Рабочая программа дополнительного образования "Волшебный мир оригами"
рабочая программа на тему

Лопухова Ирина Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5ЛЕТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmma_vol.mir_origami_liv.docx44.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Прогимназия «Сообщество»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО                          ОБРАЗОВАНИЯ

« ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5ЛЕТ.

на 2015-2016 учебный год

                                                                                                              Составила:

                                                                                Лопухова И.В,

                                                                                      воспитатель первой

                                                                                      квалификационной категории

                                            

Г. Нефтеюганск 2015 г


Содержание.

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………3

  1. Содержание программы ……………………………………………………………………….4

  1. Методическое обеспечение программы ………………………….6

  1.  Учебно-тематическое планирование……………………………..19

  1. Список литературы…………………………………………………………..21


Пояснительная записка.

Таинственный мир превращенья бумаги…

                                                                         Здесь все чародеи,волшебники,маги.
                                                                    Творят они сказки своими руками.
                                                                            И мир тот чудесный зовут
ОРИГАМИ.

 

      Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»-

складывать.

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми. Данная рабочая программа разработана на основе программы С.Мусиенко, Г.Бутылкиной «Оригами в детском саду» как вид дополнительного образования в форме совместной деятельности педагога и воспитанниками детского сада.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие 

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Обучать приемам работы с бумагой в технике оригами.

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

·Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

· Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

· Воспитывать интерес к искусству оригами.

· Расширять коммуникативные способностей детей.

· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.


Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа « Волшебный мир оригами» рассчитана на 1 год (средний дошкольный возраст 4-5лет). Для успешного освоения программы совместная деятельность проводится в  средней группе  №1 «Пчёлка» МБОУ «Прогимназия «Сообщество» в количестве 10 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май.  Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня по желанию детей и запросу родителей. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа. Общее количество занятий в год – 36.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговой – в мае.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.

2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам.

3.«Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам,  потешкам, стихотворениям.

5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.


                     

Формы и методы обучения.

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры.
А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
 репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
         •
 фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками.
         •
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и       фронтальных форм работы
         •
 групповой – организация работы в группах.
        •
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение     проблем.

 


Ожидаемые результаты:

 В результате обучения по данной программе дети:
– научатся приемам работы с бумагой в технике оригами;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям,; создавать изделия оригами
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.

 

             


Учебно- тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Знакомство со свойствами бумаги

1

2.

Знакомство с оригами. Входная диагностика.

1

3.

Волшебные превращения. Изготовление фигурок.

22

4.

Составление композиций, картин.

10

5.

Организация выставки

2

Итого:

36

                                   

Перспективный план работы

 В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Месяц

№п/п

Тема

Цели и задачи

Сентябрь

1.

Знакомство со свойствами бумаги.

Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов и свойств (однотонная и цветная, тонкая и толстая, гладкая и шероховатая, легко рвется, мнется, горит). Учить делать разноцветные шарики (мятая бумага).

2.

Знакомство с оригами. Входная диагностика.

 

Выявить знания и умения детей

3.

«Конфетка»

Научить элементарной технике оригами, складывать квадрат пополам по диагонали, находить середину квадрата, сгибать противоположные углы квадрата к середине.

Октябрь

4.

«Осенняя открытка»

Познакомить детей с базовой формой «дверь».

Дополнять поделку украшениями, подбирать детали по размеру.

5.

 

«Заяц – хвастун».

 

Продолжать складывать квадрат пополам по диагонали; учить загибать уголки в нужном направлении. Развивать внимание детей, умение четко следовать инструкциям воспитателя.

6.

«Фонарик для гномика»

Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Закрепить базовую форму «дверь». Создать хорошее настроение. Дополнять поделку украшениями

7.

«Зонтик»

Познакомить детей с базовой формой «воздушный змей». Научить конструировать зонтик, собирая его из нескольких модулей

8.

«Гриб»

Закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях, аккуратно работать с клеем; развивать внимание.

Ноябрь

9.

«Ветка рябины»

Продолжать учить выполнять базовую форму» воздушный змей»

Продолжать упражнять отгибать уголок в нужном направлении ,готовить заготовки на определенную тему, соединять заготовки в единую композицию.

10.

«Елочки в лесу»

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали. Учить выполнять поделку из нескольких частей. Формировать умение подбирать детали по размеру. Дополнять поделку по своему желанию

Воспитывать внимание, умение следовать инструкциям, развивать творческую активность

11.

«Снежинка»

Продолжать учить выполнять б. ф. «блинчик»

Учить создавать снежинку квадратной формы

Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги вчетверо

Учить вырезать кончиками ножниц

12.

Выставка работ

«В гостях у осени»

 

 

 

 

 

Месяц

№п/п

Тема

Цели и задачи

Декабрь

13.

«Парусник»

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении

14.

«Рыбка»

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении

15.

«Водоросли»

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении

Учить понимать действие «перевернуть», «загнуть»

Продолжать учить оформлять поделку по своему вкусу

Развивать умение красиво подбирать цвета, творческую активность при оформлении

16.

«Снеговик»

Учить выполнять поделку из нескольких частей. Продолжать учить понимать слова «сгиб», «до сгиба», «центр»

Формировать умение подбирать детали по размеру, развивать глазомер

Дополнять поделку по своему желанию

Январь

17.

«Стаканчик»

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении

18.

«Звезда»

Учить создавать поделку путем соединения нескольких одинаковых частей

Продолжать упражнять в сгибании базовой формы «воздушный змей», отгибать заданную сторону в нужном направлении

19.

«Рамка для фото»

Продолжать знакомство с базовой формой «блинчик» ,упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданные уголки в нужном направлении

Учить пользоваться пооперационной картой

Учить понимать действие «перевернуть», «загнуть».

20.

«Восьмерка».

Продолжать знакомство с базовой формой «блинчик» ,упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданные уголки в нужном направлении

Учить пользоваться пооперационной картой

Учить понимать действие «перевернуть», «загнуть»

Развивать умение красиво подбирать цвета, творческую активность при оформлении

Февраль

21.

«Тюльпан»

Продолж   Упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении

22.

«Ромашка».

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении.

23.

«Лисичка»

Закрепить умение следовать инструкции педагога; развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать речевое дыхание; познакомить с новой базовой формой «блинчик».

24.

Выставка работ «Зимняя сказка»

 

Месяц

№п/п

Тема

Цели и задачи

Март

25.

«Дом»

Продолжать упражнять в сгибании квадрата пополам («книжка»), отгибать уголки в нужном направлении

Дополнять поделку по своему желанию

Развивать интерес к изготовлению поделок

26.

«Щенок»

Учить выполнять поделку из нескольких частей

Продолжать учить складывать квадратный лист в разных направлениях. Дополнять поделку готовыми деталями.

27.

«Котенок»,

Учить выполнять поделку из нескольких частей

Продолжать учить складывать квадратный лист в разных направлениях. Дополнять поделку готовыми деталями.

28.

«Цыпленок»

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении

Апрель

29.

«Лягушата на болоте»

научить конструировать лягушат путем сложения базовой формы «воздушный змей»

30.

«Солнышко»

Учить создавать поделку путем соединения нескольких одинаковых частей

Продолжать упражнять в сгибании базовой формы «воздушный змей», отгибать заданную сторону в нужном направлении

 

31.

«Бабочка»

Закреплять умение выполнять базовую форму «косынка», «воздушный змей»

Продолжать закреплять умение самостоятельно пользоваться пооперационными картами.

32.

«Тюльпанчики»

Закреплять умение выполнять базовую форму « простой треугольник». Продолжать закреплять умение самостоятельно пользоваться пооперационными картами.

Май

33.

«Лиса и Медведь»

Продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую.

34.

«Грач»

Оказание индивидуальной помощи детям в изготовлении поделок. Напомнить, что правильность изготовления зависит от аккуратности работы и от четких загибов бумаги.

35.

Коллективная работа «Цветущий луг»

Помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата (базовая форма «простой треугольник», «воздушный змей» и т.д.).

36.

Чему мы научились за год

Диагностика по итогам года.

Итого:

                         36

 

Требования к уровню образования воспитанников по данной    программеhttp://gigabaza.ru/images/38/75869/6b791115.gif

Диагностируемые параметры

Формы и методы диагностики

Уровень знаний

Дети должны знать простейшие базовые формы оригами (блинчик, квадрат, птица, лягушка, книжка, катамаран, водяная бомбочка). Способы выполнения поделки из бумаги в технике оригами. Историю возникновения искусства оригами. Знать различные варианты выполнения работы в технике оригами. Знать способы складывания и развертывания бумаги при выполнении поделки

Пооперационный карты, рисунок готового изделия в технике оригами. Некоторые элементы, выполненные на демонстрационном листе.

Уровень умений

Дети должны уметь работать с бумагой различной фактуры, выполнять простейшие работы в технике оригами без помощи взрослого, уметь мастерить из бумажных квадратов несложные поделки. Уметь создавать несложные сюжетные композиции для игры. Выполнять и составлять панно, работая в коллективе. Уметь аккуратно пользоваться ножницами, клеем, кисточкой.

Практические занятия .

Индивидуальные поручения.

Участие в организации выставки.

 Диагностические показатели качества освоения курса программы

п/п

Уровни развития

Знание базовых форм оригами (блинчик, квадрат, лягушка, птица, книжка, водяная бомбочка)

Умение выполнять поделки в технике оригами

Умение выполнять поделки в технике оригами по образцу, дополняя поделку своими элементами

Знать основные способы складывания и развертывания бумаги

Создавать собственные композиции в технике оригами

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1.

Высокий уровень

2.

Средний уровень

3.

Низкий уровень

4.

Средний показатель в %

Критерии диагностики:

 

Высокий уровень: знание простейших базовых форм оригами, умение выполнять поделки в технике оригами, создавать собственные композиции.

Средний уровень: знание простейших базовых форм в технике оригами, выполнение поделок в технике оригами при помощи пооперационных карт, с небольшой помощью взрослого.

Низкий уровень: частичное знание базовых форм оригами , выполнение поделок в технике оригами при непосредственном участии взрослого.

   


Учебно- методическое обеспечение программы.

Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
II. Материалы из опыта работы педагога: 
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий.
• Схемы создания изделий оригами  (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий. 
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Оборудование для совместной деятельности.

  • Подготовленное рабочее место с набором бумаги (Белая бумага, цветная  тонкая и плотная, двухсторонняя цветная бумага)
  • Ножницы, клей. Емкость для сбора обрезков.
  • Емкость для кисточки, салфетка.
  • Магнитофон с записью музыки леса или шума воды, японских мотивов.
  • Набор иллюстративного материала.
  • Журналы и книги по оригами
  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Трафареты с кругами
  • Ластик

Методические разработки:
• Интернет сайт
• Компьютерные презентации:
– «Цветочные композиции» (по материалам сайта Омского центра оригами).
– «Бумажный сад оригами» (по материалам сайта Московского центра оригами).
– «Путешествие по стране оригами» (по материалам сайта «Travel to Oriland»).
Конспекты занятий:
• Вводное занятие по оригами
• Итоговое занятие в конце года.


Список литературы.

1.Оригами в детском саду. О.Белобрыкина. учебное пособие. – М.: Владос, 2001 г.

2.Аппликация в детском саду. М.А.Гусакова. – М.: Просвещение, 1987 г.

3.Мир игрушек и поделок. О.В.Парулина. – Смоленск.: Русич, 1999 г.

4.Сто поделок из бумаги. Г.И.Долженко.- Яросдавль.: Академия. 1999 г.

5.Оригами в детском саду. С.Мусиенко, Г.Бутылкина –М.: Владос, 2003 г.

6. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

7.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

8.Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

9.Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

10. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация, Санкт - Петербург, «Кристалл», 1998

11.Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт -Петербург, «Дельта», 1996

12. Коротеев И.А. Оригами для малышей. М, «Просвещение», 1996

13. Соколова С.В. Театр оригами. Игрушки из бумаги. М: «Эксмо», Санкт - Петербург: «Валери СПД», 2003

14. Соколова С. Сказки из бумаги. Санкт -Петербург, «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 1998

15. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2005

16. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительной деятельности кружка «Волшебные ручки: Оригами».

Пояснительная записка.Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека....

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Рабочая программа дополнительного образования "В стране оригами" для детей 4-5 лет

Рабочая программа дополнительного образования "В стране оригами" для детей 4-5 лет...