Методическая разработка. Познавательно-практический проект для детей старшей группы "Здоровые зубы - всякому любы".
методическая разработка (старшая группа) на тему

Белых Анна Владимировна

Цель: дать  детям  сведения,  необходимые  для  укрепления  здоровья; выработать  на  основе  полученных  знаний  необходимые  гигиенические  навыки  и  привычки,  которые  нужны  для  жизни  и  труда;  расширять  и  уточнять  представление  о  поддержании  чистоты  в  ротовой  полости;  дать  некоторые  представления  о  строении  и  значении  зубов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

                              ДЛЯ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕЙ  ГРУППЫ:

                        «ЗДОРОВЫЕ  ЗУБЫ-ВСЯКОМУ  ЛЮБЫ»    

                                                                       Подготовила:  

                                                                       воспитатель МБДОУ № 14 «Кораблик»

                                                                       Белых  Анна  Владимировна

                                                                       педагогический  стаж  работы: 22  года          

                                                             2015 г.

                                                           г.Керчь

            Паспорт  проекта  для  детей  старшей  группы  детского  сада

                                    «Здоровые  зубы – всякому  любы»

Вид  проекта: познавательно – практический

Состав  участников  проектной  деятельности: воспитатели, дети, родители

Целевая  группа: дети  5 – 6 лет

Интеграция: образовательные  области: познание, социализация, коммуникация, физическая  культура,  чтение  художественной  литературы,  здоровье,  художественное  творчество,  безопасность

Сроки  реализации  проекта: три  недели  ( с  14.09 по  02.10).  по  срокам  проведения  проект  относится  к  среднесрочным

Прогнозируемые  результаты  реализации  проекта:

∙   наличие  у  детей  суммы   знаний, соответственной  возрасту,  о  правилах  гигиены  полости  рта,  о  строении  и  функциях  зубов,  о  причинах  заболеваниях  зубов;                                                                                                                                                   ∙   овладение  детьми  элементарными   умениями  и  навыками  по  правильному  уходу  за  полостью  рта;                                                                                                                           ∙   наличие  желания  иметь  красивые  зубы,  привычку  соблюдать  правила  гигиены  полости   рта,  посещать  стоматолога;                                                                          ∙   повышение  уровня  развития  у  дошкольников  самостоятельности  и  ответственности.

Актуальность:

          В  настоящее  время  установлено, что основные  стоматологические  заболе-вания  «программируются»  до  рождения  или  в  первые  годы  жизни. Эти  забо-левания  отличаются  в  детском  возрасте  необычайно  агрессивным  течением.                                                                                                                                                            Исключительно  высокая  распространенность  у  детей  кариеса (до  90%  уже   на  пятом – шестом  году  жизни)  делает  эту  проблему  особой  значимости. Тем  более   что  зубы, пораженные  кариесом, - это  постоянный  источник  инфекций,  чреватый  развитием  еще  более  серьезных  общих  заболеваний  (таких,  как  сепсис,  остеомиелит, ревматизм  и  т.д.). Плохие  зубы  у  ребенка – потом  такие  же  зубы  у  взрослого.  Не  менее  чем  у  50 – 70%  детей  отмечаются  нарушения  формирования  правильного  прикуса,  которые  потом  нередко  осложняются  тяжелыми  деформациями  зубочелюстного  аппарата.                                                                                                                                    

        Актуальность  проблемы  подтверждается  данными  ВОЗ – около  80%  людей  в  той  или  иной  степени  страдают  заболеваниями  пародонта.  Не здоровые  зу-бы,  являясь  источником  инфекции,  могут  стать  причиной  одних  заболеваний  (гайморит,  тонзиллит)  и  усугубить  протекание  других  (заболевания  сердца,  почек,  суставов  и  т.д.).                                                                                                Немецкие  медики  установили,  что  болезнетворные  бактерии,  проникающие  через  поврежденные  десны,  способствуют  образованию  атеросклеротических  бляшек  в  мозговых  сосудах.  В  исследовании  наблюдалось  более  10 000  че-ловек  в  течении  20  лет. Оказалось,  что  примерно  треть  больных  инсультом  имеют  пародонтит – хроническое  воспаление  десен.  Очаг  хронической  инфек-ции  в  ротовой  полости  становится  рассадником  микроорганизмов,  «атакую-щих»  сосуды  мозга.                    

        Но  мало  кто  задумывается,  с  чего  же  это  все  начинается.  Ротовая  по-лость, являясь  начальным  звеном  пищеварительного  тракта,  выступает  в  роли  «дегустатора».  Какие  импульсы  пойдут  из  полости  рта  к  желудку  и  кишеч-нику,  настолько  успешной  будет  их  функция.  В  свою  очередь,  на  слизистую  оболочку  ротовой  полости,  ткани  пародонта, сам  зуб  отрицательно  воздейст-вуют  заболевания  желудочно – кишечного  тракта, сердечнососудистой,  эндок-ринной  системы,  снижение  иммунитета,  недостаток  витаминов,  микроэлемен-тов,  зашлакованность  организма.                

        При  наличии  кариозных  зубов,  нездоровой  слизистой,  микробы,  в  част-ности,  стрептококки  и  стафилококки,  постепенно  попадают  в  кровь  и  пора-жают  различные  органы  и  системы.  В  результате  могут  возникнуть  наруше-ния  зрения  и  слуха,  кожные  реакции,  выпадение  волос  или  воспаление  желез  внутренней  секреции  и  даже  развитие  ревматизма,  почечной  и  сердечной  недостаточности.              

        Все  эти  факты  позволяют  сделать  вывод,  что  помимо  эстетического  вне-шнего  вида  существует  множество  гораздо  более  важных  причин  для  того,  чтобы  следить  за  здоровьем  своих  зубов.                                              

 Каждый  здравомыслящий  человек  заботится  о  своих  зубах  и  деснах  в  меру  своих  возможностей  и  знаний.                                                                    

      Однако,  как  ни  прискорбно,  но  знания  эти  часто  оказываются  поверх-ностными.                                                                                                                                                                                                                    

      Неправильные  представления  об  уходе  за  полостью  рта  часто  становятся  причиной  проблем.  Именно  поэтому  тема  нашего  проекта  «Здоровые  зубы – здоровью  любы»  является  актуальной.  Одна  неделя  целенаправленной  работы  в  данном  направлении,  конечно,  не  решит  всех  проблем.  Но  значительно  по-может,  во-первых,  дать  детям  необходимую  сумму  знаний  о  гигиене  полости  рта,  о  строении  и  функциях  зубов,  во-вторых,  поможет  овладеть  элементар-ными  умениями  и  навыками  в  правильном  уходе  за  зубами и, в-третьих,  раз-вить  у  дошкольников  самостоятельность  и  ответственность.                                                

     Наш  проект  реализуется  не  только  через   систему  занятий,  но  и  в  свобод-ное  от  занятий  время ( экспериментальная  деятельность,  чтение  художествен-ной  литературы,  участие  в  выставках,  игровая  деятельность,  экскурсии  и  т.д.)

Основанием  для  внедрения  данного  проекта  стало:

∙   необходимость  воспитания  бережного  отношения  к  своему  здоровью;                        ∙   необходимость  расширения  представлений  детей  о  профилактике  кариеса  и  обучения  гигиеническим  навыкам  чистки  зубов.

Цель  проекта:

∙   дать  детям  сведения,  необходимые  для  укрепления  здоровья;  выработать  на  основе  полученных  знаний  необходимые  гигиенические  навыки  и  привычки,  которые  нужны  для  жизни  и  труда;                                                                                      ∙   расширить  и  уточнить  представление  о  поддержании  чистоты  в  ротовой  полости;                                                                                                                                                 ∙   дать  некоторые  представления  о  строении  и значении  зубов;                              ∙   уточнить   и  закрепить  основные  правила  гигиены  полости  рта;  формировать  у  детей  представление  о  правильном  питании  и  его  важности  в  сохранении  здоровья  зубов;                                                                                                                                      ο   воспитание  нравственных  качеств;                                                                                          ο   создание  положительного  настроя

Задачи  проекта:

∙   познакомить  ребят  со  строением  и  основными  функциями  зубов,  правилами  ухода  за  зубами,  причинами  заболевания  зубов;                                                                        ∙   учить  правильно  и  последовательно  чистить  зубы,  пользоваться  зубной  щеткой;                                                                                                                                 ∙   формировать  устойчивую  привычку  соблюдать  правила  гигиены  полости  рта;                                                                                                                                                  ∙   воспитывать  желание  иметь  красивые  и  здоровые  зубы; доброжелательное  отношение  к  посещению  стоматологического  кабинета;                                                                                                                              ∙   расширить  педагогическую  грамотность  родителей

Предварительная  работа:  чтение  художественной  литературы,  рассматрива-ние  иллюстраций.

Формы  работы  с  родителями:

∙   привлечение  родителей  к  сбору  материала (стихотворений,  пословиц,  пого-ворок  о  зубах,  зубной  щетке , картинок  с  улыбками)                                                         ∙   подготовка  материала «Профилактика  кариеса  у  детей  и  взрослых»,  «Как  сохранить  у  ребенка  здоровыми  зубы?»                                                                                     ∙   памятки  для  родителей: «Школа  чистки  зубов»                                                          ∙   мини-книга «12  мифов  о  ротовой  гигиене  детей  и  взрослых»

Программное  содержание:

∙   уточнить  знания  о  назначениях  зубов,  понять  причины  их  повреждения;                                                                                                                    ∙   познакомить  детей  со  строением  зубов  методом  самообследования;                         ∙   закрепить  знания  детей  о  правилах  ухода  за  зубами  и  объяснить  детям  необходимость  такого  ухода;                                                                                                           ∙   формирование  здорового  образа  жизни  у  старших  дошкольников;                      ∙   познакомить  детей  с  месторасположением  зубов  в  ротовой  полости,  их  названием  и  количеством.

Методы  организованной  деятельности:

Рассказ,  беседа,  самообследование,  эксперимент,  практическая  деятельность,  логические  рассуждения,  опыты.

 Этапы  проекта 

Этапы

Срок проведения

Задачи

Ι этап – диагности-ческий

1  неделя

-  подготовить  методическую  базу;                                                                           -  выяснить  уровень  знаний  детей,  родителей  о  гигиене  полости  рта;                                                   -  постановка  цели,  поиск  фор-мы  реализации  проекта,  разра-ботка  содержания.

ΙΙ этап – реализации-онный

2  неделя

Организация  совместной (с  пе-дагогами,  родителями  и  деть-ми)  творческой,  поисковой  и  практической  деятельности.  Работа  над  частями  проекта.  Выставка  детских  рисунков,  опыты,  исследовательская  дея-тельность,  подведение  итогов  проектов.

ΙΙΙ этап - итоговый

3  неделя

Продукт  проектной  деятель-ности:  открытое  занятие,  фо-товыставка  для  родителей «Знаем,  как  сделать  улыбку  красивой»

 

                  МЕРОПРИЯТИЯ  ПО  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

Название

Задачи

НОД «Чтоб  свои  родные  зубки  мог  ты  дольше  сохранить»

-  раскрыть  строение  и  функции  зубов;                                -  объяснить  причину  болезни  зубов;                              -  познакомить  детей  с  правилами  ухода  за  зубами;                                                                                                        -  формировать  потребность  в  сохранении   зубов  здоровыми;                                                                                          -  приучать  ребенка  быть  внимательным  к  себе,  к  состоянию  своих  зубов.

НОД «Логосказка «Жемчужная  улыбка»

-  развивать  связную  речь,  обучать  детей  рассказыванию  сказки  «Жемчужная  улыбка»  с  использованием  алгоритмов.

НОД «Здоровые  зубки»

-  способствовать  формированию  у  детей  представления  о  правильном  питании  и  его  важности  в  сохранении  здоровья  зубов  и  всего  организма.

НОД «Здоровые  зубы - красивая  улыбка»

-  познакомить  детей  с  необходимостью  ухода  за  зубами,  с  техникой  чистки  зубов,  с  правилами  ухода  за  зубами.

Беседа «Профессия  врач – стоматолог» (презентация)

-  познакомить  с  профессией  стоматолога;                                  -  воспитывать  доброжелательное  отношение  к  посещению  стоматологического  кабинета,  к  встречи  с  врачом – стоматологом.

Беседа «Моя  зубная  щетка»

-  формировать  представление  о  нормах  здорового  образа  жизни;                                                        -  содействовать  самостоятельному  и  осознанному  выполнению  правил  личной  гигиены (особенно  гигиене  зубов).

Практическая  деятельность:  чистка  зубов,  мытье  зубных  щеток.

-  учить  правильно  и  последовательно  чистить  зубы;

Дидактическая  игра: «Вредно-полезно»

-  закреплять  знания  детей  о  полезной  и  вредной  пище  для  здоровья  зубов;

Дидактические игры  и  упражнения: «Что  есть  во  рту»

-  учить  детей  называть  части  полости  рта,  описывать  их;

Дидактические  игры  и  упражнения: «Какие  у  нас  зубы»

-  формировать  понятие  о  строении  и  функции  зубов;

Досуг «Здоровые  зубы  здоровью  любы»

-  познакомить  детей  с  элементарным  строением  зуба,  учить  правильно  ухаживать  за  зубами,  прививать  любовь  к  своему  организму,  желание  заботиться  о  нем;

Целевая  экскурсия: «В медицинский  кабинет»

-  воспитывать  доброжелательное  отношение  к  посещению  медицинского  кабинета (рассказ  медицинского  работника);

Сюжетно-ролевая  игра  «В  кабинете  у  врача  стоматолога»

-  закреплять  в  ходе  игры  знания  о   работе  стоматолога;

Продуктивная  деятельность:

∙  художественное  творчество;                                           ∙  рисование «Веселый  зубик, грустный  зубик»              ∙  коллаж  из  улыбок;                                                           ∙  составление  пазла «Зубная  щетка»  и  «Зубная  паста»

Чтение  художественной  литературы:

П.Прядко  «Доктор  маме  говорил»                                                                     Джулия  Рум  «Чистим  зубки»                                                               Н.Зубарева «Крокодил  не  чистит  зубы»                                                          М.Генин  «Симпатичный  акуленок»                          В.Черняева  «Только  что  от  пасты  толку?»                                       Е.Смолякова «Жили-были  зубки»                                                                       Е.Орловская «Сказка  про  зубную  феечку»                        И.Гурина «Сказка  про  больные  зубки», «сказка  про  зубную   фею   и  вредный  кариес»

Мультзал: «Кругосветное  путешествие  за  ослепительными  улыбками»

-  закреплять  полученные  знания  в  просмотре  мультфильма;

Детское  экспериментирование

-  дать  детям  возможность  понять,  что  от  воздействия  вредных  факторов  разрушается  защитная  оболочка

Работа  с  родителями:                                         «Здоровые  зубы  здоровью  любы» (памятка)

«Следим  за зубами»  (памятка)

Мини-книга «12  мифов  о  ротовой  гигиене  детей  и  взрослых»

«Зачем  нужна  зубная  паста?»(презентация)

«Полезные  для  зубов  продукты» (консультация)

«Здоровые  зубки  с  раннего  детства» (консультация)

Анкетирование «Ваша  зубная  паста»

Выставка «Средства  гигиены  полости  рта»

Привлечение  к  сбору  материала (стихов,  пословиц, загадок,  сказок)

Родительское  собрание «Сохраним  зубки  здоровыми»

-  ознакомление  родителей  с  комплексом  мер  по  профилактике  заболеваний  зубов;

-  выполнение  рекомендаций  по  организации  профилактической  работы  с  целью  снижения  частоты  заболеваний  кариесом;

Литература:

  1. Все  о  здоровом  образе  жизни, Перевод  с  английского. М. Из-ий  дом «Ридерз  Дайджест»  1998.- С.130-133 «Гигиена  рта», «Зубы»;С.133 «Запах  изо  рта»;С.130-132 «Зубная  щетка»,  «Уход  за  зубами»;
  2. Мартынов  С.М. Здоровье  ребенка  в  ваших  руках. Советы  практического  врача  педиатра. Книга  для  воспитателя. М.Просвещение, 1991.-С.43
  3. Авдеева Н.Н.,  Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность»
  4. Гуменюк Е.И.,  Слисенко Н.А. «Будь  здоров»
  5. Голицына Н.С.,  Шумова И.М. «Воспитание  основ  здорового  образа  жизни  у  малышей»
  6. Иванова А.И. «Естественно-научные  наблюдения  и  эксперименты  в  детском  саду»
  7. Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее  пространство   дошкольного  образовательного  учреждения»
  8. Меньшикова Л.А.,  Попова Н.Л. «Здоровейка  в  гостях  у  малышей»
  9. Тугушева Г.И., Чистякова А.Е. «Экспериментальная  деятельность  детей  среднего  и  старшего  дошкольного  возраста»