Методическая разработка. Познавательно-практический проект для детей старшей группы "Здоровые зубы - всякому любы".
методическая разработка (старшая группа) на тему
Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда; расширять и уточнять представление о поддержании чистоты в ротовой полости; дать некоторые представления о строении и значении зубов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ:
«ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ-ВСЯКОМУ ЛЮБЫ»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ № 14 «Кораблик»
Белых Анна Владимировна
педагогический стаж работы: 22 года
2015 г.
г.Керчь
Паспорт проекта для детей старшей группы детского сада
«Здоровые зубы – всякому любы»
Вид проекта: познавательно – практический
Состав участников проектной деятельности: воспитатели, дети, родители
Целевая группа: дети 5 – 6 лет
Интеграция: образовательные области: познание, социализация, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы, здоровье, художественное творчество, безопасность
Сроки реализации проекта: три недели ( с 14.09 по 02.10). по срокам проведения проект относится к среднесрочным
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
∙ наличие у детей суммы знаний, соответственной возрасту, о правилах гигиены полости рта, о строении и функциях зубов, о причинах заболеваниях зубов; ∙ овладение детьми элементарными умениями и навыками по правильному уходу за полостью рта; ∙ наличие желания иметь красивые зубы, привычку соблюдать правила гигиены полости рта, посещать стоматолога; ∙ повышение уровня развития у дошкольников самостоятельности и ответственности.
Актуальность:
В настоящее время установлено, что основные стоматологические заболе-вания «программируются» до рождения или в первые годы жизни. Эти забо-левания отличаются в детском возрасте необычайно агрессивным течением. Исключительно высокая распространенность у детей кариеса (до 90% уже на пятом – шестом году жизни) делает эту проблему особой значимости. Тем более что зубы, пораженные кариесом, - это постоянный источник инфекций, чреватый развитием еще более серьезных общих заболеваний (таких, как сепсис, остеомиелит, ревматизм и т.д.). Плохие зубы у ребенка – потом такие же зубы у взрослого. Не менее чем у 50 – 70% детей отмечаются нарушения формирования правильного прикуса, которые потом нередко осложняются тяжелыми деформациями зубочелюстного аппарата.
Актуальность проблемы подтверждается данными ВОЗ – около 80% людей в той или иной степени страдают заболеваниями пародонта. Не здоровые зу-бы, являясь источником инфекции, могут стать причиной одних заболеваний (гайморит, тонзиллит) и усугубить протекание других (заболевания сердца, почек, суставов и т.д.). Немецкие медики установили, что болезнетворные бактерии, проникающие через поврежденные десны, способствуют образованию атеросклеротических бляшек в мозговых сосудах. В исследовании наблюдалось более 10 000 че-ловек в течении 20 лет. Оказалось, что примерно треть больных инсультом имеют пародонтит – хроническое воспаление десен. Очаг хронической инфек-ции в ротовой полости становится рассадником микроорганизмов, «атакую-щих» сосуды мозга.
Но мало кто задумывается, с чего же это все начинается. Ротовая по-лость, являясь начальным звеном пищеварительного тракта, выступает в роли «дегустатора». Какие импульсы пойдут из полости рта к желудку и кишеч-нику, настолько успешной будет их функция. В свою очередь, на слизистую оболочку ротовой полости, ткани пародонта, сам зуб отрицательно воздейст-вуют заболевания желудочно – кишечного тракта, сердечнососудистой, эндок-ринной системы, снижение иммунитета, недостаток витаминов, микроэлемен-тов, зашлакованность организма.
При наличии кариозных зубов, нездоровой слизистой, микробы, в част-ности, стрептококки и стафилококки, постепенно попадают в кровь и пора-жают различные органы и системы. В результате могут возникнуть наруше-ния зрения и слуха, кожные реакции, выпадение волос или воспаление желез внутренней секреции и даже развитие ревматизма, почечной и сердечной недостаточности.
Все эти факты позволяют сделать вывод, что помимо эстетического вне-шнего вида существует множество гораздо более важных причин для того, чтобы следить за здоровьем своих зубов.
Каждый здравомыслящий человек заботится о своих зубах и деснах в меру своих возможностей и знаний.
Однако, как ни прискорбно, но знания эти часто оказываются поверх-ностными.
Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся причиной проблем. Именно поэтому тема нашего проекта «Здоровые зубы – здоровью любы» является актуальной. Одна неделя целенаправленной работы в данном направлении, конечно, не решит всех проблем. Но значительно по-может, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний о гигиене полости рта, о строении и функциях зубов, во-вторых, поможет овладеть элементар-ными умениями и навыками в правильном уходе за зубами и, в-третьих, раз-вить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Наш проект реализуется не только через систему занятий, но и в свобод-ное от занятий время ( экспериментальная деятельность, чтение художествен-ной литературы, участие в выставках, игровая деятельность, экскурсии и т.д.)
Основанием для внедрения данного проекта стало:
∙ необходимость воспитания бережного отношения к своему здоровью; ∙ необходимость расширения представлений детей о профилактике кариеса и обучения гигиеническим навыкам чистки зубов.
Цель проекта:
∙ дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда; ∙ расширить и уточнить представление о поддержании чистоты в ротовой полости; ∙ дать некоторые представления о строении и значении зубов; ∙ уточнить и закрепить основные правила гигиены полости рта; формировать у детей представление о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов; ο воспитание нравственных качеств; ο создание положительного настроя
Задачи проекта:
∙ познакомить ребят со строением и основными функциями зубов, правилами ухода за зубами, причинами заболевания зубов; ∙ учить правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой; ∙ формировать устойчивую привычку соблюдать правила гигиены полости рта; ∙ воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы; доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета; ∙ расширить педагогическую грамотность родителей
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматрива-ние иллюстраций.
Формы работы с родителями:
∙ привлечение родителей к сбору материала (стихотворений, пословиц, пого-ворок о зубах, зубной щетке , картинок с улыбками) ∙ подготовка материала «Профилактика кариеса у детей и взрослых», «Как сохранить у ребенка здоровыми зубы?» ∙ памятки для родителей: «Школа чистки зубов» ∙ мини-книга «12 мифов о ротовой гигиене детей и взрослых»
Программное содержание:
∙ уточнить знания о назначениях зубов, понять причины их повреждения; ∙ познакомить детей со строением зубов методом самообследования; ∙ закрепить знания детей о правилах ухода за зубами и объяснить детям необходимость такого ухода; ∙ формирование здорового образа жизни у старших дошкольников; ∙ познакомить детей с месторасположением зубов в ротовой полости, их названием и количеством.
Методы организованной деятельности:
Рассказ, беседа, самообследование, эксперимент, практическая деятельность, логические рассуждения, опыты.
Этапы проекта
Этапы | Срок проведения | Задачи |
Ι этап – диагности-ческий | 1 неделя | - подготовить методическую базу; - выяснить уровень знаний детей, родителей о гигиене полости рта; - постановка цели, поиск фор-мы реализации проекта, разра-ботка содержания. |
ΙΙ этап – реализации-онный | 2 неделя | Организация совместной (с пе-дагогами, родителями и деть-ми) творческой, поисковой и практической деятельности. Работа над частями проекта. Выставка детских рисунков, опыты, исследовательская дея-тельность, подведение итогов проектов. |
ΙΙΙ этап - итоговый | 3 неделя | Продукт проектной деятель-ности: открытое занятие, фо-товыставка для родителей «Знаем, как сделать улыбку красивой» |
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Название | Задачи |
НОД «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить» | - раскрыть строение и функции зубов; - объяснить причину болезни зубов; - познакомить детей с правилами ухода за зубами; - формировать потребность в сохранении зубов здоровыми; - приучать ребенка быть внимательным к себе, к состоянию своих зубов. |
НОД «Логосказка «Жемчужная улыбка» | - развивать связную речь, обучать детей рассказыванию сказки «Жемчужная улыбка» с использованием алгоритмов. |
НОД «Здоровые зубки» | - способствовать формированию у детей представления о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма. |
НОД «Здоровые зубы - красивая улыбка» | - познакомить детей с необходимостью ухода за зубами, с техникой чистки зубов, с правилами ухода за зубами. |
Беседа «Профессия врач – стоматолог» (презентация) | - познакомить с профессией стоматолога; - воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встречи с врачом – стоматологом. |
Беседа «Моя зубная щетка» | - формировать представление о нормах здорового образа жизни; - содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены (особенно гигиене зубов). |
Практическая деятельность: чистка зубов, мытье зубных щеток. | - учить правильно и последовательно чистить зубы; |
Дидактическая игра: «Вредно-полезно» | - закреплять знания детей о полезной и вредной пище для здоровья зубов; |
Дидактические игры и упражнения: «Что есть во рту» | - учить детей называть части полости рта, описывать их; |
Дидактические игры и упражнения: «Какие у нас зубы» | - формировать понятие о строении и функции зубов; |
Досуг «Здоровые зубы здоровью любы» | - познакомить детей с элементарным строением зуба, учить правильно ухаживать за зубами, прививать любовь к своему организму, желание заботиться о нем; |
Целевая экскурсия: «В медицинский кабинет» | - воспитывать доброжелательное отношение к посещению медицинского кабинета (рассказ медицинского работника); |
Сюжетно-ролевая игра «В кабинете у врача стоматолога» | - закреплять в ходе игры знания о работе стоматолога; |
Продуктивная деятельность: | ∙ художественное творчество; ∙ рисование «Веселый зубик, грустный зубик» ∙ коллаж из улыбок; ∙ составление пазла «Зубная щетка» и «Зубная паста» |
Чтение художественной литературы: | П.Прядко «Доктор маме говорил» Джулия Рум «Чистим зубки» Н.Зубарева «Крокодил не чистит зубы» М.Генин «Симпатичный акуленок» В.Черняева «Только что от пасты толку?» Е.Смолякова «Жили-были зубки» Е.Орловская «Сказка про зубную феечку» И.Гурина «Сказка про больные зубки», «сказка про зубную фею и вредный кариес» |
Мультзал: «Кругосветное путешествие за ослепительными улыбками» | - закреплять полученные знания в просмотре мультфильма; |
Детское экспериментирование | - дать детям возможность понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка |
Работа с родителями: «Здоровые зубы здоровью любы» (памятка) «Следим за зубами» (памятка) Мини-книга «12 мифов о ротовой гигиене детей и взрослых» «Зачем нужна зубная паста?»(презентация) «Полезные для зубов продукты» (консультация) «Здоровые зубки с раннего детства» (консультация) Анкетирование «Ваша зубная паста» Выставка «Средства гигиены полости рта» Привлечение к сбору материала (стихов, пословиц, загадок, сказок) Родительское собрание «Сохраним зубки здоровыми» | - ознакомление родителей с комплексом мер по профилактике заболеваний зубов; - выполнение рекомендаций по организации профилактической работы с целью снижения частоты заболеваний кариесом; |
Литература:
- Все о здоровом образе жизни, Перевод с английского. М. Из-ий дом «Ридерз Дайджест» 1998.- С.130-133 «Гигиена рта», «Зубы»;С.133 «Запах изо рта»;С.130-132 «Зубная щетка», «Уход за зубами»;
- Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. Советы практического врача педиатра. Книга для воспитателя. М.Просвещение, 1991.-С.43
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность»
- Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Будь здоров»
- Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»
- Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду»
- Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения»
- Меньшикова Л.А., Попова Н.Л. «Здоровейка в гостях у малышей»
- Тугушева Г.И., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»