

1

2

1,1

2,05

Пирогов Евгений

0,4

1,2

0,67

1,34

0,54

1,27

Иванов Максим

0,4

1,2

0,67

1,17

0,54

1,19

Ларионова Элина

1,2

2,1

1,33

2

1,26

2,05

В среднем

0,9

1,62

1,21

1,79

1,06

1,71

Приложение 2

Групповая карта итогового мониторинга

Социально-коммуникативное развитие

ФИО

Социализация, развитие общения

Ребенок в семье и сообществе

Уровень развития

Входной

Итоговый

Входной

Итоговый

Входной

Итоговый

Багрова Анастасия

0,8

2,2

1,33

2,67

1,06

2,44

Бакиев Владислав

0,8

2,2

1,33

2,67

1,06

2,44

Бобровская Арина

0,6

1,8

0,33

2

0,47

1,9

Волховицкая Милания

0,6

2,2

1,33

2,67

0,96

2,44

Вергунов  Роман

0,6

2,4

1,67

2,33

1,14

2,37

Колупаев Александр

1,2

2,4

1,67

2,67

1,44

2,54

Кореневская Вера

1,6

2,6

0,67

1

1,14

1,8

Кривенко Тимофей

1,4

2,4

1,67

2,67

1,53

2,54

Мазенкова Алиса

0,2

1,4

1

2

0,6

1,7

Новикова  Марья

1,2

3

1

2,33

1,1

2,67

Новикова Ира

1,2

3

1

3

1,1

3

Спицин Давид

0

1

0,67

1

0,34

1

Худорожкова Вероника

1,2

2,6

2

3

1,6

2,8

Шелкова Дарья

1,4

2,4

2

3

1,7

2,7

Якубик Никита

0,4

1,8

1

2,67

0,7

2,23

Демина Арина

1,6

2,6

2

2,67

1,8

2,63

Козяйкина Светлана

1

2,2

0,67

1,67

0,83

1,94

Бочегов Владимир

0,8

2,4

1,67

2,67

1,24

2,54

Отрощенко Ксения

1,2

3

1

3

1,1

3

Пирогов Евгений

0,4

2

0,67

2

0,54

2

Иванов Максим

0,4

2

0,67

1,67

0,54

1,83

Ларионова Элина

1,2

3

1,33

2,67

1,26

2,83

В среднем

0,9

2,3

1,21

2,37

1,06

2,33

Уровень качества

30%

77%

40%

79%

35%

78%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальность комплексного использования возможностей физкультурно-оздоровительной работы в формировании личности ребенка – дошкольника»

Личность человека начинает формироваться ещё в детстве. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире...

Овладение родным языком – стержень полноценного формирования личности ребёнка дошкольника

Овладение родным языком – стержень полноценного формирования личности ребёнка дошкольника...

Памятка "Роль детской литературы в формировании личности ребенка-дошкольника"

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания....

Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника

Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а так же хара...

Конспект родительского собрания на тему: «Роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника»

Цель: расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать компетентными родителями.Задачи: показать роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника,Дать некоторые р...

« Роль педагога в формировании личности ребенка - дошкольника»

Взаимодействие педагогов и детей, собственно, и проходит развитие личности ребенка. Да, семья - это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, несо...

Педагогическое сопровождение формирования личности старшего дошкольника из неблагополучной семьи.

Педагогическое сопровождение формирования личности старшего дошкольника из неблагополучной семьи.А.А.БирюковаНаучный руководитель – Н.Ю.Казачкова,Преподаватель высшей категории ГБПОУ «Дзер...