Кружок "Волшебная бумага!" (техника оригами)
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) по теме

Кружок

«Волшебная бумага»

(техника оригами)

Возраст детей 5-7 лет

Пояснительная записка:

В простом листе бумаги скрыто бесконечное число самых разных фигурок – зверей, птиц, рыб, цветов и многого другого.

Умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии.

Такие способности считались у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер.

Это умение передавалось из поколения в поколения. Чтобы 
творить такие бумажные чудеса, надо овладеть волшебным искусством оригами.

 Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? 
Ведь существует столько захватывающих занятий и игр для детей. Зачем вспоминать игры пятисотлетней давности? Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуем разобраться, с какими проблемами постоянно сталкивается человек в течение всей своей жизни. Как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности – вот главная проблема для ребенка. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. 
Для творческого развития главное – ребенок должен постоянно решать проблемы (и простые и сложные). Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листке скрыты мириады разных образов: и традиционные кораблики, самолетики, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. 
Оригами в переводе с японского – это искусство бумажной пластики. «Найди скрытые в бумаге сгибы и изломы – и ты получишь оригами». Оно привлекло внимание многих жителей России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развитие мелкой моторики. Психологи считают, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор - мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения

Цели: 
Таким образом, занятия оригами:

- дисциплинируют; 
- воспитывают усидчивость, ответственность; аккуратность; 
бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);

- способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

 - влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки; 
- позволяют детям испытывать свои возможности и проявить способности: 

- конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея; 
- изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, 
- использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета; 
- творческие – оригинальное применение известных моделей, изобретение вариаций на классические модели, изобретение своих фигурок; 
- оформительские – оформление открыток, помещений к празднику; 
- театральные – обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.


Основные задачи занятий по изготовлению поделок в стиле оригами: 

1. Воспитывать у детей дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности. 
2. Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с помощью изготовления поделок из бумаги, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. 
3. Развивать умение планировать, анализировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, пооперационным картам, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога. 
4. Знакомить детей со способами преобразования геометрических фигур; развивать пространственную ориентировку. 
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 
6. Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности. 
7. Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.

Месяц:

Тема:

Цель:

Оборудование:

Сентябрь

1. «Дом»

2. «Шкатулочка»

Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Рассказать историю оригами. Показать образцы.

Познакомить детей с основными приёмами складывания бумаги.

 Отработать с детьми самые простые приёмы складывания квадрата, прямоугольника.

Образцы поделок, разные виды бумаги. Квадрат, ножницы.

Октябрь

1 «. Кошелек»

2. «Петушок»

Продолжаем учиться аккуратно, сгибать прямоугольник, чётко следуя основному правилу, точно совмещать углы и стороны.

Иллюстрации, бумага, ножницы на каждого ребёнка.

Ноябрь

1 «. Мышка»

2. «Поросенок»

Обучать приемам декоративного украшения поделок аппликацией, помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата,
 воспитывать самостоятельность. 

Образцы, бумага, ножницы по количеству детей

Декабрь

1. «Снежинка».

2. «Самолет»

Научить в большом треугольнике, вырезать ножницами маленькие треугольники. Закончить поделку оформлением. Предложить создать композицию из снежинок.

Разнообразные снежинки, бумага, ножницы

 Образец самолёт, бумага, ножницы по количеству детей

 

Январь

1. «Щенок»

2. «Котенок»

Учить складывать квадратный лист бумаги, делать складку «молния»

Игрушка котёнок, щенок, бумага, ножницы по количеству детей.

Февраль

1. «Карманчик»

2. «Стаканчик»

 

Отрабатываем самые простые приёмы складывания квадрата.

Образцы, бумага, ножницы по количеству детей.

Март

1. «Цветы для мамы»

2. «Ракета»

Учить детей складывать квадрат по диагонали, переворачивать квадрат, сгибать квадрат пополам, научить вдавливать стороны внутрь.

Иллюстрации цветов, образцы цветов из оригами, бумага, ножницы по количеству детей.

 

Апрель

1.Лодочка с парусом

2.Парусник

Продолжать учить детей мастерить поделки в стиле оригами; познакомить дошкольников с одним из способов соединения деталей склеиванием; воспитывать самостоятельность 

Образцы, бумага, ножницы по количеству детей.

Май

1.Вертушка

2.Бабочка

Соединять детали в единое целое, соблюдая определённую последовательность, использовать аппликацию. Оформление альбома детских работ за период обучения.

Образцы, бумага, ножницы по количеству детей.

Методы, используемые на занятиях кружка:

 

- беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций.

- показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе:

- научатся различным приёмам работы с бумагой;

- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами,

- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами.

- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- разовьют внимание, память. мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.

- познакомятся с искусствами оригами,

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Советы родителям: C детьми дошкольного возраста рекомендуется выполнять первые два упражнения вместе, так как поделки для этого возраста основаны только на этих приемах складывания. Упражнения складывания необходимо сочетать со словесными комментариями и наводящими вопросами: 
- Где угол квадрата? и так далее. 
- Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, 
предлагая ребенку повторять ваши действия с бумагой. 
- Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него 
слишком многого. 
- Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше. 
- Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький «учитель» с радостью придет вам на помощь. 
- Помните, что занятие не должно длиться 30 минут. 
- При проявлении усталости используйте потешку, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой: 

Наши пальцы не ленились, 
Над фигурою трудились. 
Уголочки загибали 
И немножечко устали. 
Мы легонько их стряхнем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок

«Волшебная бумага»

(техника оригами)

Возраст детей 5-7 лет

Пояснительная записка:

В простом листе бумаги скрыто бесконечное число самых разных фигурок – зверей, птиц, рыб, цветов и многого другого.

Умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии.

Такие способности считались у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер.

Это умение передавалось из поколения в поколения. Чтобы 
творить такие бумажные чудеса, надо овладеть волшебным искусством оригами.

 Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? 
Ведь существует столько захватывающих занятий и игр для детей. Зачем вспоминать игры пятисотлетней давности? Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуем разобраться, с какими проблемами постоянно сталкивается человек в течение всей своей жизни. Как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности – вот главная проблема для ребенка. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. 
Для творческого развития главное – ребенок должен постоянно решать проблемы (и простые и сложные). Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листке скрыты мириады разных образов: и традиционные кораблики, самолетики, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. 
Оригами в переводе с японского – это искусство бумажной пластики. «Найди скрытые в бумаге сгибы и изломы – и ты получишь оригами». Оно привлекло внимание многих жителей России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развитие мелкой моторики. Психологи считают, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор - мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения

Цели: 
Таким образом, занятия оригами:

- дисциплинируют; 
- воспитывают усидчивость, ответственность; аккуратность; 
бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);

- способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

 - влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки; 
- позволяют детям испытывать свои возможности и проявить способности: 

- конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея; 
- изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, 
- использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета; 
- творческие – оригинальное применение известных моделей, изобретение вариаций на классические модели, изобретение своих фигурок; 
- оформительские – оформление открыток, помещений к празднику; 
- театральные – обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.


Основные задачи занятий по изготовлению поделок в стиле оригами: 

1. Воспитывать у детей дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности. 
2. Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с помощью изготовления поделок из бумаги, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. 
3. Развивать умение планировать, анализировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, пооперационным картам, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога. 
4. Знакомить детей со способами преобразования геометрических фигур; развивать пространственную ориентировку. 
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 
6. Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности. 
7. Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.

Месяц:

Тема:

Цель:

Оборудование:

Сентябрь

1. «Дом»

2. «Шкатулочка»

Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Рассказать историю оригами. Показать образцы.

Познакомить детей с основными приёмами складывания бумаги.

 Отработать с детьми самые простые приёмы складывания квадрата, прямоугольника.

Образцы поделок, разные виды бумаги. Квадрат, ножницы.

Октябрь

1 «. Кошелек»

2. «Петушок»

Продолжаем учиться аккуратно, сгибать прямоугольник, чётко следуя основному правилу, точно совмещать углы и стороны.

Иллюстрации, бумага, ножницы на каждого ребёнка.

Ноябрь

1 «. Мышка»

2. «Поросенок»

Обучать приемам декоративного украшения поделок аппликацией, помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата,
воспитывать самостоятельность. 

Образцы, бумага, ножницы по количеству детей

Декабрь

1. «Снежинка».

2. «Самолет»

Научить в большом треугольнике, вырезать ножницами маленькие треугольники. Закончить поделку оформлением. Предложить создать композицию из снежинок.

Разнообразные снежинки, бумага, ножницы

 Образец самолёт, бумага, ножницы по количеству детей

Январь

1. «Щенок»

2. «Котенок»

Учить складывать квадратный лист бумаги, делать складку «молния»

Игрушка котёнок, щенок, бумага, ножницы по количеству детей.

Февраль

1. «Карманчик»

2. «Стаканчик»

Отрабатываем самые простые приёмы складывания квадрата.

Образцы, бумага, ножницы по количеству детей.

Март

1. «Цветы для мамы»

2. «Ракета»

Учить детей складывать квадрат по диагонали, переворачивать квадрат, сгибать квадрат пополам, научить вдавливать стороны внутрь.

Иллюстрации цветов, образцы цветов из оригами, бумага, ножницы по количеству детей.

Апрель

1.Лодочка с парусом

2.Парусник

Продолжать учить детей мастерить поделки в стиле оригами; познакомить дошкольников с одним из способов соединения деталей склеиванием; воспитывать самостоятельность 

Образцы, бумага, ножницы по количеству детей.

Май

1.Вертушка

2.Бабочка

Соединять детали в единое целое, соблюдая определённую последовательность, использовать аппликацию. Оформление альбома детских работ за период обучения.

Образцы, бумага, ножницы по количеству детей.

Методы, используемые на занятиях кружка:

- беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций.

- показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе:

- научатся различным приёмам работы с бумагой;

- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами,

- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами.

- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- разовьют внимание, память. мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.

- познакомятся с искусствами оригами,

- овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Советы родителям:
C детьми дошкольного возраста рекомендуется выполнять первые два упражнения вместе, так как поделки для этого возраста основаны только на этих приемах складывания. Упражнения складывания необходимо сочетать со словесными комментариями и наводящими вопросами: 
- Где угол квадрата? и так далее. 
- Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, 
предлагая ребенку повторять ваши действия с бумагой. 
- Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него 
слишком многого. 
- Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше. 
- Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький «учитель» с радостью придет вам на помощь. 
- Помните, что занятие не должно длиться 30 минут. 
- При проявлении усталости используйте потешку, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой: 

Наши пальцы не ленились, 
Над фигурою трудились. 
Уголочки загибали 
И немножечко устали. 
Мы легонько их стряхнем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по конструированию из бумаги техникой оригами

Конспект занятия на конкурс "Моё лучшее занятие" на тему: "Вот и осень. Обитатели леса" (фрагмент)...

Изготовление синицы из бумаги (техника оригами)

Презентация изготовления синицы в технике оригами....

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе по конструированию из бумаги техникой оригами «Бутон тюльпана».

Занятия по оригами очень полезны для детей, особенно тем у кого есть нарушения в речи....

План-конспект занятия по конструированию из бумаги (техника оригами) «Поросенок» в старшей группе

Цель: развитие познавательного интереса и творческих способностей.Задачи: Учить складывать бумагу в техники оригами.Развивать мелкую моторику рук.Воспитывать аккуратность при работе с клеем.Закрепить ...

Использование нетрадиционной техники работы с бумагой. Техника "Изонить" (разработка программы)

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобра...

Работа с бумагой, техника оригами

Оригами (яп., букв.: «сложенная бумага») —древнее искусство складывания фигурокиз бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай,где и была открыта бумага.  ...

Мастер класс на тему: Работа с бумагой . Техника «Оригами». Лисичка.

Данная разработка будет полезна воспитателям ДОУ   в создании презентаций по теме конструирования Работа с бумагой "Оригами"Очень хорошо подходит для детей разных возрастных катего...