Семинар – практикум «Проведение прогулки летом в соответствии с ФГОС»
методическая разработка на тему

Салагина Надежда Николаевна

Летнюю работу в ДОУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей. Необходимо заранее подготовиться к предстоящему летнему периоду:

подготовить участок, оборудование, выносной материал, необходимый для деятельности детей, учитывая максимальное пребывание их на воздухе;

 составить план летней оздоровительной работы;

 провести необходимую работу с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx42.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Семинар – практикум

       «Проведение прогулки летом в соответствии с ФГОС»

                 

                    Особенности проведения летней прогулки.

Летнюю работу в ДОУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей. Необходимо заранее подготовиться к предстоящему летнему периоду:

подготовить участок, оборудование, выносной материал, необходимый для деятельности детей, учитывая максимальное пребывание их на воздухе;

 составить план летней оздоровительной работы;

 провести необходимую работу с родителями.

Структура прогулки:

1.Наблюдение.

1.1.Экспериментирование.

1.2.Конструирование.

2. Подвижные игры , игры упражнения.

3. Труд детей на участке.

4. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

5. Самостоятельная игровая деятельность

Планирование прогулки.

В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе).

 Требования СанПин 2.4.1. 3049-13г

Настоящее положение регламентирует организацию прогулок в Учреждении.

Требования к продолжительности прогулки.

 Режим длительности проведения прогулок на улице.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. Общая продолжительность прогулки составляет 4 – 4,5 часа.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

Наблюдения.    Особое место для всестороннего развития детей имеют наблюдения в природе. У каждого летнего месяца есть свои характерные особенности, и воспитатель должен знать последовательность наступления тех или иных явлений, чтобы организовать интересные наблюдения с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков.  Можно организовать наблюдения в детском саду в цветнике или на участке земли, отведенном под огород, где дети могут принимать участие в посадке и сборе урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Для детей старших групп можно организовать дежурство на участке.

Виды наблюдений:

                     Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). 

Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).

                     Наблюдения за транспортом.

                     Наблюдения за живым объектом.

                     Наблюдения за трудом взрослых. 

При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы.

Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. 
В течение месяца можно провести четыре наблюдения примерно в такой же последовательности (подготовительная группа):

                     1-я неделя — (целевая прогулка) природоведческая;

                     2-я неделя — наблюдение за бытовыми объектами;

                     3-я неделя — наблюдение за природоведческими объектами ;

            4-я неделя — наблюдение за общественными явлениями, трудом людей.

Фиксация наблюдений.

  Фиксацию наблюдений можно разделить на несколько видов:

Ментальные-словесные:

- ребенок рассматривает объект и составляет о нем устный рассказ.

- для тренировки зрительной памяти (рассматриваем объект – закрываем глаза и даем его описание).

- сравнение объекта с уже известным(средняя группа – акцент на отличительные признаки; старшая группа – акцент на сходство).

- включение материалов наблюдений в дидактические игры(«опиши- мы отгадаем», «что изменилось?»; «найди такое же»).

- прием- напоминание.

- прием- одновременное изучение двух взаимообратных процессов

Использование готовых форм (этот способ подразумевает самостоятельность детей; даем несколько картинок – дети выбирают правильный вариант из нескольких предложенных).

- картинки, фотографии, схематичные зарисовки, объемные изображения- могут быть игрушки, циферблаты со стрелкой, отдельные буквы и слова, листы бумаги с прорезями(способ этот можно начинать использовать с середины второй младшей группы, в средней группе, даже в старшей и подготовительной группах).

 

 Подсчет количества объектов на участке детского сада (количество деревьев, кустарников одного вида

  Рисунки- прогнозы полезны для формирования у детей реальных представлений о длительности и последовательности протекания тех или иных процессов (Например: замочили семена гороха. Задание: нарисовать как они будут выглядеть через неделю).

 

  Фотографирование является очень ценным способом фиксации наблюдений. Фотографировать можно любые объекты нужное количество раз в разное время года, при любой погоде, на разных стадиях развития. Формы работы с фотографиями на занятиях разнообразны:

 - рассмотреть фотографию, вспомнить увиденное

- составить рассказ

- сложить в определенном порядке – «Что сначала, что потом»

- находить сходства и различия между объектами

- играть в разные дидактические игры «Найди по описанию»

- решать логические и экологические задачи (что хорошего сделал человек, что плохого; как  вести себя в природе; правильно ли поступают дети и т.д.

 

Изобразительные способы:

 Зарисовки- самый распространенный, но не самый легкий, т.к. у детей недостаточно развиты изобразительные умения. В зависимости от возраста – зарисовки делает воспитатель, отдельные дети или вся группа.

 Систематическое зарисовывание наблюдений ведется не каждый день, а только важных деталей, которые сильнее всего меняются в ходе наблюдений.

 Экспериментирование.

Экспериментирование на прогулке, позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении, взаимозависимости, закономерности. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, по ознакомлению с природными явлениями,  с этическими правилами жизни в обществе.

Задачи экспериментальной деятельности:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- познакомить с основными чертами рельефа планеты: горы, озёра.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 25-30 минут

Примерный  план  на лето - экспериментальной деятельности в подготовительной группе:

«Замки из песка» (Свойства мокрого песка)

«Свет и цвет»

«Состояния воды»

«Магнетизм»

«Человек и законы природы»

«Свойства воздуха»

«Портрет Земли»

 

Конструирование  

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

 Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно и изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования , поэтому должны соответствовать своему назначению. Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. п 

  

Игры.    Игры на прогулке. Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала - песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. - способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета. Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка Важно вызывать интерес детей ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствуют разностороннему развитию.

Планирование подвижных игр.

На каждый день недели следует планировать игры разного содержания и характера;

Подбирая игры, следует учитывать предыдущую и последующую деятельность детей;

На прогулке проводятся две игры: одна подвижная, вторая спокойная;

Общая длительность игры составляет 5-6 минут в младшей группе, 6-8 минут в средней группе, 8-10 минут в старшей и подготовительной группах;

Игра повторяется 4-5 раз в течение недели.

Виды игр на прогулке:

  • спортивные упражнения
  • игры-эстафеты;
  • забавы;
  • аттракционы;
  • сюжетные подвижные игры;
  • бессюжетные подвижные игры;
  • народные игры;
  • хороводные.
  •      требованиями СанПин 2.4.1. 3049-13г;

Организация детской активности:

В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:

     подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке:

     в младшей группе  – 6 – 10 минут;

     в средней группе  – 10-15 минут;

     в старших и подготовительных – 20-25 минут.

На вечерней прогулке: в младших и средних группах – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 12 -15 минут. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте – спортивными играми, играми с элементами соревнований.

Труд.   Помня, какое огромное значение имеет целенаправленная деятельность для формирования личности ребенка, воспитатель находит немало дел, к которым можно привлечь детей. Каждый ребенок должен иметь определенные обязанности. Это, прежде всего, дежурства, в которых принимают участие все дети. В летнее время, кроме дежурства по столовой, по уголку природы, вводятся и другие дежурства: по огороду, по участку. 

Трудовая деятельность

Виды и формы трудовой деятельности детей на прогулке:

  • Поручения (индивидуальные и групповые); по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
  • Коллективный труд;
  • Хозяйственно-бытовой труд (на веранде, участке);
  • Труд на цветнике, газонах, огороде;
  • Ручной труд (в летний период).

 При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:

-  летом рекомендуется работать  с детьми не в жаркие часы (утром и вечером);

 -материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;

-категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие;

-предметов вызывающих аллергию и соответствующих возрастным особенностям детей.

-правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление, прополка и подноска воды).

 Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

Индивидуальная работа.

 Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребёнка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т.п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

Самостоятельная деятельность детей.

Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе  повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, чтобы никто  не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.

Развлечения.

Одним из важнейших вопросов в работе в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованными развлечениями.

Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.

Какие формы работы могут соответствовать этим условиям?

Летние праздники.

Настоящий клад для организации летнего досуга детей – народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры.

В летнее время на улице с детьми можно организовать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, лепка и т.д.) Для этого на участке должны быть созданы соответствующие  условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты). Тематика продуктивной деятельности может быть самой разнообразной.

Знакомство с окружающей действительностью, наблюдение за природой летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают благоприятные условия для развития коммуникативных качеств у дошкольников.

Большое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр – драматизаций.

Лето – благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков.

Нужно так подготовить и организовать жизнедеятельность детей в летний период, чтобы они смогли увидеть необычное в обычном, возможное в невозможном, чувствовали любовь и заботу, жили в мире радости, красоты, интересных дел, игры и сказок.

  Конкурс рисунков на асфальте: «Здравствуй, лето!», «Весёлое солнышко». С большим удовольствием они изображали самое яркое и любимое время года. Конечно, очень привлекает  песочница, эксперименты с песком,  строят из песка различные сооружения. Опыты с водой и песком – это самое удивительное и притягивающее занятие. Желание сотворить что-то, немного побаловаться и испачкаться разве это не чудо?

Работа с родителями:

Главная задача взаимодействия воспитателей с родителями – установление партнёрских отношений, которые позволяют объединить усилия в воспитательном процессе, создать атмосферу общности интересов.

Работа с родителями на летний период

1. Родительское собрание на тему" Лето красное - для здоровья прекрасного".

2. Подготовка детских площадок к летнее - оздоровительному сезону.

3. Беседа о детском травматизме, укусах ядовитых насекомых, о солнечном и тепловом ударе.

4. Участие родителей в праздниках и развлечениях.

5. Беседа о противопожарной безопасности.

6. Консультация для родителей на тему " О необходимости иметь головной убор в жаркую погоду".

7. Физкультурный досуг " Мама, папа я - спортивная семья".

8. Консультация для родителей " Здоровье всему голова"

9. Консультация для родителей " Чем заняться летом".

10. Фотогазета для родителей " Лето - праздник солнце и света".

11. Мастерская добрых дел помощь родителей в изготовление поделок из бросового материала.

12. Семейный час « Берегите природу».

13. Акция пусть цветет наш детский сад.

14. Семейный конкурс пословиц и поговорок о лете.

15. Примерные рекомендации по закаливанию детей в летний период.

16. Беседы о поведении детей около водоемов, в лесу.

17. Беседа об укусах ядовитых насекомых, ядовитых растений.

18. Консультация для родителей . Исполнение ПДД на улице детьми в летнее время".

  

Конспект прогулки в подготовительной группе на тему "Песок"

Задачи:
- продолжать учить правильному поведению в природной среде;
- развивать познавательный интерес ребенка в процессе наблюдения, экспериментирования;
Наблюдение за песком.
Цель: Закрепить знания о свойствах песка.
Материалы: песок, вода, лупа, глина, палочка.
Отгадывание загадки. 
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!
(Песок)
Воспитателем предлагается наблюдать за песком. Рассматривание песка на ладонях. Наводящие вопросы воспитателя:
-какого цвета?
-сухой или влажный?
-липкий или сыпучий?
Предлагается рассмотреть песок через лупу.
-какой формы крупинки?
-прозрачные или мутные?
-мелкие или крупные?
-одинаковой формы или разной формы? 
-в чем польза песка для человека?
-как вреден и опасен песок?
(Ответы детей и маленькое обсуждение по каждому ответу).
А чем же отличается песок от глины?
(Ответы детей)
Воспитатель предлагает их сравнить простым опытом.
Ход опыта. Аккуратно налить воду в лунку с песком. Потрогать песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым.) А куда исчезла вода? Попробовать посадить палочку в песок. В какой песок она легче входит? Затем налить воду на глину. Как впитывается вода? (Медленнее, чем в песок.) Посадить палочку в глину. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую. Напомнить детям, что, когда человек сажает дерево, он это делает в политую землю.
Вывод. Песок быстрее пропускает воду, чем глина.
П/игра «Не пропусти песчинку»
Цель: развивать ловкость движений, быстроту.
Ход игры: Играющие становятся вкруг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустит мяч, становится водящим и встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг. Игра повторяется.
И/у «Считайте ногами».

 Индивидуальная работа.
Цель: развитие глазомера.
Ход игры: на асфальте рисуется квадрат со стороной, равной 1 метру. 2 ребенка становятся в центр квадратов, им завязывают глаза и просят выполнять точно команды: «Кругом», «6 шагов вперед», «2 прыжка на левой ноге вправо», «Кругом», «А теперь вернитесь в квадрат и пожмите друг другу руки». Побеждает тот, кто ближе всех окажется к своему месту.

Труд на участке. Вместе с детьми полить цветы, напомнить им, как надо лить воду, как направлять струю, чтобы не смыть обитателей цветников: на цветах живут различные насекомые, и, поливая цветы сверху, мы смываем их и многие гибнут в воде. 
Самостоятельные игры с песком и выносным материалом.

Дата проведения: 02.07.2015г.

Ответственные:заместитель заведующего Н.В.Коновалова.

Воспитатель: Н.Н.Салагина       Воспитатель:Н.В.Пичугина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар –практикум «Провидение прогулок летом в соответствии с ФГОС» в группах раннего возраста

Провидение прогулок летом в соответствии с ФГОС»в группах раннего возраста...

семинар-практикум "Планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Цель: обобщение знаний педагогов о реализации комплексно-тематического планирования в условиях ФГОС ДО....

«Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Повестка.1. Теоретическая часть:ФГОС ДОречевое развитие.Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.2. Практическая часть:Использование игровых форм и методов, элементов совреме...

Методическая разработка в рамках семинара -практикума «Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО: новая образовательная практика ООП ДО «Вдохновение» Тема: Проектирование совместной деятельности детей и взрослых при организац

Методическая разработка в рамках семинара -практикума«Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО: новая образовательная практика ООП ДО «Вдохновение»...

Семинар-практикум ПРОВЕДЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТОМ ДОШКОЛЬНИКОВ

laquo;Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра – особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ог...