рабочая программа 1 младшая группа
рабочая программа (младшая группа) на тему

Метелева Лидия Валерьевна

рабочая программа сырая.без титульного листа,нужно много дорабатывать.написана по "детству"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programmma.docx103.1 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа воспитателя первой младшей группы ДОО

Пояснительная записка

Актуальность программы

Закон «об образовании в Российской Федерации» ст.48 «обязанности и ответсвенность педагогических работников» гласит:

«1.педагогические работники обязаны:

  1. Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса. В соответствии с утвержденной рабочей прграммой»

Однако в законе нет прямого определения рабочей программы и не обозначены требования к ней.

На основе анализа педагогической практики и методических рекомендаций для учителей школ была разработана программа воспитателя первой младшей группы.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДО

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне первой младшей группы.

Срок реализации 1 год 2016-2017 уч.год.

Принципы и подходы к реализации программы.

Принцип деятельности: решение образовательных задач в раннем возрасте должно опираться на особенные виды деятельности этого возраста, а именно это-предметная деятельность. В соответсвии с этим содержание программы построено на включение детей в самостоятельные и совместные со взрослыми действия с разными предметами, эксперементирование с песком и водой, красками, пластическими материалами.

Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых..он заключается в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых и детей. Оно предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка. Уважение к его интересам и потребностям. Дети раннего возраста очень чувствительны к отношению взрослого. Дображелательность и эмоциональная выразительность ,внимание к настроению ребенка, отношение к нему как к личности-главные моменты при взаимодействии с ребенком.

Принцип поддержки инициативы детей. В программе предусмотрены варианты предоставления каждому ребенку варианта игр, занятий и материалов.

Принцип полноты содержания образования, требования ФГОС ДО к содержанию образования развития ребенка, содержание дошкольного образования включает в себя следующие сферы развития ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое  и речевое.

Принцип интеграции содержания. принцип предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности.

Принцип сотрудничества с семьей реализуется через взаимодействие педагогов с родителями. Игры и занятия с детьми прописанные в программе могут  легко организованы в домашних условиях.

Особенности развития детей раннего возраста

На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями.

Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий, но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.

Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.

В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют.

Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они

начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских

высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова,

придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение

грамматических форм.

Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения,

воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития  дошкольников.

Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и

эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое,

сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения. В целом дети становятся более самостоятельнымиактивный словарь слов должен вырасти до 1500-2500 слов к концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Формируются новые виды деятельности-игра,рисование,конструирование.

Цели и задачи реализации программы.

Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания

благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и

творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,другими детьми, взрослыми и миром. Это определяет направленность программы,формируемой в дошкольной организации на индивидуализацию дошкольного образования, которая проявляется при проектировании всех компонентов образовательного процесса (задач, содержания, образовательных технологий).

Следовательно, проектирование образовательной программы опирается на результаты диагностики достижений воспитанников, что позволяет перейти к определению задач программы на основе индивидуальных и возрастных возможностей ребенка.

Стандарт решает задачу объединения обучения и воспитания в целостный

образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,семьи, общества.

Здесь важно подчеркнуть две основополагающие идеи.

1. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс подчеркивает отсутствие в дошкольном образовании предметности. Для проектирования образовательных программ это обозначает уход от проектирования содержания и организации образовательного процесса в соответствии с образовательными областями, так как в этом случае неизбежен разрыв образовательного процесса на отдельные процессы обучения и воспитания в соответствии с содержанием образовательных областей. Стандарт подчеркивает, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (п. 2.6). Конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности —как сквозных механизмах развития ребенка (п. 2.7). Это определяет деятельностный подход к проектированию образовательной программы.

2. Стандарт подчеркивает направленность дошкольного образования на

социализацию ребенка, следовательно, основная образовательная программа

формируется как программа психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Соответственно, духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества должны сквозной линией проходить через все содержание образовательной программы.

Ведущие цели непосредственно программы- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности.

Исходя из поставленных целей, форимируются следующие задачи реализации программы:

  1. Создание условий для благоприятной адаптации детей в ДОУ
  2. Формировать элементарных представлений о себе, своем имени, внешнем виде и т.д.
  3. Формирование первичного опыта социальной жизни: о том что можно и что нельзя, учить здороваться, благодарить
  4. Развивать познавательные потребности, которые реализуются в предметной деятельности
  5. Социально-коммуникативное развитие, предполагает развитие общения  со взрослыми и сверстниками
  6. Речевое общение,которое реализуется в общении со взрослыми
  7. Художественно-эстетическое развитие, направленное к изобразительной, театрализованной и музыкальной деятельности.
  8. Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов двигательной активности, приобщение к ЗОЖ.
  9. Развитие игровой деятельности детей, обеспечивающее преемственность раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников.
  10. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования.
  11. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Реализация поставленных задач осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

-образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности: предметная, игры со строительным материалом и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослыми и совместные игры, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие смысла музыки, Сказок, стихов, двигательная активность, рассматривание картинок.

-образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

-Самостоятельная деятельность

-Взаимодействие с семьями.

Условия для реализации программы

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон (уголков) оснащенных необходимым количеством развивающих материалов(книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.) все предметы доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя  занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуального подхода к ребенку.

В основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому игровая среда каждый раз должна обновляться (постройки, игрушки, материалы),чтобы возбудить желание решать новую игровую задачу. Так же оно должно соответствовать тематическому планированию.

В качестве уголков развития выступают:

Уголок сюжетно-ролевых игр

Уголок ряженья(театрализованные игры)

Книжный уголок

Зона для настольно-печатных игр

Выставка

Уголок природы

Спортивный уголок

Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей (конструирование, изобразительная, музыкальная)

Игровой центр с крупными блоками

Игровой уголок (с игрушками и строит.материалом)

Развивающая предметно-пространственная среда, несмотря на разграниченность зон- динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.при проектировании предметной среды следует помнить ,что застывшая(статичная)предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности-статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем определенная устойчивость и постоянство среды- это необходимое условие ее стабильности, привычности. Особенно, если касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом.)

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает доступ к объектам природного характера, побуждать к наблюдениям на участке детского сада(постоянным и эпизодическим)за ростом растений, участие в элементарном труде, проведению опытов и эксперементов. Так же можно использовать предметно-пространственную среду как культурное пространство(изделия народного творчества, репродукции, предметы старинного и современного быта)

Ребенок социализируется и учится с помощью взрослых, но на своем собственном опыте. Роль взрослого состоит в поддержке детской инициативе, создании среды для ее проявления. В оказании помощи, в осуществлении совместной деятельности.

В работе с детьми раннего возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности.

Обучение идет в увлекательной форме, в работе используются мини игры-занятия в первой и второй половине дня  8-10 минут. В теплое время  года максимальное количество времени проводится на улице. Игры-занятия тоже проводятся там. Группы детей на занятии 4-6 человек.

Образовательная нагрузка представлена в виде учебного плана и рассчитывается исходя из норм СанПиНа и требований ФГОС ДО

Воспитатель может варьировать комплексно-тематическое планирование по каждой теме по своему усмотрению,частично менять названия тем,содержание работы,временной период и .т.п.

Учебный план- документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения. В ДО учебный план представляет собой сетку НОД и образовательной деятельности в режимных моментах в течение дня с распределением времени на основе действующего СанПиНа.

Работа с родителями

Ведущая цель- Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Задачи:

  1. Изучение отношения к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье.
  2. Обмен опытом воспитания в детском саду и семье, а так же трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании.
  3. Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия воспитателей и родителей с детьми.
  4. Привлечение родителей к участию в различных мероприятих разного уровня.
  5. Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка.

Формы работы с родителями:

  • Анкетирование
  • Собрания-встречи
  • Стенды
  • Мастер-классы
  • Совместные выставки.

Особенности организации образовательного процесса

Организация деятельности осуществляется в четырех моделях организации образовательного процесса:

  • Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, предметной деятельности, игры с составными и динамическими игрушками, эксперементирование с водой, тестом  и песком. Общение со взрослыми и сверстниками. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка) восприятие смысла музыки, сказок и стихов, рассматривание картинок, двигательная активность
  • Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Взаимодействие с семьей

месяц

форма

название

сентябрь

анкетирование

«уточнение информации о семьях воспитанников»

Памятки родителям

Какие вещи нужны ребенку в д.с., что давать ребенку в детский сад?

Распорядок дня в детском саду

Оформление стенда

Одежда в осенний период. Прогулки с детьми осенью. Здоровье детей в детском саду

Родительское собрание

Результаты мониторинга в 1 младшей группе, цели и задачи развития детей 1 младшей группы

выставка

Как я провел лето.

октябрь

консультации

Кризисы в развитии детей

субботник

Сделаем красивым наш детский сад

выставка

«осенний калейдоскоп»

стенд

Занятия пап с детьми трехлетками, азбука пдд для родителей

ноябрь

консультация

Простудные заболевания, как укрепить иммунитет народными средствами

Что умеет трехлетка

стенд

Как одевать ребенка в холодное время года

Детское автокресло

выставка

Моя мама лучшая на свете

декабрь

Субботник в группе

Украсим нашу группу

Тематическая выставка

«здравствуй зимушка-зима»

консультация

«поход выходного дня»

Учим малыша наблюдать

собрание

«подготовка к новому году»

Субботник на улице

Постройка городка на улице

январь

консультация

Игра в семье.

Мелкая моторика и речь

стенд

Безопасная зимняя прогулка

выставка

Детско-родительских работ на тему «мороз-красный нос»

февраль

консультация

Безопасность дома для малыша

Игрушки для детей 3-4 лет

наглядность

Самый лучший папа-мой!к 23 февраля

Совместное занятие с папами

Использование лего-конструирования- мы защитники Отечества!

стенд

23 февраля-слава Защитникам Отечества

Мультики и ребенок

март

консультация

Речевое развитие малыша.капризы и упрямство малыша

Какая вы мама, или мамы всякие нужны.

анкетирование

Капризы и упрямство малыша.

наглядность

Весенние прогулки с малышом

Плакат с 8 марта

Совместное занятие с мамами и бабушками

Мы идем на праздник(конструирование из бумаги)

выставка

Моя мама рукодельница

апрель

Субботник на улице

Весна на улице

консультация

Прививки

 Клещи!

Пожарная безопасность для родителей и малышей

Книга –мой друг

стенд

Земля-наш дом

Значение бабушек и дедушек в жизни ребенка

выставка

Моя книжка.

май

собрание

«наши успехи»

консультации

Ребенок на даче

Безопасность питания весной

Укус насекомых

стенд

9 мая:день Победы, 15 мая-день Семьи. Памятка по ПДД

Совместное занятие с родителями посвященное дню Семьи

Поиграй со мной.( запуск самолетиков,рисунки на асфальте, запуск воздушного змея и шариков)

Планируемые результаты освоения программы

К трем годам:

— ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с

ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

— использует специфические, культурно фиксированные предметные действия,знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

— владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может

обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

— проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

— обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

— у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазание, перешагивание и пр.).

Сюжетно-отобразительные и сюжетно-ролевые игры

Отображение в сюжетно-ролевой игре бытовых действий, взрослых, семейных отношений, передача рисунка роли: как доктор слушать больного и делать укол, как шофер крутить руль, как парикмахер подстригать волосы, как кассир выдавать чек и пр. В совместной игре со взрослым воспроизведение действий, характерных для персонажа, проявление добрых чувств по отношению к игрушкам (приласкать зайчика, накормить куклу).

Установление связи игровых действий с образом взрослого (как мама, как папа), с образом животного (как зайчик, как петушок). Подбор необходимых для развития сюжета игрушек и предметов, замещение недостающих игрушек или предметов другими.

Отражение в игровом сюжете эпизодов знакомых стихотворений, сказок или

мультфильмов. К концу третьего года жизни выстраивает цепочки из 2—3-х игровых действий, установление связи между действиями в игровом сюжете (сначала..,потом...).

Наблюдение за игровыми действиями других детей, спокойные игры рядом с

другими детьми. Во втором полугодии — кратковременное игровое взаимодействие со сверстниками.

Передача в движении образов зверей, птиц в играх-имитациях, участие в играх- имитациях, сопровождаемых текстом («Котик и козлик», «Я люблю свою лошадку» и др.). В сюжетных играх — использование построек (строим диванчик, кроватку для куклы и укладываем куклу спать).

Режиссерские игры

Содержанием элементарных режиссерских игр становятся непосредственные

впечатления от окружающей действительности (по улице едут машины и идут люди; мама укладывает дочку спать и накрывает одеялом и пр.).

Разыгрывание сюжетов многократно повторяемых сказок и потешек.

Сюжетная и предметная игры тесно переплетаются: ребенок действует с

шариками, бусинами как с предметами, закутывает их в платочек, качает, возит; шарики становятся птенчиками в гнездышке и опять превращаются в шарики.

По побуждению воспитателя сопровождение режиссерской игры игровыми

репликами персонажей: «Ау, мама! Где моя мама?»; «Я спрятался, меня не видно!», сопровождение речью движений игрушек. Обыгрывание построек в режиссерской игре:поездка на транспорте; катание с горки («Крепче, куколка, держись, покатилась с горки вниз»); постройка из песка будки для собачки; прогулка игрушек по песочным дорожкам.

Дидактические игры

Игры с дидактическими игрушками — матрешками, башенками, предметами.

Настольные игры с картинками, мозаика, кубики и пр.

Ребенок учится принимать игровую задачу: разбирать и собирать игрушки в

правильной последовательности (пирамидки, башенки, матрешки); называть цвет, форму, размер.

Сравнение двух предметов, составление пар. Действия в соответствии с игровой задачей (положить красный шарик в красную коробочку; большому мишке дать большую чашку, маленькому — маленькую). Развитие умения разговаривать с воспитателем по ходу игры: о названии предмета, о его цвете, размере.

Результаты развития игровой деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

Ребенок выстраивает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий.

Принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые

действия в соответствии с ролью.

Игровые действия разнообразны.

Ребенок принимает предложения к использованию в игре предметов-

заместителей, пользуется ими в самостоятельных играх.

Охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое

взаимодействие.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и

родителей

Ребенок отражает в игре хорошо знакомые, не всегда связанные по смыслу

действия.

Игровую роль не принимает («роль в действии»).

Игровые действия воспитателя в самостоятельной игре воспроизводит

частично.

Игровые действия однообразны.

Предметами-заместителями пользуется только по предложению воспитателя.

Редко включается в игру со сверстником, испытывает трудности в

согласовании игровых действий

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

 Социально-коммуникативное развитие

Третий год жизни. 1-я младшая группа

Задачи образовательной деятельности

1. Способствовать благоприятной адаптации детей к детскому саду,

поддерживать эмоционально-положительное состояние детей.

2. Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре

представления об окружающей действительности.

3. Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать

эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться).

4. Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их

внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде.

5. Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о

своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. Развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение.

Содержание образовательной деятельности

Люди (взрослые и дети). Узнавание имен мальчиков и девочек в группе.

Определение детьми особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежды, прически, предпочитаемые игрушки. Отличие взрослых и детей в жизни и на картинках. Показ и называние основных частей тела и лица человека, его действия.

Различение и называние действий взрослых.

Определение ярко выраженных эмоциональных состояний, которые воспитатель называет словом и подчеркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса.

Повторение за воспитателем слов, обозначающих эмоциональное состояние, узнавание на картинках.

Семья. Рассматривание картинок, изображающих семью — детей и родителей. Узнавание членов семьи, называние их, понимание заботы родителей о детях.

Детский сад. Узнавание своей группы, воспитателей. Ориентировки в

помещении группы. Понимание правил «можно», «нельзя». По показу и напоминанию взрослого здороваются, прощаются, говорят «спасибо», «пожалуйста». Проявление внимание к словам и указаниям воспитателя, действуют по его примеру и показу.

Участие вместе с воспитателем и детьми в общих подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх.

Труд. Представление о простых предметах своей одежды (названия), назначении их, способах надевания (колготок, маечек, футболок, штанишек).

Наблюдение за процессами труда взрослых по обслуживанию детей, что

расширяет их кругозор. Называние определенных действий, которые взрослый помогает ребенку выстроить в определенной последовательности.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

Ребенок положительно настроен, охотно посещает детский сад, относится с доверием к воспитателям, общается, участвует в совместных действиях с воспитателем, переносит показанные игровые действия в самостоятельные игры.

Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

Дружелюбен, доброжелателен к сверстникам, с интересом участвует в общих играх и делах совместно с воспитателем и детьми.

Строит сюжет из нескольких связанных по смыслу действий, принимает

(иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью.

Охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое

взаимодействие.

Малыш активен в выполнении действий самообслуживания, стремится к

оказанию помощи другим детям.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и

родителей

Ребенок проявляет недоверие к окружающим, избегает общения, речь развита слабо.

Игровые действия с игрушкой кратковременны, ребенок быстро теряет интерес к своей игре, отнимает игрушки у детей, занятых игрой.

Общее эмоциональное состояние ребенка неустойчиво: спокойное состояние чередуется с плаксивостью, отдельными негативными проявлениями по отношению к сверстникам или взрослым.

Игровые действия воспитателя в самостоятельной игре ребенок воспроизводит

частично; игровые действия однообразны; предметами-заместителями пользуется только по предложению воспитателя.

Выполняет некоторые действия самообслуживания, но только совместно или по предложению взрослого.

Наблюдение за взрослыми сверстниками не вызывает у ребенка интереса.

Исходя из содержания образовательной области,можно сказать,что занятия  по СКР можно проводить во всех видах детской деятельности в течение дня во всех режимных моментах,поэтому выносить в НОД не требуется. Между тем.можно выделить основные темы для  совместной деятельности детей и педагогов.

месяц

тема

литература

сентябрь

Мониторинг по ОО СКР

«Моя семья»

1.с.11

«Осенние листья»

2.с.87

«вежливый медвежонок»

3.с 20

октябрь

Части тела и лица

1.с20

«мальчик Вова»

1.с.22

«наша одежда»

1.с25

«желтое платье»

1.с 26

ноябрь

«обувь»

1.с. 29

«девочка Маша»

1.с. 30

«игрушки»

1.с.14

«наведем порядок»

2.с. 83

декабрь

«снег идет»

1.с 58

«зима»

1 с 57

«зимние забавы»

1.с.62

«зимняя прогулка»

1.с.64

«новый год.елка»

1.с.68

январь

«котенок»

1.с.35

«дикие животные»

1.с.38

«ежик»

1.с.39

Февраль

« в гостях у сказки «колобок»

1.с 43

« Колобок»

1.с45

«В гостях у сказки «теремок»

1.с 51

«строим домик для зверят»

1.с.52

март

«мамин праздник»

1.с 107

«Соберем мамины бусы»

1.с.108

«Весна»

1.с.109

«Кораблик»

1.с 110

«дикие животные весной»

1.с.115

апрель

«домашние животные весной»

1с120

«зоопарк»

1.с. 125

«игрушки для зверят»

1.с 127

«насекомые»

1.с 130

май

«Мячи»

1 с16

«семья»

1.с 9

«скоро лето»

3.с 115

Мониторинг по ОО СКР

1.Ершова     2Погудкина Е.С        3 Стефанко А.В.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Третий год жизни. 1-я младшая группа

Задачи образовательной деятельности

1. Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами,

геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.

2. Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов

окружающего мира, развитии разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

3. Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить

детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца,подбирая пары, группы.

4. Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с

природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.

5. Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов— названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).

Содержание образовательной деятельности

Дети 2—3-х лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства — различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу (по цвету, форме, размеру).

Дети осваивают простейшие умения в различении предэталонов (это как мячик; как платочек). Начинают пользоваться эталонами форм (шар, куб, круг).

Различают среди двух-трех большие и маленькие предметы, длинные и

короткие, высокие и низкие при условии резких различий.

Проявление интереса к количественной стороне множеств предметов.

Различение и показ, где один предмет, где много, находят и называют один, два предмета.

Освоение цветов спектра, использование в собственной речи некоторых слов- названий цвета, часто без соотнесения с данным цветом.

Освоение фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда,

крест), подбор по образцу, «опредмечивание» фигуры. Различение по величине, сравнивание трех предметов по величине.

В процессе ознакомления с природой малыши узнают объекты и явления

неживой природы, которые доступны ребенку для непосредственного восприятия.

Знакомство с животными и растениями, которых можно встретить в ближайшемприродном окружении, а также в детских книжках на иллюстрациях. Общие представления о конкретном животном или растении, отдельных его частях, их характерных признаках, особенностях образа жизни. Освоение отдельных признаков конкретных животных и растений как живых организмов.

Получение первичных представлений о себе через взаимодействие с природой.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

Ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами.

Успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие

признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

Группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей.

Активно использует «опредмеченные» слова-названия для обозначения

формы.

Начинает пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто еще в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и желтый, и зеленый предметы).

Проявляет активность и интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы.

По показу воспитателя обследует объекты природы, использует разнообразные обследовательские действия.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и

родителей

Ребенок пассивен в играх с предметами разной формы, размера, не пользуется действиями, показывающими увеличение или уменьшение, сопоставление, сравнение. Выполняет аналогичное только в совместной со взрослым игре.

В основном раскладывает, перекладывает предметы безрезультатно, словами, обозначающими название форм, размеров, чисел, не пользуется.

У ребенка отсутствует интерес к действиям с предметами и дидактическими игрушками как вместе со взрослым, так и самостоятельно.

Малыш не способен найти по образцу такой же предмет, составить группу из предметов по свойству.

У ребенка отсутствует стремление учитывать свойства предметов в

продуктивной деятельности.

Малыш не понимает слов, обозначающих основные свойства и результаты сравнения предметов по свойству.

Равнодушен к природным объектам.

У ребенка недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые

действия.

месяц

дата

название

литература

сентябрь

мониторинг

мониторинг

Какого цвета

Найди домик

катание шариков

2.с175

Прокати такой же шарик

2.176

Что в мешочке?

2.177

Кто найдет такую же?

2.178

октябрь

Покажи, что назову.

2.22

Нанизывание колец

2.37

Найди по звуку

2.38

Один-много

2.177

Подбери кружочки похожего цвета

2.183

Одень красиво кукол

2.183

Большой маленький

2.185

Спрячь шарик в ладошках

2.185

Что больше?

2.186

ноябрь

Собери игрушки

2.187

Узнай.что в мешочке

2,188

Что изменилось?

2.с190

Что и где слышно?

2.с191

Магазин игрушек

2.191

У кого такая же

2.192

Распутай варежки

2.192

Радужные шары (изучение спектра и их названия)

Круг и квадрат (различие, обводить пальцем по контуру, называть их)

декабрь

Круг, квадрат и треугольник

В царстве животных

Найди такую же фигуру

Вот какая красота-правильно нашли цвета(предмет по цвету)

Цветные парочки

Разноцветные палочки

Найди ниточку для шарика

Вот какая красота-павильно нашли цвета(цвет в предметах)

январь

Четвертый лишний

Наш предмет имеет цвет

1.с53

Разложи фигуры по местам

Веселый поезд(посади зверька в вагончик)

Катится- не катится

Кто в домике живет

1.с42

февраль

Тонущие и плавающие предметы

1.52

Фигурки в домике

1.57

снежинки

1.59

Спрячь в ладошке

Накрой платком

Покормим животных

Большие и маленькие кубики

Две волшебные коробочки

Вкладыши и башенки

март

Найди мне место

Две башни

Два поезда

Построим ворота

Зайцы и лиса

Собираем шишки

Наполни кувшин

Картинки для Маринки

апрель

Высоко и низко,далеко и близко

Возьми зверушку и посади куда скажу

Вверх и вниз

Покажи где право ,а где лево

Построй как я

Домик для мишки

Лист бумаги

Где твоя игрушка

Найди предмету место

май

Соотнеси предмет и картинку

Четвертый лишний

Собери картинку из кубиков

Где право-лево

Мониторинг по ОО «познавательное развитие»

1.Соляник Е.Н развивающие игры для детей раннего возраста

2. Стефанко А.В. организация воспитательно –образовательного процесса в группе детей раннего возраста.

Образовательная область «Речевое развитие»

Третий год жизни. 1-я младшая группа

Задачи образовательной деятельности

1. Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.

2. Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли,

чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения.

3. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие,

направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

Содержание образовательной деятельности

Связная речь

Понимание обращенной речи сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. Реагирование на обращение с использованием доступных речевых средств, ответы на вопросы воспитателя с использованием фразовой речи или формы простого предложения. Отнесение к себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимание ее содержания.

Инициативная связная разговорная речь как средство общения и познания

окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой речи к использованию в речи предложений разных типов, отражающих связи и зависимости объектов.

В словарь входят:

— названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей

предметов;

— названия некоторых трудовых действий и собственных действий;

— имена близких людей, имена детей группы;

— обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих

ребенка взрослых и сверстников.

Грамматическая правильность речи

Освоение большинства основных грамматических категорий: окончаний

существительных; уменьшительно-ласкательных суффиксов; явление словотворчества.

Проявление способности выражать свои мысли посредством трех-, четырехсловных

предложений. Самостоятельная речь детей.

Звуковая культура речи

Развитие звуковой культуры речи включает в себя три основных раздела.

В звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение

практически всех согласных звуков. В двухлетнем возрасте такое несовершенство произношения еще не требует специальной коррекции. Для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата:губ, языка, щек.

В словопроизношении ребенок пытается произнести все слова, которые

необходимы для выражения его мысли. В использовании разных по сложности слов наблюдается устойчивое воспроизведение ритма слова. Преодоление явления пропуска слогов в словах по образцу взрослого.

Выразительность речи. Выражение своего отношения к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных средств и невербальных средств — жестов,мимики, пантомимики (движений). Проявление эмоциональной непроизвольной выразительности речи ребенка.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

Ребенок активен и инициативен в речевых контактах с воспитателем и детьми.

Проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками. Легко понимает речь взрослого на наглядной основе и без наглядности, использует в разговоре форму простого предложения из 4-х и более слов, правильно оформляет его.

Самостоятельно использует форму приветствия, прощания, просьбы и

благодарности.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и

родителей

Ребенок не проявляет интереса к общению: в общении с воспитателем

недоверчив и насторожен, в общении со сверстниками недоброжелателен или замкнут.

Понимает речь только на наглядной основе, нуждается в повторении

обращенной к нему речи.

Отвечает на вопросы преимущественно жестом или использованием

упрощенных слов.

Самостоятельно вступает в речевой контакт только с воспитателем.

Элементарные формулы речевого этикета (приветствия, прощания, просьбы и благодарности) использует фрагментарно, только по напоминанию взрослого.

Речевое развитие идет во всех режимных моментах в течение дня,одно занятие  в неделю по звуковой культуре речи отводится в НОД.

месяц

дата

тема

литература

сентябрь

Мониторинг ОО Речевое развитие

мониторинг

Покажи ,где

Батяева С.В. с 20

Кто так голос подает?

Батяева с 22

октябрь

«повтори»

Батяева с 24

Расскажи историю

Батяева с 26

Баю-бай; попугай

Батяева с 29

Кто это?

Батяева с 30

Как тебя зовут?

Батяева с 31

ноябрь

Скажи,это…

Батяева с 34

чистоговорки

Батяева с 40

Что такое.кто такой?

Батяева с 60

Расскажи историю

Батяева с 62

декабрь

Желтый цвет

Батяева с 78

Части тела

1.31

Дед мороз несет подарки

1.с.61

Новый год

1.с59

январь

Где же наши ручки

1.37

Части тела

У куклы день рождения

1.38

Цыпленок и утенок

1.40

февраль

овощи

1.42

Огородный хоровод

1.44

фрукты

1.44

Красный и желтый цвета

1.46

март

Раздадим игрушки деткам

1.34

Части тела(девочка чумазая)

1.34

Зеленый цвет

1.55

Одень куклу

1.56

апрель

Разноцветные карандаши

1.58

Посуда кухонная и столовая

1.50

Варим куклам суп

1.48

Оденем куклу на прогулку

1.с62

май

Айболит и Мойдодыр

1.71

Научим мишку чистить зубы

1.71

Умывальные принадлежности

1.73

Курочка Ряба

1.76

Мониторинг по оо

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Третий год жизни. 1-я младшая группа

Задачи :

Образовательные:

  • Знакомить детей со свойствами материалов(пластилин, соленое тесто,краски,бумага и т.д.)
  • Знакомить детей с цветовой гаммой
  • Учить пользоваться детей карандашами, красками.кисточкой
  • Учить анализировать и передавать характерные особенности изображаемых предметов в рисовании,аппликации,лепке.конструировании
  • Знакомить детей со свойствами изображаемых предметов
  • Учить передавать несложные движения предметов
  • Учить составлять композиции из готовых и изготовленных самостоятельно форм

Развивающие:

  • Развивать художественно-творческие способности детей
  • Развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов
  • Развивать у детей способности передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках
  • Развивать мелкую моторику

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гармонии и художественный вкус
  • Воспитывать усидчивость
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий
  • Воспитывать нравственные качества,а именно-терпимость,доброжелательность к окружающим
  • Воспитывать умение организовать рабочее место и убрать его.

Задачи образовательной деятельности

1. Вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в образовательных

ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.

2. Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов (в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства).

3. Формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и

самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепке, аппликации,

конструировании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира,принимать замысел, предложенный взрослым, создавать изображение по принятому замыслу.

4. Активизировать освоение изобразительных материалов, инструментов (их

возможностей и правил использования), поддерживать экспериментирование с ними, развивать технические умения, зрительно-моторную координацию, моторные характеристики и формообразующие умения.

5. Развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные

особенности звучания; побуждать к подпеванию и пению; развивать умение связывать движение с музыкой.

Содержание образовательной деятельности

Рассматривание детьми и обыгрывание народных игрушек и предметов

промыслов, разнообразных по материалу изготовления и образам. Дети узнают их названия, функциональную направленность (что с ними можно делать: игрушки — играть, посуда — используется в процессе еды и приготовления пищи и т. п.).

Восприятие, рассматривание разных образов: животных (лошадки, медведя,

собаки, птицы и т. п.), человека (барышни, няньки). Соотнесение изображения с предметами окружающего мира. Узнавание некоторых простых элементов росписи предметов народных промыслов.

Рассматривание знакомых детских книг. Освоение элементарных правил

использования книги. Познание того, что рисунки в книгах — иллюстрации — созданы художниками. Учатся внимательно рассматривать изображение, слушать описание взрослого, соотносить изображенное с собственным опытом.

Освоение детьми некоторых изобразительных материалов: различение,

называние, выбор по инструкции взрослого.

В практических ситуациях освоение некоторых инструментов и действий с

ними, правил использования.

В совместной с педагогом деятельности познание об элементах строительных

конструкторов: название деталей, некоторые свойства, способы крепления.

Освоение способов создания простых изображений: на основе готовых основ —нарисованных взрослым образов, линий, точек и отпечатков.

Музыкальное развитие на третьем году жизни включает слушание

инструментальной музыки (небольшие пьесы для детей) в живом исполнении

взрослого. Музыкально-ритмические движения дети воспроизводят по показу воспитателя — элементы плясок. Музыкальная игра включает сюжетно-ролевую игру,

где дети могут уже исполнять свои первые роли под музыку. Освоение движений, умения слушать музыку, действовать согласно с ней.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

Ребенок с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности: рисовать, лепить или поиграть с игрушками (народных промыслов).

Любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым.

Эмоционально воспринимает красоту окружающего мира: яркие контрастные

цвета, интересные узоры, нарядные игрушки.

Узнает в иллюстрациях и в предметах народных промыслов изображения

(люди, животные), различает некоторые предметы народных промыслов.

Знает названия некоторых изобразительных материалов и инструментов,

понимает, что карандашами и красками можно рисовать, из глины лепить.

Самостоятельно оставляет след карандаша (краски) на бумаге, создает простые изображения (головоноги, формы, линии, штрихи), научается ассоциировать (соотносить) созданные линии, фигуры с образами, подсказанными взрослым; называет то, что изобразил.

Осваивает простые действия с инструментами, в совместной со взрослым

деятельности создает простые изображения.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и

родителей

Ребенок невнимательно рассматривает игрушки, предметы, иллюстрации;

пытается рисовать, лепить, апплицировать, но при инициативе взрослого.

Увлекается манипулированием с инструментами, затрудняется ассоциировать (соотносить) созданные линии, фигуры с образами; теряет замысел в процессе выполнения работы.

Недостаточно хорошо (согласно возрасту) развиты мелкая моторика,

координация руки и зрения.

Ребенок неуверенно выполняет формообразующие движения; наблюдаетсянеестественность позы, зажатость (напряженность) руки при деятельности.

Различает проявления свойств предметов (только 1—2 цвета, 1—2 формы),выделяет их в знакомых предметах, путает название.

Испытывает затруднения в совместной со взрослым деятельности

(сотворчестве): не умеет приглашать взрослого к совместной изобразительной деятельности, не следит за действиями взрослого, не принимает игрового подтекста ситуации.

Поскольку в нашем детском саду художественно-эстетическая направленность обучения детей, занятия по ХЭР могут быть в разных режимных моментах. Помимо занятий в кружке,есть некоторые занятия в ПР и СКР, в которых прописаны закрепления материала с помощью элементов ХЭР, что прописано в занятиях. А так же в ХЭР входят и занятия  Музыкальным работником у которого составлен свой план работы с детьми данного возраста.

месяц

дата

техника

название

сентябрь

Мониторинг по ОО «ХЭР»

лепка

Дождик на листочке

Рисование карандашами

Нарисуем машину

пение

Прослушивание и пение народных песенок

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством

Знакомство с дымковской игрушкой

октябрь

Чтение литературы

Чтение потешек

Рисование красками

Цветные пятнышки на листе

пение

Прослушивание и Пение народных песенок

Музыкальная игра

 Танцы под музыку с инструментами

ноябрь

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством

Знакомство с матрешкой

Рисование карандашами

Раскрасим досочку

пение

Прослушивание и пение народных песенок

Музыкальная игра

Танцы и пляски под музыку с муз.инструментами

декабрь

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством

Знакомство с гжелевой росписью

Рисование красками

 Разукрашивание чайника под гжель

пение

Прослушивание и пение народных песенок

Музыкальная игра

Танцы и пляски под музыку с муз.инструментами

январь

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством

Знакомство с хохломой

лепка

Слепим тарелочку

пение

Прослушивание и пение народных песенок

Музыкальная игра

Танцы и пение народных песенок  и потешек

февраль

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством

Знакомство с городецкой лошадкой-качалкой

Рисование карандашом

Соединение точек в созданном образе

пение

Прослушивание и пение народных песенок

Музыкальная игра

Танцы и пение народных песенок  и потешек

март

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством

Знакомство с куколкой-берегиней

Рисование красками

Отпечатки ручек-что может получиться?

пение

Прослушивание и пение народных песенок

Музыкальная игра

Танцы и пение народных песенок  и потешек

апрель

Знакомство с музыкальными инструментами

Знакомство с балалайкой

Рисование карандашами

Нарисовать линии как у воспитателя

пение

Прослушивание и пение народных песенок

Музыкальная игра

Танцы и пение народных песенок  и потешек

май

Знакомство с музыкальными инструментами

Знакомство с гармошкой

Рисование красками

Раскрашивание узора

мониторинг

мониторинг

Кружок «Разноцветные ладошки»(часть, формируемая участниками образовательного процесса

месяц

дата

техника

название

сентябрь

аппликация

«первый звонок»

аппликация

«урожай в саду»( морковь и лук на грядку, яблочки на яблоню)

пластилинография

Лепка яблочек на яблоню

Рисование

«Осень пришла» рисование листочка

аппликация

«листопад»

октябрь

рисование

«виноград для воробьев» (рисование пальчиками)

лепка

«бусы из ягод»

рисование

«осминожки»(рисование ладошками)

рисование

Полотенце для куклы Маши(разукрашивание ватными палочками)

ноябрь

аппликация

«снег идет» (кусочки салфеток)

рисование

Разукрашивание снеговика

пластилинография

снеговик

эксперементирование

Разноцветный песок

декабрь

аппликация

Елочка из треугольников

рисование

Рисуем елочку

пластилинография

Украсим елочку

конструирование

Елочное украшение(цепочка)

рисование

Разукрашивание новогоднего подарка

январь

Лепка из соленого теста

«снежинки»

Аппликация из салфеток

«снежки из салфеток»

пластилинография

Торт для кулы

аппликация

« одежда для куклы»

февраль

рисование

«зимние узоры»

пластилинография

«ежик»

аппликация

«облачка»

Лепка из Соленого теста

«сушки –да баранки»

март

эксперементирование

«смешиваем краски»

аппликация

«букет для мамы»

Рисование

«гусеница»(пальчиковая техника)

пластилинография

«Гусеница»

аппликация

«гусеница»

апрель

аппликация

«божья коровка»

пластилинография

«узоры на ковре»(рисунок на пластилине зубочисткой)

рисование

«Дождик»

эксперементирование

«волшебные превращения красок»

май

пластилинография

«солнышко»

рисование

«солнышко»(карандаш»

Рисование

«разукрашивание цветочка красками»

Мониторинг по ОО «ХЭР»

Образовательная область «Физическое развитие»

Третий год жизни. 1-я младшая группа

Задачи образовательной деятельности

1. Обогащать детский двигательный опыт, способствовать освоению основных движений, развитию интереса к подвижным играм и согласованным двигательным действиям.

2. Обеспечивать смену деятельности детей с учетом степени ее эмоциональной насыщенности, особенностей двигательной и интеллектуальной активности детей.

3. Создать все условия для успешной адаптации каждого ребенка к условиям

детского сада.

4. Укреплять здоровье детей, реализовывать систему закаливания.

5. Продолжать формирование умения ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры.

Содержание образовательной деятельности

Узнавание детьми разных способов ходьбы, прыжков, ползания и лазания,

катания, бросания и ловли, построений, исходные положения в общеразвивающих упражнениях. Освоение простейших общих для всех правил в подвижных играх.

Узнавание о возможности передачи в движениях действий знакомых им зверей, домашних животных, птиц, рыб, насекомых, сказочных персонажей.

На 3-м году жизни происходит освоение разнообразных физических

упражнений, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр и их правил.

По мере накопления двигательного опыта у малышей идет формирование новых двигательных умений: строиться парами, друг за другом; сохранять заданное направление при выполнении упражнений; активно включаться в выполнение упражнений; ходить, не сталкиваясь и не мешая друг другу; сохранять равновесие на ограниченной площади опоры; бегать, не мешая друг другу, не наталкиваясь друг на друга; подпрыгивать на месте, продвигаясь вперед; перепрыгивать через предметы, лежащие на полу, мягко приземляться; бросать мяч воспитателю и ловить брошенный им мяч; подтягиваться на скамейке, лежа на груди; ползать на четвереньках, перелезать через предметы; действовать по указанию воспитателя, активно включаться в подвижные игры.

Участие в многообразных играх и игровых упражнениях, которые направлены на развитие наиболее значимых в этом возрасте скоростно-силовых качеств и быстроты (особенно быстроты реакции), а также на развитие силы, координации движений.

Упражнения в беге содействуют развитию общей выносливости.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

Ребенок интересуется разнообразными физическими упражнениями,

действиями с физкультурными пособиями (погремушками, ленточками, кубиками,мячами и др.).

При выполнении упражнений демонстрирует достаточную координацию

движений, быстро реагирует на сигналы.

С большим желанием вступает в общение с воспитателем и другими детьмипри выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх, проявляетинициативность.

Стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям.

Переносит освоенные простые новые движения в самостоятельную

двигательную деятельность.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и

родителей

Малыш не интересуется разнообразными физическими упражнениями,

действиями с разными физкультурными пособиями (погремушками, ленточками, кубиками, мячами и др.).

Ребенок без особого желания вступает в общение с воспитателем и другими детьми при выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх, не инициативен.

Малыш не самостоятелен в двигательной деятельности, не стремится к

получению положительного результата в двигательной деятельности.

В контрольной диагностике его результаты ниже возможных минимальных.

Занятия НОД  по ФР у детей данного возраста проходит с педагогом по физической культуре, так же много занятий проводится в режимных моментах в течение дня.

Ранний возраст. Детство от рождения до трех лет

Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада

Особым событием в жизни малыша 1,5—3 лет является знакомство с детским

садом. Новая ситуация социального развития ребенка несомненно положительно сказывается на его достижениях и успехах, но в том случае, если адаптация крохи к дошкольной организации прошла легко и естественно.

В раннем возрасте наблюдается интенсивное физическое и психическое

развитие ребенка, поэтому любые изменения привычной обстановки, новые условия, в которые попадает малыш, могут привести к чрезмерному напряжению жизненных сил, нарушить гармоничность и последовательность развития. Поскольку у ребенка раннего возраста только начинает формироваться эмоциональная сфера — чувства еще весьма неустойчивы, то изменение привычного распорядка часто сопровождается беспокойством, напряженностью, раздражительностью.

Отсутствие эмоциональных проявлений, замкнутость и заторможенность

поведения тоже сигнализируют о наличии проблем в привыкании ребенка к детскому саду. Кроме того, на протекание процесса адаптации будут влиять особенности темперамента малыша. Переживания ребенка часто влияют на сон и аппетит — малыш плохо засыпает, отказывается от еды. Детей не привлекают игрушки, пропадает интерес к окружающему пространству, снижается речевая активность.

В этот период, вследствие ослабления жизненных сил, организм ребенка

перестает активно сопротивляться инфекциям, что приводит к частым болезням.

Вместе с тем процесс адаптации у каждого малыша проходит по-разному, в

зависимости от его индивидуально-типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка.

Тем не менее выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к

условиям детского сада — легкую, среднюю и тяжелую. В основе данной градации  лежат такие показатели, как:

— быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;

— проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;

— наличие интереса к предметном миру;

— частота и длительность острых вирусных заболеваний.

Основными критериями, влияющими на характер адаптации ребенка

раннего возраста к условиям детского сада, выступают следующие.

1. Особенности его физического состояния. Если ребенок здоров, не был

подвержен частым инфекционным заболеваниям, физически развит, то он обладает высокими адаптивными возможностями, его организм легче справится с новыми нагрузками. Четкий распорядок дня малыша в условиях семьи, хороший сон, правильное питание способствуют быстрому привыканию ребенка к детскому саду.

2. Возраст малыша. Существуют определенные периоды раннего возраста,

неблагоприятные для поступления ребенка в ДОО. В возрастные кризисы (1 и 3 года) возникают противоречия между возможностями и потребностями ребенка, провоцирующие напряжение, в результате наблюдаются капризы, раздражение.

В период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность малыша к матери достигает своего пика. Дети особенно ярко начинают испытывать страх перед чужими людьми, но при правильном воспитании и развитии это чувство проявляется недолго до 1 года 8Месяцев. Далее дети более спокойно реагируют на появление незнакомых людей.

Необходимо обратить внимание на эту особенность психического развития малыша и

выбрать более подходящий возраст для посещения детского сада.

3. Готовность ребенка к предметной деятельности и общению с

окружающими. Малышу легче адаптироваться, если он владеет навыками ситуативно- делового общения, готов сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе элементарной игровой деятельности, инициативен, активен, самостоятелен в процессе данного взаимодействия. Если в условиях семьи с ребенком играли мало, преимущество отдавали только эмоциональным контактам, то в детском саду такой ребенок будет испытывать недостаток внимания и чувствовать себя одиноко. Если в

семье малыша научили действовать с игрушками, он обладает элементарными обследовательскими умениями, то отвлечься от ситуации разлуки со значимыми взрослыми ему будет значительно легче.

4. Готовность ребенка сотрудничать со сверстниками. Период раннего

возраста является благоприятным для развития положительного отношения малыша к сверстникам. Ребенок, не владеющий умениями устанавливать контакты с другими детьми, не готовый положительно реагировать на желание ровесника поиграть с ним или рядом, взять на время игрушку, тяжелее адаптируется к условиям детского сада.

Действия воспитателя, способствующие успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада

Организация адаптационного периода ребенка начинается задолго до его

прихода в группу. Педагогу важно познакомиться с родителями малыша. Необходимо рассказать об особенностях работы группы, обязательно обратить внимание на режим жизнедеятельности детей и сделать акцент на необходимости максимально приблизить к данному режиму распорядок дня дома. В процессе беседы педагог может получить полную информацию о ребенке:

— об особенностях его здоровья, физического развития, частоте и тяжести

перенесенных заболеваний;

— о наиболее частой реакции ребенка на новую обстановку, незнакомых людей;

— о качестве развития культурно-гигиенических навыков (пользуется ли сам

туалетом, самостоятельно ли принимает пищу, умывается, одевается и т. д.);

— о степени владения навыками ситуативно-делового общения, готовности

включиться в процесс сотрудничества со сверстниками или взрослыми, с

удовольствием ли играет со взрослыми, действует с игрушками.

Для эффективности процесса привыкания ребенка к новой обстановке можно

предложить родителям до регулярного посещения детского сада приводить малыша на прогулку, чтобы ребенок мог включиться в игровые действия с другими детьми, привык к воспитателям, можно предложить посетить групповую комнату, дать малышу возможность привыкнуть к обстановке группы, поиграть в игрушки.

Не менее важно создать благоприятные условия для ребенка в первые дни

посещения — расположить к себе, установить контакт в присутствии мамы или папы, называя малыша тем именем, к которому он привык в семье. Если ребенок позволит, можно помочь ему раздеться, в этот момент для малыша важен тактильный контакт, который легко осуществить именно в процессе раздевания. В первые минуты нужно быть рядом с ребенком, познакомить с другими детьми, поиграть. Для снижения чувства тревожности, беспокойства попросите родителей принести любимую игрушку малыша, можно оставить мамину или папину вещь. Предложите малышу выбрать собственный шкафчик для раздевания, оставить для начала там какую-то вещь «пожить».

В общении с ребенком нельзя игнорировать его желания: если у малыша есть

потребность посидеть у воспитателя на руках, педагог должен удовлетворить это желание. Нужно стараться переключить внимание ребенка на новые игрушки, увлекательную деятельность, предложить в чем-то помочь педагогу. Таким образом, впроцессе адаптации ребенка можно использовать такие приемы, как элементы телесной терапии, исполнение небольших песенок, релаксационные игры, элементы сказкотерапии, развивающие игры и т. д. Ребенку можно задавать вопросы про любимую игрушку: ответы позволят увидеть, есть ли динамика процесса адаптации, что беспокоит малыша, какие наблюдаются успехи и достижения, каково самочувствие ребенка.

В период адаптации малыша к условиям детского сада особый акцент важно

сделать на процессе взаимодействия с семьей. Родители должны стать полноценными партнерами в решении задач адаптации ребенка к новым социальным условиям.

Задача воспитателя младших групп состоит в том, чтобы каждый ребенок

чувствовал себя комфортно в теплой, доброжелательной атмосфере детского сада. Это требует прежде всего продуманной организации всей жизни ребенка. Недостатки нарушают положительное эмоциональное состояние малышей, побуждают к конфликтам, капризам, и в результате появляется негативная реакция на посещение  детского сада.

Особое внимание следует уделить режиму пребывания детей в детском саду,

изменяя его в зависимости от потребностей детей, климатических особенностей региона, сезона и т. д.

Примерный режим дня в детском саду в 1-й младшей группе

Содержание                                                                                            Время

Холодный период года (сентябрь—май)

Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика                                     7.15—8.00

Подготовка к завтраку, завтрак ,                                                        8.00—8.30

гигенические процедуры          

Игры, подготовка к образовательной деятельности                         8.30—9.00

Образовательная деятельность, развивающие                                  9.00—9.35

подгрупповые образовательные ситуации на игровой основе (НОД)

Игры, подготовка к прогулке, прогулка                                             9.40—11.20

Возвращение с прогулки,

гигиенические процедуры,  игры                                                      11.20—11.40

Подготовка к обеду, игры, обед                                                        11.40—12.10

Подготовка ко сну, дневной сон                                                       12.10—15.00

Постепенный подъем детей, воздушные процедуры,                     15.00—15.30

игровой массаж

Полдник                                                                                               15.30—15.45

Игры, досуги, совместная деятельность с детьми,                          15.45—16.20

самостоятельная деятельность по интересам

Подготовка к прогулке, прогулка                                                     16.20—17.15

Уход детей домой                                                                                        

Теплый период года (июнь—август)

Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика на участке                  7.00—8.00

детского Сада  (зависит от подготовленности детей)                                                                                          

Подготовка к завтраку, завтрак                                                        8.00—8.30

Игры, подготовка к прогулке, к образовательной деятельности

И выход на прогулку                                                                         8.30—9.00

                                                               

Игры, наблюдения, воздушные, солнечные процедуры,

образовательная деятельность (на участке)                                    9.00—11.10

Возращение с прогулки, игры, водные процедуры                      11.10—11.30

Подготовка к обеду, обед                                                                11.30—12.00

Подготовка ко сну, дневной сон                                                     12.00—15.00

Подъем детей, игровой массаж, игры                                             15.00—15.10

Полдник                                                                                             15.10—15.35

Игры, подготовка к прогулке, выход на прогулку ,

Уход детей домой                                                                             15.45—17.15

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

В раннем возрасте используется тематическое планирование содержания

образовательного процесса. Темы определяются исходя из потребностей обогащения детского опыта: предметный мир, социальный мир, мир природы и пр. Например, могут быть такие темы: «Наш детский сад», «Игрушки», «Я и мои друзья», «Домашние животные», «Мы едем, едем, едем», «Мама, папа и я» и т. п. Тема планируется на 3—5 дней. Она объединяет содержание, методы и приемы из разных образовательных областей.

Для работы с детьми 2—3-х лет эффективно сюжетно-тематическое

планирование образовательного процесса. В этом случае образовательный процесс строится вокруг конкретных игровых персонажей, определяющих в рамках темы на некоторый отрезок времени «сюжет» и содержание детской жизни. Например, в гости к детям приходит из леса мишка Топтыжка или приезжает из цирка веселая обезьянка.

Они в течение недели становятся инициаторами интересных событий, проблемных ситуаций, образных игр-импровизаций, экспериментирования, наблюдений и разговоров. Игровые персонажи учат детей правильно общаться, показывают новые способы действий с игрушками и другими предметами, участвуют в музыкальной и изобразительной деятельности, помогают малышам проявлять заботу и внимание к близким и пр.

В планировании работы учитываются принципы сезонности, повторяемости

содержания с определенным усложнением, нарастания самостоятельности и

активности детей.

Детям раннего возраста доступно понимание ярких сезонных изменений. Они не просто наблюдают, но и отражают их в своей деятельности: рисуют падающий снег; изображают в движении, как кружатся снежинки; делают аппликацию снеговиков; слушают стихи и сказки о зиме; строят домик из снега для мишки и пр. Тема «Времена года» находит отражение как в планировании образовательных ситуаций и занятий, так и в свободной игровой деятельности детей.

В содержании планирования учитываются также доступные пониманию детей праздники, такие как Новый год, день рождения и т. п. Например, в декабре планируются образовательные ситуации и занятия, отражающие предновогоднее время, тема «Мы встречаем Новый год».

Ситуация «Поможем куклам Маше и Пете собраться на праздник»

предусматривает подбор нарядной одежды с учетом пола и развитие эмоциональных переживаний, связанных с праздником (направление —окружающий мир: предметы и люди).

Ситуация «Дети на празднике елки» — рассматривание картины (направление — развитие речи).

Ситуация «Мы зажигаем на елке огоньки» — рисование на силуэте елки

огоньков при помощи тампонов с краской (направление — изобразительная

деятельность: рисование).

Ситуация «Мы готовим праздничное угощение для кукол» — коллективная лепка (направление — изобразительная деятельность: лепка).

Ситуация-инсценировка «Здравствуй, Дедушка Мороз» — диалог с Дедом Морозом, рассматривание подарков и группировка их по цвету и форме (направления— окружающий мир: предметы и люди; первые шаги в математику).

Ситуация «Какие мы нарядные сегодня» (направления — окружающий мир:люди; развитие речи).

На музыкальных и физкультурных занятиях предусматривается включение

игровых образов, связанных с предстоящим праздником (музыкальные игры, песенки, хороводы, подвижные игры и т. п.). Естественно, что в этот период происходит и знакомство детей с соответствующими новогодними стихами и сказками (направление— детская литература).

На прогулках воспитатель вовлекает детей в образные игры-имитации

(«Кружатся снежинки», «Веселые зайчата»), в эмоциональные моменты типа

«Здравствуй, зимушка-зима», включающие любование красотой белого снега или катание кукол на саночках, в общие практические дела («Сделаем в снегу дорожку для Дедушки Мороза» и т. п.). В игровом уголке создается обстановка новогоднего праздника игрушек и семьи за праздничным столом (куклы).

Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало

неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сфер детей, обогащению их личного опыта, росту самостоятельности и давало каждому ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Основные характеристики развивающей предметно-пространственнойй

среды в группах раннего возраста

1. Разнообразие: наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребенка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами.

2. Доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле

зрения и досягаемости ребенка), а также доступность по показателям возрастного развития.

3. Эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности,

психологической защищенности и эмоционального благополучия): среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции; позволить ребенку проявить свои эмоции.

4. Гибкое зонирование пространства по направлениям деятельности: построение не пересекающихся друг с другом развивающих зон, некая параллельность — это связано с особенностями возраста: играем не вместе, а рядом.

5. Взаимодополняемость, взаимозаменяемость предметов одной зоны и другой.

6. Удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст — возраст повышенной двигательной активности, исследовательского характера). Для удовлетворения возрастной активности ребенка необходимо, чтобы он имел возможность преобразовывать окружающую среду, изменять ее самыми разнообразными способами.

Важно помнить, что развивающая предметно-пространственная среда групп

раннего возраста рассматривается как комплекс эргономических и психолого- педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.

Развивающее пространство для малышей 1,5—3-х лет в первую очередь должнобыть безопасно. Необходимо обратить внимание на правильное расположение мебели и крупногабаритного оборудования (например, детских горок, больших игровых блоков),

обеспечивающее детям и взрослым свободу передвижения по групповой комнате. Все оборудование, перегородки должны быть надежно зафиксированы, радиаторы закрыты защитными накладками. Мебель — без острых углов, изготовленная из натуральных и нетоксичных материалов.

Безопасность предметно-развивающей среды обеспечивается и грамотным

расположением игр и игрушек, в первую очередь они должны быть расположены на доступном для детей уровне, чтобы малыши могли легко достать любую интересующую их игрушку, а также самостоятельно убирать ее на место по завершении игры.

Для удобства и рациональности использования группового помещения

рекомендуется зонирование его пространства. С этой целью можно использовать перегородки, специальные ячейки, ниши. Главное, чтобы каждая зона хорошо просматривалась из разных уголков группы с целью обеспечения безопасности малышей. Положительный эффект зонирования пространства заключается в возможности ребенка сосредоточиться на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.

В помещении группы раннего возраста можно создать следующие зоны

предметно-развивающей среды:

— физического развития;

— сюжетных игр;

— строительных игр;

— игр с транспортом;

— игр с природным материалом (песком, водой);

— творчества;

— музыкальных занятий;

— чтения и рассматривания иллюстраций;

— релаксации (уголок отдыха и уединения).

Важно продумать разные способы размещения детей во время развивающего

взаимодействия воспитанников и педагога. Это могут быть коврики, где можно удобно расположиться педагогу с подгруппой детей и поиграть, рассмотреть иллюстрации.

Не лишним будет и уголок релаксации или уединения, где ребенок может

отдохнуть, побыть в одиночестве, особенно после шумных и подвижных игр, чтобы избежать нервного перенапряжения.

Не стоит перенасыщать пространство, наоборот, мобильные, мягкие и легкие

модули позволят менять облик групповой комнаты и создавать возможности для удовлетворения двигательной, сенсомоторной потребности детей в различных видах движений.

При проектировании предметно-развивающего пространства в группах раннего возраста важно помнить о необходимости его динамичности. Выделенные зоны должны иметь возможность объединяться, взаимозаменяться и дополняться.

Обстановка может модифицироваться в зависимости от изменения потребностей, интересов и возможностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа младшей группы

Предлагаю  вашему  вниманию  рабочую  программу  младшей  группы, построенной  по  принципу  основной  общеобразовательной  программы  дошко...

Рабочая программа (младшая группа) на тему: Программа "Малютка"

Программа по обеспечению социального благополучия детей раннего возраста на группе с кратковременным пребыванием.   «Малютка»   МДОУ   Д/с  № 27 «Чеб...

Рабочая программа младшая группа.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа с. Большая ПолянаТербунского района Липецкой области  «Согласовано» Председатель методическ...

Рабочая программа младшая группа

разработана на  основе  программы  "Детство"...

Рабочая программа младшей группы, реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС) Составители: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.

Рабочая программа, реализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС)Младший возраст (3-4 года) Программу составили: Ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы (с 3 до 4 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)

Рабочая программа младшей группы № 6 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям ...